Мандат Миссии ООН в новых условиях

7-8 ноября в Абхазии побывал спецпредставитель Генерального секретаря ООН, бельгиец Йохан Вербеке. В ходе визита состоялись встречи Вербеке с руководством Абхазии: 7 октября с президентом Сергеем Багапш, премьер-министром Александром Анкваб и министром иностранных дел РА Сергеем Шамба, а 8 октября - со спикером абхазского парламента Нугзаром Ашуба.

Как пишет "Чегемская правда", Нугзар Ашуба, приветствуя высокопоставленного чиновника ООН, подчеркнул, что абхазский парламент всегда находил взаимопонимание с его предшественниками. Ашуба отметил, что ООН является единственной международной организацией, которая наиболее справедливо подходит к процессам, происходящим в регионе. В свою очередь, Вербеке заверил спикера в том, что будет работать в том же ключе. "Только будучи нейтральным можно достигнуть какого-то прогресса. В особенности это касается настоящего времени, когда Абхазия находится на перепутье, это касается идентичности и поиска своего места в мировом сообществе", - заявил спецпредставитель Генсека ООН. Спикер парламента не согласился с тезисом о перепутье, подчеркнув, что Абхазия уже давно определилась. "Насчет того, кто на "перепутье". Я не хочу говорить обо всем мировом сообществе, но многие страны мира действительно на перепутье, то есть на предмет того, как им быть в вопросе признания независимости Абхазии", - отметил Ашуба.

Нугзар Ашуба проинформировал Йохана Вербеке о структуре, функциях и работе абхазского парламента, о законотворческом процессе. Спикер парламента сообщил, что в будущем планируется создать смешанную систему, 18 депутатов планируется избирать в парламент по партийным спискам и 17 депутатов по одномандатным округам. И сейчас для этого в парламенте изучают международные документы и конвенции. Касаясь аспекта вопроса дальнейшего присутствия миссии ООН в Абхазии спикер отметил, что международному сообществу нужно решить серьезную проблему, как будет называться миссия. "Если останется прежнее название, то мы будем вынуждены отказываться от ваших услуг. А так, мы за то, чтобы здесь оставались наблюдатели именно этой организации. Я прямо скажу, у нас к ООН больше доверия, чем ко всем остальным международным организациям. Сейчас Евросоюз желает, чтобы его представители присутствовали в Абхазии. Но я считаю, что в этом нет такой необходимости. Думаю, достаточно будет того, что между двумя миссиями - ООН и Евросоюза будет налажено взаимодействие и взаимное информирование. Мы просто на территорию Абхазии больше никакие международные организации не пустим. Кто бы не принял для этого решение. Если даже у других руководителей Абхазии иное мнение, хотя думаю, что таких нет, их решение в парламенте никто не поддержит", - заметил Нугзар Ашуба.

Вербеке интересовался также другими аспектами абхазской точки зрения по поводу деятельности миссии в контексте новых обстоятельств. Ашуба отметил, что после того, как Абхазия заключила с Россией договор, степень безопасности страны намного повысилась. "Мы намереваемся строить серьезную границу. Но пока она не обустроена, сохраняется напряженность в связи с непрекращающимися террористическими актами со стороны грузинских спецслужб и формирований. Конечно, в борьбе с ними нашим спецслужбам будет помогать российская сторона. Самое главное, на мой взгляд, присутствие ООН необходимо для мирного урегулирования отношений с Грузией. Когда грузинские руководители поймут, что право на существование и свободное развитие имеет не только грузинская нация, но и другие нации, тогда можно начинать договариваться, строить отношения", - считает Нугзар Ашуба. Спикер парламента еще раз подчеркнул, что должна быть информационная координация между наблюдателями ООН и наблюдателями ЕС, которые находятся в Грузии. "Чтобы добиться доверия, нужно всем знать информацию, что мы не готовим ничего против Грузии. В свою очередь, и мы должны знать, что грузины против нас ничего не готовят. Не в упрек представителям ООН будет сказано, но ведь нас еще совсем недавно убеждали представители различных европейских стран и США, что Грузия против Абхазии ничего не замышляет, что в Кодорском ущелье мирные ребята находятся, что там только полицейские, но потом жизнь показала, что это не соответствует действительности. Понимаю, что ваших представителей не везде допускали, но очевидно, у вас есть информация, сколько оружия нам досталось из Кодорского ущелья. И у меня, кстати, в сейфе есть М-4 с полным боекомплектом, хотя наш "Калашников" лучше", - заключил Н. Ашуба. ("Чегемская правда").

После встреч с руководством Абхазии, Йохан Вербеке, как пишет "Республика Абхазия", сообщил, что в ходе его визита обсуждались два очень важных, на его взгляд вопроса: будущее Миссии ООН в Абхазии и продолжение Женевских встреч, намеченных на 18 - 19 ноября. "Нас очень воодушевляет тот факт, что президент, спикер, премьер-министр и министр иностранных дел видят будущее Миссии ООН в Абхазии. Естественно, ее мандат должен будет соответствовать новым задачам. Но перед тем как положить на стол Генеральному секретарю ООН предложения, нам необходимо было понять, что конкретно имеет в виду руководство Абхазии, говоря об изменении задач и мандата Миссии", - подчеркнул Вербеке.

Касаясь Женевских консультаций, Вербеке подчеркнул, что Сергей Багапш дал четко понять, что Абхазия должна рассматриваться на этих встречах как равноправный участник. Спецпредставитель не согласился с журналистами, что предыдущие, октябрьские консультации в Женеве провалились. "Все участники встречи имели возможность изложить свою точку зрения, после этого был сделан перерыв. В то же время все выразили мнение, что консультации должны быть продолжены", - считает Й. Вербеке. Отвечая на вопрос журналиста, возможно ли изменение названия Миссии ООН, как того требует руководство Абхазии, Вербеке сказал: "Самым приемлемым названием для Абхазии является "Миссия ООН в Абхазии", но такое название становится неприемлемым для Грузии, поэтому надо искать более фундаментальное, долгосрочное решение, которое удовлетворяло бы все заинтересованные стороны. По опыту работы Совета безопасности ООН могу сказать, что такого рода вопросы все же находили решение, подчас в самый последний момент". ("Республика Абхазия").

Наблюдатели ЕС незаконно пересекли границу

На прошлой неделе наблюдатели Европейского союза, размещенные на территории Грузии, побывали в двух селах нижней зоны Гальского района Абхазии. Об этом пишет "Нужная газета". При этом в соответствии с соглашением Медведева - Саркози наблюдатели ЕС введены на территорию Грузии в приграничные с Абхазией и Южной Осетией регионы. Их задача - наблюдение за тем, как стороны - Россия и Грузия - выполняют пункты Соглашения. "О том, что на территории Абхазии и Южной Осетии наблюдателей ЕС не может и не должно быть высказывались и российские, и наши политики. Однако, как видно, представители Евросоюза свою миссию видят иначе. Они побывали в приграничных селах Гальского района", - подчеркивает издание. "Европейские наблюдатели повели себя несерьезно и безответственно, не согласовав пересечение границы. Когда к ним выдвинулись наши пограничники, они ретировались. При повторе подобных визитов они могут спровоцировать опасную ситуацию", - считает министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба.

Министр настроен решительно, как, впрочем, и другие чиновники, пишет газета. "Проблема в том, что им здесь нечего наблюдать", - считает советник президента по политическим вопросам Вячеслав Чирикба. "Конфликт с Грузией исчерпан в плане военной угрозы. Абхазия охраняет свои собственные границы и имеет свои собственные вооруженные силы. Другое дело, что мы хотим поддерживать отношения с Евросоюзом, но не на уровне наблюдателей в Абхазии. По плану Медведева-Саркози они должны находиться в буферных зонах, за пределами Абхазии и Южной Осетии. И любые попытки проникнуть в Абхазию не будут иметь смысла, я думаю", - заключил советник президента.

Между тем, как отмечает "Нужная газета", со стороны Грузии смысл в присутствии европейцев в Абхазии видят немалый. " Не согласовав их переход с властями Абхазии, организовав встречу с местными жителями, грузинские представители в очередной раз продемонстрировали, что Абхазия все еще не способна эффективно охранять свои собственные границы. И это притом, что мы уже признанная страна, впрочем, с Грузией все давно понятно. Понятно и то, почему европейские наблюдатели пошли на эту явную провокацию. Европейский союз по-прежнему игнорирует произошедшие в регионе события и очень обеспокоен укреплением России в регионе. У Абхазии позиция иная, поэтому и в европейских наблюдателях не видят беспристрастных наблюдателей", - считает издание. Как отмечает при этом Сергей Шамба, Европейский союз все еще цепляется за сталинское наследие. "Поэтому мы считаем, что наблюдатели ЕС могут действовать более или менее эффективно в Грузии. На нашей же территории мы не видим интерес в их нахождении. В Женеве мы еще раз убедились, что у ЕС и у некоторых других участников переговорного процесса нет желания эффективно решать вопросы повестки дня. А без того, чтобы мы были равноправными участниками, невозможно добиться конкретных результатов....У нас особого интереса взаимодействовать с ними нет, потому то они исходят из неприемлемых для нас предпосылок. Вопросы безопасности мы будем более эффективно решать с нашим стратегическим партнером - Россией. Но мы не отказываемся от диалога как равноправные участники", - заключил министр иностранных дел Абхазии. ("Нужная газета").

Президент возмущен коррумпированностью чиновников

Президент Сергей Багапш провел совещание со всеми чиновниками высокого ранга. Разговор с чиновниками, как пишет "Чегемская правда" касался коррупции. "Давайте разбираться в нашем житие-бытие", - обратился к присутствовавшим президент. В преамбуле совещания Сергей Багапш напомнил об истоках своего президентства, когда его команда, как пишет газета, в прямом смысле не знала с чего начинать - "кормить людей, налаживать здравоохранение или проводить школьную реформу". Сегодня, по прошествии четырех лет, по словам главы государства, ситуация улучшилась. Однако, как уточнил президент, благосостояние многих чиновников сколочено на проблемах простого человека. "В административных структурах из года в год разворачивается грязная ситуация. Я вас собрал сегодня для того, чтобы мы все вместе выработали законы и правила игры, по которым мы будем дальше жить. Основной очаг бурно процветающей коррупции находится в администрациях городов Сухум и Гагра", - указал глава государства. Говоря о планах дальнейших действий по борьбе с коррупцией, Сергей Багапш выделил два пути. "Есть два пути: первый - быстренько всех убрать. Это легкий путь, почистить всех, как говорится, и дать дорогу новым людям. Второй - создать систему, при которой человек, приходящий решать свои проблемы, не будет контачить с чиновниками. То есть, сделать вариант "одного окна" - пришел человек, получил свою справку и ушел. Это делает весь мир, кроме Абхазии".

На взгляд президента, внедрение новой системы позволит как можно больше сузить возможность общения чиновника с обычными гражданами, и тем самым сократит коррупционное поле до минимума. Сергей Багапш уверен, что переход на новую систему ударит по взяткам, которые особенно развиты в системе ЖКХ. "Сейчас мы все вместе с вами будем вырабатывать план дальнейшей жизни. Сегодня времена изменились, мы уже признанная страна, и стиль прошлой работы придется изменить", -заключил Сергей Багапш. ("Чегемская правда").

Российско-турецкое взаимодействие в контексте Карсского договора 1921 года?

Газета "Чегемская правда" опубликовала на своих страницах доклад Станислава Лакоба, секретаря Совета безопасности Республики Абхазия:

"8 августа 2008 г. Грузия обрушила военный удар на Южную Осетию. В результате "пятидневной войны" и поражения Тбилиси - на всем Южном Кавказе стал складываться новый статус-кво. Под ударом оказались важные для Турции и Запада энергетические проекты. Россия в одночасье продемонстрировала свои возможности и намекнула на уязвимость планов по транспортировке газа и нефти, не учитывающих интересы Москвы.

Стоявшая все эти годы за спиной Грузии администрация Дж. Буша, сделавшая ставку на силовое решение проблем в Южной Осетии и Абхазии, оказалась в крайне неловком положении. Грузинская армия потерпела полнейший крах, что сильно ударило по престижу США на всем Кавказе. Как результат, разразился региональный и отчасти глобальный кризис, приобретший черты "холодной войны". Августовские события показали, что Россия и региональные державы Турция и Иран не заинтересованы в усилении американского присутствия в Грузии и Закавказье в целом. Это подтверждают интенсивные контакты политиков этих стран в дни августа, в том числе и на высшем уровне.

Следует отметить и еще одно важное обстоятельство, связанное с Ираном. Некоторые арабские источники (Мухаммед Шамс. - Al-Akhbar. 21 октября 2008 г. www.centrasia.ru) утверждают, что в ходе "пятидневной войны" российские самолеты нанесли бомбовые удары по двум военным базам в Грузии (одна из них в Марнеули) и уничтожили специальные израильские системы слежения, с которых предполагалось нанесение авиаударов по Ирану. Считается, что именно этим обстоятельством был вызван последний визит премьер-министра Израиля Э. Ольмерта в Москву, а не убеждение России прекратить поставки ракетных комплексов С-300 Сирии и Ирану. Сразу же после этих военно-политических акций в Тегеране заявили о возможности "приютить" в Иране две российские стратегические базы, причем одну из них на о. Кешм в Персидском заливе. Иран серьезно стал рассматривать свое непосредственное прямое участие в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В контексте этих событий можно рассматривать и вопрос создания газового ОПЕК между Россией, Ираном и Катаром, владеющими 55% его мировых запасов. Все это делается и в ответ на поддержку Вашингтоном Грузии и стремление принять ее вместе с Украиной в НАТО. В связи с кризисом премьер-министр России В.Путин предупредил Запад о возможном прекращении сотрудничества с ним по иранской ядерной программе.

Энергичные действия России в Южной Осетии и Абхазии, а также последовавшее вслед за ними признание новых государств, было довольно сдержанно принято Турцией. Это и понятно. Вокруг Турции давно сложилась так называемая "ось зла" - Ирак, Сирия, Иран. Антиамериканские настроения в Турции были спровоцированы Вашингтоном еще в 1999 г., когда бывший вице-президент Национального Совета по разведке при ЦРУ США Грахам Фуллер в майском номере Washington Post подверг сомнению в числе других государств и жизнеспособность единой Турции. Подозрения Анкары по этому поводу усилились с началом военных действий против Ирака и в связи с поддержкой США создания Курдского государства (на севере Ирака). Таким образом, по периметру границ Турции сложилась взрывоопасная ситуация. События в соседней Грузии, усиление роли России в регионе не могли не затронуть интересы Турции - основного транзитера каспийских энергоресурсов на Запад и одновременно газозависимой от России страны. Как только мирный план Медведева-Саркози был подписан премьер-министр Турции Т.Эрдоган прибыл в Москву с инициативой о создании "Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе". Некоторые исследователи считают, что турецкая "Платформа" напоминает балканский "Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы" (1999 г., принят после войны в Косове). "Платформа" объединяет Россию, Турцию и южнокавказские страны, но исключает внерегиональные государства. Судя по всему, Вашингтон был не в курсе этой инициативы Анкары. Недостатком "Платформы" является отсутствие самого древнего регионального игрока на Кавказе - Ирана, который задолго до событий 8 августа заявил, например, о возможном признании независимости Абхазии и Южной Осетии (Эдан Ринг. Haaretz. 25 февраля 2008 г.). Последние, вместе с Нагорным Карабахом, вообще в ней не упоминаются. Однако без учета проблемы Нагорного Карабаха, куда, судя по всему смещается акцент, вообще нельзя говорить о стабильности на Кавказе.

Сама "Платформа", - и по составу ее участников, - напоминает Карсский договор от 13 октября 1921 г., который, между прочим, является бессрочным. В 2004 г. в связи с кризисом в Аджарии, посол Турции в Азербайджане напомнил М.Саакашвили, что Турция, как гарант автономии Аджарии, согласно Карсскому договору обладает правом вмешательства в ситуацию при эскалации напряженности. Тогда это заявление вызвало переполох в Тбилиси. В свое время Л.Троцкий предупреждал: "Путь в Баку ведет через Батум-Тифлис. Этот последний пункт является стратегическим фокусом Закавказья". (Троцкий Л. Соч. Т.12 С.241-242). Недавние события в Грузии могут свидетельствовать о том, что Россия и Турция координировали свои действия. В соответствии со статьями 6,7,8 Турция приобрела статус наибольшего экономического благоприятствования в Батумском округе и при участии России стала гарантом Аджарской автономии.

В "Платформе безопасности" ведущую роль играют Турция и Россия, которые тесно сотрудничают в области экономики, энергетики, туризма. Так, товарооборот между ними в 2007 г. составил 27 млрд. долл., а в текущем может достигнуть 39 млрд. долл. Турция получает 63% газа и 29% нефти из России. Грузия оказалась между этими гигантами и при этом пытается диктовать некие свои условия, пользуясь не только очень выгодным, но и очень опасным правом транзитного транспортного и энергетического коридора. На сегодняшний день четыре государства из пяти готовы обсуждать "Платформу стабильности". Против - лишь Грузия - "несостоявшееся государство", распад которого продолжается и сильно бьет по безопасности целого ряда энергетических проектов. В этом случае есть два пути: либо дезинтеграция бывшей Грузинской ССР продолжится, и она потеряет свои преимущества транзитера, либо в Тбилиси будет более ответственное руководство, не страдающее одновременно "близорукостью" и "дальнозоркостью". Казалось бы, региональная реальность диктует другие подходы. Турция в определенной мере играет свою игру и дистанцировалась от США и Евросоюза. Об этом говорят и тесные контакты между Москвой и Анкарой, которые прилагают усилия для разблокирования Армении, возобновления железнодорожного сообщения Гюмри-Карс, что впоследствии может привести к пересмотру транзитных коридоров на Южном Кавказе. Взаимодействие Москвы и Анкары с Баку и Ереваном, а также потепление отношений, смещение акцентов в их политике, очевидны. Например, визиты президентов Турции и России в Ереван. Так, президент Д. Медведев заявил о готовности рассмотреть в Москве проблему Нагорного Карабаха. В случае объединения усилий, определенного компромисса всех сторон, урегулирование в Нагорном Карабахе откроет новые транспортные и энергетические коридоры между Россией, Азербайджаном, Арменией, Турцией, Ираном...

Некоторые авторы отмечают, что до войны в Южной Осетии Анкара и Баку считали правительство М.Саакашвили гарантом надежности энергетических и транспортных коммуникаций. Однако сейчас они иного мнения и понимают, что контроль необходим за самим Тбилиси, а рычагами обеспечения этого контроля могут стать лояльные Турции и Азербайджану тюркские автономии и диаспоры внутри Грузии. В турецкой прессе (стамбульская "Milliyet") и некоторых ведомствах Азербайджана и Турции заговорили "о гарантиях безопасности тюркского элемента в Грузии", о создании "разноуровневой федерации", как единственной гарантии сохранения территориальной целостности Грузии. В концепцию "разноуровневой федерации" Грузии вписывается и армянонаселенный район Джавахети (или Джавахк) (К.Зубков. Грузию разделят на автономии. Сегодня. 7 октября 2008).

Однако многие считают, что национальным интересам России отвечает не расчленение Грузии, а смена режима. То, что он изжил себя, понимают не только в Москве и Анкаре, но и во многих странах Запада, растет понимание этого и в США, которые стоят на пороге выборов. В принципе их итог уже известен - Дж. Буш уходит, а вместе с ним, по всей вероятности, уйдет его проект под названием "Саакашвили". Выборы в США и грядущие события 7 ноября в Тбилиси в годовщину избиения и разгона многотысячной манифестации практически совпали по времени. В повестке дня вопрос: кто следующий? Будет ли новый лидер Грузии учитывать интересы такого соседнего государства как Россия? Грузия уже заявила о своем выходе из СНГ, но процедура ее выхода завершится в соответствии со статей 9-й Устава СНГ лишь 18 августа 2009 года. Напомнил об этом на днях и исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, который весьма прозрачно намекнул: "Двери для Грузии остаются открытыми".

Россия и Турция реально продемонстрировали Западу свои возможности в дальнейшей судьбе Грузии. Все это очень напоминает события 1921 года и отчасти Карсский договор. Во время августовского кризиса российские силы, в отличие от других регионов Грузии, не подвергали военному воздействию Аджарию, ни ее морские, ни воздушные порты (в Батуми). В ответ, и Турция очень ревниво отнеслась к попыткам США нарушить конвенцию Монтрё 1936 г. по режиму проливов Босфор и Дарданеллы, и не пропустила крупнотоннажные военные суда. Анкаре абсолютно не нужен был "Карибский кризис" в Черном море, где противостояли друг другу ядерные державы. Перемещение американской флотилии в район Батуми-Поти вызвало ответную реакцию Москвы, корабли которой направились в Карибское море, Персидский залив и Средиземное море, а стратегические ракетоносцы, впервые после распада СССР, приступили к постоянному патрулированию воздушного пространства над Атлантикой, Черным морем и другими регионами мира". ("Чегемская правда")