Болгария: Софийское руководство ищет в Египте замену российскому газу - Сербия: "Деловая наглость и непристойное вымогательство" со стороны России - Румыния: Фотофиниш парламентской гонки

Болгария: Софийское руководство ищет в Египте замену российскому газу.

На минувшей неделе Болгария продолжала переживать и обсуждать последствия громкого скандала, вызванного недавним решением Еврокомиссии окончательно аннулировать аккредитацию двух агентств при министерствах финансов и регионального развития Болгарии, занимавшихся освоением еврофондов по программе инфраструктурного развития PHARE. Этот шаг Брюсселя означал для Болгарии безвозвратную утрату 220 млн. евро, а общая сумма потерь, с учетом остальных замороженных фондов, превышает полмиллиарда евро. Известие об этом решении ЕК вызвало очередную атаку правой оппозиции на коалиционное правительство Сергея Станишева (БСП) и резко критические выступления в ряде местных СМИ. Представители правящего лагеря, в свою очередь, сделали ряд острых заявлений в адрес руководящих органов Евросоюза, назвав их отношение к Болгарии несправедливым и предвзятым, политически и идеологически мотивированным. За прошедшую неделю события вокруг скандала с еврофондами и санкциями развивались следующим образом.

Вопреки предположениям ряда обозревателей, министр-председатель Станишев и его окружение сохранили твердую позицию, занятую ими летом 2008 года, когда ЕС применил против Болгарии первые санкции по еврофондам, и отказались увольнять представляющих БСП министров финансов и регионального развития. Риторика болгарского руководства по поводу решения Еврокомиссии по-прежнему остается критической. Министр иностранных дел Болгарии Ивайло Калфин заявил, что образ действий Брюсселя в связи с беспрецедентными санкциями в отношении Софии остается совершенно непонятным. Никто из ответственных органов ЕС не потрудился предупредить Болгарию или привести развернутую мотивацию принятого решения, о котором просто было объявлено в официальном письме и на последующих пресс-конференциях. А вице-премьер по еврофондам Меглена Плугчиева заявила на заседании парламентской комиссии по европейским вопросам, что решение ЕК было основано на оценке ситуации за период с июля 2007 по июль 2008 года, без учета достижений последних месяцев. Именно этот период, по словам Плугчиевой, был назван в письме директора Главного управления по расширению при ЕК Майкла Ли, в ответ на ее запрос о причинах санкций. (Bulgarian Post. 03.12.2008. Дума. 04.12.2008)

В последние дни более резко обозначились расхождения между БСП и ее младшим коалиционным партнером, партией экс-царя Симеон Сакс-Кобург-Готского (НДСВ). В четверг 4 декабря один из самых влиятельных функционеров БСП, глава столичной организации партии и председатель бюджетного комитета Народного Собрания Румен Овчаров подверг персональной критике двух членов кабинета от НДСВ - министра государственной администрации Николая Василева и министра по европейским вопросам Гергану Грынчарову. Выступая перед софийским активом БСП, Овчаров сказал, что ответственность за потерю еврофондов министры от соцпартии должны нести не одни. По его словам, министр по европейским вопросам "существует не только для украшения" (очевидно, намек на яркую внешность министра Грынчаровой, 1973 года рождения), следовательно, она должна не только задавать вопросы, но и давать ответы на них.

По мнению ряда СМИ, вновь обозначилась угроза раскола в тройственной коалиции, на сей раз между БСП и НДСВ. Как пишет Mediapool, представители БСП пытаются сделать главным ответственным за потерю еврофондов заместителя министра финансов Димитра Ивановского (НДСВ), национального руководителя европейских программ. Социалисты требовали "голову" Ивановского еще летом, когда для Болгарии были заморожены фонды по PHARE, однако в тот раз он сохранил свой пост, исключительно благодаря доверию к нему, продемонстрированному Еврокомиссией. Ныне в руководстве "царской" (или "желтой") партии стремятся отстоять Ивановского, заявляя, что ответственность за утрату еврофондов является общей и нет нужды в крупных отставках. В случае ухода Ивановского, говорят "желтые", БСП также придется потерять своего заместителя министра или даже лишиться министерского портфеля, потому что гораздо более сильная критика раздается в адрес агентства по еврофондам при возглавляемом Асеном Гагаузовым (БСП) министерстве регионального развития. На фоне серьезных проблем с еврофондами у БСП и НДСВ, представители их третьего коалиционного партнера по правительству - турецкой партии Движение за права и свободы (ДПС) Ахмеда Догана - чувствуют себя "отличниками", с иронией отмечает Mediapool, поскольку курируемая ДПС европейская программа сельскохозяйственной помощи SAPARD была продлена еще на год, до конца 2009 года. (Mediapool.bg. 04.12.2008)

Это последнее известие, пришедшее из Брюсселя, было воспринято многими как хорошая новость. 30 ноября по распоряжению министра земледелия Валерия Цветанова (ДПС) была восстановлена полная аккредитация государственного фонда "Земледелие" в качестве главного органа по выплатам из европейских фондов. С апреля 2008 года фонд "Земледелие" был поставлен в испытательный режим, под особый надзор министра, с целью избежания возможных санкций ЕС. Представители ведомства Цветанова сообщают, что фонд выполнил все предъявленные ему условия и может в полном объеме приступить к осуществлению выплат по европейским аграрным программам. (Дума. 01.12.2008)

Однако на самом деле, пишет правый еженедельник "Капитал", все обстоит не так радужно. В июне 2008 года Еврокомиссия блокировала платежи на сумму около 398 млн. евро на различные сельскохозяйственные проекты. В октябре ЕК разрешила Болгарии начать выплату средств на эти проекты, но из собственного государственного бюджета, и то при условии строгого контроля Европы за целевым расходованием этих средств. Лишь после получения благоприятных результатов аудиторской проверки Европейской счетной палаты, которая должна начаться вскоре, затраченные бюджетные деньги будут компенсированы из еврофондов. В противном случае за все заплатят болгарские налогоплательщики. (Капитал. 05.12.2008)

На фоне обострившихся разногласий в лагере правящей коалиции в пятницу 5 декабря состоялось заседание руководства трех ее партий и представителей их парламентских фракций. Как ни странно, на этом совещании практически не поднимался вопрос об утраченных еврофондах и разделе ответственности за это. Было решено, что специальное заседание правящей коалиции по этому поводу состоится в январе 2009 года. Тогда и будет принято решение, какие проекты и в какой степени должны быть профинансированы из бюджета Болгарии, взамен отнятых Евросоюзом фондов.

Зато, как и предсказывалось, участники заседания отказались вносить существенные поправки в бюджет Болгарии на следующий год, хотя в правительстве и признавали, что принятый Народным Собранием в первом чтении проект бюджета становится все менее актуальным, из-за углубляющегося мирового финансового кризиса. Было подтверждено намерение сохранить профицит бюджета в размере 3%, хотя Сергей Станишев высказывал идею сокращения его до 2%. Уменьшение профицита стало бы плохим сигналом для инвесторов, объяснил это Румен Овчаров.

Было решено не сокращать расходы на здравоохранение и образование. Из заложенного в проект бюджета дополнительного инвестиционного пакета в 400 млн. левов на субсидирование сельского хозяйства будет выделено 211 млн., на чем настаивали представители курирующей аграрный сектор ДПС. 94,5 млн. левов будет потрачено на развитие железнодорожной инфраструктуры, а остальная часть средств - на социально значимые проекты. (Mediapool.bg. 05.12.2008)

Таким образом, правящая тройственная коалиция решила продлить паузу, взятую ею для принятия финансовых и организационно-кадровых решений в ответ на последние санкции Еврокомиссии. Можно предположить, что это позволит снизить накал полемики Софии и с Брюсселем и внутри правящей в Болгарии коалиции, не желающей раскола своего единства за полгода до парламентских выборов.

Правые продолжают атаковать правящую коалицию и возглавляющую его БСП. "Зачем БСП превращает Европу во врага?", - задается вопросом Bulgarian Post. Газета отмечает, что в 2005 году болгарские левые были горячими сторонниками интеграции с европейскими структурами и с возглавлявшими их социалистами. Однако, проявив коррупцию и некомпетентность при освоении еврофондов, правящие партии Болгарии не пожелали воспринять критику и устранить изъяны; вместо этого они прибегли к агрессивной риторике в адрес Евросоюза. "Левые настраивают болгар против Европы <...> и пытаются вернуться к посткоммунистическому видению управления государством", - пишет издание. Руководство БСП прибегает к "коммунистической риторике", обвиняя ЕС в колонизаторском отношении к Болгарии, и не желает признавать собственные неудачи. "Сергей Станишев теряет свой имидж реформатора", - полагает автор статьи. (Bulgarian Post. 30.11.2008)

В ответ на последние острые заявления руководства Болгарии в адрес Евросоюза, которые были расценены оппозицией как разжигание антиевропейских настроений в стране, праволиберальный и европофильский еженедельник "Капитал" публикует статью с "чисто гипотетическими" рассуждениями на тему, что было бы в случае выхода Болгарии из ЕС. Что получила наша страна от членства в Евросоюзе, задается вопросом автор статьи. Мы остановили реакторы (АЭС Козлодуй), спрятали самогонные аппараты, обещали колоть свиней по европейским стандартам, дали лучших своих экспертов в состав европейской администрации, закрыли дешевые беспошлинные магазины. И что мы получили в ответ - нас лишили обещанных многомиллионных вливаний в экономику, установили беспрецедентный режим наблюдения за нами (как ни в одной другой стране, кроме Румынии), постоянно критикуют за коррупцию и нарушения. Также Болгария лишена равных прав доступа на рынок рабочей силы в странах ЕС, обязуется инвестировать сотни миллионов в возобновляемые источники энергии и ограничение выброса парниковых газов. Итак, что было бы, если бы Болгария аннулировала свое членство в ЕС? С юридической точки зрения это представляется вполне возможным. В Великобритании этот вопрос обсуждается до сих пор; Польша недавно угрожала своим возможным выходом, если не получит исключения из условий Лиссабонского договора. Некоторые другие европейские государства отлично существуют вне ЕС, к примеру, Швейцария, Исландия, Норвегия и Лихтенштейн, которые являются членами Европейского экономического пространства и наслаждаются всеми выгодами доступа на общий рынок, без отчислений в европейский бюджет и участия в скучной работе административных структур в Брюсселе.

И все же последствия гипотетического выхода Болгарии из ЕС были бы колоссальны с точки зрения экономики, национальной безопасности, законодательства и распределения бюджета страны. Членство в ЕС привело к увеличению иностранных инвестиций в несколько раз. До конца 2009 года ЕС должен инвестировать 2,3 млрд. евро из структурных фондов, а до 2013 - 1,5 млрд. в сельское хозяйство Болгарии. Станет намного труднее получать займы у Европейского инвестиционного банка. Все болгарское законодательство уже приведено в соответствие с европейским и не сможет работать изолированно. "Капитал" пишет: "Трудно предсказать, какой была бы Болгария вне ЕС - трудно и почти абсурдно даже это представить. Это подсказывает, что два коротких и бурных года членства крепко связали нас с Евросоюзом - интеллектуально, эмоционально, экономически и институционально. Эта связь распространяется далеко за замороженные фонды и упреки по поводу коррупции и судебной системы. И было бы хорошо, чтобы болгарские политики подумали об ее значении, прежде чем обвинять Еврокомиссию в "игре мускулами", прежде чем предъявлять новые абсурдные претензии и прежде чем пугать население евроскептицизмом. Потому что вариант "что, если..." существует - но он просто абсурден". (Капитал. 05.12.2008)

Появление подобной статьи в ведущей правой газете симптоматично, ибо отлично вписывается в логику проводимой оппозицией кампании по дискредитации правительства Станишева в глазах Брюсселя. Несмотря на то, что именно при этом кабинете Болгария стала членом ЕС, болгарские правые активно убеждают население страны и европейские структуры, что нынешнее правительство во главе с БСП является по сути своей "неевропейским" и даже "антиевропейским". Нет сомнения, что в ходе предстоящей предвыборной кампании подобные тезисы будут играть ключевую роль в агитации правого лагеря. Внимание болгарских политических кругов и СМИ продолжает привлекать и газовая проблематика. В обстановке таинственности была подготовлена встреча болгарского руководства с прибывшим в Софию министром нефтяной промышленности Египта Самехом Фахми, пишет "Капитал". Этому мероприятию власти придали особое значение - чтобы не опоздать на встречу с Фахми, Сергей Станишев покинул заседание, на котором происходило представление антикризисного плана правительства, в присутствии приглашенных иностранных дипломатов и крупных бизнесменов. (Капитал. 05.12.2008). После встречи с Фахми в четверг 4 декабря министр экономики и энергетики Болгарии Петр Димитров (БСП) заявил, для болгарской стороны существует вполне реальная возможность, начиная с 2011 года, получать природный газ из Египта, благодаря соединению египетской и турецкой газотранспортных сетей. По словам Димитрова, Болгария является "единственным физическим порталом, через который может произойти соединение египетской энергетической сети с европейской". Самех Фахми сообщил, в свою очередь, что Египет сможет поставлять Болгарии 500 млн. кубометров газа ежегодно, с перспективой увеличения этого объема до 1 млрд. кубометров. Это будет составлять до четверти общего объема годичного потребления газа в Болгарии; в 2007 году последний составил 3,7 млрд. кубометров, а с запланированным ростом он должен превысить 4 млрд. кубометров.

В настоящее время, напоминает Mediapool, Болгария полностью зависит от поставок газа из России. Для диверсификации источников поставок руководство Болгарии ведет переговоры с Тунисом и Йеменом. Также государственная компания "Булгаргаз" имеет принципиальную договоренность с Азербайджаном насчет ведения переговоров о поставках в Болгарию до 1 млрд. кубометров газа ежегодно. Как заявил Петр Димитров, для Болгарии самым удобным вариантом были бы поставки египетского газа по запланированному к постройке трубопроводу между Турцией, Грецией и Италией. Также рассматривается вариант получения газа по обмену - Каир поставлял бы купленное Болгарией топливо в Турцию, в восточную часть этой страны, а Болгария забирала бы себе часть транспортируемого по ее территории газа, предназначенного для Турции. Однако в последней схеме присутствует еще один участник - Россия, и в связи с этим нам надо достичь соглашения с русскими, добавил Петр Димитров. По словам болгарского министра, его страна получила предложения от Египта участвовать в добыче газа и приобретать собственность на его территории, что уменьшило бы цену топлива. Тарифы будут рыночными, а не политическими, сказал Димитров. Также были обсуждены возможности поставок в Болгарию из Египта сжиженного газа, исследования перспектив участия обеих стран в добыче нефти и газа на территории друг друга, использования Болгарией египетского опыта подготовки кадров в этой области энергетики. Работа в этих направлениях должна начаться в феврале 2009 года, после подписания меморандума о сотрудничестве, которое ожидается во время запланированного визита Сергея Станишева в Египет в январе. Также министры Димитров и Фахми обсудили проект газопровода Nabucco, в контексте подписанного двумя днями ранее меморандума об энергетическом сотрудничестве между Египтом и ЕС. Петр Димитров отметил важную роль Египта в реализации проекта. Ожидается, что в апреле 2009 года в Софию прибудет президент Египта для участия в встрече глав государств по вопросам энергетики. (Mediapool.bg. 04.12.2008)

Сербия: "Деловая наглость и непристойное вымогательство" со стороны России.

Центральной темой публикаций СМИ Сербии на прошедшей неделе являлось энергетическое сотрудничество с Россией, что было связано с намеченным на пятницу 5 декабря приездом в Белград делегации во главе с председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером и полпредом президента в ЦФО Георгием Полтавченко. Как и было запланировано, в этот день состоялся очередной раунд переговоров по пакету российско-сербских соглашений в сфере энергетики. Целая серия тематических материалов в местных СМИ, предварявших эти переговоры, свидетельствует о серьезности отношения к ним Белграда и о его намерении должным образом провести их информационную подготовку. Можно сказать, что в последние дни энергетическое сотрудничество России и Сербии пережило один из самых трудных и даже опасных для себя моментов, причем пока еще рано говорить, что все спорные вопросы разрешены к общему удовлетворению. Напомним в двух словах предысторию конфликта.

25 января 2008 года, когда у власти в Сербии находилось прежнее правительство Воислава Коштуницы, было подписано межгосударственное российско-сербское соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере. Это соглашение предусматривало строительство и совместную эксплуатацию на территории Сербии участка магистрального газопровода "Южный поток", покупку ОАО "Газпром нефть" 51% акций сербской государственной нефтеперерабатывающей компании НИС (Нефтяная индустрия Сербии) за 400 млн. евро и участие российской стороны в строительстве и реконструкции подземного хранилища природного газа Банатский Двор в Воеводине. Многими наблюдателями, особенно из лагеря прозападных сил, это соглашение было воспринято как сенсационный прорыв и триумф "экспансии" России на Балканах, новая угроза энергетической безопасности Европы и экономической независимости Сербии.

. Несмотря на победу на майских выборах в Скупщину "евродемократических" сил, сторонников президента Бориса Тадича, неожиданное образование ими коалиции с социалистами и формирование нового правительства во главе с Мирко Цветковичем, сербское руководство неизменно заявляло, что сотрудничество с Россией в области энергетики является одним из глобальных приоритетов для Сербии, наряду с евроинтеграцией. В поддержку соглашения выступали и ведущие силы правящей коалиции, и партии патриотической оппозиции. 9 сентября 2008 года Народная Скупщина ратифицировала энергетическое соглашение с Россией, причем "за" проголосовало 214 из 250 депутатов, а против - всего 22 (представители Либерально-демократической партии (ЛДП), Союза воеводинских мадьяр (СВМ) и Лиги социал-демократов Воеводины (ЛСВ) ). Две последние, малые воеводинские партии, говорили об угрозе, которую "Южный поток" представляет для экологии и хозяйственным интересам их Автономного края, а ЛДП настаивала на коррупционном и теневом характере соглашения с Россией кабинета Коштуницы.

Однако уже тогда в Сербии широко раздавались голоса о невыгодности части условий соглашения, в частности, о продаже 51% акций НИС за 400 млн. евро. Приводились данные аудиторской компании Deloitte & Touche, по которым реальная стоимость НИС составляла 2,2 млрд. евро, из чего делался вывод о "недополученных" Сербией 700 млн. евро за проданный России контрольный пакет. Также высказывались опасения, что задержки со строительством сербского участка "Южного потока", его недостаточная мощность или загрузка принесут Сербии большие убытки. Сербские СМИ широко ставили вопрос о необходимости дальнейшего обсуждения и возможного пересмотра в сторону увеличения стоимости покупки НИС, а также получения Сербией дополнительных экономических гарантий по срокам постройки и по загрузке "Южного потока", как и других преимуществ - в виде таможенных льгот на ввоз в Россию производимых в сербском Крагуевце автомобилей Fiat. Одновременно в Скупщине и прессе раздавались обвинения в коррупции в адрес главы прежнего главы правительства Воислава Коштуницы и связанных с ним и с Демократической партией Сербии руководителей энергетических предприятий страны. За этими обвинениями ясно усматривается желание определенных сил поставить под сомнение легитимность заключенных кабинетом Коштуницы соглашений с Россией по энергетике и тем самым подготовить почву для их эвентуальной ревизии.

В последние дни перед приездом в Белград делегации "Газпрома" во главе с Миллером в сербских СМИ появился ряд резко критических публикаций, ставивших под сомнение не только возможность подписания контракта по НИС и меморандума по "Южному потоку", но и саму готовность российской стороны вести переговоры.

Влиятельнейшая белградская консервативно-официозная "Политика" сообщала, что на предстоявших переговорах сербская сторона будет выдвигать следующие условия. Во-первых, все три проекта в сфере энергетики (строительство "Южного потока", завершение газохранилища Банатский Двор и продажа НИС) должны рассматриваться как единый пакет, поскольку только это в полной мере будет отвечать коммерческим интересам Сербии. Кроме того, была озвучена необходимость получения дополнительных экономических гарантий реализации проекта "Южного потока". Ссылаясь на источники, близкие к переговорному процессу, "Политика" назвала возможные варианты таких гарантий. Один из них мог заключаться в отложенном вступлении в силу договора о продаже компании НИС, что было бы увязано с необходимостью получения не позднее 30 июня 2010 года положительного заключения экспертизы о выполнимости проекта "Южного потока" и начала эксплуатации его не позднее 31 декабря 2015 года. При этом сербская сторона обязалась бы не продавать НИС другим покупателям до 30 июня 2010 года. Другой вариант проекта гарантий, разработанный сербскими переговорщиками, заключался в том, что Россия, вместо обещанного 51 % акций НИС, получила бы лишь 26 %, а другую половину своего пакета акций ей передали бы только после положительной экспертизы по "Южному потоку". В противном случае российская сторона могла бы вернуть Сербии 26 % акций и получить назад свои 400 млн. евро.

При этом и сербские политики, и ведущие СМИ выказывали сильный скепсис в отношении перспектив дальнейших переговоров с "Газпромом". Как заявил в среду 3 декабря премьер-министр Мирко Цветкович, "нет гарантий того, что договор будет подписан", поскольку российская сторона отказывается предоставить письменные гарантии реализации проекта строительства сербского участка магистрального газопровода "Южный поток", меж тем именно эта часть энергетического соглашения является самой важной для Белграда. (Бета. 03.12.2008)

Напомним, что ранее подписание соглашения о продаже НИС и меморандума о строительстве "Южного потока" ожидалось до 20 декабря 2008 года. Источники "Политики" сообщали, что представители "Газпрома" не могут дать гарантий строительства "Южного потока", а представители ОАО "Газпром нефть" настаивают, что покупка НИС не связана с "Южным потоком". Если российская сторона сохранит эту позицию и после визита Миллера в Белград, политическое руководство Сербии будет добиваться от Народной Скупщины пересмотра энергетического соглашения с Россией, писала "Политика". (Политика. 03.12.2008)

Другая солидная сербская газета "Блиц" утверждала, что правительство Сербии было шокировано переданными ему условиями "Газпрома", содержавшими 12 пунктов. По сведениям издания, наибольшие нарекания сербской стороны вызывали те из них, которые предполагали растяжение на четырехлетний срок инвестиции 500 млн. евро в модернизацию НИС, до 2012 года, замораживание либерализации рынка нефтепродуктов в Сербии (на чем настаивает ЕС), отказ "Газпрома" рассматривать вопрос о НИС и "Южном потоке" единым пакетом. Как писал "Блиц", предложение "Газпрома" заставляет задаться вопросом, готова ли вообще российская сторона вести переговоры. (Блиц. 03.12.2008)

Накануне приезда делегации из Москвы посол России в Сербии Александр Конузин в интервью газете "Данас" был вынужден официально опровергнуть информацию о том, что пакет предложений российской стороны касается только покупки НИС, но не строительства "Южного потока". (Данас. 04.12.2008)

И все же результаты переговоров российской делегации с руководством Сербии оказались достаточно обнадеживающими. В изложении сербских СМИ, они выглядят следующим образом. Президент Сербии Борис Тадич и председатель правления ООО "Газпром" Алексей Миллер достигли согласия о том, что до конца 2008 года будут подписаны все три договора, предусмотренные межгосударственным соглашением - о купле-продаже 51% акций НИС, о строительстве газопровода "Южный поток" и завершении подземного газохранилища "Банатский Двор".

На пресс-конференции по итогам переговоров Миллер заявил, что условия договоров о "Южном потоке" и газохранилище согласованы на 100% и осталось лишь согласовать некоторые технические детали сделки по НИС (причем не пояснил, что это значит). В то же время, по словам Миллера, эти детали не могут быть помехой полной реализации проекта, поскольку он получил на этот счет гарантии "первого человека Сербии". Глава "Газпрома", со своей стороны, пообещал, что его компания, купив НИС, будет строить "Южный поток" на сербской территории. Это, как сказал Миллер, было гарантировано еще подписанным в Москве межгосударственным соглашением, ратифицированным парламентами обеих стран, имеющим наднациональное значение и обязательным к исполнению обеими сторонами. Строительство "Южного потока" будет осуществляться согласно плану. Сначала будет проведена экспертиза осуществимости проекта, после чего будет определена и пропускная способность газопровода - сможет ли он пропускать больше - и если да, то насколько - запланированных 10 млрд. кубометров в год. Топливо сможет пойти по "Южному потоку" не ранее 2013 года, но не позднее 31 декабря 2015 года, что будет зафиксировано договором до конца 2008 года.

Как объявил гендиректор компании "Србиjагас" Душан Баятович, Сербия не получит дополнительных ценовых выгод при покупке газа у России, однако сможет всегда запрашивать необходимое для ее нужд количество этого топлива. Закупки Сербией российского газа еще некоторое время будут осуществляться при участии посредника - совместной компании "Югоросгаз". После подписания других договоров "Србиjагас" сможет покупать топливо напрямую у "Газпрома", причем это не отразится на цене. Новостью стало сообщение о том, что, пока действует "Югоросгаз", 75% акций которого сейчас принадлежит "Газпрому", часть этого пакета в 24% сможет быть выкуплена сербской стороной, у которой окажется, таким образом, 49% акций. Было объявлено, что дальнейшие технические переговоры о деталях сделки по купле-продаже НИС пойдут в ближайшие дни. В этот раз российская сторона не говорила об инвестировании в модернизацию НИС суммы в 500 млн. евро, речь о чем поднималась ранее. Наконец, как пишет "Политика", вновь со ссылкой на близкие к переговорам источники, одной из тем переговоров Тадича и Миллера стала замена переговорщиков с обеих сторон, не справившихся с задачей по выяснению деталей сделок, предусмотренных межгосударственным соглашением. Также было объявлено о согласии России снять таможенные пошлины на ввоз сербских автомобилей, однако лишь в рамках фиксированной квоты. (Политика. Блиц. Данас. Глас jавности. 06.12.2008)

Итак, вопреки раздававшимся и тревожным, и злорадным прогнозам, договаривающиеся стороны проявили прагматизм и способность к достижению компромисса, хотя, без сомнения, остались и подводные камни, неизвестные широкой публике. Ошибкой было бы утверждать, что "Газпром" уступил и полностью согласился на сербские условия. Были подтверждены принципиально важные и весьма выгодные для России разделы энергетического соглашения. По всей видимости, без ответа остались муссировавшиеся в сербском обществе и СМИ вопросы о пересмотре стоимости сделки по НИС и о возможных способах компенсации "потерь" Сербии, прежде всего за счет изменения размеров и сроков инвестиций России в НИС и увеличения мощности и загрузки "Южного потока". Или же эти ответы были совсем не такими, какими их хотели бы услышать в Сербии. В то же время, "Газпром", подтвердив неуклонную решимость строить сербский участок "Южного потока" в поставленные сроки, принял на себя более строгие обязательства, обеспечивающие экономический интерес Сербии. В целом, в сербских СМИ итоги переговоров были восприняты с удовлетворением. Но и мастерству российских переговорщиков отдается должное. "Русские хорошо торговались в Белграде", - пишет "Блиц". (Блиц. 06.12.2008)

Конечно, далеко не все в Сербии остались довольны исходом переговоров, как и самой идеей русско-сербского энергетического сотрудничества. Об этом свидетельствует, к примеру, опубликованная "Политикой" в рубрике "редакционный комментарий" заметка Миши Бркича под заглавием "Газпромсербия". В свое время именно расчеты Сербии на беспошлинный доступ на российский рынок для автомобилей сербского производства побудили компанию Fiat открыть свой новый завод в Сербии, а не в Румынии, пишет Бркич. И потому особо тревожным сигналом для сербского руководства стало предложение России убрать пошлины на сербские Fiat'ы только в обмен на продажу НИС. Бркич пишет: "Не надо ли и Сербии, вместе с Fiat, хоть немного обеспокоиться деловым высокомерием и непристойным торгом "братской и дружественной" страны, которая еще угрожает нам иском в международные суды? И все из-за того, что мы не принимаем колониальное унижение и статус губернии в переговорах об энергетическом соглашении и не соглашаемся продать свой реальный стратегический нефтяной ресурс за воображаемый русский газопровод". Истина заключается в том, пишет Бркич, что русские инвестиции в Сербию, после покупки НИС "Газпром нефтью", будут составлять около 1 млрд. евро, или примерно 10% от общего объема иностранных инвестиций в сербскую экономику. Проблема в том, что эти русские инвестиции концентрируются в самом сердце энергетической безопасности Сербии - в ее нефтяной и газовой отраслях. "А в современном мире известно, что страна, которая не управляет своей энергетической безопасностью, не имеет и государственного суверенитета", - так завершается комментарий. (Политика. 05.12.2008)

Итак, несмотря на кажущееся благополучное разрешение временного кризиса вокруг энергетического соглашения, не стоит обольщаться насчет его прочности в случае возникновения новых экономических или политических затруднений. Последний раунд переговоров с российской стороной сопровождался мобилизацией сербских СМИ для кампании критики в адрес "Газпрома", его проектов и всей его деятельности в Сербии, причем газеты прямо давали понять, что выражают непосредственную точку зрения сербских переговорщиков, т.е. фактически руководства страны. Категоричность и резкость тона газетных публикаций показывают, что, если в Белграде по той или иной причине сочтут невыгодным продолжение энергетического сотрудничества с Россией, сербские медийные и политические круги легко объединятся вокруг идеи пересмотра его условий, с возможными ссылками как на гипотетические нарушения договоренностей российской стороной, так и на "изначально убыточный" для Сербии и потому "не вполне легитимный" (к примеру, из-за заниженной стоимости НИС) характер самого соглашения, заключенного кабинетом Коштуницы.

Румыния: Фотофиниш парламентской гонки

На минувшей неделе Румыния занималась подведением и осмыслением итогов выборов в обе палаты парламента страны, прошедших в воскресенье 30 ноября. Сбылись высказывавшиеся опасения относительно малой активности избирателей, явка которых 30 ноября стала рекордно низкой в новейшей истории Румынии. Если в 1990 году участие в выборах приняло 15 млн. румынских избирателей, то на выборах 2008 года их число уменьшилось вдвое.

Наконец, в четверг 4 декабря 2008 года были оглашены окончательные результаты выборов. Коалиция Социал-демократической (ПСД) и Консервативной партий (ПК) менее чем на 1% опередила своих главных конкурентов из Либерально-демократической партии (ПДЛ) при голосовании по партийным спискам, однако, с учетом голосования по вновь введенной мажоритарной системе, ПДЛ, связанная с нынешним президентом Румынии Траяном Бэсеску, получила на три парламентских места больше, чем конкурирующая коалиция. В Палате депутатов ПДЛ завоевала 115 мест, ПСД-ПК - 114 мест, Национал-либеральная партия (ПНЛ) - 65 мест и Демократический союз венгров в Румынии (УДМР) - 22 места. В Сенате ПДЛ получила 51 место, ПСД-ПК - 49 мест, ПНЛ - 28 мест и УДМР - 9 мест. (Mediafax. 04.12.2008)

Таким образом, как и предсказывали данные некоторых опросов, главными результатами выборов стали рекордно малый разрыв между двумя главными конкурирующими политическими силами, а также поражение правивших доселе либералов из ПНЛ во главе с Кэлином Попеску-Тэричану.

В тот же день 4 декабря президент Румынии Траян Бэсеску в первом своем официальном заявлении, сделанном после выборов, сказал, что коалиция ПСД-ПК завоевала моральную победу, но ПДЛ - победу конституционную, получив больше мест в парламенте, и призвал все партии к переговорам о формировании парламентского большинства и будущего правительства. Бэсеску выразил надежду, что кандидатура на пост главы следующего правительства будет выдвинута до 15 декабря. (Agerpres. 05.12.2008)

По данным ряда СМИ, ПДЛ ведет переговоры о создании коалиции одновременно с ПНЛ и ПСД-ПК. Как сообщает Mediafax, со ссылкой на партийное руководство, уже состоялись первые переговоры между ПДЛ и ПСД-ПК. "Мы считаем, что коалиция с ПДЛ будет наилучшим решением. В условиях кризиса мы должны как можно скорее получить правительство с солидным большинством", - сказал заместитель главы ПСД Илие Сарбу. Еще до воскресных выборов в парламент две партии договорились о том, что в их возможный коалиционный кабинет войдет также венгерская УДМР. Однако главным камнем преткновения остается вопрос о личности премьер-министра, поскольку обе партии претендуют на этот пост. (SETimes. 04.12.2008)

Как заявил в субботу 6 декабря лидер ПДЛ Эмиль Бок, в ходе переговоров о формировании коалиции с ПНЛ его партия не сумела достичь соглашения только по одному, но принципиальном вопросу - о кандидатуре на пост премьер-министра. По словам Бока, ПДЛ считает, что именно она имеет право сделать своего человека главой правительства, не только потому, что опередила возможного партнера по коалиции, но и потому, что обогнала также конкурировавших социал-демократов. Эмиль Бок подчеркнул также, что речь идет о формировании кабинета, который мог быть работать весь четырехлетний срок, вне зависимости от исхода выборов президента Румынии в 2009 году. (Agerpres. 06.12.2008)

В целом, можно сказать, что переговоры о формировании в румынском парламенте коалиции большинства и выдвижении ею кандидата на премьерский пост пока далеки от завершения. Предпочтительные шансы стать лидирующей силой будущего кабинета имеют представители ПДЛ, формально победившие на выборах и более активно ведущие переговоры со всеми партнерами. Очевидно лишь то, что проигравшая на выборах Национал-либеральная партия Попеску-Тэричану потеряет власть, и состав администрации в Румынии изменится.