"Министр привез нам 100 миллионов".

(Владимир Жилетов "Сегодняшняя газета" 23.04.03)

В ПОНЕДЕЛЬНИК Красноярск посетил министр труда и социального развития Александр Починок. Во время однодневной поездки он провел совещание с губернатором, посетил социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, краевой геронтологический центр, дом милосердия для ветеранов войны и труда и еще целый ряд социальных объектов, встретился с представителями профсоюзных организаций и подписал с главой региона протокол о намерениях. В общем, чиновник везде поспел.

"Первоначально в программе не предполагалась встреча с профсоюзами, но я сказал, что так не бывает", - заявил министр, входя в малый зал краевой администрации, где его ожидали лидеры профсоюзных организаций. Все вопросы, адресованные чиновнику, были о наболевшем и банальном: деньгах и зарплатах. С небольшими вариациями об этом спрашивали учителя, врачи и работники культуры. Несколько раз, также с небольшими вариациями, Александр Починок рассказал, что с первого октября ожидается индексация заработной платы работникам бюджетной сферы на 33%. При этом первоначально министерство труда планировало просто изменить размер минимальной заработной платы с 450 до 600 рублей. Соответственно выросли бы размеры окладов и надбавок. Общая заработная плата того же учителя должна была бы возрасти на 50%. Идея похоронена, и рост составит лишь 33%. "Пока никакого базового решения не принято, но минтруда свою задачу выполнил", - постарался успокоить собравшихся министр.

"А почему увеличение зарплаты произойдет только в конце года, если профицит федерального бюджета рассчитан уже в начале?" - попробовали зайти с другой стороны представители профсоюзов. По словам Александра Починка, виновна в этом Америка и наша экспортноориентированная экономика. "На восстановление скважин в Ираке нужно два-три месяца, а потом цена на нефть упадет. Цены на палладий, платину, никель тоже постоянно снижаются. Ни в одном из бюджетов денег нет", - развел руками министр.

Кроме того он сообщил, что повышение зарплаты в конце года хоть и принимается на федеральном уровне, будет обеспечиваться местными властями. Однажды мы это уже проходили. Последняя индексация оплаты труда бюджетников, проведенная таким образом, показала, что в бюджетах регионов денег тоже нет. Тот же опыт показал, что в среднем по стране учителя и врачи без зарплаты могут просидеть около трех месяцев, а уж затем устраивать забастовки. К слову сказать, в Красноярском крае для проведения планируемого повышения зарплат необходимо изыскать 4 миллиарда рублей.

"На этой неделе пройдет заседание правительства, на котором состоится перераспределение налоговых поступлений. Будет решено, какие налоги оставлять территориям для обеспечения программы", - отметил глава министерства труда.

После встречи с профсоюзными лидерами Александр Починок направился на торжественное подписание протокола намерений по регулированию отношений в области социальной защиты населения с губернатором края. "Состоялся конструктивный диалог, и была достигнута договоренность о выделении дополнительных средств на развитие социальной сферы края, а также реализацию приоритетных программ в данной области", - рассказал Александр Хлопонин. По словам главы Красноярского края, дополнительные средства на социальные программы из федерального центра будут поступать как в этом, так и в следующем году. "Так, для реконструкции здания водогрязелечебницы геронтологического центра "Уют" будет перечислено 15 млн. рублей. Для финансирования оздоровительных мероприятий для детей и подростков, проживающих в районах Крайнего Севера, уже в этом году будет выделено около 6 млн, а 38 млн рублей поступят на строительство жилья для инвалидов Великой Отечественной войны", - перечислил Александр Хлопонин. По его словам, во время переговоров речь шла о содействии министерства в автоматизации системы управления в области социальной сферы и предусмотрено выделение дополнительных компьютеров для служб управления.

Кроме того, планируется оказать содействие ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Всего сумма дополнительных субсидий для региона составит за два года около 100 миллионов рублей. "Такая же сумма будет направлена на социальные программы и в рамках бюджета администрации края, хотя, в основном, в следующем году", - заявил губернатор.

"Прежде всего прошу не рассматривать эти средства как подарки. Речь идет о плодотворной, долгой работе и ее продолжении. Край уже показал, что может нормально вести социальную политику - мы должны выделять средства. Само содержание протокола - сдержанное и логичное", - прокомментировал подписанный документ Александр Починок.

"Александр Хлопонин: "Мы создадим условия для рекорда".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 23.04.03)

Полгода Красноярским краем руководит Александр Хлопонин. За это время новый губернатор проявил себя и как осторожный политик, предпочитающий не делать резких движений, и как практичный управленец, не чурающийся непопулярных решений, продемонстрировал нестандартные подходы к различным проблемам. Что удалось сделать и что предстоит совершить для того, чтобы жизнь в крае наконец наладилась? Эксклюзивное интервью на эту тему Александр ХЛОПОНИН дал газете "Красноярский рабочий".

КРАЙ ПОКА ТРЕНИРУЕТСЯ

- Александр Геннадиевич, все помнят о том, что кандидат в губернаторы Хлопонин обещал для края экономический рывок. Понятно, что времени прошло не так уж и много, но это с одной стороны. А с другой - вы все-таки отработали десятую часть губернаторского срока. Что уже сделано за этот период и что нужно сделать в ближайшем будущем, чтобы красноярцы действительно почувствовали - жить в крае стало лучше?

- Я всегда говорил и повторю сейчас - чтобы стабилизировать ситуацию в крае, требуется, как минимум, полтора года. Лишь после этого мы двинемся вперед. Проведу такую аналогию. Вот стометровая дорожка, и нам с вами надо на ней установить мировой рекорд. У нас есть край в роли спортсмена и тренер в виде губернатора -хороший или плохой, покажет время. Спортсмен хорошо сложен, у него прекрасные физические данные, и задача тренера - обеспечить ему технику и технологию, для того чтобы он пробежал стометровку с мировым рекордом. Так вот сейчас тренер и его команда только тренируют этого спортсмена, который, так сказать, весь состоит из проблем - куда ни ткни, обязательно в какую-нибудь да попадешь.

- Значит, вы считаете, что дело лишь в тренировке, а потенциал у этого спортсмена действительно огромен?

- Да, природные данные у него отличные. А на старт мы его хотели бы выпустить в 2004 году, чтобы он в идеале 1 января начал бег. Но до того ему предстоит пройти общефизическую подготовку, чем мы и занимаемся в нынешнем году.

Это если говорить образно. Ну а если конкретно, то примеров реальных дел можно приводить сколько угодно. Возьмите реформу ЖКХ. Как она воспринимается? "Караул, катастрофа!" Но реформы-то пока и нет. Надо сперва создать для нее условия, только тогда она пойдет. Что мы здесь сделали? Зафиксировали тарифы, не дали им скакнуть, как это произошло практически во всех российских регионах. И мы их зафиксировали на том уровне, который считаем достаточным. В этих тарифах заложена значительная часть средств, которую можно направлять на инвестиции в коммунальное хозяйство. По доле оплаты мы сделали пропорцию 90:10 и защитили при этом малообеспеченные слои населения, постоянно корректируя шкалу субсидий. Вы знаете, когда губернаторы соседних регионов посмотрели на эту шкалу, они просто обалдели и попросили меня никому у них ее не показывать.

Идем дальше. Мы открываем дорожку для частных инвестиций в коммунальное хозяйство, чтобы создавать там конкуренцию. Но при этом стоим на четкой позиции - не продавать активы (теплотрассы, сети и все остальное). Хотите концессионное соглашение, аренду? Пожалуйста. Когда мы это продекларировали, бизнес к нам пошел. Уже 6-12 предложений в неделю получаем от различных инвесторов, которые готовы показать, как они могут сработать.

- Концессия для нас штука новая. Объясните, пожалуйста, ее суть применительно к жилищно-коммунальному хозяйству.

- Ну вот, к примеру, "Водоканал". Мы отдаем его в концессию на 10 лет и говорим бизнесменам: "Вы обязуетесь ни на копейку не повышать тариф, инвестировать 20-30 миллионов долларов, улучшаете качество услуг, получаете прибыль, а потом возвращаете нам все хозяйство". И бизнес готов идти на это, потому что ЖКХ, как ни парадоксально для кого-то прозвучит, прибыльная отрасль.

- Вы говорите, и совершенно справедливо, что без создания надлежащих условий невозможно движение вперед. Но так ли уж был необходим в качестве первейшего условия для проведения реформы ЖКХ скачок оплаты населением услуг? Я, например, стал платить за свою квартиру почти в пять раз больше. С какой стати, ведь ничего не изменилось.

- Скажите, а вы бюджетник?

- Нет.

- Тогда это проблема ваших взаимоотношений с вашим руководством. Вы должны требовать от него повышения зарплаты. А для бюджетников я сегодня предусматриваю в краевом бюджете дополнительные средства, которые выведут их на дореформенный жизненный уровень. Я сбалансирую их доходную базу уже в 2003 году. Я не могу отвечать за всех - за промышленные предприятия, которые платят рабочим по 2000 рублей в месяц, за предпринимателей, которые легально платят тысячу, а из кармана наличными дают гораздо больше. Что же касается увеличения доли оплаты населением услуг ЖКХ, то я считаю, что это правильный шаг, хотя и запоздалый. Без этого условия реформа ЖКХ не пойдет. Повышение платы - гарантия того, что деньги в отрасли будут.

МОНОЛОГ О ВЕХАХ БОЛЬШОГО ПУТИ

- Вообще сегодня проведена очень большая работа практически во всех секторах экономики края. Причем мы ставим такие задачи, которые очень трудно решить за сжатые сроки. Обозначу основные из них несколькими мазками.

Прежде всего это совершенствование исполнения бюджета. Развиваем казначейскую систему расчетов, уже подготовлена соответствующая программа, потрачены средства на закупку информационного обеспечения. В 2004 году эта программа будет внедрена и позволит сэкономить 10-12 процентов бюджетных средств только за счет того, что их целевое использование на территориях можно мгновенно проконтролировать нажатием кнопки на клавиатуре компьютера. Также необходимо построить систему управления долгом края - этим никто не занимался, и в итоге долг вырос до угрожающих размеров.

Еще одна задача - обеспечить эффективность расходования бюджетных средств. При анализе выясняется, что многие услуги могут быть гораздо дешевле. Здесь мы намерены ввести систему госзаказа, например, посчитать норму отпуска лекарств, цены на них, провести открытые тендеры на их закупку. Ведь сейчас все тендеры в крае расписаны - за этим стоят чьи-то интересы, что порождает коррупцию.

К слову, надо "отодвинуть" от краевой администрации значительное количество функций. Потому что, как только каким-нибудь тендером займется администрация, мне придется создать аппарат чиновников, которые устроят для себя кормушку. А вы знаете, какая система бюрократии взращивалась в крае долгие годы. Что такое было попасть на прием к губернатору? И сегодня еще чиновники здороваются "по этажам". Если один из них сидит на третьем этаже рядом с губернатором, он никогда не подаст первым руку тому, кто сидит на втором этаже, рядом с первым замом.

Следующая задача - увеличение доходной части бюджета. Это нельзя сделать росчерком пера. Оборот малого и среднего бизнеса у нас оценивается примерно в 140 миллиардов рублей, а легально мы имеем только 25 миллиардов. Для того чтобы этот бизнес платил больше налогов, надо опять-таки создать условия. Почему значительная часть предприятий регистрируется в Новосибирске, где оседает большая часть налогов? Выясняется, что там совсем другое отношение к малому и среднему бизнесу, там дают ему льготы и гарантии, создан фонд для пополнения оборотных средств. В крае этого нет, потому от нас все бегут.

Далее, надо выстраивать отношения с крупными финансово-промышленными группами. Я понимаю, что федеральное законодательство сегодня позволяет крупному бизнесу уводить налоги с территорий. Но у нас достаточно административного ресурса, чтобы вести по этому вопросу переговоры с ФПГ, объяснять им свою позицию, договариваться с ними или, если надо, "наезжать", жестко выстраивать отношения. Надо работать и с энергетиками, убеждать их в том, что, повышая тарифы, они увеличивают свои доходы только на бумаге. В самом деле, если предприятие "упадет" от непомерных тарифов, что они от него получат?

Отдельный проект - программа приватизации. Кое-кто из депутатов опять "поднимает волну", кричит, что от них скрывают какой-то список объектов. Я выношу на сессию Законодательного Собрания документ, который называется "Перечень предприятий края, подлежащих приватизации в 2003 году". Там нет ни одного предприятия, которое вызывало бы изжогу или аллергию. Там незавершенное строительство, маленькие ГУПы, предприятия, где доля края меньше 22 процентов. А нам говорят: "Покажите, что нельзя приватизировать!" Зачем это вам?

Я внимательно изучаю, что такое "Красноярскнефтепродукт", красноярские гостиницы, другие активы. А если разобраться, какие активы у края остались, что можно выгодно продать, что представляет уникальную ценность? По большому счету это лишь завод цветных металлов, который, по моему убеждению, ни при каких обстоятельствах нельзя продавать, КНП с непонятными перспективами (если завтра "Юкос" построит у нас свою нефтебазу, он превратится в пустышку) и ряд птицефабрик, которые просто необходимо приватизировать. Ну не может государство ими нормально управлять!

Здесь присутствует конфликт интересов. Сами посудите - сидит гендиректор птицефабрики, государев служащий, и у него есть два интереса - либо собственный карман набить, либо ничего не делать. Потому что с той зарплатой, которую ему может предоставить государство, и с тем менеджментом, который он может набрать на государственные деньги, он никогда эту птицефабрику не поднимет. А если она будет принадлежать ему, он будет за каждый ее квадратный сантиметр бороться.

Очень перспективна и выгодна для края лесная отрасль, здесь много серьезных инвестиционных проектов. Также перспективны разработка новых месторождений и развитие новых технологий, которые позволят сделать конкурентоспособным перерабатываемое в крае сырье. То, о чем я говорю, найдет отражение в прогнозе развития края до 2006 года, который будет готов к июню.

БЕЗ СЕЛА НИКУДА

- Александр Геннадиевич, в последнее время стало заметно, что вы обратили пристальное внимания на сельское хозяйство. Сегодня у нас, как всегда неожиданно, наступает сев, и раздаются голоса: "Сельское хозяйство края не готово к посевной, все у нас сорвется..."

- А вы не обратили внимания на то, что с начала этого года, когда, по сути, стартовала кампания по выборам в Государственную Думу, у нас вдруг почему-то все проблемы стали обостряться? Я знаю, кем инициируются такие реплики и почему. Потому что перед выборами надо кричать. К сожалению, мы живем в обществе, которое погрязло в выборах, и ему некогда из-за этого работать.

Если говорить об агропромышленном комплексе, то в этом году в бюджете на сельское хозяйство предусмотрено больше денег, чем в прошлом. Подписаны соглашения с поставщиками топлива по более выгодным ценам, чем в прошлом году. Поэтому нельзя сказать, что проблем стало больше, - просто правила теперь стали жестче.

Вот приходит ко мне директор государственной птицефабрики, просит денег на покрытие диспаритета цен и на все остальное, а сам говорит, что на килограмм привеса курицы тратит шесть килограммов комбикормов. Мне хочется ему задать вопрос: "А что мы финансируем?" И напрашивается такой ответ: "Финансируем мы с вами фекалии, а не мясо". Ведь есть нормально работающие птицефабрики, и там такой стандарт: на килограмм привеса тратится примерно два килограмма комбикормов. Потому я и говорю: "Придите к такому показателю, докажите, что умеете работать. Иначе мы будем всю жизнь финансировать посредственность".

Да, есть объективные причины убыточной работы сельского хозяйства - отдаленность районов и так далее. И тогда передо мной встает другой выбор: либо я получу на селе пласт безработных, алкоголиков и наркоманов, либо займу людей полезным трудом. Для этого нужна специальная программа, которая сейчас разрабатывается. В этом смысле мы должны дотировать село. В 2004 году в крае будут абсолютно новые принципы финансирования АПК.

- А вообще, как вы считаете, нужно ли краю развивать сельское хозяйство? Помнится, у одного из ваших предшественников на сей счет было примерно такое мнение: да ну ее, эту убыточную отрасль, только деньги зря тратить, лучше уж купить где-нибудь за границей недорогие продукты и не ломать голову.

- Это лжефилософия, просто маразм какой-то. У нас в сельском хозяйстве занято большое количество людей, это не просто отрасль - это наше село с огромным пластом проблем. Мы будем заниматься сельским хозяйством, и оно может быть эффективным. Только надо здесь выделять два направления - то, что может накормить край, и то, что нуждается в поддержке, обеспечивает занятость людей на селе.

Я не изобретаю велосипед, я не профессионал в агропромышленном комплексе, но я читаю книги, различные материалы, пытаюсь влезть в эту проблему. Для меня привлекателен опыт Германии, где в свое время развивали подсобное хозяйство. Причем в наших условиях не надо давать людям деньги. Лучше дать им года на три маленький трактор, корову или свинью из убыточного совхоза -пусть работают, кормят себя и других, потом отдадут то, что брали в аренду. Понимаю, что из ста человек пятьдесят эту свинью зарежут и продадут, но если остальные захотят работать, у села будет совсем другое лицо. И еще здесь проблема - это кадры. Кто будет поднимать те хозяйства, которые могут работать эффективно? Значит, надо стимулировать молодых людей уезжать в село, обучать в городе сельскую молодежь, только чтобы она обязательно возвращалась. Для этого тоже нужна отдельная программа, и она разрабатывается. Можете вы себе представить, что такого рода программа начнет работать за полгода?

О КОМАНДЕ, ЖЕНЕ И ОШИБКАХ

- Значит, большая работа ведется по всем направлениям. Неужто ни одной ошибки не совершено за эти полгода? С вашим видением реформы ЖКХ мы разобрались, теперь на ум приходят проблемы дорожной отрасли. Вы уже поездили по нашим колдобинам, понимаете, о чем речь. Нет ли ошибки в том, что ликвидирован дорожный фонд?

- Я бы не сказал, что это была критическая ошибка. Скажу больше - мы восстановим дорожный фонд, в 2004 году он будет существовать. Вопрос не в этом, а в том, насколько эффективно этот фонд работает. Что, мы так и будем закатывать деньги в дорогу, например, от Красноярска до Ачинска?

- Сейчас уже и не закатываем...

- Ездил, знаю. Но это не значит, что денег стало меньше. Мы на дороги запланировали в краевом бюджете 1,7 миллиарда рублей. И не надо забывать о том, что названная дорога вообще-то федеральная, так что и Федерация должна вкладывать в нее деньги. Мы свои обязательства выполнили, а вот центр ни копейки на дорожное хозяйство не дал.

- Почему?

- По всей видимости, потому, что много внимания уделяется Санкт-Петербургу. Сегодня ведь что получается? С регионов центр деньги собирает, а обратно они не поступают - такие вот два не взаимосвязанных потока. Поэтому самая большая проблема, которая стоит сегодня передо мной, - как зафиксировать правила игры с федеральным центром хотя бы на три года. Я не могу нормально работать, когда они меняются два-три раза в год. Сейчас мы ведем с Москвой постоянный диалог. И если раньше в Минфине даже не знали, что такое Красноярский край, то теперь мы работаем с этим министерством каждый день. Вот мне только что сообщили, что подписывается соглашение о реструктуризации долгов края перед федеральным бюджетом.

- Хорошая, конечно, новость, но мы-то говорили об ошибках, о минусах...

- Я не считаю, что за эти полгода мы сделали какую-то стратегическую ошибку. Минусы в чем могут быть? Где-то не учли нюансов, где-то заскочили раньше времени вперед, не приняли во внимание специфику. Правильнее говорить не о минусах, а о недоделках. Их действительно много - просто мы не успеваем сделать все и сразу.

- "Мы" - это, надо полагать, ваша команда. Поначалу в крае ее встретили довольно настороженно - опять, мол, москвичи пришли. Сейчас недоверие вроде бы проходит.

- Не было у меня задачи привезти с собой людей и заменить ими местные кадры. Да и москвичей у меня, если уж на то пошло, раз, два и обчелся. И то если можно назвать москвичами людей, которые три-четыре года отработали на Таймыре, в Норильске. Они давно уже отвыкли от просторных кабинетов и роскошных ресторанов, от московского бомонда. Это люди, которые привыкли работать, которые поднимали Норильск в 1996 году. Сейчас идет процесс притирки, мы учимся говорить на одном языке с местными кадрами. Когда это получится, в краевой администрации появится больше красноярцев. Впрочем, и сейчас среднее звено управленцев там сплошь состоит из красноярцев, а, как известно, именно на этом звене держится любая бюрократическая машина.

Какие задачи я вижу в кадровой сфере? Надо ликвидировать перекрестное функционирование, когда один департамент делает то же, что и другой, и никто толком не знает, за что отвечает. Затем будем проводить подбор кадров на конкурсной основе. Моя задача - насытить краевую администрацию молодежью. Глубоко убежден, что в этом прогресс. Минимум 50 процентов чиновников краевой администрации должно быть моложе Хлопонина, причем набирать будем из числа красноярцев. Со стороны привозить кадры - это неразумно. И денег не напасешься, и не очень-то много желающих бежать сломя голову в Красноярск за здешней зарплатой.

- Но кроме зарплаты есть и еще кое-что. Вспоминаются хваленые молодые управленцы, которые уезжали из края, прихватив лакомые куски собственности...

- У моей команды другие стимулы. Со мной пришли люди обеспеченные, у которых ценности немного иные. Для них карьера важнее, чем собственный карман. А для молодежи материальные ценности еще не главное - ей тоже надо показать себя, сработать на авторитет, который потом будет работать на них. Опасения красноярцев понимаю. Вообще, я вам скажу, в администрации чувствуют, что планка завышена. Даже мои люди, которые привыкли работать не покладая рук, начинают ерзать - очень уж высоки требования.

- А ваша жизнь насколько изменилась с вступлением в новую должность? Больше ли стало работы, остается ли время для семьи, чувствуете ли удовлетворение от сделанного? Вообще довольны ли вы собой?

- Удовлетворение от сделанного, безусловно, есть, но быть довольным - это удел самонадеянных людей. Что же касается личной жизни, то скажу вам по секрету - третий день свою жену увидеть не могу. Она сейчас здесь, в Красноярске. Прихожу домой полуживой, она спрашивает: "Кушать будешь?" Я говорю "да-да", поднимаюсь наверх, плюхаюсь в постель и засыпаю. Утром она еще спит, а я уезжаю на работу. Так что сейчас даже не знаю, где моя жена, чем занимается. Честно скажу, в последнее время ее приезды меня не столько радуют, сколько напрягают. Не думать, где она, не могу, потому что очень ее люблю и уважаю, а уделить ей время нет ни сил, ни возможности.

ПАТРИОТЫ РЕАЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ

- Что вы думаете об объединении трех субъектов Федерации в Большое Красноярье?

- Вон он какой был, Красноярский край, при первом губернаторе, моем тезке Александре Степанове (показывает на карту, что висит на стене рабочего кабинета). Тут вам и Туруханское комиссарство, которое включало в себя Таймыр и Эвенкию, вместе взятые, и все остальное - вот к чему надо стремиться. Но так, чтобы это произошло естественным образом. Нельзя искусственно проводить объединение, очередной передел ничего хорошего не даст. Должны созреть экономические, социальные, политические предпосылки.

Сегодня дотационная Эвенкия получает из федерального бюджета 1 миллиард рублей, дотационный Таймыр - примерно 1,2 миллиарда. Если мы объединимся, то население единого края увеличится на несколько десятков тысяч человек, а эти миллиарды нам придется найти у себя в бюджете. Мы к этому сегодня не готовы. Или взять финансирование коммунальных услуг - у нас же совершенно разные стандарты. Да что там говорить, если расходится около двухсот нормативных актов трех субъектов Федерации! И потом, надо решить, в каком виде сохранятся Таймыр и Эвенкия, что это будет - национальные территории, национальные районы? Все-таки там большую роль играют коренные малочисленные народы. А в принципе я за укрупнение территорий, нам нечего делить, у нас много общего. Если договоримся, то и за губернаторский пост держаться не буду.

- Давайте завершим нашу беседу, как и начинали, - на спортивной ноте. В последнее время нагнетаются страсти вокруг красноярских команд мастеров, слышны резкие заявления в ваш адрес. На днях вы провели встречу с деятелями спорта. Каковы ее итоги?

- Состоялся обстоятельный разговор, я постарался объяснить, что такое государство и что такое спорт. Поговорили на тему "спорт и власть". У меня такая позиция. Есть массовый спорт и спорт высших достижений. Что касается массового спорта, то его развитие - это исключительно функция государства. Мы должны закладывать деньги в бюджет, заниматься ДЮСШ. Более того, предлагаю первыми в России внедрять современные технологии в области физкультуры и спорта. Вы посмотрите, на что похожи наши уроки физкультуры. Это же ужас какой-то! А во всем цивилизованном мире дети ходят не на урок физкультуры, а на борьбу, фитнес или теннис, то есть на занятия в спортивные секции.

Теперь о спорте высших достижений. Для государства, для меня, для власти наши чемпионы - это, с одной стороны, символ, национальная идея, а с другой стороны, ориентир для детишек, занимающихся физкультурой и спортом. И если мы развалим одно направление, спорт высших достижений, то и другое, массовый спорт, не удержится. Мы должны и сюда, и туда вкладывать определенные средства. Вопрос в том, где их взять. И здесь мы затрагиваем тему "спорт и политика".

Вообще спорт экономически неэффективен. Нет у нас ни одного прибыльного клуба, что поделаешь. Бизнес вместе со спортом высших достижений проходил три этапа. Первый - это "отмывание" денег, когда определенные льготы закладывались в бюджет, а самим спортсменам мало что доставалось. На втором этапе у бизнесменов стало модным покупать команду, чтобы она выходила на поле в майках с надписями "Лукойл", "Норильский никель" или "КрАЗ". Под это на стадион приглашали известных людей, политических деятелей и решали с ними нужные вопросы. Третий этап проходит сейчас - бизнес отворачивается от спорта, ему там больше нечего ловить, поскольку спорт перестал быть инструментом доступа к власти.

Чего я никогда не потерплю и никогда не позволю, так это поведения некоторых политиков и бизнесменов, которые начинают шантажировать власть. Мне говорили, вот, мол, Хлопонин не поддерживает спорт высших достижений, отказывается финансировать мастеров. Я собрал красноярских предпринимателей и призвал их совместно помочь нашим командам. И знаете, что они предложили со своей стороны? Булочки продавать на стадионе. Вот как у нас поддерживают спорт. Иные кричат о том, что они такие все из себя патриоты края, а сами... Знаете, это для меня больная тема. Когда я предложил провести благотворительный аукцион и направить деньги для детей тех, кто погиб в Чечне и Афганистане, почти никто не откликнулся. Покажите мне наших хваленых бизнесменов! Где патриотизм, о котором столько говорится?

Итог упомянутой встречи таков - спорт высших достижений в крае надо сохранить. Мы предусмотрели дополнительно в бюджете 160 миллионов рублей - здесь и хоккейный "Енисей", и две регбийные команды, и две баскетбольные, и футбольный "Металлург". Теперь все зависит от ЗС. Хотим создать фонд, который будут пополнять настоящие патриоты края, чтобы поддержать наши клубы. Ведь надо покупать дорогих игроков, предоставлять им жилье, давать приличную зарплату. И фонд этот будет создан не при губернаторе - я к нему не буду иметь никакого отношения. Поглядим, как бизнесмены-патриоты гордятся нашими спортсменами.

- И последний вопрос. Вы сейчас сказали на одном дыхании: "Для государства, для меня..." Скажите, с какого момента вы почувствовали себя государственным человеком?

- Я жил в обществе, которое воспитывало государственных людей. Вся моя карьера была расписана со дня рождения - я знал, в какую школу пойду учиться, какой иностранный язык буду изучать, в какой вуз поступлю, где буду работать. В этом смысле я был государственным человеком с рождения. Потом, в новой среде, я нашел себя в коммерции, но при этом, кстати говоря, остался патриотом. Я люблю Россию и не хочу никуда отсюда уезжать. Меня не тянет за границу, мне там неинтересно. Так же я воспитываю своего ребенка. А по-настоящему государственником я стал тогда, когда возглавил "Норильский никель" в 1996 году и сразу столкнулся с огромной массой социальных проблем. Здесь закончилась коммерциализация, и именно с того момента началась моя жизнь как государственного человека. Мне интересно работать губернатором. В политике нет стандартных решений, простых ходов и прямых углов. А чем сложнее работа, тем она мне интересней.

"К сожалению, люди многое воспринимают визуально. Вот если бы я построил стадион или поставил памятник, все бы говорили: "Да, Хлопонин пришел и действительно что-то сделал". А улучшился бы от этого жизненный уровень населения, сказать трудно".

"Можно прийти к людям и сказать: "Кто готов сегодня напрячься, потерпеть и поработать?" И в ответ - тишина... А кто-то придет и скажет: "Кто хочет больше зарплаты?" И все тут же поднимут руки. Я не люблю такую демагогию. Что значит "больше зарплаты", за что "больше"? Она на то и заработная плата, что ее нужно заработать".

"Да, я помню, что обещал увеличить народонаселение края. А вы просмотрите последнюю статистику. После моего вступления в должность кривая рождаемости у нас пошла вверх. Какое я имею к этому отношение? Духовное, наверное".

"Как прокормить поголовье людей?".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 23.04.03)

Около трех часов понадобилось вчера депутатам для того, чтобы на втором заседании VI сессии Законодательного Собрания края выслушать информацию губернатора края об антикризисных мерах и задать ему ряд вопросов.

Обсуждение повестки не заняло много времени и ознаменовалось эмоциональным выступлением Марины Добровольской. В очередной раз она призвала коллег вплотную заняться небезызвестным фондом "Правопорядок", иначе "мы узаконим беззаконие", поскольку "происходит медленная приватизация правоохранительных органов, расцветает коррупция". Добровольская добавила, что она собрала доказательные материалы, хотя день ото дня это становилось все опаснее. Петр Медведев предложил создать депутатскую комиссию, которая бы дала надлежащий ход выявленным фактам нарушений.

Без сучка без задоринки прошла процедура согласования Николая Стариченко на должность начальника управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Красноярском крае. Выходец из Тюхтетского района, Стариченко начинал свою трудовую биографию шофером СМУ, затем проходил службу в органах внутренних дел. В 90-х работал директором по режиму и охране АО "Норильский комбинат", помощником главы администрации заполярного города. Норильский опыт, видимо, оказался очень кстати 52-летнему назначенцу.

Выступление Александра Хлопонина инициировали члены постоянной комиссии ЗС по экономической политике и собственности. По их мнению, положение дел в крае с начала года не улучшилось - в производстве стагнация, финансовые ресурсы из края "утекают", выполнение бюджета не обеспечивается, социальная напряженность усиливается, а обещанной антикризисной программы как не было, так и нет. Губернатор незамедлительно отреагировал на эти упреки программным выступлением, которое длилось целый час и сопровождалось, как теперь водится, демонстрацией наглядных слайдов. Как все же изменились времена! Чиновники прежней краевой администрации, когда депутаты вызывали их "на ковер" с отчетом о проделанной работе, упирались до последнего, а, очутившись на трибуне, порой не могли ответить на элементарные вопросы. Теперь новые менеджеры по первому запросу без запинки сыплют цифрами и фактами, подчас "задавливая" парламентариев обилием информации.

Говоря о предварительных итогах работы за первый квартал нынешнего года, Хлопонин выделил семь приоритетов, или, как он выразился, "политик" - промышленную, агро-промышленную, жилищно-коммунальную, социальную, транспортную, бюджетно-налоговую и политику в области управления. Каждое направление он "разложил по полочкам" и подробно рассказал, что уже сделано и что предстоит совершить. Например, в области социальной политики идет разработка программы развития образования и концепции развития здравоохранения, предстоит оптимизировать сеть бюджетных учреждений и создать систему социального реестра населения, чтобы обеспечить адресное субсидирование.

Несмотря на призыв губернатора "не поддаваться на отдельные провокации", многие депутаты били в набат, описывая аховое положение села. Петр Медведев грустил по поводу роста цен на ГСМ накануне посевной и "захвата" Хакасией хозяйств на юге края. Василий Еремин вопрошал, будет ли корректировка бюджета в сторону села (Хлопонин сказал, что будет, но небольшая, - от силы несколько десятков миллионов рублей). Александр Многогрешнов в запале предложил губернатору первым делом разобраться с "поголовьем людей" на селе. Всеволод Севастьянов недоумевал, почему рост бюджетных показателей не отразился на исполнении социальных законов. А Виктор Зубарев не мог понять, отчего в реформируемую "коммуналку" поступило всего лишь 100 миллионов рублей.

На все вопросы губернатор и его заместители старались давать исчерпывающие ответы, но по большому счету стороны остались при своем мнении, тем более что нередко цифры и факты у них разительно расходились. Хорошо сказал один из депутатов: "Когда вас здесь слушаешь, Александр Геннадиевич, жить хочется, а приедешь на места - там все совсем по-другому".

"Финансовый щит для населения".

("Красноярский рабочий" 23.04.03)

Министр труда и социального развития РФ Александр Починок и губернатор края Александр Хлопонин подписали протокол намерений по регулированию отношений в области социальной защиты населения.

Этим документом предусматривается выделение краю Министерством труда в 2003-2004 годах около 100 миллионов рублей. Дополнительные средства будут потрачены на достройку водогрязелечебницы в геронтологическом центре, оздоровительные мероприятия для детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере, на подготовку к празднованию 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, содействие автоматизации системы управления в сфере социальной защиты населения и так далее. Столько же выделит на социальные программы и администрация края. По словам Александра Починка, это не подарок краю от министерства, это совместная работа, в условиях жесткого бюджета важно грамотно строить политику распределения средств, выделяя социальные приоритеты. А Александр Хлопонин подчеркнул, что работа по социальным программам будет вестись постоянно и во всевозрастающих объемах.