На заседании кабинета при главе администрации области рассмотрена и принята новая концепция развития судостроительной промышленности на период до 2005 года. Необходимость в смене приоритетов вызвана, во-первых, неудавшейся попыткой покорить отечественный рынок судостроения сроками постройки, качеством и стоимостью судов, во-вторых - перспективами освоения каспийского бассейна, и особенно его нефтяной составляющей.

Как отмечает газета "Волга", чтобы подсчитать, сколько из двенадцати предприятий отрасли более - менее держатся на плаву, хватит пальцев одной руки. Несмотря на явный рост удельного веса ее продукции в объеме всего промышленного производства, общая загрузка судостроительного комплекса составляет всего 43 процента, по другим показателям и того меньше - от 16 до 26 процентов. И хотя, как утверждают специалисты, идет процесс стабильного роста этого показателя, одного эволюционного развития отрасли явно недостаточно, и в ближайшие 5-10 лет предстоит осуществить прорыв, который позволит поднять ее до конкурентоспособного уровня.

Для этого имеются хорошие предпосылки. В частности, с увеличением грузопотоков по транспортному коридору "Север - Юг", активным освоением нефтяного шельфа, морской промысловой зоны и водного туризма неизбежно потребуется новый сухогрузный, танкерный, рыбопромысловый флот, морские буровые сооружения, прогулочные и круизные суда. Все это в свою очередь вызовет потребность в развитии судоремонтной базы - одной из важнейших статей дохода тех же судостроительных заводов.

Особое место в концепции занимает кадровый вопрос. За кризисные годы престиж некогда почетной и высокооплачиваемой профессии судостроителя упал до нуля. По статистическим данным за первое полугодие 2001 года, средняя зарплата по отрасли составила: самая низкая, 540 рублей - на Морском судостроительном заводе, самая высокая, 3200 рублей - на заводе им. ХХХ годовщины Октябрьской революции и Астраханской судостроительной верфи. Более того, со стапелей уже разбегается последняя надежда и опора - "варяги", приглашенные из стран ближнего зарубежья: платят им здесь больше, чем аборигенам, но меньше, нежели на предприятиях стран Восточной Европы, где более выгодные условия работы. В концепции упоминается программа обучения рабочих и специалистов, переподготовка на базе вузов и средних специальных учебных заведений.