Эксперт: Молдавский порт Джурджулешть - конкурент для Румынии и Украины

Баку, 25 ноября 2008, 19:12 — REGNUM  "В вопросе о возможном транзите среднеазиатских углеводородов через территорию Румынии стоило бы переставить акценты с политических аспектов проблемы, на экономические. А их немало", - заявил 25 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM руководитель Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя.

По словам эксперта, тот факт, что Румыния защищает свои национальные экономические интересы, пытаясь провести транзит энергоносителей через свою территорию, является нормальным явлением в международной практике. "Молдавия и Румыния являются двумя независимыми государствами, и я не вижу причины обвинять соседнее государство в том, что оно "мало заботится о своем младшем брате". Ведь если бы Румыния предложила Молдавии участвовать в своих энергетических проектах, я не исключаю, что появились бы голоса кричащие о том, что Бухарест нарушает молдавский суверенитет, вмешивается в наши внутренние дела. Молдавская компания АСКОМ, работающая в Казахстане, не борется за то, чтобы и румынские фирмы участвовали в добыче и переработке нефти. Можно ли на этой основе обвинять АСКОМ в отсутствии "братских чувств"? И имеет ли это смысл? Не уверен", - отметил Цырдя.

Более того, продолжил эксперт, Молдавия сама несколько лет назад отказалась от обширных энергетических проектов с Узбекистаном в пользу Азербайджана, который обязался инвестировать свыше 200 миллионов долларов в Джуржулешсткий терминал (Азербайджанский Холдинг Azpetrol, затем продал свои компании в республике голландскому EasEur Holding B.V.) "Связанно это было с выходом Узбекистана из ГУУАМ в то самое время, когда Молдавия председательствовала в организации. Поэтому, свой шанс с Узбекистаном мы упустили по собственной вине. К тому же и мощность Джурджулештского нефтетерминала не столь велика - около 2 млн. тонн нефти в год, учитывая и тот факт, что здесь на маленьком клочке земли молдавские власти решили построить и грузопассажирский порт", - подчеркнул Цырдя.

"Конечно, для нас важен транзит, - продолжил политолог. - Но важна и переработка нефти. А ведь, насколько нам известно, строительство нефтеперерабатывающего завода в Джурджулешть планируется закончить к 2012 году. Другими словами, обвинять нам Румынию практически не в чем".

"Если смотреть на суть проблемы чисто прагматически, то у нас разногласия по поводу терминала были не только с Румынией, но и с Украиной, власти которой утверждали что терминал "представляет собой потенциальную экологическую опасность для украинской территории, прежде всего, для города-порта Рени и дельты реки Дунай". Суть конфликта ясна - терминал представляет определенную экономическую конкуренцию, как для Румынии, так и для Украины. Поэтому говорить о дележе прибыли с политической точки зрения может быть и правильно, но с экономической точки зрения - несерьезно. Мне кажется, что в этих условиях Молдавия должна максимально использовать для себя те выгоды, которые дают ей соседство с Румынией, Украиной и Россией для развития мощной инфраструктуры и серьезных транзитных проектов, соединяющих Восток и Запад", - подвел итог Богдан Цырдя.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, Румыния, стала второй страной ЕС после Болгарии (президент Болгарии в ходе недавнего визита в Узбекистан предложил Ташкенту рассмотреть сотрудничество в проекте NABUCCO), которая в этом месяце проявила интерес к проектам в сфере энергетики, в разведке и добыче углеводородов на территории Узбекистана. По итогам визита в Ташкент министр иностранных дел Румынии Лазар Команеску заявил: "В ходе встреч в Ташкенте представилась возможность обсудить вопросы расширения торгово-экономического сотрудничества путем реализации двусторонних проектов в различных сферах, в частности, в энергетической сфере, в разведке и добыче углеводородов на территории Узбекистана, а также создания СП в таких областях, как переработка хлопка, производство текстиля, мебели, обуви и других направлениях".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.05.17
Дубль Ярмоленко принес «Динамо» победу над «Шахтером»
NB!
26.05.17
Молдавия: мэра Кишинева Киртоакэ арестовала «рука Москвы»
NB!
26.05.17
Какие сигналы посылают Алиев и Саргсян друг другу
NB!
26.05.17
Глава Севастополя — горожанам: Не поддавайтесь на провокации!
NB!
26.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 26 мая
NB!
26.05.17
Кому на самом деле принадлежат СМИ Казахстана
NB!
26.05.17
В Израиле прекрасно понимают, что Трамп обречён на фиаско
NB!
26.05.17
В Норвегии у литовки забрали ребёнка за то, что малыш обжегся манной кашей
NB!
26.05.17
Россия – Египет: общие святые преодолеют идейных религиозных невеж
NB!
26.05.17
Итоги саммита НАТО: Трамп оставил Европу наедине с Путиным
NB!
26.05.17
«Лесная реформа» в Брянске привела к отставкам в правительстве
NB!
26.05.17
Нижний Новгород получил многомиллионный ущерб, а чиновники — условные сроки
NB!
26.05.17
East Asia Forum: Может ли Индия изменить ситуацию в Афганистане?
NB!
26.05.17
Стерва, бестия, ведьма…Образ женщины в чёрном кино
NB!
26.05.17
Песков о программе реновации жилья в Москве: «Не проект президента»
NB!
26.05.17
«Встряхнулись»: в Хакасии команда Зимина избавляется от приставки «и.о.»
NB!
26.05.17
Полетят головы? В Рязани следователи занялись контрактами на ремонт дорог
NB!
26.05.17
Киев ремонтирует дом, который определён под снос: обзор энергетики Украины
NB!
26.05.17
Бугринский мост в Новосибирске вновь требует вложений. Чей просчет?
NB!
26.05.17
Акцизы или спаивание населения: в Чувашии решают, что важнее
NB!
26.05.17
Кадр сплетает несплетаемое
NB!
26.05.17
«В долгостроях Югры тонут миллиарды рублей»