Объем привлеченных иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор экономики Узбекистана является недостаточным и имеет большой потенциал к увеличению их суммы, особенно прямых иностранных инвестиций. Об этом заявил журналистам главный специалист Управления по мониторингу реализации иностранных инвестиций и проектов Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан Жамолиддин Умурзаков, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, сегодня в Узбекистане соглашения о разделе продукции (далее - СРП) является одной из первых и пока единственной из возможных к использованию договорных форм в сфере разработки и добычи природных ресурсов.

"Анализ эффективности проектов, реализуемых на условиях СРП в республике, показал, что только за 10 месяцев 2008 года по 11 действующим проектам СРП в экономику Узбекистан было привлечено более $600 млн. прямых иностранных инвестиций. Однако указанные выше поступления можно было бы значительно увеличить, используя и другие договорные формы в области недропользования, например, концессионные соглашения и другие", - отметил эксперт.

По его мнению, нефтеперерабатывающая промышленность относится к числу капиталоемких отраслей, что обусловлено необходимостью непрерывного вложения средств с целью расширения ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции, ввода новых объектов, обеспечивающих комплексное использование сырья.

"По информации НХК "Узбекнефтегаз" для реализации уже проработанных проектов нефтегазовой промышленности необходимый объем инвестиций на ближайшие 3-4 года составляет порядка $15-20 млрд. При этом основной поток вложений будет направлен только на проведение геологоразведочных работ и развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности", - сообщил Ж. Умурзаков. Эксперт считает, что данные вопросы могут быть решены в процессе реализации конкретных проектов, суть которых должна заключаться в следующем: слияние интересов промышленных предприятий и банков, создание на этой основе промышленно-финансовых групп; дальнейшее углубление связей и экономических отношений с ведущими нефтяными державами и компаниями. Также важно обеспечить сбалансированные потребности предприятий отрасли в средствах на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и четко определить источники их финансирования.

"Одно из приоритетных направлений развития отрасли - это дальнейшее развитие нефтепереработки. Усовершенствование нефтепереработки, в том числе нефтехимии - это создание собственных производств синтетических каучуков для резинотехнической и шинной промышленности, химических волокон, различных композитов и целой гаммы полимерных материалов. Создание такого комплекса технологически увязанных производств позволит выпускать высокотехнологичные и наукоемкие виды продукции, которые в свою очередь вызовут ускоренное развитие других отраслей реального сектора экономики страны. Безусловно, до освоения технологий, ведущих к полной переработке сырья, еще идти и идти. Но комплексное использование сырья, его глубокая переработка, повышение управляемости производства - единственно возможный путь, ведущий к процветанию страны. При этом, для достижения цели необходимо продолжить масштабную работу по сокращению импорта материально-технических ресурсов по отрасли, за счет расширения межотраслевой и внутриотраслевой кооперации с промышленными и другими предприятиями республики", - пояснил узбекский эксперт.

Эксперт полагает, что развитие возможностей транспорта углеводородов входит в сферу национальных стратегических интересов и определяется, в значительной степени, политическими приоритетами. "Узбекистан расположен в перекрестке Центральной Азии и не имеет прямых выходов на рынки сбыта нефтехимической продукции. В связи с этим транспортная составляющая в себестоимости нефтехимической готовой продукции, с учетом показателей по транспортировке сырья внутри республики, будет иметь ощутимые показатели к ее повышению. В целях выполнения данной задачи необходимо оказать содействие развитию мощностей по транспортировке углеводородов на условиях соответствия политическим интересам, сохранения в долгосрочной перспективе контроля над транспортными маршрутами и наличия коммерческой целесообразности транспортных проектов", - заключил представитель аналитической структуры МВЭСИиТ республики.