Стойбищные школы в Югре могут узаконить. Пока такого понятия не существует, но депутат Алексей Андреев инициирует закон о стойбищных школах. Об этом 3 декабря сообщил корреспонденту ИА REGNUM помощник депутата.

"Сегодня нет такого понятия как стойбищная школа, то есть законодательно такая форма обучения не закреплена, - комментирует Алексей Андреев. - Плюсов для коренного населения в таком обучении очень много. И главное это то, что дети, получая образование, приобретают навыки традиционные, живут в традиционной среде. Следовательно, всегда смогут найти себе применение и работу. Такие дети всегда рядом с родителями и под их контролем. А родители, в свою очередь, получают дополнительную ответственность за детей. Ведь сейчас как получается. Родители оставляют детей в интернатах. Чувство ответственности родителей за детей, позднее и детей за родителей притупляется. Есть и другие последствия. Что происходит с детьми, которых родители оставляют? Мало того, что это психологическая травма на всю жизнь. Они отвыкают от семьи, от материнской заботы. Позже также поступят и со своими детьми. Нет семьи, нет традиционного общества, что сейчас у коренного населения и происходит. Кризис в семье, одна из основных причин нравственной и социальной деградации коренных граждан, и мы рискуем в будущем получить общество бессемейных".

Чтобы остановить социальное разложение, депутат принял решение инициировать закон о стойбищных школах. "Надеюсь, эту инициативу поддержат, и Правительство, и Дума, и Ассамблея представителей КМНС автономного округа. Затрат много не будет, так как речь не о реформе всего образования для коренных жителей, а лишь о законодательном закреплении такой формы образования. А также этот закон позволит восстановить конституционное право для коренных народов в части выбора формы образования для своих детей. Ведь сейчас такого права у них нет. Если ты проживаешь в традиционной среде и хочешь учить своего ребенка, то прямая дорога в интернат. Вы бы своего ребенка отправили в интернат на 9 месяцев в году? Главная задача такого закона - внедрить механизмы финансирования таких школ", - заявил депутат.

Алексей Андреев объясняет, что не придется разрушать существующую систему образования в виде интернатов, но узаконить саму возможность создания стойбищных школ необходимо. Существовать такая школа сможет, лишь при поддержке всех жителей стойбища. С депутатом согласен и поэт, философ, член Союза писателей России, живущий вместе со свой семьей на стойбище в 120 км к северо-востоку от Когалыма Юрий Вэлла (Айваседа). На его стойбище уже 12 лет действует единственная в автономном округе стойбищная школа. За это время обучение прошли более 10 учеников. Двое поступили в высшие учебные заведения. Сейчас в школе обучается 3 ученика: в первом, девятом и одиннадцатом классах. "Плюсов от такой формы обучения для детей много. Главное, что дает стойбищная школа - дети учатся, не отрываясь от родителей, - рассказал Юрий Вэлла. - Также дети приучаются и к традиционным видам деятельности. Мы - оленеводы, поэтому с малых лет внуки постигают эту науку. Мало кто сегодня может похвастаться тем, что своими руками построил школу. А мои внуки могут. Этим летом, когда переезжали на зимнее стойбище встал вопрос о том, как поступить: отправить детей в интернат или перевезти саму школу, внуки решили, что справятся. И справились. Вырастая на стойбище в традиционной среде, такие дети всегда будут иметь дом и работу, в случае, если жизнь в городе не сложится. Дети все экзамены сдают в Варьеганской средней школе, но обучаются у других учителей. Такая школа во многом гарант того, что дети всегда будут под присмотром, контролем и заняты". Юрий Вэлла отмечает, что зачастую им трудно получить помощь, поскольку у власте нет законных оснований для этого.

Добавим, что закон о стойбищных школах уже принят в Республике Саха (Якутия). Он полностью соответствует Конституции РФ и федеральному Закону "Об образовании" и предусматривает разные формы обучения для коренных граждан.