Россия - единственная в Европе страна, где не принят Этический кодекс государственного служащего, заявил профессор кафедры госслужбы и кадровой политики РАГС Владимир Соколов 2 декабря. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в ходе заседания экспертно-консультационного совета в Государственной думе РФ Соколов, представивший проект модельного Этического кодекса госслужащего РФ, отметил, что подобный кодекс есть в США, Франции, Испании, Великобритании, даже в Африке.

По словам эксперта, необходимость принятия кодекса вызвана также тем, что 64% госслужащих не правильно ориентируются в нравственных коллизиях, с которыми им приходится сталкиваться по работе. По кодексу, сказал Соколов, госслужащий не может выступать с критикой своего ведомства в СМИ, госслужащий не может публично демонстрировать свои симпатии по отношению к человеку, находящемуся в оппозиции.

В ходе обсуждения депутат Госдумы Сергей Сметанюк ("Единая Россия") заявил, что думская секция по законодательству в области госстроительства, местного самоуправления, федеративной и региональной политике не поддерживает проект кодекса, так как некоторые его положения "вряд ли будут активно способствовать в деле борьбы с коррупцией, так как ряд норм, предлагаемых кодексом полностью или частично дублируют нормы, уже закрепленные в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах действующего российского законодательства".

В свою очередь Ильдар Габдрахманов ("Единая Россия") отметил, что "наличие подобного законопроекта, в принципе, желательно". В то же время Габдрахманов подчеркнул, что двоякость толкования некоторых положений проекта кодекса "может привести к злоупотреблениям", "попыткам сведения счетов".

По мнению депутата Госдумы Дмитрия Вяткина ("Единая Россия"), принятие кодекса должно повлечь введение санкций, представленный проект кодекса санкций не предусматривает. "Сомнительным представляется исполнение документа", - сказал Вяткин. По мнению депутата, "сейчас невозможно принять кодекс, чтобы он соответствовал регламенту Госдумы".

В России нет кодекса, так как страна еще молода, отметил председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко ("Единая Россия").

В итоге члены экспертно-консультативного совета поддержали предложение продолжить работу над проектом кодекса и снова обсудить его в ходе весенней сессии Госдумы в 2009 году.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, проект Этического кодекса госслужащего, в частности, предполагает создание "этических комиссий". Как предполагают авторы документа - рабочая группа Российской академии госслужбы при президенте РФ, в состав этических комиссий могут быть избраны наиболее уважаемые сотрудники ведомства, представители администрации, профсоюзов, общественные деятели.

Задачами комиссий, как планируется, станет формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения госслужащих. Этические комиссии будут вправе выносить за аморальное поведение госслужащим общественное порицание, а также ставить перед соответствующими госслужбами вопрос об административном наказании за аморальное поведение служащих, в том числе, рекомендовать уволить их с работы.

В преамбуле к проекту кодекса отмечается, что документ "призван помочь госслужащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы". Также кодекс "выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью госслужащих".

Как отмечается в проекте документа, этический кодекс призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех структур власти, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Первая статья документа посвящена основным нравственным принципам административной морали. "Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности госслужащего", отмечается в ней. Госслужащий и муниципальный служащий, сказано в документе, обязан проявлять уважение к личности, соблюдать принцип законности в своих действиях, а также принцип лояльности. Причем принцип лояльности должен быть проявлен по отношению ко всем ветвям власти, ко всем государственным институтам, законодательно утвержденным общественным институтам и партиям, к политическому большинству, находящемуся у власти, к другим госслужащим.

"Нравственным долгом для госслужащего в случае его принципиального несогласия с политикой, проводимой государством или конкретным органом, где он служит, является уход в отставку", - сказано в проекте кодекса.

Госслужащий не должен выступать в СМИ, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и политики госоргана, интересы которого он представляет как должностное лицо, говорится в документе. Подобные запреты распространяются на деятельность госслужащего как внутри страны, так и за рубежом.

Госслужащий должен избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с государственной властью, предупреждает проект кодекса. В своей работе госслужащий должен руководствоваться принципом политической нейтральности, а также соблюдать общие нравственные принципы.

Госслужащий вправе не повиноваться или игнорировать любое распоряжение вышестоящего лица в случае, если они находятся в серьезном противоречии с основными правами человека, как о них говорится в Конституции РФ и во Всеобщей Декларации прав человека, подчеркивается в документе - "его долг - протестовать против такого распоряжения посредством обращения в органы юстиции, общественные организации и печать".

Особое внимание в проекте этического кодекса уделяется недопустимости корыстных целей. В своей деятельности госслужащий должен противодействовать проявлению коррупции во всех ее проявлениях, сказано в документе.

Авторы документа отмечают, что при подготовке проекта модельного Этического кодекса использовались аналогичные документы, которые уже прошли апробацию в виде рекомендации комитета министров Совета Европы.