Парадоксальная ситуация, когда призывники хотят служить, а их не берут в армию, сложилась в Дагестане еще в призывные кампании 2007 года, когда срок службы был сокращен до полутора лет. К тому же, республике резко сократили план по призыву. Если раньше из Дагестана призывались около 12 тысяч человек в год, то теперь около 5-6 тысяч в год. Например, весной 2008 г. служить отправились всего 1,8 тысячи дагестанцев. И хотя в осенний призыв-2008 количество призывников из Дагестана несколько увеличилось, все равно не все желающие нести службу в Российской армии, смогли попасть в ее ряды, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

И если раньше военкоматы массово отлавливали "уклонистов" от призыва на срочную службу, и бытовало выражение "отмазаться от армии", то теперь, все наоборот, медицинские комиссии придирчиво осматривают юношей и при малейших признаках небогатырского здоровья признают их негодными к службе. Только нынешней весной, военком республики Магомед Тинамагомедов сообщал, что по итогам призывной кампании в Дагестане насчитывалось около 40 тысяч подлежащих призыву молодых людей и только половина из них была поставлена на первичный учет.

По рассказам тех, у кого дети достигли призывного возраста, теперь за то, чтобы их взяли служить, в военкоматах с призывников вымогают немалые суммы (от 10 до 30 тысяч рублей, в зависимости от рода войск, в которых хотят служить ребята). И о проблеме этой дагестанцы узнали не сегодня, когда во время прямого эфира 4 декабря Владимир Путин зачитал записку от возмущенного таким положением дел жителя республики. Еще 24 апреля 2008 г. в интервью газете "РГ - Юг России" военный прокурор Северо-Кавказского военного округа генерал-лейтенант юстиции Владимир Милованов отметил: "Появилась новая тенденция. Раньше давали мзду, чтобы не служить, а теперь, наоборот, чтобы взяли в армию. В Дагестане и Ингушетии должностным лицам предлагались деньги для того, чтобы устроиться на военную службу по контракту". "Подобные преступления носят в основном социально-бытовой характер. Выявить их непросто. Обе стороны, взяткодатель и взяткополучатель, не заинтересованы в утечке информации", добавил Милованов.

А желающих служить в Дагестане, как и в целом на Кавказе достаточно. Причины такой тенденции, когда молодые люди рвутся в армию, легко объяснимы. В республике довольна высокая безработица, особенно среди сельской молодежи (более половины дагестанцев живут на селе). В Дагестане немало военных частей, где предусмотрена служба по контракту, но прежде чем стать контрактником, молодой человек должен пройти срочную службу. Став контрактником, он будет приносить в семью ежемесячную зарплату в 20-30 тысяч рублей. Здесь это хорошие деньги, которые "на гражданке" не заработает практически ни один его дипломированный сверстник.

К тому же, в республике немало вузов, подготавливающих будущих юристов, которым для будущей успешной карьеры тоже необходимо отслужить. Без военного билета не возьмут на службу ни в МВД, ни в ФСБ. Осенью этого года на срочную службу в армию намеревались отправиться и все те, у кого была отсрочка, и кто ждал сокращения срока службы. В основном, студенты, молодые люди от 18 до 27 лет. Например, по данным Военного комиссариата республики, из менее чем 400 призванных из столицы Дагестана Махачкалы 72% с дипломами вузов (в предыдущие годы таких была лишь треть). Каждый четвертый потенциальный солдат-срочник из Дагестана отправляется в армию с правом на вождение автотранспорта категории В и С.

Но вот служить призывники из Дагестана отправляются практически во все регионы России, кроме Северного Кавказа (очень мало). Чаще всего дагестанцы проходят службу на Дальнем Востоке, на Севере. Желание служить дома, в частности, в 33-й отдельной горной мотострелковой бригаде, расположенной в горном селении Ботлих, или на пограничных заставах на территории Дагестана, пока остается неудовлетворенным. Тем более, что вот уже третий год "срочников" не призывают в пограничные войска, ВДВ и некоторые другие рода войск.

В связи с этим можно отметить некоторое разочарование жителей Ботлиха, где не так давно был построен военный городок. Местные жители вспоминают обещания военных, данные в самом начале его строительства, о том, что для них будут создаваться рабочие места, а местные юноши - смогут служить в своем родном районе. "Ни одного призывника на службу сюда так и не приняли", сокрушаются они.