Городским властям Архангельска приходится формировать бюджет на 2009 год в условиях мирового кризиса. О том, что предусматривается заранее в бюджете для противостояния кризису, а также, за счет чего городу удастся пережить наиболее кризисное время - первое полугодие 2009 года, - корреспондент ИА REGNUM побеседовал с мэром города Виктором Павленко.

ИА REGNUM: Виктор Николаевич, каковы основные показатели бюджета города Архангельска на 2009 год?

Основные параметры проекта городского бюджета на 2009 год сформированы следующим образом: доходы предусмотрены в объеме 7 518 миллионов рублей; расходы определены в сумме 8 034 миллиона рублей. При этом дефицит составит 522 миллиона рублей, что соответствует ограничениям, установленным Бюджетном кодексом Российской Федерации. Городской бюджет 2009 года сохранит социальную направленность. Будет обеспечена главная задача - внедрение в муниципальных учреждениях новой системы оплаты труда, что обеспечит повышение заработной платы для некоторой категории работников бюджетной сферы.

ИА REGNUM: Подсчитаны ли возможные потери бюджета города в связи с кризисом? В условиях грядущего сокращения финансовых поступлений, какие шаги планирует предпринять мэрия для смягчения последствий кризиса?

Такого масштаба углубления этого кризиса никто не предсказывал: ни аналитики, ни министерство финансов. В связи с чем, наибольшие опасения вызывает тот факт, что на сегодняшний день трудно спрогнозировать длительность и дальнейший масштаб кризиса, а также насколько кризисные явления отразится на Архангельске. В мэрии уже полтора месяца работает антикризисная группа, которая анализирует варианты подходов по смягчению последствий кризиса и в итоге предложит взвешенные и просчитанные профессионалами решения. По результатам работы антикризисной группы на рассмотрение депутатов горсовета будут внесены предложения по оптимизации расходных обязательств Архангельска. Вне всякого сомнения, первоочередными задачами останутся решения вопросов жизнеобеспечения жителей города - вода, тепло, свет, благоустройство, а также социальная сфера.

ИА REGNUM: С помощью каких проектов город планирует прожить наиболее кризисное время - первое полугодие 2009 года, на какие источники доходов рассчитываете?

Структура собственных доходов на протяжении ряда лет остается достаточно стабильной. Как и прежде преобладающая часть доходов городского бюджета формируется за счет налога на доходы физических лиц. В проекте городского бюджета на 2009 год его удельный вес составляет более 62,4%, налоги на совокупный доход занимают 11,3%; налоги на имущество - 9,9%; а доля неналоговых доходов составляет 15,6%. Конечно, то, что сейчас происходит на финансовых рынках, неизбежно затронет наш город, в первую очередь в виде роста инфляции, а также снижения прибыли предприятий и повышения уровня безработицы. Все это может повлечь трудности с наполнением доходной части городского бюджета на 2009 год. Для преодоления наиболее непростого периода, как уже говорилось выше, планируется отсрочить исполнение отдельных расходных обязательств города. В первостепенном порядке будут выполняться социальные обязательства города и в первую очередь это относится к предоставлению бюджетных услуг муниципальными учреждениями, выплата зарплат.

ИА REGNUM: Когда должен быть окончательно принят генплан города?

Несмотря на кризис, мы должны работать на перспективу. В настоящее время проект генерального плана города рассмотрен Архангельским городским Советом депутатов. На 38-й сессии приняли проект генплана в первом чтении, после чего на следующей сессии при одобрении проекта представительным органом муниципального образования генеральный план будет утвержден.

ИА REGNUM: Какие изменения в проект генплана предложила разработчикам внести мэрия до его окончательного утверждения?

После презентации проекта генерального плана на расширенном градостроительном совете с участием всех заинтересованных организаций, которую мэрия организовала в апреле этого года, материалы проекта были направлены во все структурные подразделения муниципалитета, в специализированные организации (например, ОАО "ТГК-2", ОАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго", ОАО "Северо-Западный телеком" и др.), администрации Архангельской области, Новодвинска и Приморского района. По результатам рассмотрения был подготовлен целый пакет предложений по внесению изменений и дополнений в проект генерального плана. Например, управление транспорта и связи, рекомендовало придать автодороге "Обход города Архангельска", обеспечивающей связь федеральной дороги М8 и нового глубоководного порта, статус дороги федерального значения, МУП "Архкомхоз" предложил внести в план капитального ремонта сетей дренажно-ливневой канализации перекладку 9 коллекторов, а в план строительства новых дождевых сетей 18 коллекторов. Кроме того, в сентябре мэрия провела публичные слушания по проекту, по результатам которых также были выработаны определенные пожелания. Все предложения и замечания были рассмотрены разработчиком проекта "НижегородгражданНИИпроектом" совместно с департаментом градостроительства и учтены при подготовке окончательной редакции проекта генплана.

ИА REGNUM: Какие позиции генплана Вы считаете наиболее сильными?

Проект генерального плана базируется на утвержденной городским Советом депутатов в 2007 году стратегии социально-экономического развития города. В основу идеологии генерального плана были заложены приоритеты, которые определены стратегией. Поэтому в генеральном плане города учтены все федеральные инвестиционные проекты, способных оказать непосредственное влияние на социально-экономическое развитие области в целом и Архангельска в частности. Это строительство глубоководного порта у острова Мудьюг, железной дороги "Белкомур", создание Северного университетского комплекса, межрегионального медицинского центра и областного культурного центра. Большое внимание уделено проблеме улучшения планировочной организации Архангельска. Разработан целый комплекс мероприятий по "стягиванию" столицы Поморья в компактное планировочное образование, что позитивно повлияет на рациональное использование территории города и его частей, развитие инфраструктуры и снижение эксплуатационных затрат.

ИА REGNUM: Скажется ли мировой финансовый кризис на сроках реализации основных положений генплана?

По генеральному плану 1983 года были реализованы две пятилетки, после чего воплощение в жизнь проектных решений прервалось из-за начавшегося социально-экономического кризиса в стране. Этот опыт был учтен при подготовке проекта нового генерального плана. Проектировщиками в соответствии со Стратегией предложен сценарий развития, который направлен в основном на улучшение городской инфраструктуры и поэтапное динамичное развитие города на основе реальных инвестиционных проектов. Они, как правило, учитывают финансово-экономические факторы и риски на конкретных этапах реализации.

ИА REGNUM: Можно ли уже сейчас говорить о перспективах объединения городов Архангельск, Новодвинск, Северодвинск? Какого времени эта перспектива - 5, 10 или 20 лет?

Новодвинск исторически связан с Архангельском, поскольку является бывшим поселком "Первомайский", строившимся как часть нашего города. Северодвинск долгие годы был закрытым территориальным образованием. После изменения его статуса стали обсуждаться предложения по созданию агломерации трех городов. Данная агломерация (объединение в город с численностью жителей около 600 тыс. чел.) в северном регионе стала бы уникальной. Со своей стороны мэрия Архангельска в рамках стратегии социально-экономического развития и генерального плана города предусмотрела ряд мероприятий в данном направлении.