Глава Чувашского нацконгресса: Татары и башкиры не смирятся с исключеним национального компонента в образовании
Чувашия, 19 ноября, 2008, 17:07 — ИА Регнум. На заявление министра образования и науки России
Архипов отметил, что основной причиной для создания координационного совета стало исключение в законе об образовании национально-региональной составляющей в рамках принятого образовательного стандарта. В связи с этим ранее в Госдуму было направлено обращение от членов координационного совета: "Оно касалось в основном одного вопроса - того, что национально-региональный компонент в российском законе забыт, его нет вообще. Для нас это очень важно. Региональный компонент никому никогда не мешал. Нет образования - нет языка". При этом Архипов также напомнил, что в Госдуму до принятия поправок были направлены соответствующие обращения и от национальных республик. "Тогда ответ пришел, что все будет нормально. И вдруг - принимают", - недоумевал собеседник, пояснив при этом, что речь о притеснении национальных прав нерусских народов не идет: "Я думаю, что любой народ об этом бы сказал. Такие поправки не должны были быть приняты, мы просто мягко сказали, что надо вернуться к этому закону и его исправить. Во всяком случае, у татар и башкиров - однозначный вывод: они никогда не смирятся с этим".
Напомним, глава Минобранауки России Андрей Фурсенко сообщил 18 ноября на заседании в Казани по вопросу сохранения национально-регионального компонента, что преподавание языков регулируется не
Архипов заметил, что хотя изменения в законе мало отразились на изучении и сохранении чувашского языка в Чувашии и больших затруднений он не принёс, но "республике стоит задуматься об этом". В частности, он обратил внимание на то, что в республике по-прежнему на изучение чувашского языка предусмотрено три часа в неделю, в то время как в Татарстане - шесть.
В Минобразовании Чувашии сообщили, что родной язык в республике преподают 1040 учителей, из которых 98% имеют высшее образование, более 80% - квалификационные категории. На изучение чувашского языка и чувашской литературы в русскоязычных школах в первом классе предусмотрено два часа в неделю, в 2-9 классах - три часа, 10-11 классах - один час. В национальных школах в первом классе на изучение чувашского языка и проведение литературных чтений предусмотрено пять часов в неделю, 2-6 классах - шесть часов, 6-8 классах - четыре, 9 классе - три, 10-11 - два часа. Сегодня в республике 344 чувашских, 177 русских, 17 татарских и четыре мордовских школы. В 1-5 классах чувашских, татарских национальных школ обучение ведется на родном языке. Работают армянская, еврейская, немецкая, татарская воскресные школы, где дети изучают родной язык, культуру и обычаи своего народа. Во всех дошкольных учреждениях (в 146 чувашских, пять татарских, два мордовских, 277 русских) созданы условия для организации воспитательно-образовательной работы на родных языках.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, поправки в законы "Об образовании " и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предполагающие введение федерального государственного образовательного стандарта взамен действующего госстандарта, были внесены в Госдуму
Татарстан, а вслед за ним ряд национальных республик высказались за сохранение национального компонента в образовании. Здесь считают, что принятые поправки не учитывают национальных особенностей народов Российской Федерации и исключают право регионов участвовать в образовательном процессе, что противоречит Конституции РФ, которая устанавливает, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении России и ее субъектов, а также гарантирует право человека на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.