Политика

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) положительно оценила состоявшиеся 15 октября 2008 года президентские выборы в Азербайджане. Об этом в ходе пресс-конференции, посвященной итогам состоявшихся 26-30 ноября в Мадриде заседаний бюро и постоянной комиссии ПАСЕ, заявил депутат парламента (Милли меджлис), глава делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов. "Если азербайджанский народ абсолютно свободно проголосовал на выборах, то это отвечает европейским стандартам", - сказал Сеидов, опираясь на доклад руководителя наблюдательной миссии и содокладчика ПАСЕ по Азербайджану Андреса Херкеля. По словам Сеидова, в выступлении Херкеля отмечалось, что выборы 15 октября отразили волю избирателей, так как азербайджанский народ проголосовал за стабильность и продолжительность. По словам депутата, после положительной оценки, данной президентским выборам Херкелем, 13-15 представителей ПАСЕ от различных стран также положительно высказались об итогах выборов. Была также положительно оценена организация азербайджанскими властями совместного сотрудничества СЕ, ОБСЕ и ЕС в процессе наблюдения за выборами ("Эхо")."Этот год выдался удачным для Азербайджана. Наша страна превратилась во влиятельное государство в регионе и заставила мировое сообщество считаться с нею". С таким заявлением на пресс-конференции выступил глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу ("Зеркало"). По его словам, дело дошло до того, что армяне взамен Нагорного Карабаха уже готовы "подарить" Азербайджану земли, которые им не принадлежат. "Началось с того, что армяне выступили с предложением "подарить" Борчалы (Грузия) Азербайджану. Затем они предложили отдать часть Дагестана нашей стране. А сегодня армяне ратуют за то, чтобы и Южный Азербайджан присоединился к Северному Азербайджану", - сказал он.

Глава Бакинского офиса ОБСЕ Хосе Луис Херреро разочарован решением Национального совета по телерадиовещанию (НСТР) АР о прекращении вещания зарубежных радиостанций "Би-Би-Си", "Свобода" и "Голос Америки" на национальных частотах Азербайджана. "Я разочарован этим решением. В настоящее время ОБСЕ продолжает переговоры с Национальным советом по данному вопросу", - заявил он журналистам (ИА "Новости-Азербайджан"). Согласно решению НСТР Азербайджана, до конца 2008 года на территории Азербайджана будет прекращено вещание радиостанций "Би-Би-Си", "Свобода" и "Голос Америки" в прямом эфире. В конце текущего года все зарубежные радиостанции лишатся частот, на которых они вещают в Азербайджане. Зарубежные радиостанции смогут вещать посредством спутника, интернета и кабельной сети. Многие международные организации, в числе которых ОБСЕ, СЕ и другие, выступают с критикой относительно возможного закрытия радиостанций на территории Азербайджана, и обратились к руководству страны с просьбой не допустить этого.

С интересной инициативой выступила на этой неделе известная азербайджанская партия "Мусават", - передает ИА "Тренд". Она подготовила проект сотрудничества оппозиции в более широком составе. "Мы хотим продолжить сотрудничество с политическими партиями, входящими в Центр сотрудничества оппозиции (ЦСО), и желаем, чтобы другие силы также присоединились к этому органу", - заявил руководитель центрального исполнительного аппарата партии "Мусават" Ариф Гаджилы. Сегодня в ЦСО входят блок "Азадлыг" (партии Народного фронта Азербайджана, Либеральная, "Гражданин и развития"), партия "Мусават" и общественный форум "Во имя Азербайджана". В начале сентября эти политические организации подписали совместное заявление о признании президентских выборов, проведенных 15 октября, незаконными. В заявлении власть, которая будет сформирована после выборов, объявлена нелегитимной. После выборов начались обсуждения по объединению оппозиции в более широкую коалицию, однако из-за взаимных обвинений создать ее никак не получается. По словам Гаджилы, партия "Мусават" предложила, чтобы все действующие в Азербайджане политические силы, общественные организации и даже отдельные индивиды присоединились к союзу.

"Сегодня в партийных СМИ оппозиции идут открытое шельмование, обливание грязью друг друга, что, естественно, не способствует эффективности оппозиционного движения в целом. Таким образом, ожидать результатов от оппозиции, действия и поступки представителей которой построены на личных обидах и где во главу угла поставлены узкопартийные интересы, не приходится", - пишет "Зеркало". По мнению газеты, "Оппозиция выступает не единым фронтом, она в состоянии постоянных конфликтов, противоборствуя сама с собой. При этом борьба идет за призрачные преимущества внутри самой оппозиции. Ну не может оппозиция определить общие интересы, найти способы урегулирования разногласий. Никто не спорит, что власть, спровоцировав развитие политических процессов по своей модели, всеми доступными средствами сумела противодействовать расширению числа сторонников и собственно роста оппозиционных партий. Тем более, что методы ведения борьбы с оппозицией, в том числе и стремление добиться их организационного раскола, остановили процессы структурного и организационного оформления оппозиции как политического института. Власть на протяжении долгих лет "помогает" оппозиции в разброде, шатаниях, недоверии, демонстрациях взаимной неприязни, борьбе за лидерство. Естественно, что все это мешает оппозиционным партиям объединиться и выработать единую платформу действий против режима власти..."

Из интервью газете "Эхо" председателя (башкан) партии "Мусават" Исы Гамбара:

"Как в партии "Мусават" оценивают экономическое состояние Азербайджана, и как эта ситуация может измениться в следующем году в свете широко обсуждаемого всеми мирового финансового кризиса?

Оптимистические заявления представителей правящих кругов о том, что якобы мировой финансовый кризис не затронет, или же не окажет очень серьезного влияния на экономические процессы в Азербайджане, это довольно безответственные высказывания. Потому что как бы мало Азербайджан ни был интегрирован в общемировые экономические процессы, особенно в банковской и финансовой сферах, все равно считать, что кризис не скажется на нашей стране - это слишком уж недальновидный подход к проблеме. И в принципе, постепенно отдельные представители власти уже начали признавать, что какое-то влияние этого кризиса на экономику Азербайджана будет оказано. Влияние кризиса на экономику Азербайджана уже чувствуется. Уже закрываются отдельные предприятия, сужаются различные секторы нашей экономики, чувствуется обострение проблемы безработицы. Все это будет носить, к сожалению, нарастающий характер. И еще большее сожаление вызывает то обстоятельство, что правящие круги Азербайджана не имеют ясной и четкой экономической программы ни по долгосрочному развитию страны, ни по решению нынешних проблем. В Азербайджане по-прежнему действует коррупционно-монопольная модель экономики, и в условиях финансового кризиса негативное влияние этих факторов возрастет многократно. Но нет худа без добра, возможно, именно этот кризис заставит правящие круги Азербайджана отнестись более ответственно ко всему происходящему и внести очень серьезные коррективы в свою экономическую политику..."

Депутат Панах Гусейнов выразил обеспокоенность по поводу цен на энергоносители. Он считает, что эти цены в связи с падением мировых цен на нефть должны быть снижены. По его словам, на ряде предприятий работники готовятся к забастовкам в связи с задержками зарплаты. В частности, такая ситуация сложилась в АО "Азерсу", на Государственной железной дороге ("Зеркало").

Азербайджан-Турция

Депутат Гудрат Гасангулиев отметил, что в последнее время наблюдается сближение и укрепление дружественных отношений между Арменией и Турцией, в частности совместное наблюдение за футбольным матчем. "Думать, что подобная политика, будет способствовать ускорению урегулирования нагорно-карабахского вопроса, будет самообманом". "Если так пойдет и дальше, то в один прекрасный день Турция может попросить у Азербайджана также сблизиться с Арменией". "Мы должны предостеречь братскую Турцию от ошибочных шагов" (ИА АПА).

В интервью сайту Day.Az депутат от правяшейпартии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Айдын Мирзазаде заявил о том, что азербайджанский народ вправе знать, что несут ему переговоры Турции с Арменией. "Он вправе спрашивать и задавать вопросы, прямые вопросы. И ждет прямых ответов", - заявил депутат.

"Зеркало" пишет: "У Азербайджана и Турции в отношении Армении интересы до определенного времени совпадали, хотя только на первый взгляд. Да, на самом деле и Турция, и Азербайджан не были заинтересованы в усилении позиций Армении на международной арене. Для проявления "братской солидарности" Азербайджан заявлял о надуманности темы "геноцида" и наличии территориальных претензий Армении в отношении Турции, а официальная Анкара - об оккупации со стороны Армении наших территорий. Однако обращает на себя внимание один немаловажный факт: в отличие от Турции, Азербайджан в качестве предусловия урегулирования армяно-азербайджанских отношений не настаивал на урегулировании армяно-турецких отношений. Итак, официально Баку заявляет, что, будучи независимым государством, Турция имеет полное право без оглядки на Азербайджан определять свою внешнюю политику. Примерно в этом духе буквально на днях выразился министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Однако официальный Баку, скорее всего, пытается использовать потепление в армяно-турецких отношениях для давления на Анкару. Формирует общественное мнение о недопустимости нормализации армяно-турецких отношений без урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Исполнительный секретарь правящей партии "Ени Азербайджан", депутат Али Ахмедов не раз заявлял, что Турция не должна и, скорее всего, не будет предпринимать шаги, противоречащие интересам Азербайджана. Имеется в виду то, что Турция должна сдержать прежние обещания о том, что без освобождения оккупированных территорий Азербайджана не откроет границы с Арменией и не установит с ней дипломатических отношений. А сейчас член политсовета этой партии, депутат Айдын Мирзазаде призывает Турцию проинформировать азербайджанскую общественность о ходе конфиденциальных армяно-турецких переговоров. Создание определенного негативного фона вокруг армяно-турецких консультаций может быть использовано официальным Баку в иных направлениях азербайджано-турецких отношений и прежде всего в определении цены за экспортируемый по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум газ. Дело в том, что Турция желает импортировать весь этот газ по особой формуле, никак не увязанной со среднеевропейскими ценами на "голубое топливо". А сама Турция, естественно, будет продавать этот газ потребителям по более выгодным для себя среднеевропейским ценам, то есть Турция пытается заработать не только на тарифах по транспортировке, но и на разнице в ценах. А отказ Турции учитывать интересы Азербайджана при нормализации армяно-турецких отношений позволит официальному Баку "с чистой совестью" забыть "о братских чувствах" при согласовании формулы, по которой будет определена цена на газ. Не случайно, что Турция пытается "синхронизировать" нормализацию армяно-турецких отношений с процессом урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Однако почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что вся эта борьба будет происходить в "подковерном режиме" и не выплеснется на официальный уровень. На официальном уровне Азербайджан и Турция как были, так и останутся "братьями навеки"..."

Азербайджан-Россия

Из интервью "Эхо" российского политолога, руководителья Службы политического прогнозирования Центра по изучению постсоветского пространства Александра Караваева:

" В последнее время наблюдалась превалирующая активность турецкого внешнеполитического ведомства в деле продвижения армяно-азербайджанских переговоров, которая в ближайшие дни должна ознаменоваться разноформатными переговорами в Хельсинки между Али Бабаджаном, Эльмаром Мамедъяровым и Эдуардом Налбандяном при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Как оценивается в Москве вот эта большая активность Турции, которая проявляется уже после подписания Московской декларации?

Если говорить об официальной реакции, то отношение МИД России и других высокопоставленных кремлевских чиновников, которые буквально в нескольких словах выражали свои мнения, в целом можно назвать позитивным. То есть присутствует, конечно, некоторый скепсис в отношении того, что все-таки проблемы, связанные и с урегулированием вопроса Нагорного Карабаха, и вообще в целом, с дефицитом стабильности и безопасности на Кавказе, в комплексе невозможно решить с помощью таких односторонних инициатив. Но в целом отношение Москвы к происходящему - позитивное. Что же касается того, как оценивает инициативность Турции экспертное сообщество России, то, в общем-то, я даже могу сказать, что активность официальной Анкары в этом направлении вселяет определенную надежду. Так как в последние несколько лет присутствовал определенный дефицит со стороны Турции и в смысле ее дипломатической активности в регионе, и в плане некоторого торможения ее экономического присутствия на Кавказе, с моей точки зрения. То есть какой-то пик этой активности был зафиксирован на рубеже конца 90-х - начала 2000-х, а потом, наверное, для Турции эта зона была какое-то время не столь приоритетной. Таким образом, сегодня Турция возвращается на Кавказ, и не только на Южный. Она планирует дальнейшую, можно сказать, вторую волну продвижения, в том числе в направлении Центральной Азии. Там появятся у Турции возможности для решения некоторых инициатив, связанных не только с энергетическими проектами, но и, возможно, в области дипломатии. Так как в 2010 году, скорее всего, станет временным председателем такой организации, как Совещание по достижению мира в Азии. Поэтому в целом в России нынешнее возвращение Турции к активности расценивают положительно. Это связано еще и с тем, что на самом деле Турцию сегодня в России не воспринимают как конкурента. Турция для России скорее партнер, причем такой, что не проявил себя еще в полной мере на самом деле. На линии российско-турецких отношений не проявились полностью все ресурсы, которые могли бы быть задействованы. Вот поэтому инициативность Турции на карабахском направлении в принципе должна была бы быть поддержана Москвой, и, возможно, некоторым образом поддержана..."

"Зеркало" пишет: "Между Россией и Турцией существуют серьезные противоречия, на которых стороны не стараются акцентировать внимание, по крайней мере, на данном этапе. Но это не значит, что Россия в своей кавказской и турецкой политике не учитывает этих реалий. Например, Турция не только заинтересована, но и активно лоббирует все проекты по транспортировке энергоресурсов в обход России, в том числе и "Набукко". Буквально накануне глава турецкого государства "уламывал" в Ашгабате президента Туркмении, чтобы тот дал согласие на "наполнение" "Набукко" туркменским газом. Россия даже не скрывает, что реализация этих проектов противоречит ее интересам. И эти противоречия между Россией и Турцией имеют долгосрочный характер. Их даже невозможно "забыть"..."

"За январь-сентябрь 2008 г. внешнеторговый оборот России с Азербайджаном составил 1698,7 млн. долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличился на 52,6%. При этом рост стоимостного объема экспорта России составил 55,2% (превысив показатель за весь предыдущий год), импорта - 40,0%. Азербайджан является пятым по величине торговым партнером России среди стран СНГ", - заявил глава Торгового представительства РФ Юрий Щедрин ("Зеркало").

Поставки товарной продукции Азербайджана в Россию за 9 месяцев текущего года увеличились на 40,0% и достигли 267,1 млн. долл. США, а по данным Госкомстата АР - 393,5 млн. долл. США с ростом на 12,5%. В структуре импорта товаров наибольший объем закупок пришелся на продовольственные товары, которые составили 67,9% от всего импорта России из Азербайджана. Таким образом, Россия является самым крупным покупателем азербайджанских товаров, производимых в ненефтяном секторе азербайджанской экономики, отметил Ю.Щедрин. Так, азербайджанский экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в РФ составил 78,5% от общего его объема. По его словам, во внешнеэкономическую деятельность России и Азербайджана вовлечено более 70 из 83 российских регионов. На рынке Азербайджана на сегодняшний день присутствует более 550 российских компаний, в том числе 167 со 100%-ным российским капиталом и 237 совместных предприятий. По его словам, и в России работает азербайджанский бизнес. "Здесь, по самым осторожным оценкам, 54 азербайджано-российских СП работают на российском рынке, более 700 компаний, возглавляемых азербайджанцами, и более 3 тыс. индивидуальных предпринимателей - выходцев из Азербайджана", - заявил Щедрин.

Говоря о проблемных вопросах, Ю.Щедрин отметил инвестиционное сотрудничество. "Несмотря на то, что за 10 месяцев 2008 года рост российских инвестиций в экономику Азербайджана увеличился в 6,8 раза, их уровень пока отстает от третьих стран, которые инвестируют в экономику Азербайджана. Мы полагаем, что при обеспечении правовых гарантий этих инвестиций здесь произойдет серьезный скачок. В целом российский капитал активно работает на азербайджанском рынке, но в связи с отсутствием правовых гарантий в виде соответствующего соглашения о поощрении взаимных инвестиций приходится использовать для приведения инвестиционных потоков третьи страны и прочие механизмы", - подчеркнул Щедрин. Говоря о прогнозе азербайджано-российских экономических отношений на 2009 год, Ю.Щедрин отметил, что темпы роста такими впечатляющими, как в 2008 году (52,6%), не будут. Прежде всего потому, что удельный вес процентов потяжелеет и база роста в этом году высокая. Кроме того, нельзя не учитывать и непростые процессы на мировом экономическом и финансовом рынках, отметил Щедрин, добавив, что "полагает, что 10-процентные темпы роста товарооборота вполне реальны и достижимы в 2009 году".

В интервью журналистам Юрий Щедрин заявил, что переговоры по газу между ГНКАР и "Газпромом" проводятся достаточно долгое время. "Главное, что внушает доверие и оптимизм, - это то, что во всем переговорном процессе и в целом в диверсификации экспортных поставок газа Азербайджан и Россия занимают единую позицию для того, чтобы максимально отойти при реализации этих проектов от политизации и искать коммерческую выгоду", - отметил Юрий Щедрин (ИА "Тренд").

Российский ВТБ завершил сделку по приобретению 51% акций ОАО AF-Bank в Азербайджане (ИА "Финэко"). Решение о приобретении контрольного пакета ОАО AF-Bank принято в соответствии со стратегией по расширению присутствия Группы ВТБ на рынках стран СНГ. Выход ВТБ на азербайджанский банковский рынок призван способствовать развитию двусторонних торгово-экономических отношений между Россией и Азербайджаном. Планируется, что банк ВТБ (Азербайджан) будет поддерживать межгосударственные программы, а также участвовать в реализации крупных российско-азербайджанских проектов с участием российского капитала.

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

4 декабря на заседании СМИД ОБСЕ в Хельсинки выступил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров (ИА "Тренд"), основную часть своего выступления он уделил теме карабахского конфликта. Министр подчеркнул, что многочисленные международные документы последних лет признают приоритетность принципа территориальной целостности и суверенитета государств, и карабахский конфликт должен решаться именно с учетом этого принципа. Касаясь Московской декларации, министр назвал ее важным документом, создающим предпосылки для справедливого урегулирования на основе территориальной целостности и суверенитета. ОБСЕ должна признать приоритетность именно этих принципов с учетом последних событий на континенте, сказал министр. Министр подчеркнул готовность Баку к налаживанию отношений и сотрудничества в Карабахе между армянской и азербайджанской общинами. "Мы готовы к осуществлению мер доверия и восстановлению межобщинного согласия", - сказал он. Далее Мамедъяров коснулся вопроса о деятельности ОБСЕ, упрекнув организацию в увлечении проблемой прав человека. По его словам, ОБСЕ заботят только эти вопросы и только в Восточной Европе. "Нас беспокоит такая позиция", - сказал Мамедъяров, добавив, что подобный формат выходит за рамки мандата ОБСЕ.

"Министры иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ для выхода на новый этап урегулирования представили сторонам нагорно-карабахского конфликта некоторые изменения в Мадридские предложения". Как передает Day.аz, об этом журналистам сообщил в Хельсинки глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Он отметил, что эти изменения надо рассмотреть и проанализовать, и "потом, скорее всего, будет встреча либо на уровне глав МИД, либо президентов".

"Массированные нарушения Азербайджаном положений различных международных документов и, в частности, Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) не получили должной оценки международного сообщества. Постоянное вооружение и увеличение военных арсеналов могут привести к нарушению хрупкого перемирия и стабильности в регионе. ОБСЕ должна быть более чуткой к этим процессам". Об этом, как передает ИА "Туран" из Хельсинки, в своем выступлении в пятницу на заседании СМИД ОБСЕ в столице Финляндии заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян. Далее армянский министр обвинил Азербайджан "в нарушении буквы и духа" Московской декларации президентов Армении, Азербайджана и России, подписанной 2 ноября. "После подписания декларации Азербайджан неправильно толкует все положения этого документа и говорит о возможности военного решения конфликта", - посетовал Налбандян. Он также обвинил Баку в "искажении содержания идущих переговоров" по урегулированию карабахского конфликта.

Как стало известно агентству "Туран" из информированных дипломатических источников, в ходе встречи Налбандяна с главой МИД Турции Али Бабаджаном армянский министр жаловался на заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева, сделанные в Риме. В частности, армянская сторона обеспокоена высказываниями И.Алиева о том, что Московская декларация не означает отказ от военного решения конфликта. Такие же претензии армянский министр высказал на встрече с главами МИД стран-сопредседателей.

Один из западных дипломатов заявил ИА "Туран" о том, что целью переговоров в Хельсинки глав МИД Азербайджана и Армении с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и их встречи с главами внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей является согласование итоговой декларации, которая будет принята 5 декабря на заседании СМИД ОБСЕ. В этом документе должна быть изложена позиция ОБСЕ по различным конфликтам, в том числе и по Нагорному Карабаху. По словам этого источника, заявление ОБСЕ по Нагорному Карабаху должно стать "логическим продолжением Московской декларации". "Но, в отличие от общих слов и призывов, должно быть нечто, которое можно пощупать руками", - образно заметил западный дипломат. Однако он отказался раскрывать детали и параметры документа. В то же время источник дал понять, что "переговоры не должны вестись ради переговоров". "Должны быть реальные результаты, хотя бы незначительные, но конкретные", - сказал дипломат. Между тем, как стало известно "Туран" из информированных источников в Хельсинки, ОБСЕ намерена призвать Ереван и Баку предпринять конкретные шаги, чтобы начать процесс налаживания гуманитарных отношений.

В ближайшее время действительно может быть подписано рамочное соглашение по мирному урегулированию армяно- азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. С таким заявлением в беседе с "Эхо" выступил известный отечественный политолог, руководитель Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу, комментируя прогнозы представителей армянской оппозиции по поводу продвижения переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном. Вместе с тем, как сказал "Эхо" Ахмедоглу, сейчас Армения как никогда стремится к налаживанию диалога с Турцией и Азербайджаном, хотя все еще осторожничает, надеясь на признание так называемого "геноцида" армян 1915 года со стороны США. "У них еще есть надежда на то, что после 20 января, когда Барак Обама официально вступит в должность президента, до 24 апреля США признают так называемый "геноцид" армян. Если этого не произойдет, армяне окажутся в очень сложном положении", - предупредил глава ЦПИТ, добавив, что в этой ситуации армянской стороне ничего более не останется, кроме, как отказаться от оккупации азербайджанских территорий и начать налаживать отношения с Азербайджаном и Турцией. "Учитывая эти факторы, в ближайшее время действительно может быть подписано рамочное соглашение по урегулированию карабахского конфликта", - сказал Мубариз Ахмедоглу.

Из интервью Day.Az с председателем Кавказского Центра Миротворческих Инициатив Георгием Ваняном:

"Какого рода барьеры мешают Армении и Азербайджану налаживать диалог и осуществлять шаги навстречу друг другу?

Я хочу поехать в мой родной дом, дом моего деда в селе Карачинар, в котором, если не ошибаюсь, живет семья из Ходжалы, села, которое мы, армяне, сравняли с землей. Они поддерживают огонь в очаге моего деда, выполняя его завет - оживляют дом. Я хочу видеть этот дом, сад, посидеть, поговорить. Я хочу посмотреть им в глаза и ответить на их вопросы. Таких как я - тысячи. Хочу верить, что место моего рождения - Азербайджан не навечно закрыт для меня. Физули больше нет и нет отцовского дома. Я хочу поехать туда, посидеть на руинах... Здесь нет барьеров. Но завтра, в будущем, через поколение, когда нас не станет - тогда возникнут барьеры.

За пределами Азербайджана и Армении представители наших народов не только очень успешно ладят, дружат, но и создают семьи. Не говорит ли это о том, что враждебность между азербайджанцами и армянами привита искусственно Россией, которая идет на это ради утоления своих имперских и геополитических интересов?

О роли России я уже говорил достаточно и неоднократно. И не только я. Само по себе существование имперских и геополитических интересов бессмысленно оспаривать, но также бессмысленно подчиняться им безоговорочно. Где лазейка выхода из рабства? В нашем прямом диалоге..."

Экономика. Финансы

Как сообщает Day.Az, мировой экономический кризис начал оказывать воздействие и на Азербайджан. С одной стороны, уменьшился поток нефтедолларов в страну. Снижение нефтяных цен на 10 долларов за баррель сокращает поступления в Госнефтефонд страны на 2 млрд. долларов в годовом исчислении. А ведь за последние месяцы она упала не на 10 долларов, а уже на сто с лишним, учитывая, что в июле пиковая цена "черного золота" составляла 147 долларов за баррель. Один из результатов этого процесса - падение экономической активности, значительное сокращение выдачи потребительских кредитов, что привело к снижению покупательной способности населения.

Из интервью

Day.Az

с директором Центра нефтяных исследований Ильхамом Шабаном:

"Несмотря на усиленные меры безопасности правительства (информационную, административную), кризис все-таки смог ворваться в Азербайджан. И уже первые симптомы кризиса показали, что в долгосрочной перспективе даже пояс безопасности правительства - нефтедоллары не смогут претворить ухудшение общей состоянии экономики (например, правительство Путина тоже вначале надеялось на золотовалютные резервы, однако за 90 дней потеряв почти $150 млрд., публично признало, что 2009 год будет самым тяжелым для экономики России). Если цены на нефть к началу 2010 года не повысятся до $60 за баррель, то и Азербайджан почувствует, как быстро "тают" резервы Нефтяного Фонда. Причем, почувствует это на пике нефтедобычи. Что же касается рынка недвижимости, то игроки этого сектора на протяжении нескольких месяцев благодаря различным методам PR-кампаний сумели сохранить "ценовой коридор". Летом они всех уверяли, что из-за сезона отдыха нет клиентуры, затем "застой" на рынке недвижимости ими же был связан почему-то с президентскими выборами. Чуть позже уже не было смысла фантазировать о привлекательности рынка недвижимости..."

Стали известны объемы транспортировки казахстанской нефти через азербайджанский терминал в грузинском порту Кулеви, в котором основным собственником является Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР). Об этом говорится в сообщении портала www.bbvb.org (Бакинская межбанковская валютная биржа) со ссылкой на высокопоставленный источник в ГНКАР ("Эхо"). Как сообщается, в следующем году из Кулеви будет транспортировано 4 млн. тонн казахстанской нефти с месторождения "Тенгиз". Транспортировку казахстанской нефти, по сведениям аналитиков сайта, планируется начать уже в феврале 2009 года. В частности американская компания Chevron Texaco, которая разрабатывает месторождение "Тенгиз", уже начала транспортировку нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТД). По согласованным условиям, казахстанская нефть будет транспортироваться по ВТД и в то же время по железной дороге до грузинских портов Кулеви и Батуми.

Как отмечается, условия соглашения позволяют делить объемы транспортировки на равные части. Впрочем, глава Socar Energy Georgia Махир Мамедов, отвечая на вопросы "Эхо", затруднился прокомментировать это сообщение. Как отмечает Мамедов, транспортировочные компании в Азербайджане и в Грузии известны, а также перевалочный пункт - порт Кулеви. "Будет груз, мы будем обеспечивать его прохождение, не будет груза, не будем обеспечивать", - сказал он. По его словам, вопросы и объемы транспортировки решаются в переговорах между официальным Баку и Астаной. В то же время, как отметил М.Мамедов, ситуация вокруг порта Кулеви после конфликта в регионе на данный момент стабильна и не вызывает обеспокоенность. Важно отметить, что Госнефтекомпания и Socar Energy Georgia еще в июне этого года после завершения модернизации терминала "Кулеви" на Черноморском побережье Грузии (который был официально открыт 16 мая) обеспечили эксплуатацию объекта в полном режиме. Как известно, терминал способен принимать и обслуживать нефтяные танкеры с дедвейтом не более 60 тыс. тонн. Мощность нефтяного терминала достигает 10 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, правда, в первый год эксплуатации терминала загрузка, по имеющимся данным, может достигнуть 50%. В общей сложности, мощность нефтяного терминала пока рассчитана на ежегодную перевалку порядка 2 млн. тонн сырой нефти, 3 млн. тонн дизельного топлива, 4 млн. тонн мазута и др. ГНКАР в Socar Energy Georgia имеет пай в объеме 51%, а остальное участие приходится на долю грузинских партнеров. Для финансирования строительства терминала со стороны ГНКАР было привлечено 2 кредита (на 265 млн. долларов и 40 млн. долларов) от консорциума 15 банков, который организовали Societe Generale и ABN Amro. Кредит, выданный на 5 лет, тогда был привлечен с годовой ставкой LIBOR+0,85%. ГНКАР ранее рассчитывала погасить задолженность уже в следующем году, учитывая существовавшие в середине года на рынке высокие цены на нефть.