Аполитичные администраторы

(Александр Силаев, "Вечерний Красноярск", 03.12.2008)

Как говорил один философ, "я знаю, что такое время, пока не начинаю думать об этом". Точно так же все знают, что такое политика.

Прежде чем допросить понятие с пристрастием, обратимся к обыденному пониманию. В тщетной надежде вывести из него дефиницию. Все же знают, что такое политика. Но если скажут, то что? "Политика - это борьба за власть", "политика - это то, чем занимаются политики", "политика - это выборы" и т. д.

Немного определения

Между тем борьба за власть и влияние разворачивается везде - от школьного двора до крупной корпорации. Будем ли мы полагать политикой борьбу за власть директора с замдиректором, а равным счетом интриги в кружке при Доме пионеров, разборки жены с мужем? Если и будем, то в смысле сугубо фигуральном. "Политика декана на факультете", "политика тещи на кухне" и т. п. Ну а если конфликты внутри администрации региона или администрации президента - типически, по своему смыслу неотличимы от конфликта корпоративного и отличен только масштаб - оно будет политика? А люди, которые этим занимаются, - уже политики? А борьба их с учетом такого института, как выборы, - делает все это политикой?

...Давайте зайдем с другого бока. Вот определение тоталитарного государства философом Пятигорским: "Политизация всех сфер жизни с параллельной деполитизацией всего населения". То есть что сделал Сталин? Политизировал все сферы жизни, во-первых, и деполитизировал все население, во-вторых. Политизация значит, что все - поэзия, огороды, праздники, семейная жизнь, что угодно - определяется из одного места. Правила централизованы до предела. Притом все в государстве отлучаются от того места, где случаются эти правила. Все, включая депутатов и министров, не более чем исполнители. Одна голова озабочена всем и решает за всех (гитлеризм, по мнению Пятигорского, был в этом отношении мягче, Гитлер не любил, чтобы его "грузили" лишними проблемами, "вы министры, вы и решайте", а для Сталина - все проблемы были его и никого больше).

Возвращаясь, значит, к определениям. Политика - это про правила, общие для всех. Заниматься политикой - заниматься этими правилами. Внимание: правила не синонимичны власти. У сталинских наркомов было много власти, но не более.

По чужим правилам

Теперь посмотрим, как у нас обстоит с политикой "на региональном и местном уровне" современной РФ. Если следовать данному выше определению, то... никак почти не обстоит. Это не значит, что люди, местные политики, ничего не делают или мало значат. Они много делают и много значат. Но точно так же много значит, к примеру, главный инженер на большом производстве. Мы же не говорим теперь, что он профессиональный политик.

То есть все базовые правила, по которым пойдет игра, уже есть. Есть федеральное законодательство, есть УК, есть культурный код населения. Все это, от Уголовного кодекса до культурной политики, в регионе уже дано. Константа. И это 90% тех правил, по которым пойдет игра. Большим начальникам остается только играть, выигрывать или проигрывать. Игра сводится к раскидке ресурсов и кадровым назначениям (выписке доверенностей на раскидку ресурсов этажом ниже). Есть бюджет, его делим. Делим далее лицензии и права. "Сорока-ворона кашу варила, этому дала, этому дала, а этому не дала". Вот, собственно, сюжет, дальше - его вариации. Нет, можно еще регламентировать. Жизнь на территории это определит процентов на 5-10%. То есть можно, например, поднять цену на проезд в маршрутке на рубль, а можно и на два. Можно закрыть один маршрут и открыть другой. Но ситуация на Нью-Йоркской бирже влияет на жизнь аборигенов куда сильнее, чем любое решение местных властей... Правда-правда. Дело не в персоналиях. Представим, что Доу-Джонс упадет до 1000. Теперь вопрос - какое решение мэра или губернатора может по силе своих последствий сравниться с этим?

Кто такой, по содержанию своей деятельности, мэр города? Это большой завхоз большого хозяйства. Он не меняет правила, но тасует ресурсы и персоналии. Задача - найти оптимум для горожан. В конечном счете он отвечает за общественную сторону материального быта: уличное освещение, уличное движение, вывоз мусора и прочее ЖКХ. Если хочет, отвечает за городские праздники. Тогда это большой завхоз и чуть-чуть массовик-затейник. По сути, это аполитичное администрирование. Неважно при этом, кто будет им заниматься - троцкист или русский фашист по убеждениям. Поле, в котором возможна реализация, срежет весь троцкизм и фашизм. Проблемы уличного освещения мало зависят от левых и правых взглядов. С точки зрения большей эффективности - взглядов лучше не заводить. Незачем.

Где оно живет

Мы сказали, что "местной политикой" социальная жизнь определяется не более чем на 10%. Но что значит определять жизнь более? Например, ввести смертную казнь за коррупцию и ввести статью за гомосексуализм, после чего посадить 10 тысяч гомосексуалистов. Или легализовать наркотики и педофилию, после чего - фантазия подскажет. Или что-то сделать с правами собственности, не переделить собственность, замечу, но скорректировать правила. Принять иные образовательные стандарты. Изменить содержание СМИ. Дать иные культурные образцы. В конце концов, как может меняться жизнь, мы помним по началу 90-х. Все это просто вне поля деятельности администраторов, тем более столь локальных. Нет, где-то политики на местах случается больше. Например, в США. В отличие от нашего, реально унитарного, там федеративное государство (мы сейчас не обсуждаем, что лучше, просто фиксируем). Вследствие этого законы штатов могут существенно различаться: за одно и то же поведение в одном штате тебя будут чествовать, в другом - преследовать по суду. У нас сравнительно с тем среда гомогенная: одни и те же законы, культурные нормы, "понятия". В этой гомогенности местная политика и барахтается, точнее, почти отсутствует. Более-менее политика присутствует в Москве. Помимо того возможна в "катакомбах" и субкультурах. Не то чтобы она там есть, но возможна. Ну как ранние христиане. Бежали от мира так, что в конце концов изменили его под себя.

А на местах - госадминистрирование.

Восточная грация Саяны

(Илья Наймушин, "Красноярский рабочий", 03.12.2008)

Саяна Гомбоева из Бурятии стала обладательницей титула "мисс Азия Сибирь 2008", который она выиграла на днях в Красноярске в сложном "поединке" с 12 соперницами из Тувы, Якутии, Хакасии, а также из Татарстана и Киргизии.

Организаторы этого самодеятельного конкурса в этом году смело расширили его рамки. Ведь Киргизия не входит в состав Сибири, как и в состав России, а Татарстан вообще в Европе. Однако третий этнический конкурс красоты в Красноярске, участницами которого стали представительницы коренных народов Азии - не славянской и не европейской внешности - получился просто замечательным. Зрители были в восторге от необычного и яркого зрелища.

Девушки соперничали не только и не столько в соответствии "глобальным" стандартам внешности и фигуры, самым главным для них оказалось умение представить культуру своих народов. Они меняли национальные костюмы - один изысканнее другого, исполняли народные песни и танцы, играли на национальных музыкальных инструментах. Всё это было каким-то настоящим, самобытным, а не искусственным и вовсе не гламурным. Зрители могли прикоснуться к древним традициям тех народов, которые веками жили на сибирской земле и вместе со славянами создавали могучее российское государство.

Всё это, на мой взгляд, выгодно отличает конкурс "Мисс Азия" от всех прочих. За три года, казалось бы, любительский по сути проект красноярских студентов обрёл не только имидж отнюдь не рядового самодеятельного шоу, но и свою устойчивую нишу в спектре подобных проектов краевого центра. Правда, потенциальные спонсоры всё ещё где-то в стороне. Но может, оно и к лучшему. Ведь, как это часто бывает, коммерциализация может убить то наиболее ценное, что и является сутью конкурса "Мисс Азия", а именно - неподдельное, страстное желание сделать праздник ради праздника, искреннее, натуральное, а не загнанное в каноны жанра представление. Восток - дело не только тонкое, но ещё и свободное, как ветер в степи...

Впрочем, приз в любительском конкурсе вполне "взрослый" - тур по Европе, посещение Парижа. В этом году счастье улыбнулось Саяне Гомбоевой. И это ещё одно отличие от "профессиональных" конкурсов - победу одержала та, которая, по мнению большинства присутствующих, и должна была победить.

Асфальт. Земля прилагается

(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 03.12.2008)

Анатолий Матюшенко хворает и свирепеет из-за продажи асфальтобетонного завода

На прошлой неделе бурные дискуссии среди депутатов горсовета Красноярска вызвал вопрос продажи асфальтобетонного завода. Обсуждали сразу четырьмя комиссиями: были споры, доводы и просто базарная ругань. Корреспонденту "ВК" показалось, что депутаты вели бы себя гораздо тише, если бы знали, что в зале находится пресса.

Вначале перед депутатами выступил глава департамента имущества администрации Красноярска Евгений Кирилюк. К слову, мэрия уже в четвертый раз доказывает горсовету необходимость продажи асфальтобетонного завода. Все безрезультатно. Нынешние доводы Кирилюка не отличались от предыдущих. Администрация города заводом управлять не может, так как у нее лишь 49% акций. По этой же причине дивиденды утекают мимо казны на развитие производства. Ну и, естественно, без продажи муниципального пакета может слететь план приватизации муниципального имущества, который предполагает в этом году доходы в размере 1 млрд рублей. Продать все это добро предлагается чуть дороже 18 млн рублей, притом что прибыль предприятия в прошлом году составила около 14 млн рублей.

Глава рабочей группы, депутат Константин Ляшкевич, рассказал, почему он выступает за продажу завода. По его словам, руководить предприятием со стороны администрации некому, развивать его чиновники не собираются, а раздувать штат бессмысленно.

- Что из этого выйдет, посмотрим. Если сделка не состоится в четвертый раз, будем задавать вопрос, почему мэрия так настаивает на продаже, - отметил Ляшкевич. При этом он упомянул, что стоимость пакета акций, на его взгляд, требует переоценки и может достигать 50-60 млн рублей.

Однако в рабочей группе обнаружился раскол. Так, депутат Александр Глисков выступил против продажи. Он зачитал коллегам довольно оригинальные объяснения администрации о необходимости продажи. Глава департамента городского хозяйства Виктор Ящук написал в официальном объяснении, что "усиление административного влияния не отвечает современным тенденциям развития российского законодательства".

- Такие ответы вызывают еще больше вопросов. Следуя логике администрации, нужно тогда вообще все продавать. Ведь в одних случаях нам говорят - а давайте купим автобусы, хотя муниципалитет даже имеющимся парком управлять не может, - заметил Глисков.

Депутат Петр Константинов попросил коллег подумать над продажей. Он напомнил, что в реальности стоимость завода вместе с землей может превышать заявленные 18 млн рублей, и новый собственник может с легкостью продать принадлежащую заводу землю за несколько десятков миллионов рублей.

- Мы просто подарим ему эти миллионы. И как после этого будем оценивать с вами свою деятельность? - заключил Константинов и предложил провести переоценку. Однако парламентарий Анатолий Матюшенко, рьяно выступающий за продажу, отметил, что переоценка проводится лишь после того, как депутаты скажут да приватизации завода. Он также рассказал, что депутаты "повязали руки администрации и критикуют ее за бездействие". Матюшенко также напомнил коллегам, что "еще и бюджет пополнять". В общем, если предприятие отдать в эффективные руки, то и налоги пойдут в казну. А еще тем самым городской парламент покажет, как надо малый и средний бизнес поддерживать. Он было уже предложил вынести вопрос на голосование. И тут обстановка накалилась. Точнее, распалился и даже рассвирепел сам Матюшенко. По сути, из-за пустяка.

Депутат Сергей Пешков хотел что-то сказать: "Спасибо, что вы стали крупным сторонником поддержки малого бизнеса..."

- Сергей Иванович, ты только, пожалуйста... Я немножко хвораю. Вот возьму да и рассвирепею, - повысил тон Матюшенко.

Кстати, это не первая попытка матерого депутата показать свою физическую удаль. Несколько месяцев назад также на заседании комиссии он был не прочь "врезать" депутату Глискову.

Пешков замолчал, а Глисков попросил извинений и за "врезать", и за сейчас. Матюшенко будто пропустил мимо ушей эти замечания и продолжал свирепеть.

- Вы еще в школу пешком не ходили, когда я уже этим бизнесом занимался, - заявил Матюшенко.

Верно, это любимая присказка депутата про школу и пешком. На первой сессии горсовета этого созыва, помнится, он также высказывал такое предположение депутату Андрею Селезневу. Правда, в том случае Селезнев "ходил пешком", а Матюшенко уже был коммунистом.

- Давайте не язвить, а по теме вопросы у вас есть? - вопрошал Матюшенко.

У Пешкова, наверное из-за такого натиска, по теме вопросов уже не было.

После этого улеглось. В течение нескольких минут обсуждение продолжалось в спокойном режиме.

Представители департамента муниципального имущества еще раз попытались доказать необходимость продажи завода именно в этом году сложившейся конъюнктурой. Дескать, пока можно продавать по нормальной цене - надо продавать. В следующем году одному Богу известно, что произойдет. Полемика еще несколько раз плавно перетекала - кто и как должен управлять заводом, почему недооценен и т. д. Глисков заметил, что продавать предприятие нельзя, а нужно заставить мэрию управлять заводом. Матюшенко еще раз напомнил о твердой позиции администрации "продавать" и о плане приватизации, в который входит этот завод.

Дело опять близилось к голосованию. Матюшенко уже было начал просить посчитать голоса. Но тут обстановка снова накалилась. Депутат Владимир Венедиктов попросил слова. Матюшенко сначала не заметил поднятой руки и включенного микрофона, потому игнорировал. Потом заметил и разрешил сказать речь. Венедиктов вначале пошутил, что-то насчет недавней выходки Матюшенко. Тут в разговор вступил депутат Владимир Бауэр.

- Ну Владимир Николаевич, ну что ты делаешь? Зачем тебе? - обратился Бауэр к Венедиктову.

Венедиктов не внял вопросам и начал отвечать. Бауэр же продолжал повышать голос и вопрошать "зачем".

- Че хотите-то - поорать? - еще громче прокричал Венедиктов Бауэру. - Духу у вас не хватит.

Что ответил Бауэр, понять было невозможно.

Словесная перепалка длилась чуть более полуминуты и закончилась так же неожиданно, как и началась. В итоге депутаты проголосовали против продажи завода и отправили этот проект на доработку. Правда, администрация уже несколько раз обозначала свою позицию по этому вопросу, и вряд ли к следующему слушанию что-то изменится. Хотя, очевидно, споры будут такими же жаркими, а депутаты такими же непримиримыми даже по отношению друг к другу. Вполне возможно, откровенность депутатов объясняется проще. При обсуждении других вопросов Матюшенко как-то проронил, мол, прессы же в зале нет... И якобы открыл какой-то секрет, рассказал о чем-то эдаком. Интересно, как бы Матюшенко маскировал свои желания "врезать" кому-нибудь, если бы знал, что пресса в зале есть?

Танцоры листают историю (Антон Штольц, "Сегодняшняя газета", 03.12.2008)

Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко, недавно вернувшийся с триумфальных гастролей по России, открыл новый концертный сезон у себя на родине. Вот это задор!

Для земляков танцоры подготовили немало сюрпризов. Впервые за долгие годы в программу концерта включены некоторые восстановленные номера из золотой коллекции в постановке народного артиста СССР Михаила Годенко. Танцы появились в репертуаре много лет назад, но потом были позабыты и какое-то время не исполнялись. Например, танец "На мосточке": есть в Сибири речка Тюхтет, через нее перекинут небольшой мосточек, на котором собираются девушки и парни из соседних деревень. А дальше... зритель становится свидетелем захватывающего сюжета.

Номера в постановке Годенко доказали свою популярность, горячо любимы зрителем, и нынешний художественный руководитель ансамбля - заслуженный деятель искусств России Виталий Бутримович - принял решение вновь обратиться к наследию Михаила Семеновича, восстановить страницы истории, запечатленные в танце, тем более, что в мае 2009 года Михаилу Годенко исполнилось бы 90 лет.

Показывая восстановленные номера, артисты бережно листают и страницы собственной истории: всё самое ценное, что было сделано предыдущими поколениями танцоров почти за полвека.

Корпоративное бескультурье

(Екатерина Юсьма, "Вечерний Красноярск", 03.12.2008)

Красноярские фирмы урезают "праздничные" бюджеты

Нового года не будет. Большинство компаний отказываются от корпоративных праздников, желая сэкономить в эпоху кризиса. Сотрудники предприятий от этого страдают в меньшей степени, нежели ивент-агентства, которые рискуют потерять от 30 до 50% заказов.

Некогда такие популярные и модные строки расхода, как "формирование корпоративного духа" и "сплочение коллектива", не выдерживают натиска кризиса. Руководители компаний всех уровней предлагают коллективам обойтись "междусобойчиками" и не тратить деньги на пышные торжества. По словам директора продюсерского центра "Эверант" Макса Антипова, в этом году количество заказов на новогодние праздники намного меньше, чем в предыдущие 3 года. В целом он оценил падение спроса на ивент-услуги в 30-50%.

- Некоторые выбирают экономичные способы отметить Новый год, - говорит Антипов. - Мне известно 2 таких: напиться в офисе и принести салаты из дома или второй вариант - девушки из профкома или отдела кадров заставляют учить всех стишки, наряжаться в костюмы и опять же сами режут колбасу, а мужчины берут на себя миссию открывать шампанское и произносить тосты. Другого уменьшения вложений в новогодние праздники я не знаю.

Крайний вариант, по словам Антипова, вообще ничего не справлять, а раздать всем по 500 рублей новогодней премии и пожелать успехов. Однако именно на крайние меры и пошли многие компании. Крупные фирмы, которые в "сытые" годы проводили роскошные торжества, на этот раз решили отказаться от праздника вовсе или ограничиться скромными посиделками за личный счет сотрудников, те же, кто никогда особо не тратился на "корпоративный дух", руководствуются правилом: "Один раз живем и гуляем, может быть, последний раз".

- Все наши клиенты из энергетической отрасли не изменили планы на праздники, - замечает Антипов, - а вот крупные металлургические компании, которых у нас, к нашей недавней радости, было достаточно много, отменили праздничные мероприятия. Крупный бизнес очень сильно себя ограничил и урезал бюджеты, более мелкий, думаю, останется на прежних позициях.

Эту мысль подтверждает и арт-директор бара "Че Гевара" Денис Попенко. По его словам, изменилась структура наполняемости заведений.

- Большие компании, которые выкупали бар целиком (банки, автомобильные дилеры, строительные компании), в этом году не справляют корпоративы, так что заведение заполняется небольшими группами по 20-30 человек.

Часто отказываются от празднований компании, "голова" которых находится в Москве, а не в Красноярске, а это значит, что в столице кризиса испугались сильнее, или просто волна до нас еще не дошла.

Директор по управлению персоналом компании "Алькор" Дмитрий Леушин рассказал "ВК", что от празднования корпоративного Нового года предприятие отказалось, решив все финансы аккумулировать в бизнесе.

- Новый год, естественно, будет, - уточнил Леушин, - но мы соберемся не за счет компании, а за счет сотрудников. Сами профинансируем этот праздник. Конечно, детские подарки - это святое, и их никто не отменял даже в эпоху кризиса.

Отметим, что традиционно компания "Алькор" тратила на новогодние празднества 400-500 тысяч рублей. Сегодня вряд ли удалось бы потратить меньше, потому как ценовая политика на рынке новогодних развлечений не изменилась. Рестораны, кафе, базы отдыха цены не снижали, и артисты, которые традиционно участвуют в новогодних празднествах, тоже особо не демпингуют.

Прогнозировать, как рынок развлечений будет развиваться дальше, и будет ли, сейчас никто не берется. Говорят, новый, скромно встреченный год все расставит по местам.

"Полярная сова" на русской свадьбе

("Красноярский рабочий", 03.12.2008)

В Норильске завершился II краевой фестиваль аудиовизуальных искусств "Полярная сова".

На фестиваль было представлено более ста работ из Красноярска, Новосибирска, Норильска, Республики Татарстан, Таймырского муниципального и Абанского районов. Среди лучших были отмечены работы юных мультипликаторов Таймырского дома народного творчества "Сказка о мудром шамане Лодаседо", детский игровой фильм "Байки физрука - 3" норильского творческого объединения "Винегрет", игровой фильм-юмореска "Заветная мечта" Анны Поротовой из посёлка Хетта (Хатанга). Анимация "Тайна каляки-маляки" новосибирской детской студии "Поиск" получила приз жюри. Особый интерес вызвал клип норильчанина Анатолия Топольскова "Сны о Норильске в стиле транс", выполненный с использованием компьютерной графики. В номинации "Документальное кино" всех покорила лента "Русская свадьба" из села Новоуспенка Абанского района. Её авторы награждены за сохранение русских традиций.

Надежда на КАСКО

(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 03.12.2008)

Некоторые страховщики устроили "честную" игру по странным правилам

Страховая компания "Надежда" продает полисы автоКАСКО медучреждениям Красноярска за смехотворные суммы. Тариф составляет всего 2,6%, тогда как среднерыночный показатель равняется 8-10%. Эксперты считают, что такой демпинг делает невозможной выплату страховой премии в случае аварии.

Весь мир на нее войной?

Напомним, страховая компания "Надежда" была признана победителем в конкурсе на оказание услуг по страхованию автомобилей (КАСКО) муниципальных учреждений здравоохранения Красноярска в начале декабря этого года. Сам по себе факт незначительный. Мэрия Красноярска проводит аналогичные конкурсы ежемесячно - в них всегда кто-то побеждает, кто-то проигрывает. Однако несколько занимательных несоответствий и оговорок делают этот отдельно взятый конкурс очень интересным. Отметим, что одним из критериев выбора победителя в нынешних конкурсах является оценка заявленной стоимости услуг или товара: у кого она меньше, тот и победил. При этом собственно качеству уделяется не особое значение. Некоторые эксперты называют это неправильным, и тем не менее это требование закона, который нужно исполнять. Однако до какой степени можно опустить цену? Как показал вышеупомянутый конкурс - стоимость может быть ниже не только требований рынка, но даже здравого смысла.

При рассмотрении условий покупки полисов КАСКО муниципалитету было предложено несколько вариантов. Три страховые компании предложили тарифы в размере от 3,94% до 7% от стоимости транспорта. Лишь "Надежда" заявила тариф на уровне 2,68%. Естественно, с такими показателями компания была признана победителем. К слову, "Надежда" выигрывает конкурсы по муниципальным заказам постоянно (подробнее об этом в № 42 "ВК" от 19 ноября). Как нам удалось выяснить, сами страховщики считают, что рынок страхования муниципального имущества уже давно и бесповоротно поделен. Естественно, комментариев на эту тему открыто никто не дает - себе дороже. Поясним. Глава компании "Надежда" Маргарита Филиппова является супругой первого заместителя мэра Красноярска Константина Филиппова.

В этой связи очень занятными выглядят недавние высказывания самой г-жи Филипповой в журнале "Стольник" (ноябрь 2008 г.) насчет страхованияи заниженных ставок.

Вот прямая цитата о ставках: "Нечестные игроки есть всегда и везде. Причем с обеих сторон страхового фронта. Есть компании, которые откровенно демпингуют, привлекая к себе любителей дешевизны, которая, как правило, оборачивается невозможностью получить страховую выплату. Я, например, не знаю, что такое КАСКО за 2,5%. Такого не может быть в принципе, если это настоящее автострахование".

Давайте попробуем проанализировать фразу. Мы не знаем, почему Филиппова воспринимает страховой рынок как два фронта. Возможно, это оттого, что клиенты представляются ей некоей силой, с которой нужно бороться?

Любители дешевизны

Но это лирика. А как воспринимать заявления о невозможности 2,5%? Ведь у компании "Надежда" тариф равняется 2,68%. Это цифры одного порядка. По сути, Филиппова признается, что ее компания демпингует, заявляя ставку в 2,68%. По сути, она так же признается, что это "не страхование". Участники рынка, пожелавшие остаться неизвестными, рассказали "ВК", что такие цифры возможны, но не соответствуют здравому смыслу. Ставки "Надежды", по сути, безнадежны и не оставляют шансов на выплату в случае аварии. Иными словами, такой тариф не может покрыть расходы страховщиков. Сделать это можно лишь за счет других видов страхования. Но каких? Ведь ОСАГО невыгодно - все компании плачут по этому поводу. Остается еще куча других видов - страхование жизни, имущества и т. д. Однако для того чтобы покрыть убытки в одном секторе, компании приходится повышать ставки в другом. Учитывайте, что отыгрыш потерянной прибыли при этом ложится вовсе не на администрацию, а на простых клиентов, то есть на население. Согласитесь, довольно странная ситуация, учитывая, что КАСКО достаточно выгодный вид страхования, в отличие от той же "автогражданки".

Не стоит забывать, что все это происходят на фоне мирового кризиса - снижения ликвидности, уменьшения платежеспособности граждан. То есть сферы страхования, которыми можно было компенсировать КАСКО-потери, сегодня также несут убытки или, по крайней мере, не приносят такой же прибыли, как раньше. Вывод напрашивается сам собой - "Надежда", быть может, вовсе не собиралась платить по счетам?

Как признается сама Филиппова, "где-то премий стало меньше". Однако, по ее словам, все это не страшно, так как "обвала у нас нет, в отличие от многих других страховых компаний, которые сидели на обеспеченных потоках" ("Стольник", ноябрь 2008 г.).

На каких потоках и кто сидел, из речей Филипповой не понятно, хотя возникает вполне закономерный вопрос: не является ли таким потоком городской бюджет и муниципальные заказы? Многие опрошенные "ВК" страховщики считают, что как раз является. В частных разговорах они совершенно непрозрачно намекают на "Надежду". Понять, почему люди не хотят высказывать свои предположения открыто, можно.

Страховщики считают, что наиболее приемлемая цифра на рынке КАСКО может доходить до 10%, но никак не опускаться ниже трех процентов. Такие показатели вынуждают компанию работать без прибыли. В качестве варианта даже называют заранее внесенное в договор условие о невозможности выплат. Но подчеркнем, что это всего лишь предположение.

Как призналась сама Филиппова, при подобных тарифах осуществлять выплаты достаточно проблематично, называя клиентов, которые клюют на эту уловку, "любителями дешевизны". Вероятно, эти заявления делались еще до итогов подведения конкурса. Впрочем, если следовать логике изложения по Филипповой, то любителем дешевизны в данном случае является мэрия Красноярска.