Если бы не директива Европейского союза, никакого закона "О равном обращении" в Эстонии принято не было, а само его принятие вызывает у правозащитников страны скептическое настроение. Об этом сегодня, 11 декабря, корреспонденту ИА REGNUM сообщил эстонский правозащитник, руководитель проекта "Русский омбудсмен Эстонии", юрист Сергей Середенко. Именно поэтому, считает он, в голосовании по данному закону приняли участие лишь 55 из 101 депутата парламента.

Критическое отношение к новому закону Середенко аргументировал тем, что данный закон, скорее, "имитация бурной деятельности", чем сама деятельность по защите прав дискриминируемых жителей Эстонии. "Было бы понятно, если бы за этим законом стояли бы массовые события и дела - скажем, активное рассмотрение прокуратурой и судами обращений и дел по защите прав дискриминируемых, положительные решения. Но ничего этого нет", - отметил правозащитник.

Середенко сообщил ИА REGNUM, что в Эстонии есть два омбудсмена - канцлер права Индрек Тедер и уполномоченная по гендерному равноправию при Министерстве социальных дел Маргит Сарв. И если у Тедера крайне мало полномочий, то у Сарв их нет вообще, утверждает Середенко. Правозащитник назвал деятельность Сарв "одной из самых дорогих чиновничьих услуг в Эстонии", потому что при зарплате в 25 000 крон (1 602 евро) в месяц и наличии помощника, она приняла за три года 200 посетителей, то есть где-то одного в неделю. И при этом, по словам Середенко, она может такого просителя-жалобщика только выслушать, "похлопать по плечу и выразить сочувствие".

Данных омбудсменов Середенко охарактеризовал как "декоративные должности", вся обязанность которых - это "рассказывать общественности и прессе о том, как в Эстонии хорошо". Поэтому он также критически оценивает предложение нового закона о введении должности уполномоченного по вопросам равноправия при Министерстве социальных дел.

Говоря о том, вступает ли новый закон в противоречие с политической преамбулой к Конституции Эстонии, говорящей о "первоочередности" представителей эстонского народа, языка и культуры над всеми остальными жителями страны, Середенко сообщил ИА REGNUM, что "в глазах эстонцев нет никакого противоречия - каждый может вычитать из Конституции, что хочет и как хочет". Он напомнил, что в Эстонии принято множество законов, которые "не работают". Так, статьи 51 и 52 Конституции Эстонии, гарантирующие право национальным меньшинствам получать информацию на доступном для них языке, на деле просто игнорируются властями, а нарушители не наказываются. Он также указал, что пару лет назад в Эстонии был отменен закон "Об ответе на заявление", обязывавший любого чиновника ответить на заявление в течение 30 дней. Вместо него принят закон "Об ответах на меморандумы и ходатайства о разъяснении". Разница же заключвается в том, что если раньше чиновник должен был ответить на любую жалобу, то теперь он принимает к рассмотрению лишь так называемый "меморандум" (по сути, размышления о том, как сделать жизнь в Эстонии еще лучше) и "ходатайства о разъяснении" (по сути, просьбу к чиновнику разъяснить то или иное недоразумение).

Говоря об отсутствии в перечне признаков дискриминации нового закона "дискриминации по языку", Середенко сообщил ИА REGNUM, что здесь "эстонцы не оригинальны": "Таковы общие правозащитные реалии - в основном, стараются в этом вопросе идти не по пути "недискриминации", а по пути гарантии прав языкам национальных меньшинств". Недавний скандал в эстонской школе, в которой учительница запретила русским школьникам разговаривать между собой на перемене на русском языке, Середенко назвал не "дискриминацией по языку", а "нарушением Конституции Эстонии": "В основном законе страны написано черным по белому, что всем жителям Эстонии гарантировано право обучения на эстонском языке. Право, а не обязанность. Поэтому в данном случае учительницу с ее запретом можно с полным основанием посылать куда подальше".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 11 декабря парламент Эстонии принял закон "О равном обращении". Согласно представленным поправкам, новый закон "О равном обращении" согласует эстонское законодательство с требованиями Европейского союза и гарантирует равные права при защите проживающих в Эстонии лиц от дискриминации по признакам расы, национальности, вероисповедывания, возраста, физических или сексуальных особенностей. Данный закон приведен в соответствие с требования ЕС с третьей попытки - все предыдущие обсуждения закона заканчивались на стадии голосования в парламенте. Правозащитники Эстонии и правозащитные организации Запада неоднократно указывали на отсутствие данного закона как на недостаток и требовали скорейшего его устранения.