Глава Национального космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев сообщил о потере первого казахстанского спутника связи "КазСат-1", построенного российским ГКНПЦ имени Хруничева по заказу Казкосмоса и запущенного на орбиту в 2006 году с помощью российской ракеты-носителя. При этом Мусабаев выступил с резкими высказываниями в адрес России, сообщает NEWSru.com. В частности, он заявил, что "спутник собирали из ненадежных российских конструкций" и "втолкали" его Казахстану, убеждая, что все "классно работает".

"В ночь на 26 ноября спутник КазСат-1 полностью потерял свою работоспособность и не отвечает ни на какие команды", - заявил Талгат Мусабаев 2 декабря в Астане. При этом, по сообщениям казахстанских СМИ, главный космонавт страны больше всего был удручен невозможностью возвращения страховых выплат (65 млн долларов - полная стоимость аппарата).

Спутник "КазСат-1" уже "терялся" полгода назад, но затем благополучно "нашелся". В скором времени планировалось запустить второй спутник с такими же характеристиками. Программа обошлась Казахстану в огромную сумму, и тот факт, что страховка не может быть выплачена, весьма беспокоит тех, кто отвечал за эту программу.

Это не первый конфликт в области российско-казахстанских отношений в космической сфере. Вначале несколько лет назад возникли споры вокруг принадлежности космодрома "Байконур". Затем был скандал с российскими ракетами-носителями "Протон" после аварии одной из них.

В СМИ уже появились сообщения о том, что Талгат Мусабаев намерен добиваться сокращения пусков российских "Протонов" с "Байконура", при том, что Россия арендовала этот космодром на 50 лет. Мусабаев, в частности, заявил, что "Казахстану нужно готовиться к самостоятельному использованию своего космодрома".

В Федеральном космическом агентстве России назвали "безосновательными" недавние высказывания Мусабаева, негативно характеризующие отдельные направления сотрудничества России Казахстана в сфере космической деятельности. "Глава Казкосмоса Мусабаев в начале декабря сделал ряд безосновательных заявлений, негативно характеризующих отдельные направления совместной работы России и Казахстана в сфере космической деятельности, - отмечается в комментарии пресс-службы Роскосмоса, распространенном 11 ноября. - Ряд положений из заявлений Мусабаева можно рассматривать как некие сомнения в корректности поведения России в "схеме" взаимодействия с Казахстаном в космической области".

В частности, по мнению Роскосмоса, такой вывод можно сделать из оценки Мусабаевым ситуации с космическим аппаратом "КазСат-1", порядка дальнейшей эксплуатации комплекса "Байконур" и других высказываний. "Фактически, высказывания Мусабаева расшатывают устойчивость взаимоотношений России с заказчиками пусковых услуг, демонстрируют недоверие к предприятиям российской ракетно-космической отрасли, - подчеркивается в пресс-релизе. - В определенной степени можно судить и о стремлении Мусабаева к пересмотру действующей правовой базы по аренде Байконура".

"Даже характер использованной Мусабаевым "терминологии" не соответствует государственному рангу руководителя такого уровня и, тем более, уровню российско-казахских отношений - "втолкали", "корыстные цели", "ненадежные российские конструкции" и т.п.", - отмечается в документе.