10 декабря в Якутске завершилась работа второго съезда работников транспортного комплекса республики. В своем выступлении президент Якутии Вячеслав Штыров, оценивая перспективы развития транспортной отрасли, оптимистично заметил: "Кризис откорректировал наши планы, но не поменял их!"

На заключительном пленарном заседании доклад президента был посвящен анализу стратегических задач, которые предстоит решать в ближайшее десятилетие. "Нет ни одного региона России, где было бы вложено столько средств в эту сферу и куда еще предстоит вложить огромные средства", - напомнил он делегатам съезда.

Президент определил этой отрасли особую роль в развитии региона, обозначив транспортную сферу как ключевое направление решения масштабных задач промышленного освоения Якутии. Далее президент отметил, что в схему развития производительных сил, транспорта энергетики республики будут вноситься необходимые изменения в связи с меняющейся экономической ситуацией, горизонты планирования будут расширены с появлением новых видов деятельности в транспортной отрасли, а также технических новинок.

Вячеслав Штыров подчеркнул особую важность строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск. По мнению президента, по своей значимости она превосходит роль нефтяной промышленности (трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан"), поскольку, "является фундаментом промышленного развития региона". Благодаря поддержке со стороны федеральных структур, железная дорога подойдет к Якутску, что "коренным образом изменит транспортную схему, Якутск станет транспортным центром всего северо-востока страны". Ремонтно-механический завод в г.Нерюнгри переориентируют на производство железнодорожных вагонов, будут созданы базы для производства подвижного состава в п.Нижний Бестях и г.Алдан.

Президент признал, что сама по себе железная дорога не решит проблему - необходимо параллельно выстраивать опорную сеть автодорог, и в ближайшие годы половина Якутии будет объединена сетью круглогодичных автодорог. На первый взгляд, это не слишком большое достижение, но следует учесть, что в этой части республики проживает 91% якутян, 95% валового регионального продукта производится именно на той территории, которая получит круглогодичную доступность.

На развитие автодорог федерального значения будут направлены колоссальные средства. В последующие пять лет в автодорогу "Колыма" будет вложено 17 млрд рублей, в "Вилюй" - 28 млрд рублей. Уточняются источники финансирования по автодороге "Лена", которая несколько лет назад была признана "самой опасной дорогой на планете".

Как считает глава республики, использовать авиационный транспорт в отдаленных районах республики следует только в самых крайних случаях, акцент необходимо сделать на автозимники. "Следует использовать самые современные методы управления, включая спутниковые системы", - сказал он.

Особое внимание будет уделяться правительством республики воздушному транспорту. "Уже сейчас принято много решений, касающихся этой отрасли, и это принесло позитивные результаты", - сказал Штыров. Хотя реструктуризация авиационной отрасли не обошлась без потерь, сокращений штатного состава, республике, тем не менее, есть чем гордиться: создано казенное предприятие по управлению аэропортами, которое софинансируется федеральными структурами.

Из тех задач, которые предстоит решить в перспективе, Вячеслав Штыров назвал реконструкцию аэропорта "Якутск", взлетной полосы в аэропорту "Мирный". Одной из важных стратегических задач президент считает строительство крупного аэропорта "Витим", который будет принимать все виды самолетов.

Затрагивая перспективы развития водного транспорта, президент Якутии акцентировал внимание на том, что, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, значимость речного не уменьшится, он по-прежнему будет занимать свою нишу. Хотя, конечно, произойдут некоторые изменения, например, изменится география движения судов (вверх по Лене), сдвинутся сроки навигации, главным в сети речного транспорта станет Якутск. Планируется техническое перевооружение флота, уже дано поручение по поводу его обновления. Будет пересмотрена структура производства Жатайского судоремонтного завода.

Вячеслав Штыров высказал критическое замечание правительству республики за недостаточное внимание к морскому виду транспорта, которому в республике не уделяется того внимания, которого он заслуживает. Последние два десятка лет "Арктическое морское пароходство", в основном, было нацелено на Дальний Восток. Президент уверен, что пришло время подумать о других путях, в перспективе, считает он, эта компания должна прокладывать морские пути не только между регионами, но и между странами.

Президент не мог обойти вниманием и новый в Якутии вид транспорта - трубопроводный, который уже сегодня участвует в перераспределении грузопотоков. Предстоит проложить газопровод из Западной Якутии на Дальний Восток.

Необходимо решать и кадровую проблему, в частности, вопрос о закреплении молодых специалистов на местах. Планируется создание транспортного техникума в Нижнем-Бестяхе, который будет готовить специалистов для железной дороги и автомобильной отрасли.

Заканчивая свое выступление, президент республики поблагодарил транспортников за ударный труд: "Уже сегодня видны серьезные позитивные сдвиги в транспортной отрасли - и это вклад каждого из вас!" Далее президент призвал руководителей к тому, чтобы они стремились к безубыточной работе своих предприятий и поставил цель, которую определил как сверхзадачу: закончить год хотя бы с нулевым балансом. Три кита, на которые в своей работе должны опираться руководители предприятий, по мнению президента, - безопасность, эффективность и прибыльность, сообщает ИА SakhaNews.