Нефтяники предлагают приостановить увеличение объема электроэнергии, реализуемой по рыночным ценам, на один год, рассказали "Ведомостям" сотрудники двух нефтяных компаний из первой пятерки. Статус этого предложения собеседники раскрыть отказались. Полная либерализация рынка намечена на 2011 год. Сейчас по свободным ценам продается 25% от общего объема электроэнергии (остальное - по гостарифам), с января 2009 года эта доля должна увеличиться до 30%, а с июля - до 50%.

Основной аргумент нефтяников в пользу отсрочки либерализации - возможный "резкий рост затрат на электроэнергию". Сейчас на свободном рынке цены на электроэнергию в среднем на 50% выше регулируемых, говорит сотрудник одной из нефтяных компаний. В октябре предельный уровень свободных цен для базовых потребителей Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов почти в 1,5 раза превышал тариф (160,95 коп. за 1 кВт ч против 108,37 коп. за 1 кВт ч; данные Тюменской энергосбытовой компании). Кризис и резкое падение цен на нефть заставляют сокращать издержки, а затраты на электроэнергию только в добыче и геологоразведке составляют 25-40% от общих, объясняет менеджер другой нефтяной компании.

"Это очень неправильное предложение", - комментирует инициативу нефтяников глава НП "Совет рынка" (объединяет крупнейших производителей и потребителей энергии) Дмитрий Пономарев. Энергокомпании также сталкиваются с трудностями в привлечении средств, при этом у них огромные инвестобязательства, которые никто не снимает, отмечает он: "Завтра те же нефтяники будут говорить, что им не хватает мощностей".

Отсрочка либерализации не гарантирует сдерживания цен, отмечает чиновник Минэкономразвития. На свободном рынке цены чутко реагируют на изменение спроса: из-за его снижения к середине ноября средневзвешенная цена в европейской части России упала почти вдвое к уровню двухмесячной давности (с 968 до 560 руб. за 1 МВт ч), в Сибири - в 1,4 раза (с 674 до 490 руб. за 1 МВт ч), отмечает он.

Отсрочка либерализации - спорный вопрос и для самих нефтяников. К примеру, "Лукойл" контролирует ТГК-8 и потратил на ее покупку около $3 млрд. Нужен какой-то компромисс, чтобы и окупились инвестиции в энергетику, и основной бизнес не пострадал, признает близкий к руководству нефтекомпании источник.

Представители "Роснефти", "Лукойла", ТНК-BP, "Сургутнефтегаза" и "Газпром нефти" от комментариев отказались. Представитель Минэнерго и вице-премьер Игорь Сечин (курирует ТЭК) на запрос "Ведомостей" не ответили.