На прошлой неделе в Литве в сопровождении съемочный группы канала CNN вновь побывал глава Центра Симона Визенталя, историк Эфраим Зурофф. Это означает, что многолетняя, последовательно проводимая Центром охота за нацистскими преступниками, уничтожавшими в годы Второй мировой войны местное еврейское население, отнюдь не окончена. Правда, в Литве в последнее время она приобрела некоторые удивившие весь мир особенности... Об этом и шёл разговор на встрече господина Зуроффа с членами Еврейской общины Литвы, об этом сообщает литовское еженедельное издание "Обзор".

"Поначалу мы общались довольно натянуто, - честно признался, открывая встречу, глава общины Симонас Альперавичюс. - Пока лично не убедились, что эмоциональная неприязнь сотрудников Центра Визенталя к нацистам и их пособникам всегда уравновешена точным юридическим обоснованием каждого конкретного случая, и далеко не всё в жизни - а особенно в истории - можно делить только на черное и белое. Сегодня мы активно сотрудничаем и встречаемся как настоящие друзья и единомышленники".

"А я всегда приезжаю в Литву не только как "охотник за нацистами", - отметил Эфраим Зурофф. - Отсюда родом мои дедушка и бабушка, так что я заодно ищу корни моей семьи". Об этих двух направлениях его деятельности CNN сейчас снимает документальный фильм.

Зурофф рассказал о принципах работы Центра Визенталя, о том, как в настоящее время происходит поиск и осуждение нацистских преступников во всем мире и в частности, в Литве. В 2002 году в 13 государствах мира, в том числе и в странах Прибалтики, Центр Визенталя начал специальную операцию под названием "Последний шанс", цель которой - с помощью обнаруженных ранее и уже отбывших наказание военных преступников установить круг лиц, которые также помогали нацистам, но пока уклоняются от ответственности.

"Как ни странно, - отметил Зурофф, - больше всего таких имен мы получили именно из Литвы: 199 из 500. Правда, многие персоналии из этого списка нам были известны ранее, кто-то из этих людей уже умер, кто-то в полной мере отбыл наказание. Стало быть, мы не имели права применять к ним никаких санкций, ведь в своей работе всегда опираемся на три критерия. Во-первых, насколько правдива и важна полученная нами информация о предполагаемом преступнике. Во-вторых, подозреваемый не должен быть в прошлом судим за эти преступления. В-третьих, состояние его здоровья должно быть достаточным для того, чтобы он смог предстать перед судом и отвечать за свои поступки. Поэтому у меня лично есть даже особая молитва - за здоровье нацистских преступников...."

В итоге после тщательного анализа полученной информации при активной помощи Еврейской общины Литвы 46 имен нацистских преступников и их пособников Центр Визенталя некоторое время назад передал главному прокурору отдела спецрасследований Генеральной прокуратуры Литвы Римвидасу Валянтукявичюсу. О дальнейшем ходе расследования Эфраим Зурофф должен был узнать на другой день после посещения Еврейской общины, во время визита в Генпрокуратуру.

Увы, надежды Центра Визенталя на помощь Литовского государства снова оказались тщетны. Как официально сообщили прессе, во время встречи с Валянтукявичюсом Зуроффу "еще раз напомнили, что абсолютное большинство граждан, участвовавших в геноциде евреев и их преследованиях в годы Второй мировой войны, уже были выявлены в Литве в послевоенное время, и их деятельность соответственно оценили советские структуры и суды, стало быть, их повторное уголовное преследование запрещено законами Литвы и международными правовыми актами". По данным Генеральной прокуратуры, в 2008 году было проведено 22 расследования, связанных с убийствами евреев. А всего, начиная с 1990 г. и до настоящего времени, на основании Уголовного Кодекса (в связи со смертью подозреваемых, за недостаточностью улик и т.п.) было прекращено 17 предварительных расследований, связанных с массовыми убийствами евреев (геноцидом). За это время в судах Литвы было рассмотрено 19 уголовных дел, в ходе которых обвинения были предъявлены 28 лицам,10 из которых были признаны виновными и осуждены на различные сроки лишение свободы, 1 виновный и осужден на ограничение свободы, 4 оправданы за недостатком улик, 5 умерли до начала суда, в отношении 6 виновных применены принудительные медицинские меры (прокуратура не уточняет, какие именно - прим. автора), в отношении 1 человека судебное решение пока не принято, т.к. расследование уголовного дела не завершено.

Данные Центра Визенталя, увы, расходятся с литовской статистикой. За годы независимости, по словам Зуроффа, здесь не возбудили ни одного судебного дела против местных коллаборационистов, сотрудничавших с нацистами. А три состоявшихся судебных процесса касались литовцев, обнаруженных на своей территории правительством США и депортированных в Литву. Один из этих бывших полицаев умер в ходе судебного разбирательства, другой - 87-летний А.М.Дайлиде - был признан виновным и осуждён на 5 лет, однако литовские судьи смилостивились над безжалостным убийцей и отказались посадить его в тюрьму на том основании, "что он стар и не опасен".

"Спасибо Израилю и США - они опротестовали это решение, - добавил Зурофф. - С тех пор прошло несколько месяцев, однако назначенная медицинская комиссия по освидетельствованию здоровья Дайлиде до сих пор не собралась". В этом, по словам Зуроффа, и состоит главная проблема - в отсутствии политической воли государств, где были совершены преступления против евреев или где по сей день укрываются нацистские преступники. Центр Визенталя смог найти многих из них, но преследовать не имеет права, полностью завершить расследование и осудить их могут только сами государства. "К нашему глубочайшему сожалению, - отметил Зурофф, - несмотря на обилие свидетельских показаний и активную позицию местной Еврейской общины - лучшей, на мой взгляд, в Европе, в Литве пока ни один преступник не провёл ни минуты в тюрьме за преступления, совершённые в период Холокоста".

Зато в ответ на операцию "Последний шанс" здесь начали преследовать... жертв этих преступлений. Самыми заметными фигурами этого противостояния в последние месяцы оказались бывшие участники еврейских партизанских отрядов, действовавших на территории Литвы в годы Второй мировой войны - израильский ученый и национальный герой, бывший руководитель международного мемориального центра Холокоста в Иерусалиме "Яд ва-Шем" доктор Ицхак Арад и 86-летний библиотекарь вильнюсского Института идиш Фаня Бранцовская. На основании их собственных мемуаров Генпрокуратура Литвы обвинила их... в геноциде литовского народа и публично объявила об их розыске, хотя ни один из них и не думал скрываться. В ходе следствия обнаружились и еще две аналогичные подозреваемые весьма преклонного возраста - основательница вильнюсского Еврейского музея, а также пенсионерка, ныне живущая в Торонто, якобы "ответственная" за то, что ее спасла в годы войны литовская семья.

После официальных протестов со стороны Еврейской общины Литвы, государственных структур Израиля и США 25 сентября 2008 г. Генпрокуратура Литвы объявила о решении закрыть следствие против Ицхака Арада, однако со странной формулировкой "за недостатком оснований у обвинения для передачи дела в суд". В отношении других еврейских партизан дела пока официально не прекращены.

"И здесь мне хотелось бы сказать о самом важном, - подчеркнул Эфраим Зурофф. - Собственно нацистских преступников в силу преклонного возраста с каждым годом остается все меньше и меньше. И главная задача Центра Визенталя - вовсе не поиск как можно большего количества скрывающихся от правосудия лиц, а то, чтобы Холокост не был забыт или искажен так, чтобы быть использованным против евреев. Увы, именно такую тенденцию мы наблюдаем в сегодняшней Литве. Обвинения бывшим еврейским партизанам - это не только отрицание их мужества и героических подвигов, сознательное преуменьшение их роли в ходе Второй мировой войны, но и попытка установить якобы "историческую симметрию" между действиями еврейских партизан-коммунистов и литовских коллаборационистов, уравнять "еврейские" и нацистские преступления. Сегодня такого рода борьба переносится из залов суда в университетские аудитории и учебники".

Подтвердив опасения гостя и заверив, что Еврейская община и впредь будет давать отпор подобного рода инсинуациям, ее лидер Симонас Альперавичюс добавил, что все же в Литве есть заметные общественные деятели, которые активно публично противостоят негативным тенденциям пересмотра истории Второй мировой войны и попытками оправдания действий местного населения против евреев. "Я глубоко признателен за их принципиальную позицию профессору-историку Людасу Труске, кинорежиссеру Саулюсу Бержинису, журналистам Линасу Вильджюнасу и Руте Пушите, " - сказал Альперавичюс. Недавно и известный философ Леонидас Донскис в одной из своих статей подчеркнул, что Литва "обязана пересмотреть подход к своей истории, в которой наличествует факт сотрудничества литовцев с нацистами в уничтожении евреев". "Нужно понять и принять тяжелые факты нашей вины, а не искать оправданий", - отметил он, признав, что в современном литовском обществе нет консенсуса по этому поводу.

По различным данным, в годы Второй мировой войны в Литве было уничтожено от 93% до 96% еврейского населения.

Татьяна Ясинская.