Въездной туризм в Чувашии: спрос преобладает над предложением

Чебоксары, 14 ноября 2008, 18:03 — REGNUM  В Чувашии на очередном заседании Совета по стратегическому развитию республики, которое было посвящено развитию туризма и рекреационного потенциала республики, главное внимание было уделено въездному туризму. "В Чувашии ни одна туристическая компания не занимается въездным туризмом", - заявил председатель совета, советник главы Чувашии Владимир Кузнецов, передает корреспондент ИА REGNUM. По его словам, с каждым годом нарастает "организованный туристический поток в виде круизных судов, которые заходят в наш речной порт", и он используется недостаточно. "В настоящее время это осуществляется достаточно просто и примитивно: зашли в порт, проехались туристы по городу, купили некоторые сувениры, которых ещё недостаточно, и на этом всё заканчивается", - заметил Кузнецов, подчеркнув, что необходимо "заранее предлагать и туристические маршруты, виды развлечений, которые отвечают представлениям современного туристического бизнеса". Он также отметил, что в 2010 году свои круизы начинают уже и иностранные компании, поэтому ожидается очень значительный рост количества туристов: "И вот как занять этих людей так, чтобы оставляли побольше денег здесь, - одна из задач, которую предстоит решить".

Хотя сейчас туризм как сектор экономики Чувашии в валовом региональном продукте занимает менее 1%, но, по словам главного докладчика, директора чебоксарского филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Владимира Пыжа, "спрос на туристские услуги преобладает над предложением". Он, в частности, сообщил, что в 2007 году на территории Чувашии турфирмами принято и обслужено 134 тыс. человек (2006 год - 121 тыс. человек). Объём оказанных услуг составил около 276 млн рублей (в 2006 г. - 138 млн рублей). За 2007 год турфирмы Чувашии обслужили свыше 156 тыс. человек (в 2006 г. - около 134 тыс.), из них за пределы республики выехали свыше 22 тыс. человек. Большинство из принятых туристов - экскурсанты и круизные туристы, среди которых около 3 тыс. иностранцев. Пыж отметил, что основной доход в туризме приносят размещение, питание, транспортное обслуживание и анимационные услуги.

Докладчик сообщил, что в 2007 году на рынке туруслуг функционировали более 80 фирм, из которых туроператорами являются две фирмы (в 2008 году - пять) и 78 турагентств. Более 90% всего объема оказанных туристских услуг приходится на организации, расположенные на территории г. Чебоксары. В прошлом году, по данным службы статистики, турфирмами Чувашии обслужено 60.508 туристов, из них в туры по зарубежным странам отправлено 12.958 граждан России.

"Рост благосостояния граждан России и Чувашии способствует росту спроса на туристские услуги. В связи с этим необходимо развитие сферы предложения, основу которой составляют коммерчески обоснованные проекты", - подчеркнул Пыж, отметив при этом, что "проблемы развития туризма в Чувашии по большому счёту такие же, что во всех регионах Приволжского федерального округа: неразвитость инфраструктуры, низкое качество туристских услуг, неэффективный менеджмент и маркетинг".

К наиболее приоритетным направлениям развития туризма в долгосрочной стратегической перспективе Пыж отнёс круизный туризм по Волге и Суре в Приволжской рекреационной зоне, санаторно-оздоровительное направление, агротуризм и событийный туризм.

Пыж назвал ряд мер, способных решить указанные проблемы. Первое - создание благоприятных условий для развития туристской отрасли, используя привлекательность ландшафтов, сочетание климатических, природных, исторических и культурных условий республики, наличие резерва рабочей силы и интеллектуального капитала. По его мнению, для этого следует постоянно вести мониторинг туристской инфраструктуры, а также более полно изучить туристский потенциал районов и городов Чувашии. Особенно это касается тех мест, через которые уже проходят действующие экскурсионные маршруты, например, через Порецкий район "идут" маршруты в Болдино, Саров. Перспективными в этом отношении он назвал Порецкий, Алатырский, Цивильский, Ядринский, Ибресинский районы.

Особое внимание в докладе было уделено созданию республиканской системы туристского маркетинга, новых турпродуктов, внедрению новых видов и форм туристской деятельности. В частности, в рамках проекта "Великий Волжский путь" планируется развитие индустрии отдыха на воде: создание "речного туристского такси", применение опыта строительства и использования плавучих домов (водных дач). Пыж также высказался за создание этнографической деревни в с. Бичурино Мариинско-Посадского района, развитие сельского туризма в Ибресинском районе, формирование программы с применением разработанного республиканского туристского бренда, которая может включать автобусные туры "Культура верховых (низовых, промежуточных) чуваш". Докладчик также предложил проводить на территории Чувашии международный молодежный туристский палаточный лагерь на 2-3 тыс. человек.

Владимир Кузнецов заметил, что вопрос развития туризма - экзотический, так как "существует упрощённое отношение к этой отрасли", проведя аналогию с предприятиями оборонного комплекса: "Было время, когда нашим предприятиям оборонного комплекса устанавливали задание по производству товаров широкого потребления. Предприятия, производя пушки, ракеты и прочую военную продукцию, очень сильно старались, но у них очень плохо получалось. Когда речь заходит о туризме, то чаще всего именно с этим отношением мы и сталкиваемся. Хотя это очень специфическая и очень своеобразная область деятельности, которая требует, прежде всего, именно профессионального взгляда".

Кузнецов призвал "преодолеть присущие предрассудки и трезво взглянуть на то, в каком состоянии эта отрасль находится", обозначить её перспективы. "Чаще всего априори считается, что туризм - это сфера с безграничным потенциалом. Если взять Чувашию, то да, есть потенциал, но сказать, что это нечто грандиозное, было бы преувеличением. А думать так - ещё вреднее. Несмотря на то, что я достаточно скромно оценил возможности туристического потенциала республики, тем не менее, он есть. И задача сегодня - его активизировать, поскольку кризис у нас наступил, многие отрасли столкнулись с проблемами и ещё столкнутся впереди. Поэтому мы должны задействовать все виды возможных ресурсов. Туристическая область - одна из таких сфер", - высказал мнение Кузнецов.

Глава Минздравсоцразвития Чувашии Нина Суслонова подчеркнула, что при наличии в республике богатой базы, высокого уровня оказания курортно-санаторных и медицинских услуг, сегодня возникают трудности при приобретении турпутевок в республику за пределами Чувашии, как это происходит в отношении таких туристических центров, как Москва или Санкт-Петербург.

В ходе обсуждения поднимался вопрос разработка программы и стратегии развития туризма в Чувашской Республике на период с 2011 по 2020 годы. Глава Минспорта Чувашии Анатолий Николаев обратил внимание на то, что реализуется целевая программа с 2005 по 2010 годы, однако "до сегодняшнего дня ни одной копейки мы не получили". Министр пояснил, что она реализуется только за счет внебюджетных источников: "Понятно, что без вложений мы ничего не получим". Отметим, что на муниципальном уровне разработаны программы развития туризма в гг.Чебоксары, Шумерля, Алатырь, Мариинско-Посадском, Чебоксарском, Ибресинском, Козловском, Ядринском, Порецком районах.

Руководитель санаторно-курортного комплекса "Чувашия" Юрий Симунов заметил, что до 70% отдыхающих составляют жители близлежащих регионов, подчеркнув, что Чувашия не "может загрузить наши здравницы", и умолчав про дороговизну местного отдыха. "Преимущество наших санаториев - в хорошей лечебной базе. Важно дать возможность оздоровиться людям Чувашии. Вымывать из этих баз чувашское население и гордиться тем, что 70% - иногородние - это тоже в данном случае не совсем правильно. Почему наши люди должны ехать за сотни, тысячи километров, тратить средства на дорогу, когда всё это могут получить дома и гораздо лучшего качества? Нужно развивать и расширять базу", - высказала мнение Нина Суслонова.

В ответ на это Симунов заметил, что на реализацию инвестпрограммы требуется 1 млрд рублей. При этом он также обратил внимание, что республика занимается формированием привлекательности имиджа, выделяя для этого средства из бюджета, но при этом каждый из санаториев самостоятельно занимается рекламой. "Причем тут бюджет? Что, у бюджета нет другой нагрузки? Мы говорим о развитии, а то, о чём говорите вы, во всем мире это называется конкуренция", - заметил председатель комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии Госсовета Чувашии Владимир Тимофеев. "Бюджет должен выступать не только как имиджевая составляющая этого процесса, но и как инвестиционная. С другой стороны, если этот сектор развивающийся, то частные инвестиции сами туда придут", - сказал глава Минэкономразвития Иван Моторин.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.