За первые 19 дней ноября предприятия Кемеровской области отгрузили 11 млн тонн продукции, в том числе 9,7 млн тонн угля. В соответствии с решением, принятым на совещании администрации области, железнодорожников и угольщиков 23 октября, ежесуточно погрузка угля в ноябре должна составлять не менее 8 тыс. вагонов. Для выполнения этой задачи есть и уголь, и вагоны, но погрузка в ноябре в среднем в сутки составила лишь 7.488 вагонов. При избытке подвижного состава угольные предприятия недогрузили от утвержденных параметров 24,9 тыс. вагонов. Как 21 ноября сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", об этом речь шла на расширенном заседании областного штаба по контролю за погрузкой и отправлением грузов из Кузбасса. В нем приняли участие руководители региона, ЗСЖД, ее Кузбасского отделения и угольных предприятий.

Как отметили участники совещания, заявленные объемы выполняют только компании: "Кузбассразрезуголь", "СУЭК-Кузбасс", "Южкузбассуголь", "СДС-Уголь", "Шахта Заречная". Наибольшие потери с начала месяца допущены компаниями: "Распадская УК" (5.548 вагонов), "Холдинг "Сибуглемет" (6.165 вагонов), "Южный Кузбасс" (5.630 вагонов). Ряд угольных предприятий, в числе которых обогатительная фабрика "Анжерская", шахтоуправление "Антоновское", в ноябре вообще не осуществляют отправку продукции, прекратили предъявление угля к перевозке ЦОФ "Сибирь", ЦОФ "Беловская" и некоторые другие.

Железнодорожники, как отметил первый заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги Александр Бородач, для компенсации потерь погрузки в связи с отказами угольных предприятий от перевозок, перераспределили порожние вагонопотоки, провели мероприятия по увеличению штата работников и маневровых средств на станциях Ерунаково, Мереть, Терентьевская, Ленинск-Кузнецкий-2, Тырган, Бочаты, Латыши. Вместе с тем, как отмечено на совещании, ряд ПТУ, в числе которых Ленинск-Кузнецкое ПТУ, "Восточный Кузбасс", ТЭК "Мереть", Талдинское ПТУ, оказались не готовы к повышенным объемам погрузки угля.

По-прежнему отрицательно влияет на перерабатывающую способность станций и подъездных путей наличие приватного подвижного состава различных собственников. Сегодня на подъездных путях находится 20,9 тыс. собственных вагонов, из них - 13,8 тыс. полувагонов, что практически в два раза превышает уровень 2007 года. Использование грузоотправителями приватных вагонов собственности нескольких компаний существенно увеличивает маневровую работу, как на станциях, так и на подъездных путях, отвлекает локомотивный парк, который требуется для своевременной обработки вагонов. Непроизводительные перемещения порожних полувагонов приватного парка на Кузбасском отделении дороги из-за отсутствия согласованности с грузоотправителями и владельцами вагонов ежесуточно составляют более 150 вагонов. Для повышения производительности работы, по мнению Александра Бородача, необходимо провести оптимизацию работы с собственным подвижным составом.

На совещании обсудили и ряд других проблем. В частности, руководству компании "Южный Кузбасс" для снижения запасов углей на складах поручено рассмотреть возможность увеличения отгрузки энергетических углей, используя освободившиеся фронты погрузки коксующихся углей. Руководство Западно-Сибирской магистрали совместно с ТЭК "Мереть" должны рассмотреть возможность погрузки угля в объеме 600 вагонов в сутки с учетом ввода электрификации, обустройством необходимой инфраструктуры и разработки совместной технологии работы станции Мереть и подъездного пути ТЭК. Железнодорожники также намерены направить технологическую группу на станцию Прокопьевск.

Александр Бородач отметил, что при планировании перевозок угля на декабрь суммарная заявка составила 7,3 тыс. вместо 8 тыс. вагонов в среднем в сутки и подчеркнул необходимость пересмотреть заявленные объемы. При этом он заверил угольщиков, что железнодорожники будут предоставлять вагоны предприятиям по первой же заявке. Увеличить объемы отправления угля в соответствии с протоколом совещания в администрации области от 23 октября 2008 года потребовал от руководителей предприятий и первый вице-губернатор Валентин Мазикин.