Политика

"Депутаты от правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) поднимут в парламенте вопрос о проведении референдума для исключения из Конституции статьи, запрещающей избрание одного лица на пост президента страны более двух раз. На очередных заседаниях парламента мы обнародуем свои предложения", - сказал журналистам заместитель исполнительного секретаря ПЕА, депутат Сиявуш Новрузов (ИА "Тренд"). Согласно пункту 5 статьи 101 Конституции Азербайджана, никто не может избираться на пост президента более двух раз. Срок полномочий президента составляет пять лет. Правящая партия "Ени Азербайджан" предлагает провести референдум для исключения из Конституции статьи, запрещающей избрание одного лица на пост президента страны более двух раз. В своем интервью агентству "Тренд" председатель Конституционного суда Фархад Абдуллаев не исключил конституционных изменений в связи с увеличением срока полномочий президента.

Лейла Юнус, высказывая свое мнение к вышеупомянутой инициативе, заявила: "Я считаю, что необходимо не продлевать срок президентских полномочий, а назначить пожизненное правление главы государства" ("Зеркало"). По ее словам, назначение пожизненного правления одной личности будет лучше для азербайджанского народа. "Во-первых, подобная ситуация станет гарантией того, что граждане будут избавлены от всякого рода стрессов, давлений, репрессий в период выборов. Во-вторых, это станет гарантией для самих представителей власти, которые будут абсолютно убеждены в том, что их власть уже не отнять никому. И в-третьих, азербайджанским властям не придется утруждать себя высказываниями о развитии демократии в стране перед европейскими структурами. Всему миру станет понятно, что в Азербайджане создана новая модель монархии с атрибутами демократических институтов", - сказала правозащитник. Она отметила, что Азербайджан идет по стопам России.

На вопрос, не пытается ли Азербайджан подражать России в этом вопросе, депутат парламента Захид Орудж сказал следующее: "Я абсолютно не согласен с этим мнением. Дело в том, что вопрос о продлении срока полномочий президента в Милли Меджлисе озвучивался еще в 2002-2003 годах. Поэтому я не считаю, что наша страна подражает России или какой-либо другой стране", - заключил он ("Зеркало").

Касаясь вопроса реализации проекта Nabucco, президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что это зависит не только от Азербайджана, а потому сегодня трудно говорить, будет ли он реализован. "Это трудно сказать, и хотел бы отметить, что когда в повестке появился проект Nabucco, в качестве потенциального поставщика рассматривался не Азербайджан, а другие источники. Однако сегодня, когда мы слышим о Nabucco, то видим газовые запасы Азербайджана. Мы в последнее время начали разработку наших основных газовых месторождений. Пока добычу не довели до максимума, надеемся, что достигнем этого в ближайшие пять-шесть лет", - отметил Алиев. Он подчеркнул, что сегодня азербайджанский газ уже вышел на рынки, экспортируется в три страны, "и, вероятно, круг потребителей будет расширяться" (ИА "Тренд"). "Однако реализация проекта Nabucco зависит не только от нас. Это больше зависит от деятельности компаний Nabucco, транзитных вопросов, присоединения к проекту центральноазиатских источников. Это более обширный проект. Азербайджан же готов сыграть в проекте Nabucco роль транзитной страны, а при необходимости - и потенциального поставщика. Но в то же время хотел бы сказать, что это не только наш проект", - подчеркнул президент. Что касается предложения российского "Газпрома" о покупке азербайджанского газа по высокой цене, то оно, по словам Ильхама Алиева, в настоящее время изучается. "К нам поступают различные предложения, и мы экспортируем газ в соседние Грузию и Турцию. Через Турцию наш газ поступает на рынок Евросоюза, в частности, в Грецию. У нас есть предложения и от российской компании "Газпром", мы в настоящее время их изучаем. Ко всем имеющимся на руках предложениям мы подходим одинаково. Это чисто коммерческий вопрос. Мы реализуем свои энергетические проекты только с точки зрения коммерции, диверсификации, безопасности и долгосрочного партнерства. И именно в этом контексте будут рассматриваться все предложения. Разумеется, цена тоже должна отвечать рыночным критериям. Сегодня азербайджанская экономика на 100% рыночная, и если цена хорошая, то, естественно, любое предложение может быть оценено. Наряду с этим, сегодня и в дальнейшем - не в самом дальнем будущем - Азербайджан сможет добывать достаточно "голубого топлива" для экспорта в различных направлениях", - отметил президент.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев считает необъективными оценки международных неправительственных организаций Freedom House и Transparency International, данные в отношении республики ("Зеркало"). "Такие организации, как Freedom House, не объективны. Они пытаются представить Азербайджан не таким, какой он есть. Лично для меня самой важной оценкой нашей деятельности является оценка международных организаций. Freedom House является неправительственной организацией со своей повесткой и политическими интересами. У нее даже есть друзья в Азербайджане среди некоторых представителей оппозиции. Поэтому их утверждения об Азербайджане нельзя считать правильными", - подчеркнул президент. Ильхам Алиев отметил, что важность представляют оценки ОБСЕ и Совета Европы, наблюдавших за прошедшими недавно в Азербайджане президентскими выборами. "Это факт, что выборы в Азербайджане прошли в нормальной и прозрачной обстановке, и их результаты отражали волю азербайджанского народа. Не было ни одной жалобы по поводу результатов и верности проведения выборов. Вот что важно. Это показывает, что Азербайджан ускоренно движется в направлении построения реальной демократии", - отметил И.Алиев. Он также отметил, что Азербайджан интегрируется в Евросоюз, реализует программы соседства с этой организацией для сближения ценностей с ЕС. "Нам не нужны деньги от ЕС, нам не нужны никакие уступки или субсидии. Мы просто хотим довести свои жизненные ценности и политическую систему до самого лучшего образца. Ту же картину можно наблюдать в Совете Европы, членом которого мы являемся уже семь лет. Это длительный и всегда непростой, а иногда даже болезненный путь, но мы выбрали этот путь, это реальность. Вдобавок к этому либеральные экономические реформы. В недемократической стране невозможно было бы достичь либеральных экономических реформ. Недемократическое общество не могло быть объявлено Всемирным банком реформаторской страной номер один", - подчеркнул президент. Он отметил, что Всемирный банк, ОБСЕ, Совет Европы, Евросоюз являются серьезными организациями, с которыми Freedom House и другие подобные структуры не могут сравниться.

"Зеркало" пишет: "Случилось то, что и должно было случиться. Выборы завершились, и оппозиция, позабыв о своем главном противнике - власти, приступила к поливанию друг друга грязью. Пока Али Керимли пытается остановить отток "фронтовиков" из ПНФА (Партия Народного Фронта Азербайджана), башкан (председатель) "Мусават" Иса Гамбар вновь играет "военный марш" и продолжает обвинять всех и вся. При этом считает себя по-прежнему единственным лидером протестного электората. Бессменные лидеры оппозиционных партий, благодаря "мудрому руководству" которых эти партии проиграли практически все последние выборы, вновь единолично руководят организациями, которые уже давно дышат на ладан. И все это происходит в соответствии с авторитарным мышлением, с которым на протяжении многих лет безуспешно и самоотверженно ведут борьбу "Мусават", ПНФА, ЛПА и др. Логика оппозиции проста - Иса Гамбар безальтернативен для "мусаватистов", А.Керимли - для "фронтовиков" и т.д. и т.п. В общем, оппозиция напоминает "Ени Азербайджан". Практически все считают своим святым долгом воспеть дифирамбы в адрес лидера. Лесть и чрезмерное восхваление кого бы то ни было - само по себе явление приторно-тошнотворное, но если все эти действия происходят в отношении человека, который не способен даже на имитацию реформ внутри своей политической организации, от этого тошнит вдвойне... Смена лиц и смена тактики, таким образом, становится актуальнейшей задачей для оппозиции. Протестный электорат уже устал от "войны компроматов" между вечными оппозиционерами..."

Азербайджан-Турция

В Баку с официальным визитом находился министра иностранных дел Турции Али Бабаджан (ИА "АзерТАдж"). Как заявил Али Бабаджан в Баку, в настоящее время проблемы существуют между Азербайджаном и Арменией, Россией и Грузией, Турцией и Арменией. Для того чтобы установить нормальные отношения в регионе, эти проблемы должны быть решены. Напомнив о важности урегулирования конфликтов путем диалога, глава МИД Турции подчеркнул, что эти проблемы нельзя оставлять будущим поколениям: "Турция хочет мира и стабильности в регионе".

Турецкий министр Али Бабаджан не дал конкретного ответа на вопрос, касающийся сроков открытия границ между Турцией и Арменией. Он отметил, что разрешение нагорно-карабахского конфликта положительно повлияет и на турецко-армянские отношения (АПА). "Вопросы "геноцида", территориальных претензий и нагорно-карабахского конфликта будут решаться в комплексном формате. Они неотрывны друг от друга", - сказал дипломат. Турция поддерживает формат Минской группы ОБСЕ для решения нагорно-карабахского конфликта, сказал также А.Бабаджан. По его словам, для решения проблемы необходимо предпринять ощутимые шаги, и Турция готова поддержать Азербайджан в этом (ИА "Тренд").

Глава МИД Турции сказал, что отношения с Азербайджаном имеют исключительную важность. Бабаджан подчеркнул, что отношения между Турцией и Азербайджаном во всех сферах находятся на высоком уровне. Министр выразил уверенность, что отношения в политической, экономической и во всех других сферах и впредь будут продолжаться (ИА "АзерТАдж"). "В ходе визита глава МИД Турции вновь подчеркнул, что "вопросы "геноцида", территориальных претензий и нагорно-карабахского конфликта будут решаться в комплексном формате, и они неотрывны друг от друга, - пишет "Зеркало". - Между тем, как сообщает турецкая газета Hurriyet со ссылкой на анонимные источники, для содействия недавно начатому процессу налаживания армяно-турецких отношений Турция планирует начать осуществление прямых авиарейсов Стамбул-Ереван. Как сообщил источник, такое намерение турецкой стороны непосредственно связано с позицией официального Еревана по отношению к Анкаре и Баку. "Турция примет во внимание позицию Азербайджана по этому вопросу. Конкретных решений на этот счет пока нет, и этот вопрос будет подробно обсужден", - отметил источник.

На новостных сайтах также упоминается о скорейшем открытии представительства Турции в Армении и о том, что Анкару в Ереване будет представлять бывший посол Турции в Азербайджане, заместитель советника Министерства иностранных дел этой страны Унал Чевикоз (ИА "Новости-Азербайджан").

Из интервью Day.Az c депутатом Милли Меджлиса (парламент) Азербайджана, политологом Айдыном Мирзазаде:

"Стремительно и весьма неожиданно вспыхнувшая "любовь" между Турцией и Арменией неоднозначно воспринимается в Азербайджане. Многие резонно опасаются, что это бумерангом ударит по отношению Турции к Азербайджану. Насколько это реально?

Налаживание отношений Турции и Армении свидетельствует о том, что мы переживаем новый этап. Армения - это страна, оккупировавшая территорию Азербайджана и имеющая большие претензии к Турции. Но мир не стоит на месте - появляются новые лидеры, новые идеи, новые предложения... Мне кажется, что официальный визит в Баку министра иностранных дел Турции Али Бабаджана несколько прояснил ситуацию. Он заявил, что нормализация турецко-армянских отношений возможна только в комплексе с нормализацией азербайджано-армянских отношений, и никак иначе. Это ответ друга и союзника.

Мы говорим о добрососедских отношениях, но в то же время в турецком городе Карс строят монумент в знак добрососедских отношений Турции и...Армении. Не слишком ли рано, не коротка ли память у некоторых турков?

Очевидно, что часть турецкого общества или недостаточно хорошо знает свою собственную историю, или же не делает должных выводов из ее трагических страниц. Мир требует решения конфликта, но оно не должно быть в ущерб национальным интересам Азербайджана. Турецкое общество, как показывают последние социологические опросы, внимательно следит за ситуацией. Оно понимает, что стратегический союз и верного союзника, брата нельзя променять в угоду сиюминутным интересам. Если информация о постройке памятника верная, то это означает, что некоторые турки принимают армянскую пропаганду мало того, что за чистую монету - за истину в высшей инстанции. А это в корне неверно. Ведь посмотрите сами - строить монумент дружбы со страной, которая активно призывает парламенты зарубежных государств признания так называемого "геноцида 1915 года" и осуждения Турции; со страной, в Конституции которой записаны территориальные претензия к Турции - это неумная издевка над собственной историей.

Как вы думаете, есть ли в турецком обществе те, кто забывает об интересах Азербайджана?

Естественно, нельзя отрицать, что в Турции есть определенные лица, которые из-за своих личных или деловых интересов заинтересованы в открытии границ с Арменией. Но турецкий народ в целом не забывает свою историю, свою культуру, свои связи с Азербайджаном. Не думаю, что народ и правительство Турции настолько наивно, чтоб принимать все обещания армян за чистую правду. Им нужно истинное добрососедство, а не ложное.

Что же делать сейчас народу Азербайджана, как реагировать на эти процессы?

Азербайджанский народ вправе знать, что несут ему переговоры Турции с Арменией. Он вправе спрашивать и задавать вопросы, прямые вопросы. И ждет прямых ответов..."

"Зеркало" пишет: "Безусловно, то, насколько возможен процесс налаживания армяно-турецких отношений без учета интересов Азербайджана, покажет время. Пока же анализ современных геополитических процессов и тенденций развития в регионе позволяет сделать вывод о необходимости для Азербайджана разработки и последовательной реализации стратегии, нацеленной на защиту именно своих национальных интересов. Хотя и кажется маловероятным, но все же нет гарантии того, что в ближайшей перспективе стратегические приоритеты Турции, будь то военно-политические, социально-экономические и другие задачи, не потребуют полного улучшения отношений с Арменией".

Из интервью Day.Az с известным дипломатом и политологом Фикретом Садыховым:

"Говоря о национальных интересах Азербайджана, я не могу не спросить Вас о том, насколько нашим национальным интересам отвечает заметное потепление в отношениях между Турцией и Арменией?

Тот факт, что Турция вовлечена в переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта и активно играет посредническую миссию, является для Азербайджана очень позитивным фактором. Ведь для нашей страны Турция является очень близким союзником. Но, с другой стороны, вовлеченность Турции во все углубляющийся переговорный процесс с Арменией наводит на мысль о готовности турецкой стороны пойти на определенный компромисс. И в этой связи очень важно, чтобы турецкая политическая элита, в погоне за членством в Евросоюзе, не забывала о национальных интересах Турции и помнила бы об интересах Азербайджана.

Задам прямой вопрос: может ли Турция пожертвовать интересами Азербайджана и пойти на какое-либо соглашение с Арменией?

Я ничего не могу исключать. Кроме того, политика, как известно, искусство возможного. Известно и то, что, какими бы братскими ни были отношениями между странами, каждая из них руководствуется собственными национальными интересами. Но лично я не хотел бы допускать возможность того, что Турция может пойти на шаг, который мог бы противоречить национальным интересам Азербайджана..."

Азербайджан-Россия

"Зеркало" пишет: "Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал понять, что ссориться с Москвой не собирается и Баку не будет самостоятельно форсировать реализацию проекта Nabucco.Видимо, Алиев решил, что в нынешних условиях надежнее транспортировать газ в Европу не только через Грузию и Турцию, но и через Россию. Тем более что "Газпром" предложил закупать азербайджанский газ в любых объемах, причем по европейской формуле цены. Однако можно предположить, что Запад, прежде всего США, будет последовательно поддерживать своих союзников в регионе и продвигать идею реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода в обход России. Причины беспокойства очевидны: Грузия - это незаменимый транзитный коридор для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который доставляет каспийскую нефть в обход России - из Азербайджана в турецкий порт Джейхан. Не допустить, чтобы Россия контролировала все поставки энергоносителей из этого региона на Запад, - одна из ключевых задач стран Евросоюза и США. Россия не менее рьяно жаждет добиться этого единоличного контроля; тот факт, что на данный момент она контролирует большую часть поставок энергоносителей, прежде всего газа, в Западную Европу, дает ей серьезные рычаги дипломатического давления на многие страны ЕС. Попытки расширения российской зоны влияния на бывшие республики СССР ставят перед Азербайджаном трудноразрешимую дилемму. Официальный Баку пока балансирует, поддерживая хорошие отношения и с Вашингтоном, и с Москвой. Однако ситуация, сложившаяся после грузинских событий, может вынудить президента Ильхама Алиева выбрать одну из сторон, то есть пойти на то, чего Азербайджан избегал больше десяти лет. Причем как российская сторона, так и США и их союзники стараются "соблазнить" официальный Баку. Выбор, стоящий перед Азербайджаном, не будет сводиться к чисто коммерческим соображениям - он чреват серьезными геополитическими последствиями. Однако пока что И.Алиев не проявил никакого интереса к идее продавать азербайджанский газ России, а не Западу. Скорее всего, И.Алиев и далее попытается не брать на себя четких обязательств. То есть он будет тянуть время, насколько сможет. Но рано или поздно ему придется сделать свой выбор..."

Россия продолжает настаивать на увеличении объёма прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск до 5 млн. тонн в год, - сообшает ИА "Финэко". Как сказал торговый представитель России Юрий Щедрин, активно идут переговоры о наполнении трубопровода Баку-Новороссийск чисто азербайджанской нефтью с тем, чтобы не смешивать её с другой нефтью и не удешевлять её на выходе из Новороссийска. "Для того, чтобы этот нефтепровод работал в нормальном режиме, Азербайджану необходимо найти 5 млн. тонн", - сказал Юрий Щедрин. За 11 месяцев этого года по Баку-Новороссийск было перекачено 1,303 млн. тонн нефти Государственной нефтяной компании Азербайджана, которая с февраля является собственником азербайджанского участка трубопровода. Трубопровод эксплуатируется для экспорта азербайджанской нефти с 1997 года, но средний ежегодный экспорт не превышает 2,5 млн. тонн. Ранее ГНКАР предложила России разрешить прокачку по трубопроводу также нефти, которая не была произведена в Азербайджане.

Соглашение между Россией и Азербайджаном о взаимных поставках электроэнергии на 2009 год может быть подписано в начале следующего года, сообщил вице-президент АО "Азерэнержи" Марлен Аскеров (ИА "Тренд"). "В настоящее время с российской стороной пока обсуждается только вопрос продления договора по взаимным энергопоставкам на 2008 год до декабря включительно, причем на существующих условиях. В этой связи российская сторона прислала нам продленный вариант договора", - сказал Аскеров. По его словам, для заключения соглашения по взаимным поставкам на 2009 год приезд российских экспертов в Азербайджан может состояться или в декабре текущего года, или в январе следующего. "Азерэнержи" и "Интер РАО ЕЭС" 22 февраля 2008 года подписали соглашение по взаимной купле-продаже электроэнергии, предполагающее применение трехтарифного режима. В частности, принято решение в процессе импорта-экспорта электроэнергии ввести единую стоимость за 1 кВт/ч для каждой стороны в зависимости от дневного, ночного и пикового времени. С апреля 2008 года объем взаимных энергопоставок в пиковые часы составляет до 120 МВт. Финансовые условия поставок не разглашались.

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

Президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил несогласие с вопросом о том, что Азербайджан сильно вооружается. По словам президента, увеличение расходов на оборону является лишь следствием увеличения общего бюджета страны. Вместе с тем, отметил он, это должна учесть Армения, продолжающая держать под оккупацией часть азербайджанских земель. "Они должны осознать, что между нами уже нет прежнего баланса и не будет и впредь. Они должны принять ту реальность, что Азербайджан является сильным государством, который еще больше будет развиваться. Они должны учесть это для обеспечения благополучной жизни своему народу", - заявил глава государства (ИА АПА)

Московская декларация по карабахской проблеме, подписанная главами Азербайджана, Армении и России, не лишает Баку права решить этот конфликт военным путем. В этой декларации никто не сможет найти обязательства, отвращающего Азербайджан от военного пути", - отметил президент Ильхам Алив во время своего визита в Италию. Президент также подчеркнул, что пункт декларации о необходимости решения конфликта политическими путями не означает лишения Азербайджана фундаментальных прав. "На основе всех международных норм каждое государство обладает правом на самооборону. Азербайджан - жертва армянской агрессии. В результате этой агрессии под оккупацией Армении находится не только Нагорный Карабах, но и еще семь районов за его пределами, в которых армяне никогда не проживали. Наши люди страдают от этого, поэтому, надеясь на политическое решение, мы в то же время всегда должны быть готовы к принятию любых мер, и военный путь тут не является, никогда не был и для восстановления нашей территориальной целостности никогда не будет исключением", - сообщил глава государства. Президент отметил, что в этой связи Азербайджан за последние пять лет значительно укрепился в военном, политическом и экономическом смысле. "Однако факт продолжающихся почти два десятка лет переговоров показывает, что нашей целью является нахождение мирного пути. Никто не хочет войны на Кавказе. Но в то же время мы не можем смириться с нынешней ситуацией", - отметил И.Алиев. По словам президента, Азербайджан не может смириться с тем, что на протяжении двух десятилетий Армения нарушает фундаментальные права азербайджанских граждан. Также глава Азербайджана выразил недовольство пассивностью мировой общественности в решении проблемы Карабаха. "Международное сообщество не играет нужной роли в урегулировании вопроса. Мы надеемся на повышение внимания к этой проблеме, в особенности после последних событий на Кавказе, продемонстрировавших, насколько хрупок мир", - заявил президент, подчеркнув, что перемирие в зоне карабахского конфликта обеспечивается не миротворцами, а войсками самих Азербайджана и Армении, что делает мир еще более хрупким. "Для установления мира на Кавказе мы должны найти скорое решение конфликта", - резюмировал Алиев (ИА "Тренд"). "Вопрос проведения референдума в Нагорном Карабахе не особо страшен для Азербайджана", - об этом Day.Az заявил руководитель Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу. По его мнению, если теоретически подумать, что Азербайджан даст согласие на проведение референдума, то итоги могут быть негативны для армян, которые сами же его предлагают. "Армяне думают, что их в Нагорном Карабахе гораздо больше, чем азербайджанцев. Однако простой подсчет показывает, что это не так. По их заявлению, армян в Нагорном Карабахе 137 тыс., а азербайджанцев всего 65-70 тыс. Даже если оттолкнуться от этих цифр, то в первую очередь следует понять, что никто им не даст возможность провести референдум, итоги которого будут определять по принципу 50% + 1 голос. Сами они принимают закон, где говорится, что итоги референдума должны быть засчитаны, исходя из принципа 2/3", - сказал он. Мубариз Ахмедоглу считает, что при таком раскладе итоги референдума могут быть в пользу азербайджанцев. По его словам, из 137 тыс. армян Нагорного Карабаха, 20 тыс. являются военнослужащими Армении. "Помимо этого, из 137 тыс. также нужно вычесть еще 20 тыс. людей, которые являются выходцами из бывшего Шаумяновского района. В этом случае остаются примерно 90 тыс. армян, которые не могут составить 2/3 большинства против 70 тыс. азербайджанцев", - считает политолог.

Три известные британские неправительственные организации: International Alert ("Международная тревога"), Conciliation resources ("Ресурсы примирения") и Links выступили с совместным обращением. В тексте документа, направленном в ИА"Туран", говорится, что консорциум НПО призывает к большей прозрачности нагорно-карабахского мирного процесса и расширению контактов между правительствами и неправительственными участниками, работающими над этой проблемой. Консорциум обращается с письмом к трем сопредседателям Минской группы ОБСЕ: Мэтью Брайза, Юрию Мерзлякову и Бернару Фасье с призывом создать механизм диалога и обмена мнениями между сопредседателями Минской группы ОБСЕ и неправительственными участниками, поддерживающими мирный процесс с целью обеспечения большей прозрачности процесса. Консорциум считает, что мирный процесс "выиграет от более тесного взаимодействия и дебатов внутри стран и сообществ, вовлеченных в конфликт". Это взаимодействие поможет преодолеть недостаточное соотношение мирного процесса с контекстом, что консорциум определяет как одно из препятствий для последующих шагов и приблизит соглашение между сторонами конфликта.

Азербайджан-Иран

"Зеркало" пишет: "В последнее время все более актуализируется проблема так называемого "иранского присутствия" на Южном Кавказе. Еще в октябре поступили сообщения, что официальный Тегеран готов вступить в переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией в качестве посредника по мирному урегулированию карабахского конфликта. Хотя официальных ответов из Баку и Еревана тогда не последовало, однако, по мнению экспертов, Армения не будет против этого, поскольку считает, что Турция, уже вступившая в переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией с согласия США и России, отстаивает проазербайджанскую позицию. Тегеран же, известный проармянскими взглядами, по мнению армянских аналитиков, может стать своеобразным противовесом данного положения сторон. Иран также объявил о готовности проявить инициативу и по более широкому кругу вопросов, касающихся острых проблем Кавказа. Вроде бы Тегеран должен был выступить с инициативой по урегулированию конфликтов на Кавказе и у него был подготовленный план, но до сих пор данный документ пока не обнародован. Как бы то ни было, Иран является важным игроком на Южном Кавказе: с ним приходится считаться и в любом случае игнорировать мнение такого соседа вряд ли кому-то удастся. Что касается Азербайджана, то официальный Баку вынужден маневрировать между двумя геополитическими блоками, соперничающими за влияние на Южном Кавказе. С одной стороны, Азербайджан зажат с юга и севера крупными региональными державами - Ираном и Россией. Оба соседа имеют массу возможностей дестабилизировать ситуацию в республике. С другой стороны, Азербайджан тесно завязан на западные, в частности американские нефтяные компании, что в свою очередь обеспечивает США влияние в регионе. Армения, в свою очередь, считается единственным стратегическим партнером Ирана на Южном Кавказе. Ирано-армянское партнерство обусловлено конфронтацией Еревана с Баку и Анкарой, а также перманентной напряженностью между Тегераном и Баку. Значение связей с Ираном продиктовано для Армении, в первую очередь, перспективой покончить с зависимостью от энергоснабжения из России через грузинскую территорию. Сейчас эта задача является одной из самых приоритетных с точки зрения Еревана. Выходит так, что Иран только выиграл от противодействия России и США. То есть Россия вроде бы как проглядела у себя под боком, как шаг за шагом вызревает региональная держава с непомерными амбициями".

Экономика. Финансы

"Наши высокопоставленные чиновники стараются максимально принизить последствия мирового кризиса для национальной экономики Азербайджана. Если судить по их высказываниям, так финансовый кризис затронул только развитые страны Европы и Азии, а также США, а у нас - лишь паника, которая возникает за счет поступающей информации о банковском кризисе в России. Как бы это парадоксально ни звучало, неразвитость азербайджанского финансового рынка и слабая интеграция в мировую экономику стали спасательным кругом для страны...", - пишет "Зеркало".

Состоялся двухдневный официальный визит президента Ильхама Алиева в Туркмению (ИА "АзерТАдж").

Как пишет "Зеркало", "все говорит о том, что в городе Туркменбаши президенты Азербайджана, Туркмении и Турции примут решение о строительстве Транскаспийского газопровода, через который туркменский, а затем казахстанский газ начнет поступать в Европу через Азербайджан. Этому не может помешать неприсоединение Туркмении и Казахстана к итоговой декларации Бакинского энергетического саммита, прошедшего 14 ноября".

Как заявила ИА "Туран" пресс-секретарь комиссара ЕС по расширению Евросоюза Бениты Ферреро Вальднер - Кристиан Хохманн, "ранее Туркменистан взял на себя обязательства по поставкам газа для газотранспортной системы Nabucco, подписав соответствующий документ". Она также сообщила о продолжении переговоров с Казахстаном. Практически все готово для начала этого крупного проекта, консультации вокруг которого длятся более 10 лет. 3 марта 2008 года компания Kellog Brown & Root (KBR) была объявлена победителем тендера среди 11 компаний на строительство Транскаспийского нефтегазопровода по заказу Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР). По соглашению победитель тендера подготовит первичное проектирование проекта с учетом его технических, коммерческих и юридических аспектов. В то же время будут определены ресурсная база проекта, транскаспийский тариф, а также тариф на транспортировку углеводородов на рынки (для нефти - Средиземное и Черное моря, для газа - европейский рынок). Предусматривается сотрудничество с Казахстаном, Грузией и Турцией как с основными транзитными странами, а также с потенциальными покупателями газа в Европе ("Зеркало").