Ответы на вопросы первого заместителя губернатора Новгородской области Бориса Воронцова в ходе он-лайн конференции, состоявшейся сегодня, 15 декабря.

ИА REGNUM: Борис Валерьевич, Новгородская областная Дума 17 декабря намерена принять во втором, окончательном чтении бюджет области на 2009 год и на период 2010-2011 годов. Вы рассчитываете на 100-процентное исполнение бюджета в 2009 году? За счет чего будет покрываться дефицит?

В настоящее время проводится работа по уточнению параметров консолидированного бюджета, что связано с влиянием последствий международного финансового кризиса. Напомню, что антикризисными мерами, предложенными российским правительством, улучшены условия налогообложения для организаций. В связи с этим, с 1 января 2009 года из федерального бюджета предполагается возместить бюджетам субъектов Российской Федерации часть выпадающих доходов - путем увеличения на 0,5% ставки налога на прибыль, зачисляемой в бюджеты субъектов, и увеличения до 100% доходов акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, с последующим распределением по нормативам, установленным федеральным бюджетом. Кроме этого, ко второму чтению консолидированного бюджета области на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов областной администрацией совместно с управлением Федеральной налоговой службы по Новгородской области подготовлены предложения по уменьшению доходов областного бюджета на 2,2 млрд рублей. В результате рост доходов бюджета в 2009 году составит 118% по сравнению с 2008 годом. Дефицит бюджета предусматривается в размере 10%, он будет покрываться кредитами банков.

ИА REGNUM: Какие меры поддержки муниципальных районов предусмотрены в бюджете области на 2009 год?

В областном бюджете сформированы фонд финансовой поддержки муниципальных районов и фонд софинансирования расходов, за счет которого бюджетам районов и бюджету Великого Новгорода предоставляются субсидии для софинансирования отдельных расходных обязательств органов местного самоуправления. Объем этих фондов в 2009 году по сравнению с 2008 годом не уменьшен. Помимо этого, в бюджеты муниципальных районов и городского округа будут перечисляться субсидии на ремонт ветхих объектов муниципальных учреждений социальной сферы. Будет оказана финансовая поддержка органам местного самоуправления в рамках ряда областных целевых программ, среди которых - "Культура Новгородской области", "Реформирование и развитие государственной и муниципальной службы в Новгородской области", "Безопасность образовательного учреждения на 2008-2010 годы", "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2011 годы".

ИА REGNUM: Из бюджета области на 2009 год исключена программа развития индустриальных площадок в регионе - на ее финансирование планировалось направить около 23 млн рублей. Развитие индустриальных площадок может "подождать"? Каким же образом область намерена привлекать инвесторов?

В проекте областного бюджета на 2009 год на реализацию областной программы создания и развития индустриальных площадок финансирование, действительно, не предусмотрено. Тем не менее, в этом году в Чудовском районе по площадке "Торфяное" за счет средств областного бюджета были выполнены предварительные проектные работы. Это позволит начать поиск частных инвесторов, которые за свои средства смогут разработать проект и приступить к обустройству площадки инженерной инфраструктурой с дальнейшим предложением земельных участков для реализации конкретных инвестиционных проектов. Кроме того, активно проводится работа по инвентаризации и систематизации информации о свободных площадках, представляющих интерес для инвесторов. Сейчас в области насчитывается 115 свободных индустриальных площадок с разной степенью обеспеченности инженерной инфраструктурой, которые активно предлагаются потенциальным инвесторам.

ИА REGNUM: Губернатор Новгородской области Сергей Митин заявлял прессе, что в ситуации финансовой нестабильности ряд инвестиционных проектов "могут быть поставлены под вопрос". Что это за проекты? И в каких проектах региональная администрация уверена?

Финансовая нестабильность, несомненно, может оказать влияние на реализацию инвестиционных проектов. По имеющимся у нас данным, в настоящий момент официальных отказов нет. Вместе с тем, по информации, полученной от руководства предприятий, реализация некоторых проектов может быть отложена. Это, в частности, проект строительства в Окуловском районе цементного завода, реализуемого ООО "Угловский цементный завод", входящего в группу "Базел цемент", а также строительство в Чудовском районе завода по производству минераловатной теплоизоляции на основе базальтовых волокон (проект компании "Парок Групп Холдинг"). Отмечу, что в Новгородской области в январе-октябре 2008 года объем инвестиций в основной капитал в сравнении с аналогичным периодом 2007 года вырос на 9,6% до 20,3 млрд рублей. Суммарный объем инвестиций по проектам, находящимся в инвестиционной фазе, составляет 43,5 млрд рублей. Сейчас в реальном секторе экономики области реализуется 60 крупных инвестиционных проектов, в том числе строительство производства МДФ-плит на ООО "Флайдерер" в Новгородском районе (объем инвестиций - 5,2 млрд рублей), проект главного управления ОАО "ТГК-2" по Новгородской области по реконструкции предприятия и расширению мощностей (4,3 млрд рублей инвестиций), строительство в Крестецком районе птицефабрики ООО "Белгранкорм" (2,2 млрд рублей инвестиций) и другие.

ИА REGNUM: Будет ли меняться инвестиционная политика региона? Что область может сейчас предложить потенциальным инвесторам?

В нефинансовый сектор экономики области за 9 месяцев 2008 года поступило иностранных инвестиций на сумму 323,6 млн долларов США, что на 46,3% больше соответствующего периода 2007 года. Рост связан с финансированием крупных инвестиционных проектов, реализуемых в лесопромышленном комплексе, и кредитов, полученных на пополнение оборотных средств организациями с иностранными инвестициями. Доля прямых иностранных инвестиций составляет 68,2%. Основной объем традиционно направлен в лесопереработку и производство пищевых продуктов. Наибольший объем инвестиций поступил из Финляндии, Польши, Германии, Швейцарии, Дании. При губернаторе области создан координационный совет по совершенствованию инвестиционной деятельности. Приоритетные направления привлечения инвестиций согласуются со стратегией развития региона до 2030 года: это агропромышленный комплекс; жилищное строительство и производство строительных материалов; развитие туристской индустрии; развитие кластеров автокомпонентов; создание вертикально-интегрированных структур в лесопромышленный комплекс; развитие энергетики на альтернативных видах топлива. В перспективе планируется создать в области условия для перехода к проектному финансированию, что позволит в рамках действующего законодательства наиболее эффективно контролировать реализацию инвестиционных проектов от стадии запуска до момента выхода на прибыль.

ИА REGNUM: Изменится ли налоговая политика администрации Новгородской области?

Областным налоговым законодательством дополнительных налоговых льгот налогоплательщикам не вводится.

ИА REGNUM: Доля малого бизнеса в экономике Новгородской области сегодня - всего около 7%. Что делают власти для развития малого и среднего предпринимательства в регионе?

Администрация области ставит амбициозную задачу: увеличить долю малого предпринимательства в валовом региональном продукте в два раза. Именно малое и среднее предпринимательство должно стать в условиях мирового финансового кризиса одним из главных резервов развития территорий. Для этого необходимо создать все необходимые условия не только для успешного функционирования уже созданных малых предприятий, но и привлекать в малое и среднее предпринимательство широкие слои общества, прежде всего молодежь.У нас создано управление по развитию малого и среднего бизнеса, на базе которого сформирован Центр содействия развитию малого и среднего предпринимательства. По различным вопросам предприниматели могут обратиться по специальным телефонам горячей линии. Принята целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в области на 2008-2010 годы", и сейчас ведется работа по увеличению ее финансирования. В частности, мы разработали проект документа, который позволит предусмотреть финансовую поддержку для начинающих предпринимателей. Кроме того, в 2009 году стартует программа поддержки муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса. Софинансирование из областного бюджета должно стимулировать муниципалитеты изменить свое отношение к мероприятиям по развитию бизнеса и позволит включить в программы действенные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.

ИА REGNUM: Что представляет собой сегодня гарантийный фонд для малого предпринимательства?

В Новгородской области действуют две программы предоставления гарантий. По крупным инвестиционным проектам инвестор может получить гарантию администрации Новгородской области. Вторая программа ориентирована соответственно на малый бизнес. В области запущен механизм формирования фонда предоставления поручительств. В 2008 году на это мероприятие направлено 5 млн рублей, в следующем планируется еще 10 млн рублей, плюс деньги федерального бюджета на принципах софинансирования. Последние два года область участвует в конкурсах среди субъектов РФ на получение средств из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства и удается получить финансирование по основным мероприятиям областной программы. Гарантийный фонд или фонд поручительств - это простой механизм. При получении кредита в банке предприниматель не имеет возможности предоставить залог на полную сумму, в этом случае за него может поручиться фонд своими деньгами. Фонд поручительств начнет работу в конце декабря.

ИА REGNUM: Насколько велик сегодня государственный долг Новгородской области? Как ведется работа по его погашению?

Государственный долг Новгородской области на конец 2008 года составляет 2,5 млрд рублей (это 21,8% собственных доходов областного бюджета). Область реструктуризировала долговые обязательства перед федеральным бюджетом до 1 января 2013 года на сумму 750 млн рублей. Два кредита, взятых у российских банков, должны быть погашены в 2012 и 2013 годах. Равномерный график долговых выплат обуславливает своевременность его гашения. Объем остатков денежных средств на счете областного бюджета в течение последних лет остается стабильным и позволяет области своевременно рассчитываться по своим обязательствам.