Одним из самых громких событий последних двух недель в Латвии стал скандал с ежегодным музыкальным конкурсом "Новая волна". Недавно организаторы этого помпезного фестиваля заявили о своем решительном намерении отказаться от услуг города Юрмала, где данное мероприятие проводилось на протяжении уже десяти лет. Это известие вызвало полярный разброс откликов. В то время, как одни откровенно радовались тому, что, дескать, наконец-то "праздник дурновкусия" перестанет проводиться на латвийской земле, другие начали подсчитывать многомиллионные убытки, которые может понести республика.

Довольные и недовольные

Как известно, с именем "Новая волна" миллионы жителей бывшего СССР ассоциируют ежегодный международный конкурс исполнителей популярной музыки, широко рекламируемый по радио и телевидению. Изначально его идея принадлежала знаменитым композиторам Игорю Крутому и Раймонду Паулсу. Курортный город Юрмала, в качестве места проведения фестиваля, выбран был не случайно. Еще в советские годы здесь проводились многочисленные концерты камерной, легкой и эстрадной музыки, выступали такие знаменитости и кумиры тех лет, как Аркадий Райкин, Вия Артмане, Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, тот же Паулс и другие.

Первая "Новая волна" с огромным успехом прошла в июле-августе 2002 года. Только по линии организаторов в Юрмалу прибыли тогда более 800 человек и несколько огромных транспортных трейлеров с декорациями и аппаратурой. Зрители наблюдали состязание пятнадцати конкурсантов, а также выступления многочисленных "приглашенных звезд": Тото Кутуньо, Луи Бега, Ф. Киркорова и прочих. В ходе церемонии открытия в концертном зале "Дзинтари" гостей и участников конкурса приветствовала тогдашний президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Официальной же "музой" фестиваля была признана суперзвезда русской поп-музыки Алла Пугачёва - что подчеркнуло статусность мероприятия. Одна только телеаудитория "Новой волны"-2002 составила около 4 млн. телезрителей.

С тех пор "Новая волна" прогремела еще девять раз. В разные годы участниками фестиваля были столь известные исполнители, как Дима Билан, Smash!!, Анастасия Стоцкая, Полина Ростова, Ирина Дубцова, София Нижарадзе, Полина Гагарина, Тина Кароль, Алексей Хлестов и ряд других артистов - из России и других стран. Для многих из них участие в "Новой волне" оказалось настоящей "путевкой в жизнь". Естественно, богатство и разнообразие фестивальной программы привлекало огромное количество зрителей - из Латвии, России и прочих государств. Благодаря этому город Юрмала сумел существенно поправить свое финансовое положение и, фактически, стал жить "от фестиваля к фестивалю". В докризисные годы в дни "Новой волны" наблюдался настоящий туристический бум. Свободных мест не было даже в малоизвестных отелях (при том, что среднегодовая заполняемость гостиниц в Юрмале составляет около 50%), официанты в ресторанах не успевали обслуживать клиентов. Впрочем, и в годы кризиса фестиваль не мог пожаловаться на отсутствие зрителей. Среди них в разное время были столь известные люди, как Роман Абрамович, Михаил Фридман, Тельман Исмаилов, Ринат Ахметов, Петр Авен, Алишер Усманов, Леонард Блаватник - чье суммарное состояние в несколько раз превышает годовой ВВП Латвии. Недаром, сопредседатель жюри конкурса Раймонд Паулс подчеркивал, что "Новая волна" вдохнула жизнь в Юрмалу, и благодаря ей "в этот город снова потянулись сотни, тысячи туристов со всего бывшего Союза".

Однако, далеко не всегда "Новая волна" проходила в атмосфере одних лишь радости и веселья. Некоторые люди и организации восприняли конкурс в штыки. Еще в 2002 году Центр государственного языка наложил на латвийских организаторов фестиваля штраф в размере 50 латов за нарушение Закона о языке - так как во время проведения фестивальной программы не был обеспечен перевод на латышский. А на исходе 2011 года Центр госязыка оштрафовал на 150 латов уже юрмальскую Думу - за то, что на открытой летом "Аллее звезд", располагающейся на улице Турайдас, возле концертного зала "Дзинтари", все надписи были сделаны только на английском языке. У чиновников Думы потребовали, чтобы они договорились с российскими организаторами "Новой волны" о переводе всей информации "Аллеи звезд" на латышский язык. Разумеется, чисто символическая сумма штрафов являлась для оштрафованных смехотворной - но неприятный осадок остался...

Против "Новой волны" неоднократно высказывались представители латвийского истеблишмента. Так, в 2009 году известный адвокат и общественный деятель Андрис Грутупс отметил, что во время проведения конкурса Юрмала выглядит как одна из российских губерний: "Если бы иностранец приехал в Юрмалу и провел там две недели во время конкурса, у него создалось бы странное впечатление. Ему показалось бы, что здесь обитает особая русская секта. Говорят по-русски, а на рекламах и уличных табличках используют латиницу. О какой популяризации Латвии идет речь, если все проходит по-русски, песни звучат на русском языке? И зрители, и певцы теряют чувство места и времени. Им кажется, что они находятся на российской территории... По-моему, цель мероприятия в том, чтобы работать на местную русскую публику, поддерживать их русский дух. Во-вторых, на "Новой волне" латышей хотят приучить к русской речи, к ее доминированию. Сила музыки, песни тоже очень эффективна. Нередко музыка, звучащая в голове человека, определяет его мысли и чувства". Грутупс также заявил, что Латвия должна организовать действительно международный конкурс вокалистов, на котором будут звучать латышская и английская речь. В 2011 году тогдашний министр культуры Сармите Элерте высказалась, что не поддерживает идею создания "Аллеи славы" "Новой волны" на юрмальской территории. Свою мысль она обосновала следующим образом: "Новая волна" сама по себе, а также в плане всей суеты вокруг нее, символизирует постсоветское пространство, из которого мы хотим уйти на вечные времена. Выделение посредственного фестиваля в городской среде непонятно и неприемлемо... Чем меньше таких аллей, тем меньше у некоторых будет напрасных надежд на возможность возвращения в прошлое, где звезды и прославление были важнее качества и содержания".

Тем же летом активисты националистической партии VL- ТБ/ДННЛ провели в Юрмале пикет против "Новой волны". Пикетчики напомнили, что за все время существования фестиваля там ни разу не состоялся вечер латышской песни и что он "не способствует популяризации латвийских исполнителей". Они потребовали, чтобы Министерство культуры и юрмальская Дума впредь не принимали активного участия в организации конкурса. По иронии судьбы позже член той же партии, нынешний министр культуры Жанета Яунземе-Гренде заявила, что не видит в "Новой волне" ничего плохого и фестиваль приносит Латвии большие деньги.

Страсти по фестивалю

...Разговоры о том, что "Новая волна" перекочует в какое-то другое место, заводились за последние годы неоднократно - но всякий раз на уровне разговоров все и оставалось. Но с февраля 2012 года ситуация вокруг конкурса начала быстро накаляться. Градоначальник Юрмалы Гатис Трукснис, еще недавно говоривший в интервью телепрограмме "900 секунд", что фестиваль приносит городу и всей стране прибыль в размере нескольких миллионов латов, что называется, сменил пластинку. В феврале он стал заявлять в прессе о том, что "Новая волна" несет самоуправлению головную боль и никакой прибыли. Мэр жаловался, что "они (организаторы фестиваля - авт.) хотят намного больше, чем вы можете себе представить. Разные выходы к морю, шоу, блокирование улиц и пляжа. Они не хотят понять, что для строительства на море нужны серьезные разрешения. Они этого не понимают. С ними очень трудно говорить". По словам мэра, "несмотря на распространенный миф, городская касса напрямую не получает денег от проведения конкурса. Как раз наоборот. Юрмала участвует своим финансированием в примерно 50 000 латов, оплачивает аренду, уборку и использование территории "Дзинтари". Дополнительно, Г. Трукснис фактически обвинил организаторов фестиваля в несговорчивости и высокомерии: "Организаторы дают понять, что любой город был бы счастлив привлечь такой фестиваль. Они еще добавляют, что Юрмала мало идет им навстречу. А мы думаем, что это не так. Юрмальскую ауру и атмосферу не купишь ни за какие деньги..."

В начале февраля организаторы во главе с Игорем Крутым посетили Латвию, чтобы обсудить дальнейшую судьбу конкурса. Покров тайны над результатами этой поездки приоткрыл композитор Раймонд Паулс, рассказавший в прессе, что, по его информации, фестиваль в Юрмале больше не состоится. "Они не смогли найти общего языка с латвийской стороной", - заявил Паулс, признав, что такой исход не стал для него неожиданностью, поскольку "все к этому шло". Паулс добавил: "Конечно, будут такие, кто обрадуется тому, что "Новой волны" здесь больше не будет. Я сам по этому поводу пережил столько неприятностей, что такую новость воспринял спокойно".

Ситуацией попытался воспользоваться город Рига, вице-мэр которой Андрис Америкс оперативно высказался, что если организаторы пожелают, то конкурс можно будет провести и в столице. Например, на крупнейшей городской площадке Arēna Rīga, или на Домской площади. Чуть позже русскоязычная пресса растиражировала заявление Игоря Крутого: "Я не вижу далее возможности проведения международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Новая волна" в Юрмале. Поэтому в ближайшее время нами будут рассмотрены другие города мира, в том числе и столица Латвии - Рига, как кандидаты на место проведения конкурса в дальнейшем". И. Крутой встретился с руководством рижской Думы, чтобы обсудить возможности проведения фестиваля на Домской площади.

Впрочем, фракция политического объединения "Единство" в рижской Думе резко возразила против "Новой волны" на Домской площади и предложила для этого Парк Победы.

В последующие дни вокруг фестиваля начали распространяться различные домыслы. Например, распространился слух, что "Новая волна" переедет в знаменитый итальянский курортный город Сан-Ремо. В свою очередь, зампредседателя юрмальской Думы Лариса Лоскутова заявила, что город делает все возможное, чтобы конкурс состоялся. Она также отметила, что никаких особых требований к организаторам фестиваля у самоуправления нет. Свою словесную лепту в обсуждение ситуации счел нужным внести и президент Латвии Андрис Берзиньш. По словам главы государства, сообщение о возможном переносе конкурса стало для него "чем-то новым". "Это их взаимное дело, хотя я думаю, что это было бы глупо. У меня это мероприятие ассоциируется с Юрмалой... Можно по-разному оценивать, есть ли там культурная ценность, но я не сомневаюсь, что это приносит Юрмале доходы и развивает город. Думаю, что там в очередной раз наши человеческие проблемы. Там нет политической проблемы. Просто люди толком не понимают, чего они хотят... Что у них конкретно сейчас произошло, я боюсь комментировать, потому что у меня нет информации", - сказал Берзиньш в интервью порталу Diena.lv.

Много шуму наделало заявление мэра известного литовского курорта Паланга Шарунса Вайткуса, что его город готов принять у себя "Новую волну". Отвечая на вопрос, не опасается ли Вайткус возможных обвинений в том, что в Литве слишком много внимания уделяется российской поп-культуре, тот заявил, что думает совсем о другом: "Цель любого курорта, в том числе и Паланги - привлечь туриста, вне зависимости от его национальности. И тут мы не должны усматривать каких-либо политических моментов. Ведь к нам и так едут и русские, и немцы, и поляки, и мы заинтересованы в том, чтобы они приезжали. Самоуправление тратит большие деньги на презентацию курорта за рубежом, в том числе и в России, и в Беларуси. Так что никакой политики здесь не должно быть. Тут все просто - нам нужны туристы".

Сломанные копья

Тем временем стали обнаруживаться различные нюансы, повлиявшие на решение организаторов конкурса об отказе от Юрмалы. В частности, экс-вице-мэр города Марис Дзенитис в передаче "Вопрос с пристрастием" телеканала PRO100TV поведал следующее: "Проблема в том, что уже в прошлом году концертный зал заключил общий договор по питанию - по кафе и сдаче в аренду территории VIP-зоны. С одной стороны, кажется, что проблема небольшая. Но надо понимать, что VIP-зона - это приличные деньги, оборот измеряется в сотнях тысяч латов, думаю, даже превышает миллион латов. Но одно дело экономика, а другое - отношение к продюсерам. Если получается так, что одну часть зала арендуют продюсерам, а другую отдают тем, кто с этого может получить сверхприбыль, то продюсеры будут недовольны этой ситуацией". По словам Дзенитиса, "Новую волну" еще можно было бы вернуть в Юрмалу, поскольку организаторы готовы передумать - но только если получат кафе в VIP-зоне. Правда, для этого концертный зал должен расторгнуть договор с компанией, обслуживающей данную территорию с прошлого года - Priority. Но добиться этого непросто, поскольку договор носит долгосрочный характер, а лоббирует данную компанию, вероятно, одиозный экс-мэр Юрмалы Раймонд Мункевиц (лишившийся места градоначальника в мае 2010 года после громкого коррупционного скандала). Со своей стороны, Р. Паулс обвинил юрмальский муниципалитет в том, что "Дума лишь хочет урвать денег, но не думает, что дать взамен". По его словам, самоуправление не проявляло особого рвения для улучшения необходимой инфраструктуры - например, за сценой концертного зала "Дзинтари" имеется лишь один запущенный туалет. Паулс заявил: "Надо понимать, что "Новая волна" - это международный конкурс с очень многими посетителями и заметными музыкантами. То, что есть только один запущенный туалет, это ненормально. Городу надо думать, как развиваться, чтобы привлечь туристов и улучшить все в целом".

Известие о том, что популярный фестиваль может покинуть пределы Юрмалы и Латвии, некоторыми жителями страны было встречено едва ли не с радостью. Указывалось, что конкурс "на котором вышедшие в тираж звезды российской "попсы" открывают рты под фонограмму" не представляет никакой культурной ценности. Но тут уж сторонники "Новой волны" противопоставили им железобетонные аргументы. Фестиваль действительно приносит республике огромные деньги - по оценкам Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов (ЛАГР), его посетители и участники ежегодно тратят здесь около 10 миллионов латов. Но этим выгода не ограничивается. Один из организаторов конкурса, Александр Шенкман, привел выкладки, что если б Латвия сама тратила деньги на ту рекламу, которую ей делает "Новая волна", то ей понадобилось бы минимум 10 миллионов евро в год. Он напомнил, что фестиваль посещают многочисленные представители русскоязычной элиты: "По качеству людей, которые к нам приезжают, "Новая волна" уникальна. Нет ни одного мероприятия на постсоветском пространстве, да и во всем русскоязычном мире, на которое может собраться такое количество VIP-персон. Впрочем, одно есть, намного более масштабное и серьезное - это Санкт-Петербургский экономический форум. Но там выступают главы государств! "Новая волна" - уникальная площадка для неформальных встреч. Сами собой происходят какие-то вещи, которые потом могут превратиться в серьезные крупные сделки, слияния, поглощения... Если в обычной жизни многие ходят с личными телохранителями, то здесь практически все без охраны".

Бывший мэр Юрмалы Ромуальд Ражукс фактически согласился с такой оценкой, заявив, что для того, чтобы организовать рекламу города, эквивалентную той которую дает "Новая волна", надо потратить на нее не менее двух годовых городских бюджетов. В свою очередь, председатель правления риелторской компании Latio Эдгарс Шинс озвучил прогноз, что если "Новая волна" уйдет из Юрмалы, то цены на недвижимость в городе снизятся приблизительно на 10-20%. Ведь многие туристы из СНГ именно в преддверии конкурса присматривали себе здесь недвижимость - покупали и арендовали квартиры и особняки, резервировали номера в гостиницах. Естественно, гости тратят деньги не только в гостиницах, ресторанах и кафе, но и в многочисленных магазинах, платят за билеты, транспортные услуги и авиабилеты и т.д. Недаром, глава ЛАГР Янис Наглис отметил, что "Новая волна" успела стать "одной из визитных карточек Латвии и одна из историй успеха страны". Наконец, свое обращение по поводу "Новой волны" опубликовал известный латвийский политолог Кристиан Розенвалдс. Признав, что никогда не интересовался "представлением старых звезд российской эстрады со старыми песнями под фонограмму", он отметил, что большинство противников конкурса руководствуются чем угодно, но только не здравомыслием. "После того, как было объявлено, что "Новая волна" в Юрмале может не состояться, я слышу вокруг много злорадства. По поводу того, что русские больше не смогут радоваться своим потускневшим звездам, а юрмальские бизнесмены-хапуги не смогут наживаться, что "обломались" все российские граждане, которые купили здесь квартиры. Многим очень приятно, что от другого человека (русского, латыша, еврея - неважно) отвернулась удача! Если у меня ничего нет, то и другой ничего не заслужил! Не дай Бог, чтобы кому-то повезло, если мне удача не улыбнулась! Ведь тогда я почувствовал бы себя как последний неудачник. Тогда уж лучше, чтобы ни у кого ничего не было!"

...На данный момент судьба фестиваля все еще находится в подвешенном состоянии. Мэр Юрмалы Г. Трукснис направил организаторам "Новой волны" письма с просьбой прибыть в городскую Думу, чтобы обсудить все проблемы. Судя по всему, здравомыслящие представители политической элиты Латвии еще питают надежду на то, что вопрос удастся решить "бескровно" и знаменитый фестиваль не изменит места своей прописки.