Снижение мировых цен на нефть, высокая экспортная пошлина и отсутствие платежеспособного спроса внутри страны привели к резкому снижению внутренних оптовых цен на экспортные нефтепродукты - в первую очередь на мазут. Как пишет сегодня "Коммерсант", по данным ИЦ "Кортес", за месяц цены на мазут упали более чем вдвое, сильно опередив по темпам падения другие виды нефтепродуктов. В июле на пике нефтяных цен стоимость мазута внутри страны превысила 11 тыс. рублей за тонну, 24 октября мазут продавался по 8.704 рубля за тонну, а к 21 ноября цены упали до 4.277 рублей за тонну.

Как пояснил директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павел Строков, кроме снижения мировых цен, на внутренний рынок оказали существенное влияние еще несколько факторов. Пытаясь компенсировать убытки от экспорта, компании столкнулись со снижением платежеспособного спроса на внутреннем рынке, который усугублялся дефицитом ликвидности как у покупателей, так и у продавцов. По данным "Кортеса", ряд НПЗ предлагает покупателям скидки от заявленных цен до 800 рублей за тонну, при условии оплаты "живыми" деньгами. Кроме того, высокая волатильность мировых цен обусловила общее снижение активности на спотовом рынке - покупатели берут лишь самое необходимое, ожидая дальнейшего снижения цен. Никто не хочет оказаться в положении ряда региональных операторов, которые не могут распродать нефтепродукты, закупленные в начале месяца по более высоким ценам. Сами же компании не торопятся заключать контракты, ожидая решения правительства по снижению ставки экспортной пошлины.

По словам Строкова, цены на мазут наиболее чутко реагируют на изменение мировых нефтяных цен, так как российский мазут является сырьем для дальнейшей переработки. По его мнению, остальные нефтепродукты последуют за мазутом, но с некоторой задержкой во времени и если не изменятся другие условия. В настоящее время зафиксирован незначительный рост цен на авиакеросин - компании сократили его выпуск, перейдя на производство зимнего дизтоплива. Летнее дизтопливо, которое, так же как и мазут, является основным экспортным товаром, пока не упало в цене, что объясняется теплой погодой. Как только похолодает и потребители перейдут на зимнее топливо, цены упадут, полагают в "Кортесе". Что же касается автобензинов, для большинства компаний внутренний розничный рынок сегодня является одним из основных источников прибыли.