Важным нововведением в избирательное законодательство Узбекистана является исключение из него института выдвижения кандидатов в представительные органы власти от инициативных групп граждан. Данное изменение предусмотрено законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах", одобренного на шестнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса 4 декабря 2008 года. Об этом заявил журналистам председатель Комитета нижней палаты парламента республики по законодательству и судебно-правовым вопросам Нурдинжон Исмоилов, передает корреспондент ИА REGNUM. Он напомнил, что в соответствии с прежним избирательным законодательством кандидатов в депутаты, наряду с политическими партиями, могли также выдвигать непосредственно граждане путем создания инициативных групп и сбора определенного количества подписей в поддержку своего кандидата.

"При этом кандидату от инициативной группы не обязательно было иметь какую-то программу действий, он не имел каких-либо обязательств перед выдвинувшей его инициативной группой, деятельность которой заканчивалась после выдвижения кандидата и его избрания в представительные органы власти", - отметил Н.Исмоилов. По его словам, мировой опыт свидетельствует, что подобные формы участия в выборных процессов (самовыдвижение и др.) были характерны для ранних стадий развития демократических обществ, становления их избирательных систем. В Узбекистане институт выдвижения от инициативной группы граждан получил развитие в тот период, когда политическая система, политические партии находились только на стадии становления, когда абсолютное большинство населения не было охвачено их деятельностью. В условиях сформировавшейся в Узбекистане эффективной многопартийной системы, ее динамичного развития, высокой зрелости общественно-политических институтов необходимость в этой несовершенной форме выборов - института выдвижения от инициативной группы граждан - отпадает. Более того, следует также иметь в виду, что данная форма выдвижения кандидатов в депутаты, то есть выдвижение от инициативных групп избирателей, может быть использована различными деструктивными, в том числе мафиозными элементами клановых, корпоративных и местнических связей, и даже подкуп для выдвижения кандидатами в депутаты с целью получения депутатской неприкосновенности. "В силу указанных причин институт выдвижения кандидатов в депутаты инициативными группами избирателей из избирательного законодательства был исключен, что создает, соответственно, политическим партиям еще более широкие возможности участвовать в формировании и организации деятельности представительных органов власти, в деле обновления и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны. При этом можно с уверенностью сказать, что нынешний порядок выдвижения кандидатов в депутаты в Узбекистане полностью отвечает требованиям и стандартам, интересам всего народа", - заключил глава Комитета нижней палаты парламента республики.