Фильм "Время жатвы", полностью созданный в 2004 году на основе чувашского материала, впервые был показан в Чувашии только в декабре 2008 года, в рамках проведения в Чебоксарах открытого российского фестиваля "Кино малых народов и регионов России (Поволжье и Урал)". "Если бы не было Чувашии, не было бы и фильма", - заверила режиссёр кинокартины Марина Разбежкина, представлявшая его на показе в столице республики 6 декабря 2008 года, передает корреспондент ИА REGNUM. Фильм "Время жатвы" стал первой в Чувашии за последние десятилетия игровой картиной.

В ходе общения с журналистами сама Разбежкина не скрывала радости от того, что, наконец, и в Чувашии смогут увидеть фильм, объехавший весь мир и завоевавший 16 наград, участвуя более чем в 50 кинофестивалях. "Фильм полностью снят в Чувашии и в этом виновен ваш замечательный земляк, с которым я дружила - Геннадий Николаевич Айги, блестящий поэт. Мы с ним очень много общались, очень много он мне рассказывал о своей родине. Я поняла, что снимать надо здесь, потому что это удивительная земля. Как сказал друг Айги, знаменитый композитор Андрей Волхонский, Чувашия - это Швейцария наоборот, то есть Швейцария - это горы, а Чувашия - овраги, и мы выбрали такое овражеское место с потрясающими горизонтами. По ходу съёмок появилось очень много линий, мотивов, которые были продиктованы реальностью вашего мира. Я могу говорить об этом часами, у меня очень сильные ощущения от Чувашии, от людей", - призналась Разбежкина.

Ещё одним потрясающим, по словам режиссёра, открытием стал Вячеслав Батраков - инвалид из Шумерлинского района, сыгравший одну из главных ролей. После "Времени жатвы" он снялся ещё в двух фильмах. "Он портной, но оказался просто потрясающим актёром. Действительно, получается так, что человек никогда не думал об актёрской карьере, родился и вырос в деревне, а оказался просто замечательным актёром. Так что вы можете обнаружить актёра в любом человек, даже в самих себе, если захотите сниматься", - высказала мнение Разбежкина.

Напомним, в центре фильма - семья из четырёх человек. Роль главы семейства исполняет Вячеслав Батраков, жены - профессиональная актриса Людмила Моторная. Исполнителей роли двух сыновей - мальчиков 5 и 10 лет - также нашли в Чувашии. Старшего нашли очень быстро, он был сыном водителя: "С нами ездил всё время 10-летний мальчик, очень непоседливый, но когда кто-то начинал рассказывать что-то интересное, ребёнок застывал. И я поняла, что он может работать", - рассказала Разбежкина, отметив, что мальчик после проб целую неделю сидел дома, что для непоседы было нетипично, в ожидании звонка. "Боялся, что его не возьмут", - с улыбкой говорит режиссер.

Второго "сына" искали очень долго и нашли за три дня до начала съёмок. "Я не хотела, чтобы это был городской ребенок, поэтому мы устроили кастинг среди деревенских ребят. В общем-то, я знала всех детей с 5 до 7 лет в Аликовском районе и Шумерле, но они все были стеснительные, и мало кто говорил по-русски, а мне было важно общаться с ребёнком во время съемок", - призналась Разбежкина, отметив также, что даже играла с детишками в футбол: "Во время игры было хорошо, но когда начинали общаться, дети замыкались". Затем был устроен кастинг для городских ребят, которые приезжали в деревни к своим бабушками и дедушкам. "Первое, что я сделала - пригласила всех детей в деревенский дом, где должны были начаться съёмки. Все городские дети говорили, как здесь скучно, плохо. И я понимала, что они выламываются из обычной среды, с ними работать было нельзя. И я уже просто "бросалась" на всех детей, которых видела", - со смехом рассказывает режиссёр.

Младшего сына главного киногероя, как это часто бывает в подобных случаях, удалось найти случайно. Им оказался сын председателя, который ехал с ребёнком на автомобиле по территории хозяйства. Увидев группу незнакомцев, он остановился и поинтересовался, что они тут делают. "Я начала объяснять, а краем глаза вижу, что в машине сидит мальчишечка", - вспоминает автор фильма. Хотя мальчику на тот момент было семь лет, но выглядел он младше своего возраста, хорошо говорил по-русски. "Его сразу повезли в дом, где планировались съёмки, и он просто сросся с ним. Дима оказался чрезвычайно толковым ребенком. Когда я сказала, что мы его берём, то сразу после возвращения домой он попросил родителей говорить с ним только по-русски, потому что он должен понимать меня. Услышал, как я об этом говорила с отцом", - сказала Разбежкина.

По словам режиссёра, в массовых сценах снимались жители деревни: "Снимались с удовольствием. Повытаскивали всё из своих сундуков и в этих одеждах пришли к нам на съёмку".

В ходе съёмок не использовались кинодекорации - была представлена реальная обстановка, сохранились даже интерьер и фотографии послевоенного периода. Напомним, что Разбежкина - документалист, а фильм "Время жатвы" стал её первым творческим опытом создания художественной кинокартины. "Это была моя первая игровая работа и мне было важно, чтобы всё было настоящее. Поэтому не было интерьеров студийных, все снимали в реальном месте, реальной натурой. Языческое дерево - тоже настоящее, здесь снята одна из самых главных сцен фильма", - отметила автор фильма.

Вспомнила Разбежкина и смешные случаи. Например, эпизод, когда мальчишки должны были справлять свою "маленькую нужду" на фоне солнца. Когда режиссер спросил ребят, что для этого нужно, Дима-старший попросил 10 литровых бутылок "Буратино". "Они их выдули и потом орали: "Быстрее, снимайте!", - рассказала автор фильма.

Большую благодарность режиссёр фильма выразила правительству Чувашии. "Республика нам невероятно помогла. Если бы это была не Чувашия, если бы не люди, то фильм не был бы снят, потому что мы снимали на крошечные по любым меркам деньги. Вот что значит, что деньги не все решают, а решают человеческие отношения", - резюмировала Марина Разбежкина.