В современном мире резко возрос интерес к арктическим территориям. О том, почему это происходит, и какие перспективы у России в освоении Арктического региона корреспондент ИА REGNUM побеседовал с доктором исторических наук, директором "Высшей школы делового администрирования" Юрием Лукиным.

ИА REGNUM: Юрий Федорович, самый главный вопрос: почему же все-таки тема освоения Арктики стала так популярна в последнее время?

Основных причин три. Первая - Северный морской путь. В последние годы стало заметным потепление климата. Этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем, а это значит, что будет происходить таянье арктических льдов. Северный морской путь функционирует давно, но только летом. А через несколько десятков лет возможно открытие круглогодичной навигации. Северный морской путь вызывает интерес по той причине, что это самый близкий путь из Европы в Азию. Сейчас суда вынуждены огибать Африку, проходить через уже известные всему миру берега Сомали, где процветает пиратство. Такое путешествие занимает не меньше месяца, а проход по Северному морскому пути займет 15 дней. Это самый безопасный и короткий путь. Вторая причина - военно-стратегическое положение Арктики. Следует отметить, что в понятие "Арктика" входит пространство, примыкающее к Северному полюсу и включающее окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, 5 приарктических государств: Дания, Канада, Норвегия, Россия и США. Итак, плюс Арктики состоит в том, что это самое короткое время пути для самолетов и ракет. Это самое короткое время для их подлета. И третья причина - это возможное наличие запасов углеводородного сырья. Сейчас в мире три основные зоны добычи нефти и газа: Ближний Восток, бассейн Каспийского моря и шельфы северных морей. Арктика осталась последним резервом всего человечества в плане добычи сырья.

ИА REGNUM: По вашему мнению, именно потому разгорается спор из-за арктических территорий?

Да. Сейчас многие страны претендуют на эти территории. Имеется несколько вариантов раздела. Канада предложила разделить территории на сектора, по границам государств. Есть вариант Евросоюза, предложенный Данией, - по определенной линии, на равных расстояниях от берегов. Есть вариант США - оставить в центре зону, свободную для всех. Однако ни один из этих вариантов пока не принят. Между странами было заключено соглашение, однако остается еще очень много нерешенных вопросов. Сейчас каждая страна имеет 200 миль экономической зоны вокруг берегов.

ИА REGNUM: Юрий Федорович, какова политика России в освоении Арктики?

На сегодняшний день Россия ни газ, ни нефть там не добывает. В распоряжении нет ни одной морской платформы. Их уже строят в Северодвинске. Проект "Приразломной" на время отложен, его заморозили из-за кризиса, наблюдающегося в стране. Однако стоимость добычи на шельфах очень велика. Недавно компания "Роснефть" опубликовала расчеты по организации добычи углеводородного сырья на шельфах арктических морей. Эти работы были оценены в более чем 60 трлн. рублей, что составляет около 2 трлн. долларов. При этом ВВП России за 2007 год составил около 2 трлн. долларов. Это означает, что для организации добычи нефти необходимо потратить все средства страны. Это, естественно, нереально. Стоит отметить, что дела со Штокманским месторождением идут значительно лучше: уже имеются договоры на поставку газа, вкладываются средства. Дело, пусть медленно, но идет.

ИА REGNUM: А если Россия сейчас не занимается освоением Арктики, почему ходят разговоры о том, что нефтегазовой отрасли не хватает квалифицированных специалистов?

Институт нефти и газа Архангельского государственного технического университета и программа повышения квалификации "Нефтегазовый менеджмент" Поморского государственного университета выпускают высококвалифицированных специалистов. Спрос на них велик, однако, не в Архангельской области. Они не востребованы в нашем регионе. Многие выпускники уезжают за рубеж и в Западную Сибирь. Получается, что мы готовим кадры для всей России и всего мира. Возможно, через несколько лет наши выпускники будут нужны и в области.

ИА REGNUM: Юрий Федорович, какую роль в освоении и развитии арктических территорий может сыграть Архангельск?

Сразу отмечу то, что администрация нашей области наконец-то всерьез заинтересовалась Арктикой. И это очень хорошо. Сейчас задача администрации - войти в проект по разработке Штокманского месторождения в плане сервисного обслуживания. У Архангельска в этом отношении больше плюсов, чем, к примеру, у Мурманска. Несколько лет назад шли разговоры о создании на базе Архангельска нефтегазового центра. Однако эту инициативу перехватил Мурманск. И теперь там, а не в Архангельске проводятся конференции и научные семинары. Однако еще не все потеряно. Необходимо позиционировать Архангельск как транспортный, кадровый и инжиниринговый центр. Развивать социальную инфраструктуру, рекреационные возможности города. Функция центра подготовки кадров и освоения технологий для жизни и работы на Русском Севере может и должна стать одним из ключевых приоритетов развития города Архангельска.