"Севмашу" предстоит решить ряд проблем для повышения конкурентоспособности (Архангельская область)

Архангельск, 9 декабря 2008, 17:03 — REGNUM  Предприятия Северодвинска претендуют на то, чтобы стать основными производителями оборудования для освоения шельфовых месторождений арктических морей, однако для решения этой задачи им придется решить целый ряд внутренних проблем.

Как сообщает BarentsObserver, в 2009 году Севмаш вновь будет соревноваться с Выборгским судостроительным заводом в конкурсе на строительство двух буровых платформ для Газпрома. Год назад заказ на сооружение первых двух платформ ушел в Выборг, и их сдача заказчику планируется на 2011 год. Всего Газпрому потребуется соорудить до 2030 года 30 стационарных платформ для освоения шельфа дальневосточных и арктических морей и 10 - для Штокмана.

Тем временем, на прошлой неделе Севмаш в очередной раз вынужден был огорчить своих заказчиков, объявив о повышении стоимости нефтяной платформы "Приразломная" - основного элемента обустройства Приразломного месторождения в Печорском море. Кроме того, Севмаш вынужден перенести сроки сдачи объекта еще как минимум на год. По сообщениям информационных агентств, которые ссылаются на источники Севмаша, сегодня стоимость платформы составит около 3 миллиардов долларов, тогда как в начале проекта она оценивалась в 850 миллионов долларов. Потом цена поднялась до 1,2 млрд. рублей. Еще летом этого года представитель Газпрома заявлял, что стоимость Приразломной составит 55 миллиардов рублей, т.е. около 2 миллиардов долларов. Последняя смета строительства, представленная заказчику, составляет почти 80 миллиардов рублей.

Увеличение стоимости не единственная проблема Приразломной. Строительство платформы началось в 1998 году, и с тех пор сроки сдачи неоднократно переносились. 10 лет назад было объявлено, что первая нефть с Приразломной будет закачана на танкеры уже в 2001 году. Однако после того как из проекта один за другим вышли иностранные инвесторы - BHP в 1991г., инвестировавшая в проект не менее 50 миллионов долларов, а затем Wintershall в 2001 году, сроки сдачи переносился едва ли не ежегодно.

Проблемы на "Севмаше" - одна из наиболее обсуждаемых тем как в администрации Архангельской области, так и на федеральном уровне. В последние годы стало очевидным, что северодвинские предприятия оказались не вполне готовыми к новой ситуации, когда существенно возросшие государственные военные заказы необходимо выполнять наряду с заключенными ранее экспортными контрактами и проектами, связанными с освоением шельфовых углеводородных месторождений.

В ноябре в Северодвинске состоялось выездное заседание комиссия Совет Федерации по национальной морской политике. Обсудив ситуацию на северодвинских предприятиях комиссия в числе их главных проблем, в первую очередь, устаревшее оборудование, которое уже не обеспечивает требуемого качества продукции, во-вторых, проектные решения, существенно отстающие от технологий, которые используются на передовых зарубежных предприятиях и в-третьих, острую нехватку квалифицированных рабочих кадров. Все это вместе с очевидными управленческими просчетами послужило причиной фактического срыва целого ряда контрактов.

В начале этого года был расторгнут крупнейший контракт на сооружение танкеров-химовозов с норвежской компанией Odfjell. Последняя распространила сообщение, согласно которому расторжение произошло "в связи с серьезными задержками в строительстве, сочетавшимися с требованиями повышения цены, продолжающимися проблемами в сотрудничестве и затянувшимися переговорами". Напомним, что Севмаш требовал повысить сумму контракта с 500 млн. долларов до 544 млн.

Проект строительства плавучих атомных станций, первая из которых должна была сдана в 2010 году, был закрыт в Северодвинске и передан в Петербург. Госкорпорация Росатом мотивировала свое решение тем, что Севмаш чрезмерно перегружен государственными военными заказами. Это произошло вскоре после того, как предприятие уведомило заказчика о том, что первая плавучая атомная станция будет сдана с 5-месячной задержкой. На год был задержан спуск на воду новейшей стратегической подводной лодки "Юрий Долгорукий". Модернизация авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" для Индии, который должен был быть спущен на воду уже летом этого года, задерживается до 2012 года. При этом, его стоимость возросла почти в два раза, потому что значительная часть работ была просто не учтена в контракте.

Между тем, Севмаш намерен принять участие в конкурсе на строительство авианосцев, и имеет неплохие шансы выиграть его. Главным конкурентом в этом соревновании является Балтийский завод. По словам бывшего командующего Северным флотом, адмирала Вячеслава Попова, "Севмаш" является одним из главных претендентов на строительство авианосцев для Военно-морского флота России.

Одна из главных проблем Севмаша - нехватка кадров. Кадровая проблема стала предметом обсуждения за круглым столом в мэрии Северодвинска в октябре этого года. Представитель Севмаша заявил, что к 2012 году на предприятии будет не хватать 3500 человек. Между тем только за 6 месяцев этого года из Северодвинска уехало более 1000 человек. В администрации Архангельской области разрабатывается специальная программа обеспечения кадрами северодвинских предприятий. Рассматриваются даже возможности привлечения гастарбайтеров из республик Средней Азии, Белоруссии и Украины, а руководство Севмаша заключило соглашение с Управлением Федеральной Службы исполнения наказаний о трудоустройстве бывших заключенных.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.