"Коммерсант в Омске" за 16 апреля пишет о том, что на площади перед кинотеатром имени Маяковского омский обком КПРФ провел акцию протеста против реформы ЖКХ, воплощаемой администрацией Омской области. Коммунисты организовали акцию протеста неподалеку от здания обладминистрации. Милиция перекрыла все подъезды к центру города, на каждом перекрестке центральной улицы Красный путь встали инспекторы ГИБДД. Однако 100 омских коммунистов пришли на митинг пешим ходом. На митинге они критиковали позицию нынешнего руководителя области Леонида Полежаева и обсуждали предстоящие губернаторские выборы. Как заявил первый секретарь омского обкома КПРФ Александр Кравец, нынешнему главе региона Леониду Полежаеву омские коммунисты нашли достойного конкурента на предстоящих осенью 2003 года губернаторских выборах - депутата Госдумы Леонида Маевского. "Через месяц Маевского будут хорошо знать даже в глухих деревнях Омской области", - пообещал Александр Кравец. При этом он категорически опроверг слухи о переговорах господина Маевского с главой холдинга "Альфа-Групп" Михаилом Фридманом о финансовой поддержке на выборах. Появившуюся информацию о переговорах господина Маевского с Михаилом Фридманом о финансовой поддержке его кандидатуры на выборах омского губернатора, косвенно подтвердил депутат Законодательного Собрания от КПРФ Андрей Алехин. "Все может быть. Господин Маевский - известный и успешный в Москве предприниматель и вероятно, он ведет переговоры с представителями разных финансовых групп", - заявил Андрей Алехин. Стоит заметить, что до последнего времени кандидатура возможного соперника Леонида Полежаева на губернаторских выборах в Омской области не называлась. Омская область традиционно считается "красным" регионам и от выбора коммунистов зависит многое. Провести полноценный митинг у коммунистов не получилось. Многочисленные сотрудники милиции не позволили пикетчикам развернуть наглядные средства агитации - лозунги и транспаранты. Стражи порядка ссылались на то, что митинг проводился без санкции мэрии Омска, и коммунисты не имеют прав на проведение акции протеста. Долгие переговоры, которые вел с милиционерами депутат Госдумы Александр Кравец, ни к чему не привели. Омские коммунисты свернули митинг через час после начала акции протеста. Однако они успели сделать главное - озвучить кандидатуру соперника губернатора на предстоящих выборах.

"Коммерческие вести" за 16 апреля пишут о том, что политическая и деловая элита Омска пытается просчитать, насколько приезд президента России Владимира Путина скажется на предстоящих выборах губернатора Омской области. Поддержит ли Леонида Константиновича Путин или даст ему знать об обратном, предложив какую-либо должность взамен. Кстати, ходят слухи, что главу РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса "достали" действия силовиков вокруг АК "Омскэнерго" и он готов вложить средства в альтернативную кандидатуру губернатора. Говорят, что он уже сделал соответствующие предложения бывшему мэру Омска Валерию Рощупкину и бывшему первому вице-губернатору Омской области Андрею Голушко. Оба пока думают.

"Ваш ореол" за 16 апреля пишет о том, что подготовку к визиту высоких гостей омичи ощутили заранее. Центр Омска вычистили, заборы покрасили, 100 тонн асфальта уложили и поверх нарисовали белые полоски. Напрягли все городские службы и силовые ведомства. Не обошлось и без слухов: говорили, что в день приезда президентов, 15 апреля, в магазинах в центральной части города значительно снизят цены на продукты питания, но этого не произошло. Местные коммунисты в день приезда Владимира Путина хотели провести пикет у здания обладминистрации с требованием остановить реформу ЖКХ. Но в обком КПРФ приехали чины из областного УВД, чтобы отговорить коммунистов от проведения пикета. Мол, не время сейчас, ребята. Визит двух президентов был до последнего окутан завесой таинственности. Условия диктовала свита российского президента. До последнего момента не было известно, будут ли Путин и Назарбаев встречаться с народом. На всякий случай местные власти упредили руководителей благонадежных организаций: флажки есть, по первому сигналу будьте готовы выйти на улицу и помахать президентам. На форуме в основном обсуждали проблемы таможенного контроля, торговли, культуры, образования и спорта. Ни о наркотиках, ни о беженцах и переселенцах высокие гости особо не распространялись.

"Новое обозрение" за 16 апреля пишет о том, что по старой традиции к визиту высоких гостей в Омск, город стал чище и заметно похорошел. На этот раз особенно повезло жителям бульвара имени Чокана Валиханова. Перед Домом Архитектора уже несколько лет лежал памятный камень, на месте которого собирались установить памятник выдающемуся сыну казахского народа и воспитаннику Омского кадетского училища Чокану Валиханову. По распоряжению чиновников, потрескавшиеся на участке заменили, а сам камень приподняли, водрузив его на небольшой постамент. Теперь здесь точно поставят памятник Валиханову. Об этом заявил губернатор Омской области Леонид Полежаев. В начале 90-х годов прошлого века против возведения этого монумента резко возражали сильно воинственные тогда представители Сибирского казачьего войска. Они высказывали недовольство по поводу того, что в Казахстане снесли памятник покорителю Сибири Ермаку. Автор публикации приходит к выводу, что теперь межнациональные страсти улеглись. А с Казахстаном нас связывают тесные, почти дружеские отношения и против возведения памятника Чокану Валиханову никто не выступает.

"Ваш Ореол" за 16 апреля в публикации "Аврал на бульваре Валиханова" развивает тему срочных приготовлений к визиту в Омск Нурсултана Назарбаева. По мнению авторов статьи, место для демонстрации дружбы с Казахстаном выбрано символическое, только уж очень запущенное. Гранитная плита мемориального камня Чокану Валиханову исчезла, на ее месте осталось бетонное основание без опознавательных знаков. Однако к приезду Нурсултана Назарбаева, к Дому архитектора привезли красивую молочно-белую мраморную глыбу, в четыре раза больше прежней. Строители основательно привели в порядок только ту часть бульвара Валиханова, которая прилегает к Дому Архитектора - тут остановился президентский кортеж. На бульвар то и дело прибывали ответственные лица, контролировавшие ход работ.

"Новое Омское Слово" за 16 апреля пишет о том, что во время визита президентов России и Казахстана, еще в Сквере пионеров (500 метров от здания обладминистрации, где проходили переговоры), рядовых омичей пугали люди в черном, которые бубнили под воротник: "Первый, я второй". Спецслужбы огородили здание обладминистрации и Законодательного Собрания Омской области живой цепью, припрятав за углом металлические ограждения. На случай, если придут коммунисты. Внутри много важных и не очень людей в галстуках расхаживали в безмятежной растерянности. На форуме омский губернатор Леонид Полежаев без привычного вдохновения говорил об "интеграции", "факторах" и "перспективах". К удивлению многих, Леонид Полежаев в своем докладе удержался от пафосной критики идеи поворота сибирских рек. К обеду все подустали и ждали встречи президентов двух стран. Дождались только к позднему вечеру.

"Коммерсант в Омске" за 17 апреля пишет о том, что омский губернатор Леонид Полежаев раскритиковал идею министра транспорта России Сергея Франка о вывозе со дна Иртыша 1, 9 тыс. грунта для восстановления навигации из Омска в Павлодар. На вчерашней пресс-конференции Леонид Полежаев подчеркнул, что "Сергей Франк не очень хорошо знает тему". По мнению омского губернатора, углубление реки не улучшит судоходство, зато приведет к нарушению экосистемы бассейна Иртыша. Он напомнил, что в 70-е годы прошлого века русло реки в створе Омска уже было понижено в среднем на 1 м для прохождения судов большой осадки типа "река-море". "В результате мы лишили себя затопления паводковыми водами больших сельскохозяйственных угодий, изменили параметры водозаборов. Теперь пойменные луга надо орошать искусственно", - сообщил Леонид Полежаев. По его словам, восстановить судоходство между Омском и Павлодаром "ничего не стоит, просто казахстанская сторона установит соответствующие режимы сброса воды из расположенных сверху по течению реки Бухтарминского и Шульбинского водохранилищ". "Если в Иртыше будут поддерживаться глубины в пределах 1 м., этого будет достаточно для прохождения по нему судов тоннажем до 500 тонн. И не нужно никаких землечерпалок", - заявил Леонид Полежаев. В подтверждение своей правоты он сообщил, что его имя как "специалиста-гидротехника не уступает не одному из имеющихся в России". По мнению генерального директора Иртышского пароходства Ивана Яновского, одно только увеличение сброса воды в Иртыш из казахстанских водохранилищ не решит проблему восстановления судоходства на участке "Омск-Павлодар". "Во-первых, казахстанская сторона на это не пойдет, поскольку потеряет в этом случае объемы вырабатываемой на водохранилищах электроэнергии. Во вторых, и в случае увеличения сброса мы будем иметь на перекатах глубины до 1,2 м, а нам минимум нужно 1,6 м.", - пояснил свою мысль директор Иртышского пароходства. По его мнению, Леониду Полежаеву просто не доложили, что согласно договоренностям между министрами транспорта РФ и Казахстана дноуглубительные работы должны проводиться исключительно на перекатах, которых на участке "Омск-Павлодар" около 40.

"Коммерческие вести" за 16 апреля пишут о том, что Омский филиал ЗАО "Акционерный банк газовой промышленности "Газпромбанк" (АБ "Газпромбанк") приняло решение о выдаче МУП "Теплокоммунэнерго" первого транша кредитной линии в размере 30 млн. рублей. Средства будут направлены на строительство внутриквартальной газовой котельной на Московке-2 в рамках программы газификации города Омска. Программа рассчитана на 4 года. К концу 2003 года планируется перевести на газ как минимум 10 котельных, максимум - 16. На эти цели будет выделено 195,7 млн. рублей. Как рассказал директор департамента городской экономической политики администрации города Омска Виктор Махнев, в 2003 году планируется перевести на газ действующие котельные по улицам 30-я и 36-я Северная и построить внутриквартальные газовые котельные в больничном городке на Левобережье, в микрорайоне Московка-2 и в поселках Свердлова и Амурском. Котельные будут небольшие, мощностью от 6 до 24 МВт, рассчитанные на теплоснабжение 4-6 девятиэтажных домов. Срок окупаемости котельных с учетом того, что во время реализации программы тариф на теплоэнергию повышаться не будет, составит от двух до четырех лет. На новых котельных себестоимость одной произведенной гигакалории будет 100-120 рублей. Сегодня стоимость одной, причем самой дешевой Г/Кал в Омске 280-300 рублей. То есть установка новых котельных позволит экономить средства на теплоснабжение в 2-2,5 раза. Кроме того, выиграет население, так как тариф будет небольшой, а также бюджет, потому что из-за невысоких тарифов не надо будет дотировать население.

"Коммерсант в Омске" за 19 апреля пишет о том, что делегация представителей омской обладминистрации и областного государственного унитарного предприятия (ОГУП) "Сибзавод" проведет 22 апреля в Павлодаре (Казахстан) переговоры по созданию машиностроительного холдинга по производству гусеничных тракторов. С таким предложением президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил во время недавнего визита в Омск для участия в форуме по проблемам приграничного сотрудничества. Согласно инициативе казахстанской стороны, предполагается создание совместного производства на базе Сибзавода и Павлодарского тракторного завода. В свою очередь, российская сторона скептические оценивает перспективы подобного сотрудничества. По словам директора ОГУП Владимира Титарева, под "политическим заявлением президента пока нет экономической базы". По его словам, на заводе был готов договор на поставку в Павлодар уже в текущем году 1 тыс. трансмиссий, но казахстанскую сторону он не устроил. "Дело не в цене на агрегаты - кстати, мы предлагали их не по 120, а по 84 тыс. руб. за штуку-дело в предоплате за них и деньгах, необходимых для восстановления производства", - заявил господин Титарев. По его расчетам, на закупку материалов, оплату электроэнергии, ремонт производственных помещений потребуется около $2 млн., которых "у "Сибзавода" сейчас нет, а казахстанская сторона готова их дать только по факту поставок продукции".

"Комсомольская правда в Омске" за 16 апреля пишет о том, что Омск посетил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны России Сергей Маев. На встрече с руководством "Омского завода транспортного машиностроения" и конструкторского бюро транспортного машиностроения генерал Маев обсудил возможность размещения государственного оборонного заказа на втором российском танковом заводе в 2003 году. На встрече обсуждался заказ на 30 -40 машин Т-80 в год на общую сумму 31, 5 млн. руб. Для такого гиганта, как "Омский завод транспортного машиностроения" сумма невелика. До конца года предприятию надо погасить задолженность по зарплате в 78 млн. руб. По словам внешнего управляющего "Омского завода транспортного машиностроения" Владимира Харитонова, контракт с нынешним директором завода Борисом Куракиным не продлен и его профессиональная судьба решится в ближайшее время.

"Коммерсант в Омске" за 18 апреля пишет о том, что на заседании омского Законодательного собрания (ЗС) председатель комитета финансов и контроля администрации Омской области Наталья Фролова попросила депутатов пересмотреть параметры областного бюджета на 2003 год, увеличить его доходную и расходную части на 369 млн. руб. По словам госпожи Фроловой, в результате принятия изменений в закон об областном бюджете его доходная и расходная части увеличатся на 369 млн. руб. и составят 10,6 млрд. руб. Как пояснила председатель комитета финансов и контроля, основное увеличение - на 281 млн. руб.- произойдет "за счет увеличения дотаций федерального центра на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов". Прибавка еще в 89 млн. руб. будет "чисто техническая", поскольку по новой минфиновской бюджетной классификации "неналоговые платежи из одного раздела бюджета переходят в другой". При этом Наталья Фролова не исключает, что в случае своевременного, до 1 мая текущего года, принятия депутатами ЗС изменений в закон об областном бюджете, дотации из федерального бюджета будут еще увеличены.

"Труд-7 в Омске" за 16 апреля в публикации "Продавцы воздуха" анализирует представленный департаментом транспорта Омска на рассмотрение депутатов Омского городского совета проект "Правил организации транспортного обслуживания на территории Омска". Сегодня по дорогам Омска "бегают" более 1900 маршрутных такси. 150 - муниципальные, остальные - частные. Получить схему маршрута в городском департаменте транспорта практически невозможно, если не обратиться в фирму - посредник. Отдайте 6 тыс. руб. и уже завтра ваша "Газель" бегает по Омску. Платить придется и дальше - по 170-180 руб. в день. При этом департамент транспорта Омска берет за услуги по обслуживанию маршрута 85 руб. в день. Фирмы-посредники при этом получаю ежемесячно более 60-70 млн. руб. До 70% рынка частных перевозок контролирую крупные фирмы, руководители которых вхожи в чиновничьи кабинеты мэрии Омска. Проект новых правил предусматривает ликвидацию мелких частников как класс и направление денежного потока от перевозок в одни руки. Маршруты будут выставляться чиновниками на конкурс. На торги будет выставлена маршрутная сеть Омска. Оптом. А победители конкурса будут распродавать маршруты владельцам "ГАЗелей". В розницу. По сути, речь идет о торговле воздухом за реальные деньги. Уже сегодня можно сказать, что на аукционе победят крупные фирмы. По мнению автора публикации, искусственное ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок Омска не пойдет на пользу пассажиров. Из 7 руб., которые они платят за проезд в маршрутном такси, 50 коп. идут в карман посредников. Это их доля, и нет гарантии, что завтра они не захотят ее увеличить.