Армянская общественность Грузии выступила с открытым письмом относительно разрушения армянской церкви Сурб Норашен в Тбилиси. ИА REGNUM приводит полный текст:

"Мы, нижеподписавшиеся представители Армянской общины Грузии, просим остановить планомерное уничтожение армянского исторического наследия в Грузии отдельными представителями Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Глубокое возмущение вызывает очередная попытка захвата армянской церкви Сурб Норашен, которая служила армянскому народу с середины XV века. Многие поколения тбилисских армян крещены в Норашене, у его стен покоится прах почетных горожан Тифлиса - князей Тумановых, Тамамшевых, Вартановых, Придонянов. Здесь же покоится прах настоятеля этой церкви Бажбеук-Меликова. Его правнучка, известный художник Зулейка Бажбеук-Меликова - дочь основоположника армянской живописи Тифлиса Александра Бажбеук-Меликова - и ныне живет в Тбилиси, но она и не только она, - все армяне Тбилиси лишены возможности посещать Норашен уже не первый год. Церковь не просто закрыта для прихожан - идёт планомерное, варварское уничтожение алтаря церкви и уникальных фресок работы Овнатана Овнатаняна. Сбиваются армянские надписи внутри и на фасаде церкви, оскверняются могилы у её стен.

В мае 2008 года под непосредственным руководством священника Грузинской Православной Церкви, отца Тариэла Сикинчелашвили (настоятеля соседней церкви Джварисмама) началось строительство ограды вокруг Норашена. Фактически церковь обнесена забором, замкнувшим её, с находящейся рядом грузинской церковью. Забор украшен символикой, характерной исключительно для Грузинской Православной Церкви. Армянская общественность неоднократно выражала возмущение по этому поводу.

Следует напомнить, что попытки "огрузинить" церковь "Норашен" начались ещё с 1989 г. В 1994-1995 гг., тем же отцом Тариелом, с целью уничтожения фактов, свидетельствующих об армянском происхождении данного церковного сооружения, был разрушен алтарь, форма которого характерна исключительно для Армянской Апостольской Церкви, настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о реконструкции купола в 1650 г., были уничтожены. Другие армянские надписи - два хачкара (дословно "крест-камень") и две великолепные фрески XIX века школы Овнатанянов - также были повреждены и уничтожены. Были заменены двери с армянской эпиграфикой.

По сей день остается неразрешенной проблема возвращения конфискованных в Советский период 5 (пяти) армянских церквей в г. Тбилиси - Сурб Норашен (XV век), Сурб-Ншан (XVIII век), Шамхорецоц Сурб Аствацацин (второе название Кармир Аветаран) (XVIII век), Ереванцоц Сурб Минас (XVIII век) и Мугни Сурб Геворг(XIV век), а также церкви Сурб-Ншан (XIX век) в Ахалцихе региона Самцхе-Джавахети. Пользуясь отсутствием Закона о Религии, который, судя по всему, не принимается намеренно, чтобы лишить возможности нашу церковь (равно как и все религиозные меньшинства) законным путем отстаивать свои конституционные права, отдельные служители ГПЦ при попустительстве законодательной и исполнительной власти Грузии захватывают закрытые ещё при Советской власти армянские церкви. К сожалению, всё происходящее нельзя квалифицировать иначе как дискриминацию по религиозному признаку, нанесение прямого оскорбления чувствам прихожан армянской церкви, моральному и духовному давлению на них, а деятельность ряда священнослужителей ГПЦ - как разжигание межконфессиональной вражды. Более того, в стране уничтожаются уникальные архитектурные памятники, являющиеся культурным достоянием не только армянского народа, но и самой Грузии.

Мы, представители армянской общины Грузии, требуем принять решительные меры, которые могли бы остановить варварское планомерное уничтожение в Грузии исторического и культурного наследия нашего народа и прекратить ущемление конституционных прав граждан Грузии армянской национальности. К этому взывают многовековая дружба и борьба наших братских христианских народов за веру и правду! Следует отметить, что проблемы, поднятые в данном письме, попадали в поле зрения международных организаций, которые указывали на необходимость их справедливого разрешения. Так, Комитет ООН по правам человека 15 ноября 2007 г. отметил, что Грузии следует предпринять шаги для обеспечения свободы религиозных убеждений, а также способствовать, чтобы его законодательство и практика в полной мере соответствовали этому. Наши требования:

1) прекращение посягательств на наши церкви;

2) их возвращение в лоно епархии Армянской Апостольской Святой Церкви (ААСЦ);

3) принятие Закона о Религии, который явился бы гарантом защиты прав всех верующих - не только православных, как это происходит сейчас, но и прихожан других вероисповеданий и конфессий (в том числе и ААСЦ);

4) привлечение к ответственности лиц, способствующих и непосредственно осуществляющих разжигание межконфессиональной и межэтнической вражды между братскими армянским и грузинским народами;

5) прекратить ущемление конституционных прав граждан Грузии армянской национальности".

Письмо подписали более тысячи граждан Грузии и сбор подписей продолжается. В частности подписались: Варужан Хачатуров - художник Зулейка Бажбеук-Меликова - художник Есаи Абовян - пианист Артем Киракозов - литератор Светлана Татоева - музыкант Георгий Маноян - художник Гарегин Габриелян - председатель Общественного союза Саят-Нова Марина Киракосян - филолог Роберт Саакян - музыковед Карен Мхитарян - врач, профессор Меружан Шаумян - Художник Карине Ованесян - педагог и другие.

16 ноября на территории церкви произошел очередной инцидент, инициатором которого вновь стал священнослужитель Грузинской Православной Церкви Тариэл Сикинчелашвили. Под личным руководством этого священнослужителя, под предлогом благоустройства территории церкви, были осквернены и выкорчеваны расположенные у храма две надгробные плиты известных армян, меценатов Тамамшевых (Тамамшянов) Михаила Ивановича и Лидии Петровны, внесших весомую лепту в градостроительство и благоустройство города Тбилиси. Осквернение могил с его стороны имело место и несколькими годами ранее. В частности, Сикинчелашвили перенес и пытался установить под стенами "Сурб Норашен" надгробные плиты с грузинскими надписями XIX века. Кроме того, в августе сего года, под руководством названного лица, церковь была незаконно обнесена оградой, на которой установлены знаки принадлежности к Грузинской Православной Церкви.