Поражение Вильнюса в Брюсселе: взгляд из Литвы

Единственная страна Евросоюза, выступившая против переговоров ЕС-Россия. На минувшей неделе Литва потерпела унизительное поражение: Евросоюз в лице министров иностранных дел ЕС решил возобновить переговоры с Россией вопреки протестам литовского представителя. Агентство новостей DPA, ссылаясь на руководителя дипломатии председательствующей в ЕС Франции Бернара Кушнера, сообщило, что "возобновление диалога одобрили все страны, кроме Литвы". Причем ударом по самолюбию литовцев стали заявления лидеров ЕС о том, что Брюсселю для возобновления переговоров с Россией согласие Литвы, оказывается, вовсе не обязательно (BNS). То есть повторно, как это было весной, Вильнюс переговоры блокировать не может. "Литву бросили лицом в грязь", как выразился один из литовских политологов. Более того, Польша, которая накануне рукой своего президента расписалась в Вильнюсе в намерении протестовать против такого возобновления, "вероломно", как выражаются литовские обозреватели, оставила своего стратегического партнера "одного на льду" и в последний момент присоединилась к мнению абсолютного большинства стран ЕС. Таким образом, по словам газеты Verslo žinios, акцентирующий внимание на "невыполнении" Кремлем своих обязательств по выводу войск из Грузии Вильнюс со своим протестом против России опять остался в гордом одиночестве среди 27 стран Евросоюза.

Литва отчитала Францию. Признав свое поражение, литовские дипломаты и руководители страны, однако, стали выражать возмущение "моральным лицом" Евросоюза и особенно поведением Франции и ее президента Николя Саркози. Дипломаты заявили, что они и дальше будут громко протестовать против возобновления переговоров и, желая служить моральным примером всему ЕС, своей позиции не изменят. Как сообщает ELTA, по словам представителя Литвы, присутствовавшего на заседании, ответственность за продление будущих переговоров с Россией берет на себя Франция. Об этом недвусмысленно говорится в заявлении Министерства иностранных дел Литвы со ссылкой на участвовавшего в заседании секретаря министерства Жигимантаса Павилёниса: "Поскольку на заседании мнения о тактике и времени возобновления переговоров с Россией разошлись, председательствующая в ЕС Франция сделала заявление, в котором, по сути дела, берет на себя ответственность за продление переговоров с Россией. С нашей точки зрения, возобновление переговоров в настоящее время является ошибкой".

Павилёнис, излагая позицию Литвы на заседании Совета по общим делам и внешним отношениям ЕС, отметил, что события в Грузии кардинально изменили отношения между ЕС и Россией, поэтому должен продолжиться процесс пересмотра этих отношений. "Подписав соглашение о дружбе с Абхазией и Южной Осетией, Россия продемонстрировала, что и впредь не собирается придерживаться обязательств, поэтому нет никаких гарантий, что грузинские события не повторятся где-нибудь еще. Самое главное сейчас ответить на вопрос - как ЕС намерен поступать в будущем, если Россия и впредь не будет соблюдать свои правовые обязательства", - подчеркнул Павилёнис. ELTA напоминает, что лидеры стран ЕС в связи с вторжением российских формирований в Грузию 1 сентября заморозили переговоры. 14 ноября в Ницце состоится встреча в верхах ЕС и России.

Вильнюс идет путем самоизоляции внутри ЕС? Характерно, что в самой Литве такая внешнеполитическая линия руководства вызвала на этот раз острейшую критику - даже в рядах изданий и политологов, которые обычно поддерживают линию противостояния России. На это обратил внимание идейный лидер литовских правых Витаутас Ландсбергис, говоря о критике позиции Литвы в некоторых изданиях Запада. "Даже наша печать склонна критиковать свою страну, за то, что она имела свое мнение и нехотя (with reluctance) согласилась с решением возобновить переговоры (на самом деле "согласия" не было, поскольку его не требовалось. - ИА REGNUM). Нужно было играть, чтобы одобрить и радоваться?" (Balsas.lt).

Почему же на этот раз в Литве не наблюдается единодушного одобрения позиции МИДа? Очередной вызов Вильнюса, брошенный Брюсселю, сделал особо острым вопрос уже не о России и ее поведении на Южном Кавказе, а о самой Литве. Это вопрос о том, а не закрепила ли уже Литва свой отрицательный имидж вздорной и упертой страны сообщества, которая ничего, кроме головной боли, этому сообществу не приносит. Литовские СМИ пестрят выражениями о том, что "Литву включили в черный список ЕС", смотрят на нее как на изгоя. Некоторые обозреватели даже говорят о том, что Литва, благодаря своим бесконечным поучениям в адрес Брюсселя и лидеров ведущих стран ЕС, могла уже стать "объектом насмешек", на выпады которого уже никто серьезно не смотрит.

Кровные "энергетические" интересы пожертвованы в угоду "принципам". Газета Lietuvos rytas посвящает этой теме редакционную рубрику "Знаки времени". "Литва сохранила свое собственное, а, может, и всей Европы моральное лицо, - констатирует редакция, - однако она казалась в Европейском союзе в шкуре "одного против всех". Именно такое положение сложилось для нашей страны, которая до самого конца так и не согласилась с возобновлением переговоров ЕС-Россия, пока Москва не выполнит всех условий окончания войны в Грузии. Между тем в понедельник в Брюсселе объявлено, что переговоры, несмотря ни на что, будут возобновлены в ближайшее время".

Похвалив литовских дипломатов за отстаивание "морали" и "принципов", ежедневник, тем не менее, ставит вопрос, "на самом ли деле Литве стоило придерживаться такой твердолобой политики и, в конце концов, оказаться в роли проигравшей? На самом ли деле поведение дипломатов Литвы является не только мудрым, но и соответствующим интересам страны?".

Ответ на этот вопрос, по мнению газеты, не прост. Сами литовские дипломаты пытаются преподнести свое поражение не как изоляцию Литвы, а как изоляцию Франции: они хотят "все перевернуть вверх ногами: будто бы изолированной оказалась не Литва, а активно стремящаяся возобновить переговоры, председательствующая сегодня в Европейском союзе Франция". Мол, "озабоченность" по поводу невыполнения Россией обязательств выразили "чуть ли не десять государств", так что "переговоры будто бы возобновлены не с согласия всех стран ЕС, а только по инициативе самого Парижа: это означает, что именно Франция, а не весь ЕС, согласилась взять на себя ответственность", передает слова литовских дипломатов ежедневник.

Такие извороты литовских дипломатов газета Lietuvos rytas называет "жонглированием словами" и отмечает: "что бы не говорили в дискуссии министры иностранных дел ЕС, против самого возобновления переговоров с Россией выступил представитель только единственный страны, Литвы. Прямо против возобновления переговоров в зале никто ясно больше не высказывался. И отрицать этот факт уж никак нельзя".

Газета также не видит логики в позиции Литвы, которая ведь кровно заинтересована, чтобы ЕС договорился Россией об "энергетических" и иных гарантиях, добиваться которых Вильнюс обязал Евросоюз, ветировав переговоры весной. А как можно договориться с Россией, если не начать переговоров? Кровные интересы страны поставлены, таким образом, позади каких-то там интересов Литвы в далекой Грузии. Поэтому "сопротивляясь возобновлению переговоров с Россией, Литва по существу избрала путь защиты непрямых интересов страны за счет прямых интересов. Ведь то, как ведет себя Россия вдали от Литвы, хотя и, несомненно, не может быть для нас неважным, все-таки является всего лишь непрямым интересом Вильнюса. Так чего на самом деле стоила вся эта борьба, опять обратившая на Литву внимание всего ЕС?" - ставит риторический вопрос ежедневник.

Еще одно самооправдание литовских дипломатов - "твердая позиция" в данном вопросе, мол, поможет Литве получить дивиденды в другой сфере, поскольку якобы ЕС напоминает "политический базар". Однако газета Lietuvos rytas не очень верит в это. Завершая свой комментарий, редакция, отдавая должное отстаиванию Литвой до конца "моральной позиции", отмечает, что внутри ЕС, где "мораль" якобы давно уже не играет никакой роли, Литва, войдя в роль бесконечного морального "учителя" всех других государств Евросоюза, может стать "объектом высмеивания". "Бороться за интересы страны в Европейском союзе не только можно, но и нужно. Однако важно, чтобы эта борьба не превратилась в желание постоянно прекословить всем и вся. Иначе сама страна не только может стать объектом высмеивания, но и может потерять, а не обрести новые возможности на упомянутом выше рынке. Между тем вильнюсская дипломатия на этот раз, кажется, решила по-другому. Не поэтому ли в нехватке прагматизма ее все чаще обвиняют не одни только деятели "кружка друзей России в Литве"?".

"Литва - "учитель" Европы". Еще более остро критикует внешнеполитическую линию Литвы портал Alfa.lt. Известный политолог Кястутис Гирнюс в статье под характерным названием "Литва - "учитель" Европы" пишет: "В последнее время внешняя политика Литвы стала особенно воинственной. Руководители Литвы все чаще бросают вызовы не только России, но и своим партнерам по Евросоюзу, все чаще одеваются в балахон праведника и провозглашают себя совестью Европы". Реакция эксперта однозначна: "Неумно так себя вести. И не потому, что основной торговый партнер России может прибегнуть к средствам нанесения вреда литовской экономике. Своими постоянными поучениями и угрозами ветировать решения большинства Евросоюза Литва создает имидж претенциозного, с которым невозможно договориться, которому не можно довериться, партнера".

По мнению Гирнюса, Литва имеет право иметь свое мнение, открыто критиковать партнеров. "Однако когда критика союзников становится почти каждодневным делом, Литва рискует своим хорошим именем и возможной изоляцией". "После конфликта между Грузией и Россией Литва критикует своих соратников чаще, строже и оскорбительнее". Автор приводит и конкретные примеры такой бесконечной и нелицеприятной критики - например, Франции. "Как только президент Николя Саркози подписал в Москве договор о перемирии, президент Валдас Адамкус выразил разочарование поведением Франции в конфликте, поскольку Франция как будто бы не заняла сильной и ясной позиции, "не выступила ни в пользу одной, ни в пользу другой стороны". Как если бы открытая критика Москвы могла помочь договориться о прекращении огня".

Второй пример недипломатического шага Литвы: "В конце октября, после известий о том, что Франция желает возобновить переговоры с Россией, Адамкус сказал, что наличие российских войск в Абхазии и Южной Осетии является, мол, "оскорблением президента Саркози... Заодно это и оскорбление всего ЕС". Саркози достаточно взрослый, чтобы самому решать, когда он оскорблен. Ему не нужен суфлер, который указывает, как ему себя вести", - прямо расставляет акценты литовский политолог. В конце концов, Гирнюс ставит и более общую проблему - о том, что литовские дипломаты фактически просто бескультурны и плохо обучены дипломатии. "Обычно союзники не выясняют отношения в публичном пространстве, но в частном порядке выражают критику и сомнения. В последнее время такие тонкости не связывают литовских дипломатов, которые один с другим соревнуются, стремясь публично критиковать страны ЕС, которые не согласны с их мнением. Почти в тот же день, когда министр иностранных дел Франции Бернард Кушнер намекнул о возможности возобновления переговоров с Россией, литовский дипломат, который просил, чтобы его фамилия не упоминалась, сказал, что предложение просто шокировало Литву и что Кушнер предлагает нарушить соглашение, по которому договорился его же президент. Спустя несколько дней министр иностранных дел Литвы Пятрас Вайтекунас публично заявил, что возобновлять переговоры слишком рано. Еще более остро выразился Адамкус, сказав, что Литва "выдвинет принципиальный вопрос - имеются ли ценности, за которые единогласно высказались государства ЕС" и "какой смысл нам разрешать так над нами издеваться".

Подытоживая, эксперт ставит под вопрос о том, а является ли сама Литва такой уж безукоризненной в моральном плане, чтобы выступать в роли "морального судьи" для всего Евросоюза. "Может, можно было бы оправдать пристрастие Литвы часто и откровенно критиковать другие страны, строгать проповеди о ценностях и принципах, угрожать ветировать или блокировать переговоры, если бы она сама была безукоризненна, внесла что-либо особенное в расцвет ЕС или его ценностей. Увы, таковой она не является. Теперь чуть ли не самое большое внимание уделяется попыткам обойти одно из основных обязательств, а именно закрыть Игналину. Думаю, что Евросоюзу уже надоела такая политика Литвы, там надеются, что новое правительство свернет на более рациональный путь".

"Литва - "инопланетянин" в ЕС". Примером поддержки позиции Литвы может служить комментарий руководителя BNS политолога Артураса Рачаса, который не жалел слов в адрес трусливой политики Брюсселя. Статья озаглавлена "Литва после решения ЕС: инопланетянин в электрощитовой..." - намек на недавно разыгравшийся скандал в ночь парламентских выборов с пьяным руководителем национальной телерадиокомпании LRT, бежавшим от журналистов и попавшим в электрощитовую гостиницы, где размещался штаб социал-демократов: закрывшись, он, не зная, что делать, проспал в электрощитовой пять часов. По сведениям литовских СМИ, глава LRT, ставленник клана "государственников", звонил из электрощитовой премьеру Гядиминасу Киркиласу и другим дружкам из госаппарата, чтобы те его спасали. В результате полиция не решилась беспокоить главу телерадиокомпании в электрощитовой, а в алкотестер заставила дуть журналистов. Эта информация важна для понимания дальнейших размышлений Рачаса.

"Пару месяцев тому назад я удивлялся, почему после внеочередной встречи Евросоюза в верхах по поводу российской агрессии против Грузии результатам последней радовались вместе и президент Литвы Валдас Адамкус, и премьер России Владимир Путин (...), - пишет известный эксперт по вопросам внешней политики. - Сегодня мы уже можем ничему не удивляться, потому что ответ известен: никакой консолидации ЕС, о которой в сентябре высокопарно говорил президент Литвы, не существует, а отношения с Россией этот блок строит не на ценностях, а на газе и нефти. Грубо говоря, ЕС оставила Литву в дураках. И не только "Запад", который, согласно Ландсбергису, никогда не понимал и, скорее всего, никогда не поймет, что такое Россия, но и большой стратегический партнер Литвы - Польша, оставившая Литву на льду одну в самый последний момент".

Рачас сравнивает поведение брюссельской верхушки с поведением политической элиты в Литве, при этом не выбирая слов: "Жаль ЕС, потому что после вчерашнего решения он стал похож на Бразаускаса и Валинскаса вместе взятых. Обещают одно, делают другое, говорят и не помнят, что говорили вчера, лепечут фразы, которые сами не понимают, врут и не краснеют". Политолог четко выражает логику поведения "принципиальных" литовских дипломатов, которые ухватились за фразу в сентябрьском соглашении лидеров ЕС и теперь "выжигают ею глаза" всему руководству ЕС, которое, в отличие от литовских дипломатов, держится не за фразы, а исходит из реальной оценки каждый день меняющейся ситуации и, демонстрируя прагматизм, идет скорее путем компромиссов. Вильнюс же, не думая о будущем ЕС и о своих собственных интересах, напирая на "ценности", навязывает Евросоюзу некий бескомпромиссный вариант поведения. Однако Рачас отстаивает позицию Литвы: "А ведь в сентябре все руководители ЕС подписались под документом, в котором было ясно сказано: "Пока военные не будут отведены на позиции, на которых они были до 7 августа, переговоры по Договору о сотрудничестве будут отложены" (Until troops have withdrawn to the positions held prior to 7 August, meetings on the negotiation of the Partnership Agreement will be postponed). Литва этой позиции придерживалась до конца, однако осталась одна".

В то же время автор допускает, что с точки зрения большой политики, может быть, такая позиция и уязвима: "Не берусь решать, была ли такая позиция совершенно правильной в плане большой политики и взгляда в более отдаленное будущее, однако с точки зрения ценностей она для меня приемлема". Все же и Рачас видит вред для Литвы от того, что она осталась одна в Евросоюзе, и ставит вопрос о состоянии дел в литовском МИДе. "С другой стороны, то, что Литва, отстаивая свою стратегическую позицию, осталась без союзников, заставляет задуматься, правильная ли тактика была избрана. Это особенно актуально сегодня, когда становится ясным, что новым министром иностранных дел станет Ушацкас, который, скорее всего, не будет исполнителем политики консерваторов. А если это так, то вполне вероятно, что Министерство иностранных дел опять будет осуществлять свою внешнюю политику, которая пусть и в последнее время, возможно, является правильной, однако все же может принести государству проблемы. Ведь, скажем, имея в виду последнее решение ЕС, кто-то, скорее всего, должен же был поинтересоваться, чего стоил поставленный чуть ли не накануне автограф литовского президента рядом с подписью президента Польши, который (автограф) позволил Адамкусу и Литве на два дня почувствовать себя деятелями большой международной политики - а после этого грохнуться лицом в грязь. Не должно ли этим "кем-то" было быть Министерство иностранных дел (потому что вряд ли можно было надеяться на это от президентуры)? Нельзя ли было перед тем, как прибегать к радикальным действиям, выяснить, каковой будет позиция польского правительства? Ведь если правительство не правит в Литве, это еще не значит, что также обстоит дело и в Польше". Напомним, что польское правительство, как оно само заявило, не было информировано о намерении президента Польши подписывать в Вильнюсе общее заявление против возобновления переговоров ЕС-Россия.

А вот общая завершающая оценка ситуации, данная Рачасом в его эмоциональном комментарии (аллюзии с вышеописанной трагикомической ситуацией, в которую попал глава литовской телерадиокомпании): "Ответа у меня нет, однако что касается одной вещи, я не сомневаюсь: Путин сегодня точно радуется, а вот Адамкус, думаю, - нет. А Литва, с точки зрения Европейского союза, сегодня, скорее всего, походит на инопланетянина в электрощитовой. Чувствует себя гордо, однако не знает, выйти или остаться. А позвонить и пожаловаться некому. И самое плохое, что никто спасать не приедет" (racas.lt).

"Твердолобая позиция Литвы заслуживает критики": интервью. Под таким названием ELTA печатает интервью с известным политологом Альгисом Крупавичюсом. "Жесткая позиция Литвы по вопросу возобновления переговоров между ЕС и Россией заслуживает критики, однако вполне вероятно, что в будущем она будет смягчаться", передает слова эксперта ELTA. Крупавичюс оценивает позицию Вильнюса как неконструктивную и заслуживающую всяческого осуждения. Ниже приводятся основные моменты интервью.

Не рискует ли Литва, придерживаясь столь жесткой позиции?

Экономические, политические отношения между Литвой и Россией от этого не улучшатся. Не будем забывать, что у Литвы много экономических интересов в России. Россия является одним из главных наших внешнеторговых партнеров. Экспорт Литвы в эту страну составляет около 15%. Мы зависимы от монопольных поставок российской энергии. Как выяснилось, в последнее время часть энергоресурсов мы покупаем дороже всех в ЕС. Если бы Россия не была для нас экономически очень важна, мы могли бы заниматься политической бравадой, избегая серьезных убытков, но теперь это не так.

С другой стороны, аргументы, что страны ЕС должны говорить единым голосом в отношениях с Россией, видимо, рациональны. Такую позицию некоторое время поддерживала и Литва, а теперь она становится своеобразным штрейкбрехером. Позицию Литвы в данном случае следует расценивать очень критически.

В будущем году председательство в ЕС от Франции переймет Чехия, На какие изменения мы можем рассчитывать?

Чехия вместе с Германией, Францией, государствами Южной Европы входит в блок стран, которые довольно умеренно относятся к России. Главным объяснением такой позиции является именно значение России для экономики ЕС. Экономические отношения с ЕС важны и для России. Она также заинтересована в рынке ЕС как надежном, довольно стабильном и, пожалуй, была бы готова идти на определенные уступки.

Могут ли быть возобновлены переговоры ЕС с Россией, несмотря на негативную позицию Литвы?

Возобновление переговоров является дипломатической процедурой. Перед принятием решения Литва занимает довольно жесткую позицию, но, если у нее не будет достаточно союзников для проведения такой политики, вполне вероятно, что она смягчит свою позицию. Сейчас частично союзниками Литвы в этом вопросе можно считать Польшу и страны Прибалтики. Правда, гарантировать, что Латвия и Эстония непременно поддержат позицию Литвы, нельзя. Да и в Польше мнения противоречивы - одной, очень жесткой, позиции придерживается президент этой страны, на уровне же правительства отношение намного умереннее.

Литве понравилась возможность отказа России от Nord Stream

Известие о том, что Россия может отказаться от строительства газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря, вызвало вздох облегчения в Вильнюсе и даже официальное одобрение МИДа Литвы. Как известно, Владимир Путин сказал, что Россия не будет строить газопровод Nord Stream по дну Балтийского моря, если европейские страны заявят, что им не нужны предлагаемые "Газпромом" объемы топлива. В этом случае, если проект газопровода реализован не будет, Россия построит заводы по сжижению газа и будет продавать топливо на мировых рынках. Путин заявил, что Европа должна сама решить, нужен ли ей газопровод Nord Stream, или же Россия построит заводы по сжижению газа.

По словам Delfi, Министерство иностранных дел Литвы выразило одобрение таким планам России и продаже топлива на мировых рынках танкерным путем. "Такое решение послужило бы либерализации возможностей транспортировки российского природного газа и вместе с тем увеличило бы надежность поставок газа", - прокомментировал российскую инициативу МИД Литвы. Реализация таких планов позволит России развивать новые технологии и привлечет инвестиции, считают в литовском МИДе.

"У России нет технологий по сжижению газа. Поэтому при желании осуществить свои намерения она должна будет перенять опыт других стран в этой области и принять инвестиции. Это может привлечь инвестиции в разработку месторождений, которым нынешние власти уделяли очень мало внимания", - проявила заботу о российских делах директор департамента МИДа по информации и связям с общественностью Виолета Гайжаускайте. Напомним, что Литва остро реагировала на решение России проложить газопровод на Запад в обход территории Литвы и обвиняла Германию и Россию в сговоре в ущерб энергетической безопасности других стран ЕС и Евросоюза в целом.

Формирование нового правительства Литвы

Представлены кандидаты в министры от консерваторов. Лидер "Союза Отечества - Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ), будущий премьер Андрюс Кубилюс, на проходившем на прошлой неделе заседании совета партии представил кандидатов в министры от этой политической силы. В будущем правительстве возглавить Министерство социальной защиты и труда предлагается Римантасу Дагису, Министерство охраны края (обороны) - Расе Юкнявичене, на пост министра хозяйства консерваторы прочат Дайнюса Крейвиса, а министра сельского хозяйства - парламентария Казиса Старкявичюса. Предлагается, что Министерство энергетики, которое планируется учредить, возглавит Арвидас Секмокас, а министром финансов станет ранее занимавший этот пост нынешний руководитель Департамента статистики Литвы Альгирдас Шемета.

Консерваторы хотели, чтобы МИД возглавил член СО-ХДЛ. "Пока неясно, кто же будет руководить Министерством иностранных дел. Это станет известно в ближайшее время. По неофициальным сведениям, почетный председатель партии европарламентарий Витаутас Ландсбергис намерен обсудить этот вопрос с послом Литвы в Соединенном Королевстве Вигантасом Ушацкасом", пишет газета Respublika. Однако еще в начале недели в среде консерваторов господствовали настроения, что все-таки консерватор-политик станет главой МИДа. "В некоторых сферах министрами могут являться специалисты, например, в сфере финансов, хозяйства. Там могут и должны работать эксперты в этих сферах, специалисты, особенно в трудное для экономики время. А вот министром иностранных дел должен быть политик. Наша партия "Союз Отечества - Христианские демократы Литвы" в этой сфере всегда была сильна, у нас много серьезных специалистов", - подчеркнул заместитель председателя СО-ХДЛ Паулюс Саударгас.

По словам газеты, "он уверял, что в рядах партии есть политики, которые могли бы возглавить дипломатическое ведомство Литвы, например, Аудронюс Ажубалис, Ландсбергис, а также Эмануэлис Зингерис, Чесловас Станкявичюс, Альгирдас Саударгас. Поэтому даже возражения со стороны президента не должны помешать партии выбрать наиболее подходящего кандидата. "Пока нет никаких договоренностей и решений", - сказал лидер партии Кубилюс, имея в виду будущего министра иностранных дел. Пока самым реальным кандидатом на этот пост считается Ажубалис, для которого эта сфера не нова - он работает в комитете иностранных дел Сейма".

Глава МИДа - чиновник МИДа: консерваторы уступили "клану"? Тем временем, как сообщило литовское национальное радио Lietuvos radijas, президент Литвы Валдас Адамкус принял у себя посла Литвы в Великобритании Вигантаса Ушацкаса на предмет назначения его министром иностранных дел. Сам Ушацкас согласен стать главой МИДа, а будущий премьер Литвы глава консерваторов Андрюс Кубилюс неожиданно заявил, что и он ценит "профессионализм" будущего шефа литовской дипломатии. И это несмотря на голоса недовольства внутри самого "Союза Отчизны - Христианских демократов Литвы", который еще задолго до выборов в Сейм не сомневался, что в случае победы МИДом будет править политик из рядов консерваторов (в качестве первых претендентов на пост министра иностранных дел официально назывались имена Витаутаса Ландсбергиса и Аудронюса Ажубалиса).

Вскоре партия СО-ХДЛ выступила с официальным заявлением, что на пост министра иностранных дел Литвы предложен посол Литвы в Великобритании Вигаудас Ушацкас. Лидер СО-ХДЛ Андрюс Кубилюс утверждает, что после разговора с Ушацкасом, он убедился, что их взгляды совпадают не только по вопросам внешней политики, но и по многим другим государственным проблемам. Выступая на радиостанции Lietuvos radijas, Кубилюс сказал: "Я решил предложить на пост министра иностранных дел кандидатуру Ушацкаса, поскольку у него богатый опыт представительства в крупнейших странах мира. И очень важным будет его вклад в работу нашего правительства. Думаю, что президент поддержит наш выбор, и мы сможем незамедлительно приступить к разработке программы нового правительства. В том числе и по вопросам партнерства с США, интенсивной работы в рамках Евросоюза и НАТО, отношений с Россией, а также прозрачной политики персонала Министерства иностранных дел".

Тем временем литовские политологи теряются в догадках, что заставило литовских правых отказаться от твердого намерения поставить во главе МИДа члена своей партии и уступить это место "карьерному дипломату". Одной из главных версий, разрабатываемых в литовских СМИ, является сопротивление "клана государственников", который во что бы то ни стало хочет сохранить за собой "суперминистерство". Под "государственниками" понимаются никем не избираемые карьеристы-чиновники в госструктурах, которые якобы контролируют президента, премьера и часть СМИ, а их "гнездом" являются МИД и Департамент госбезопасности. Об этом пишет политолог Виргис Валентинавичюс в статье "Когда МИД отдастся гражданскому контролю?" (Alfa.lt).

"Военные давно смирились с гражданским контролем, что означает, что министерством обороны руководят политики. Более трудно, чем военные, но полицейские тоже отвыкли думать, что министр внутренних дел должен быть обязательно полицейским. А вот МИД почему-то все еще убежден, что гражданские им не нужны", отмечает Валентинавичюс. Эксперт приводит факты: сегодняшний министр иностранных дел Пятрас Вайтекунас - тоже карьерный дипломат, а не политик. До него главой МИДа был хотя и член парламентской партии, но тоже карьерный дипломат, бывший посол Литвы в Польше Антанас Валёнис (в настоящее время назначен послом Литвы в Латвии). Мол, клан боится, что пришедший на пост главы МИДа политик разрушит связи, подорвет основу "клана", который занимается тем, что перебрасывает своих людей из МИДа в ДГБ и обратно. На самом деле, бывший глава ДГБ Мечис Лауринкус, сыгравший одну из главных ролей в свержении президента Паксаса, вскоре оказался на посту посла Литвы в Испании, а сегодня, кончив каденцию в Испании, назначен послом в Грузии. Со своей стороны, заместители главы ДГБ являются бывшими работниками МИДа. "Кстати, ДГБ является вторым после МИДа учреждением, которое успешно избегает "гражданского" контроля", пишет Валентинавичюс и напоминает о том, насколько успешно ДГБ во время связанного с ним скандала "защитился от попыток Сейма" ввести "парламентский контроль". "Нельзя отбросить, что суперминистерство-департамент, по крайней мере, в прошлом, могло успешно защищать национальные интересы, однако все равно неясно, каким образом защите оных мог мешать гражданский контроль". Политолог допускает, что, может, благодаря отсутствию такого контроля "сегодня в этой структуре больше видны не национальные интересы, а интересы группы друзей, состоящие в том, чтобы обеспечить теплые местечки себе и своим дружкам".

Автор также называет президента Литвы всего лишь исполнителем желаний "государственников"-карьеристов, поскольку президент защищал в свое время скомпрометировавшего себя главу ДГБ, а теперь сопротивлялся назначению на пост главы МИДа политика. "Значит, прощай гражданский контроль на МИДом. Тогда и получается, что не первого ранга дипломат Павилёнис может поучать политического министра Юозаса Олякаса что касается войск в Ираке. В нормальном государстве не чиновники управляют политиками, а политики чиновниками. Однако наши чиновники такие хорошие "государственники", что президент буквально не имеет сил сопротивляться".

Внешнюю политику Литвы будут проводить не политики? Еще более прямо ставит вопрос о главе МИДа политический обозреватель Владимирас Лаучюс. В статье "Точки государственников над "i" правительства: консерваторы остаются без МИДа" (Delfi) он с иронией пишет: "Победивший с большим отрывом на выборах, завоевавший для себя пост руководителя МИДа, традиционно много внимания уделявший внешней политике "Союз Отчизны", оказалось, не имеет ни одного подходящего кандидата на пост министра иностранных дел. Партия Витаутаса Ландсбергиса горячо берется утрясать дела социальной защиты и труда, полученное Министерство экономики даже удваивает, но руководить МИДом больше не может. Вдруг силы оставили".

Между прочим, в победе "государственников" в борьбе за пост главы МИДа политолог видит немалый потенциал развивать "прагматичные" отношения с Россией, что было бы вряд ли возможно, если бы во главе МИДа стали такие ярые критики России, как консерваторы Ландсбергис или Ажубалис. "Еще в прошлом году руководимые Андрюсом Кубилюсом консерваторы подготовили и разрекламировали большой программный документ - "Стратегия сдерживания России". Стратегия все еще есть, Россия все еще есть, а сдерживателей вдруг не осталось. Будущий министр иностранных дел от консерваторов Вигаутас Ушацкас заявил, что отношения с Россией должны быть "прагматичными". Если это и является обдуманное политиками из СО сдерживание, тогда неясно, чем оно отличается от несдерживания, воздержания и поддерживания".

По мнению Лаучюса, даже если Ушацкасу удастся успешно проводить внешнюю политику Литвы, проблема "деполитизации" госаппарата и контроля за ним со стороны избранной народом власти останется актуальной. "Союз Отчизны" в случае МИДа не способен удержать верховенство политики над деполитизированными звеньями власти - административным аппаратом, дипломатическим корпусом, - отмечает Лаучюс. - А ведь именно МИД (не считая ДГБ) является тем местом, где сегодня концентрируется бюрократическая, закулисная власть, которая генерирует политическую власть и отнимает ее у публичной власти - у Сейма и партий". По словам политолога, "долго повторяя, что министрами должны быть политики, консерваторы избрали в качестве главы МИДа не политика. Система, которая понемногу становится неконтролируемой со стороны представителей народа и которая стремится навязать политикам свою волю и правила, со всей очевидностью победила тех, кто обещал ее перестроить и контролировать".

Протесты в рядах консерваторов. Тем временем газета Lietuvos rytas пишет, что решение назначить главой МИДа не члена партии вызвало ропот в рядах СО-ХДЛ. В совете консерваторов развернулась бурная дискуссия. "Если мы откажемся от руководства практически самой влиятельной в данное время государственной структуры - Министерством иностранных дел, это будет означать, что мы отступим от долго предлагаемой идеи политического правительства. Одновременно это стало бы победой центра или клана неформального влияния, как бы там их не называли. Так что встает существенный вопрос - примут ли консерваторы на себя ответственность за внешнюю политику, или позволят делать это штатным дипломатам", - заявил претендовавший на пост главы МИДа Ажубалис. Впоследствии, узнав, что главой МИДа будет Ушацкас, Ажубалис открыто сказал, что осуждает такое решение.

Его поддержал Саулюс Саугардас, сын бывшего министра иностранных дел Альгирдаса Саугардаса, избранный на этих парламентских выборах в Сейм. По его словам, выражалось убеждение, что Министерство иностранных дел должен возглавить партийный избранник, а не кандидат со стороны. "Президент, отклоняя того или иного кандидата, должен привести конкретные мотивы их неприятия. Тогда можно было бы дискутировать", - считает Саугардас. Однако никто мотивов не объясняет.

Один из предлагаемых кандидатов на пост министра иностранных дел - Эмануэлис Зингерис - в дискуссии на совете партии не участвовал. В то же время, говоря с журналистами ежедневника, он охарактеризовал дискуссию в целом, сказав в частности: "Мы уважаем любой выбор Кубилюса, и я его всегда поддержу. С другой стороны, мне кажется, что, зная вклад Ландсбергиса в геополитическую судьбу Европы и то, что в данное время ЕС переживает моральный кризис, слово профессора во внешней политике было бы очень весомо".

А что же сам Ландсбергис? "Почетный председатель консерваторов дал заранее понять, что был бы согласен занять пост министра иностранных дел, - отмечает газета. - Однако в субботу, говоря на заседании совета партии, он обошел этот вопрос. А после заседания Ландсбергис встречался с Ушацкасом". Как признался газете Lietuvos rytas сам Ушацкас, разговор с Кубилюсом и Ландсбергисом был, конечно, о возможности доверить ему пост министра иностранных дел. О том, какие условия и пожелания высказывают при этом консерваторы, нынешний посол Литвы в Великобритании говорить не захотел.

К слову, Ушацкас пытается стать министром иностранных дел уже не в первый раз. Ранее его как кандидата на этот пост называли партия Роландаса Паксаса "Порядок и справедливость", Рабочая партия и Партия национального возрождения, в свое теневое правительство его включили либерал-центристы. Лаучюс в вышеупомянутой статье говорит о том, что вызывают подозрения хорошие отклики об Ушацкасе лидера Рабочей партии Виктора Успасских. Политолог намекает на то, что речь может идти об "управляемой" фигуре, а не о самостоятельном и независимом министре-политике, независимость которого обеспечивалась бы как раз непринадлежностью к клану функционеров, а принадлежностью к избранной народом партии.

Правящая коалиция отменяет все льготы и уравнивает все налоги

Как сообщает литовская телерадиокомпания LRT, формирующие коалицию консерваторы и представители Движения либералов договорились об унификации тарифов НДС, налога на прибыль и подоходного налога с граждан. Лидеры партий - Андрюс Кубилюс и Элигиюс Масюлис - договорились о тарифе налогов в размере 20%. В настоящее время НДС в Литве составляет 18%, подоходный налог с граждан - 24%, а налог на прибыль - 15%. Лидер либерал-центристов Артурас Зуокас выразил сомнения по поводу антикризисного плана, в частности, в связи с уравнением налоговых тарифов. Он считает, что партнеры по коалиции сейчас могут утвердить принципы плана, а конкретный план стабилизации подготовит уже кабинет министров. Кубилюс считает, что антикризисный план должен стать частью программы правительства и должен быть утвержден сейчас.

Тем временем BNS 13 ноября сообщает, что все четыре партии правящей коалиции достигли соглашения о сведении тарифов НДС, налога на прибыль и подоходного налога с граждан к 20%. Правда, 15-процентный налог на дивиденды останется неизменным. Отменяются все льготы на НДС, за исключением льготного тарифа на отопление (и то после окончания отопительного сезона и он будет отменен). Не будет льготного тарифа на лекарства. Не будет льготных налогов для гостиниц. С авторских гонораров, налог с которых пока что составляет 15%, тоже будет сниматься 20%. Отчисления в частные пенсионные фонды из пенсионного госфонда "Содра" будут в связи с кризисом и бюджетным дефицитом, уменьшены с 5,5% до 2-3%.

Также будут отменены все социальные выплаты гражданам, которые могут себя обеспечить сами. Речь прежде всего идет о детях: в виду катастрофической демографической ситуации в стране, стремящиеся поддерживать деторождение соцдемы ввели "детские деньги" - по 52 лита на каждого ребенка ежемесячно до достижения совершеннолетия или даже и после оного в случае, если молодой человек еще не окончил школу. Теперь же на "детские деньги" смогут претендовать только бедняки, которые докажут, что они получают минимум. Введенные с этого учебного года бесплатные обеды в школах для младших классов тоже, скорее всего, будут отменены. Останутся лишь обеды для детей из малоимущих семей. В то же время социал-демократы резко критикуют "войну против детей" консерваторов, указывая на ничтожные суммы экономии. Парадоксальным образом, по их словам, именно консерваторы выдвигали себя в качестве защитника семьи, а теперь наказывают семьи, имеющие детей.

Уступающие власть соцдемы критикуют планы консерваторов

Консерваторы обвинили соцдемов в сокрытии правды о кризисе. Заявление консерваторов о том, что правительство скрывало истинное положение в экономике, премьер Гядиминас Киркилас расценил как вредные для экономики "лозунги и запугивание". Напомним, что 8 ноября консерваторы и христианские демократы заявили, что уходящее правительство скрывало информацию об истинном положении хозяйства страны. В заявлении говорится, что, когда "Союз Отечества - Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) вместе с другими партнерами по коалиции приступили к формированию будущего правительства, стало проясняться истинное экономическое и финансовое положение страны. "Правительство Киркиласа говорило неправду о ситуации с бюджетом, скрыло от общества истинное экономическое положение. Оно гораздо хуже, чем декларировалось до сих пор", - подчеркивается в заявлении, принятом на заседании совета СО-ХДЛ.

"Положение скрыть невозможно, я сам основываюсь на данных Департамента статистики", - заявил, отвечая на обвинения, Киркилас и добавил при этом, что руководитель Департамента статистики Альгирдас Шемета выдвигается в министры финансов. "Ну разве что он скрывал", - сказал премьер в интервью литовскому национальному радио Lietuvos radijas. По словам Киркиласа, создается впечатление, что консерваторы еще не закончили свою избирательную кампанию и пытаются скрыть неспособность действовать в современных условиях.

Лучшая защита - нападение. Поэтому глава соцдемов обвинил своих политических оппонентов чуть ли не во вредительстве: якобы они своим сгущением красок запугали покупателя. Литовскому радио Киркилас сказал, что прозвучавшие "лозунги и запугивание" тормозят потребление. "Люди перестали покупать, перестали потреблять, а потребление является одним из двигателей экономики", - утверждает Киркипас. Он также отметил, что "в Латвии и Эстонии нет такого желания себе навредить". Киркилас раскритиковал и планы по экономии формирующих новую правящую коалицию партнеров. Премьер сказал: "Экономия представляется как панацея. Но ведь смотря что и как экономить".

В свою очередь, нынешний министр сообщения соцдем Альгирдас Буткявичюс уточняет подсчеты кандидата в министры финансов от консерваторов, директора Департамента статистики Шеметы и считает, что он либо запутался в цифрах, либо умышленно обманывает общество. Комментируя предложения Шеметы урезать программу государственных инвестиций на 2009 год, Буткявичюс подчеркивает, что в подготовленном уходящим правительством проекте программы инвестиций на 2009 год на обслуживание автомобильных дорог Литвы в сумме со средствами поддержки Евросоюза намечено выделить 1,270 млрд. литов, а не 1,444 млрд. литов, как говорит кандидат в министры. "Это на 174 млн. меньше, чем сказал Шемета", - вычислил Буткявичюс. По словам Буткявичюса, говоря о будущем сокращении финансирования дорог, Шемета ошибся еще раз. По его словам, в будущем году на автодороги намечено выделить на 542,5 млн. литов больше, чем нынче (Respublika).

Киркилас против повышения налогов. Антикризисную программу, которую готовят партнеры по новой коалиции, премьер Гядиминас Киркилас назвал повышением налогов. Однако сейчас не время для повышения налогов, подчеркнул он. "Сейчас идет возврат к тем действиям, которые это правительство наметило в бюджете будущего года. Основным пунктом антикризисной программы является пересмотр налогов, а точнее - их повышение. Но сейчас неподходящее время для проведения такой реформы. В условиях замедления экономики нет острой необходимости в повышении налогов для предпринимателей", - сказал 11 ноября в интервью литовскому радио Lietuvos radijas Киркилас. Напомним, что партии, входящие в состав новой правящей коалиции и ведущие переговоры по поводу антикризисного плана, обещают уравнять подоходный налог и налог на добавленную стоимость, упразднить большинство льгот. Таким образом в бюджете будущего года планируется выиграть около 4 млрд. литов.

Кризис: Литва не может собрать запланированных бюджетных денег

По данным Министерства финансов, в октябре поступления в госбюджет Литвы составили 1,725 млрд. литов - это на 530 млн. литов меньше, чем прогнозировалось (2,257 млрд. литов). Всего за январь-октябрь с.г. в бюджет поступило 16,42 млрд. литов - на 574,7 млн. литов, или 3,4% меньше, чем прогнозировалось (16,998 млрд. литов). В октябре недопоступления в бюджет обусловлены неблагоприятной ситуацией на зарубежных экспортных рынках, застоем на рынке недвижимости, а также снижением инвестиционных расходов. С учетом средств помощи ЕС и других зарубежных стран в октябре поступления в госбюджет составляли 1,751 млрд. литов (средства помощи ЕС - 26,1 млн. литов). За десять месяцев с учетом средств помощи ЕС и других зарубежных стран бюджет получил 19,522 млрд. литов (средства помощи ЕС - 3,098 млн. литов). План по доходам госбюджета 2008 года - 25,572 млрд. литов, из них 5,113 млрд. литов - средства помощи ЕС и другое, сообщает BNS.

Иностранные инвестиции в Литву упали за 9 месяцев почти на треть

Как сообщил Центробанк Литвы, за девять месяцев этого года общий поток иностранных инвестиций в Литву снизился на 4,34 млрд. литов, или 29,6%. Кроме того, общий поток инвестиций хозяйственных субъектов страны за рубежом сократился на 1,52 млрд. литов. За 9 месяцев общий поток инвестиций за рубежом составил 3,15 млрд. литов, а поток иностранных инвестиций в Литве - 10,33 млрд. литов. В сентябре литовские предприятия за рубежом инвестировали 90,96 млн. литов, а иностранные предприятия в Литве - 1,27 млрд. литов, поэтому чистый поток всех инвестиций был положительным и составил 1,18 млрд. литов.

В октябре инфляция опять поползла вверх

Согласно Департаменту статистики Литвы, в октябре инфляция, подсчитанная по индексу потребительских цен (ИПЦ), по сравнению с сентябрем увеличилась на 0,5% - до 1%, а годовая несколько понизилась - до 10,5%. В октябре прошлого года месячная инфляция составляла 1,5%. В октябре среднегодовая инфляция составляла 10,8%, а в сентябре - 10,6%. Исчисляемая по согласованному индексу потребительских цен (СИПЦ) годовая инфляция в сентябре составляла 11,3%, среднегодовая - 10,8%, а согласованная месячная совпала с определенной по ИПЦ и составила 0,5%. Департамент статистики прогнозировал, что согласованная инфляция в октябре этого года (по сравнению с сентябрем) составит 0,7%, годовая - 10,45%, а среднегодовая - 10,98%. Как отмечает Департамент статистики, в этом году уровень годовой инфляции преимущественно обеспечило подорожание на 12,5% продовольственных продуктов и безалкогольных напитков, на 21,3% - жилья, воды, электроэнергии, газа и другого топлива, на 10,3% - товаров и услуг транспортных групп и понижение цен на 3,9% на одежду и обувь. Потребительские товары за год подорожали на 9,9%, услуги - на 12,5%.

В октябре на общие изменения потребительских цен повлияли в основном подорожание на 5,2% жилья, воды, электроэнергии, газа и других видов топлива, на 0,9% - продовольственных продуктов и безалкогольных напитков и понижение на 3,2% цен на товары и услуги транспортной группы. Как и в октябре прошлого года, самое большое влияние на изменение цен на жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива оказало повышение цен на централизованное отопление - на 26,4%. Также на изменение цен в этой группе повлияло подорожание твердого топлива на 2,1%, горячей воды и сжиженного газа - на 1,5%, коммунальных и ремонтных услуг - на 0,8%.

Самое большое влияние на изменение цен на продовольственные продукты и безалкогольные напитки оказало подорожание на 40,1% плодоовощей (огурцы, помидоры), хлебных и зерновых изделий на 0,8%, копченых мясных продуктов - на 1,8%, соленой рыбы - на 6,8%. Цены на молоко, молочные продукты, сыр, яйца понизились на 0,4%, фрукты и ягоды - на 1,7%. Из свежих фруктов больше всего подешевели яблоки - на 9,2%, цитрусовые - на 3,4% Из группы овощей значительно подешевели белокочанная капуста - на 19,6%, картофель - на 15,8%, корнеплоды (морковь, свекла) - на 11,5%. Снижение цен на товары и услуги транспортной группы определило понижение цен на горючее на 6,7%, железнодорожные транспортные услуги - на 12,8%. Услуги пассажирского воздушного транспорта подорожали на 1,7% (Respublika).

Литовцы не смогут расплатиться за тепло: на отопление нужно отдать зарплату

По сообщениям литовских СМИ, примерно 121.000 литовских семей в этом году сразу не сможет расплатиться за центральное отопление. В прошлом году таких семей было 101.000. В текущем году отопление в среднем подорожало на 40%. В таких городах, как Вильнюс - подорожание с начала отопительного сезона предусмотрена больше, чем на 50%. Президент Ассоциации Витаутас Стасюнас сказал Delfi, что с прошлого года осталось долгов на сумму 120 млн. литов, в этом году их будет не меньше 144 миллионов. Правда, новое правоцентристское правительство обещает не оставить в беде малоимущих и помочь им социальными выплатами. Главная причина подорожания отопления - возросшие цены на российский газ. По некоторым данным, Россия продает газ Литве по самой высокой цене в ЕС, дороже, чем Германии, хотя расходы на транспортировку в Литву намного меньше. Многие эксперты полагают, что причина таких цен на энергоносители для Литвы - политическая.

По подсчетам Ассоциации литовских поставщиков тепла (АЛПТ), в прошлом году отопление квартиры площадью 60 кв. м в доме старой постройки в среднем в месяц стоило 230 литов, а в текущем году будет стоить до 346 литов. Правда, по его словам, летом большая часть должников рассчитывается за отопление. Однако надо учитывать, что речь идет о благоприятном периоде роста доходов населения. Сегодня же в связи с кризисом наметилась обратная тенденция.

Однако в Литве немало людей, которые платят за отопление зимой 500 и больше литов. На эту тему газета Lietuvos žinios в статье "Провозвестник бедности - радиатор", приводит пример из жизни литовского поэта Гинтараса Патацкаса, который в позапрошлом году платил за отопление трехкомнатной квартиры в Каунасе 500 литов, а теперь, после подорожания, ожидает и все 900 литов (около 350 долларов). Это почти минимальная зарплата в Литве. "Мой бюджет дефицитный, - говорит Патацкас, - это самоубийство, когда отопление стоит больше, чем минимальная зарплата". Газета подчеркивает, что с 2006 г. цена отопления в Литве возросла в три раза. Власти ничего не сделали для перехода на биотопливо, утепления старых домов. Одна из возможных причин, по мнению редакции, сознательное бездействие ставленников "Газпрома" у власти, одним из которых якобы являлся, согласно сообщениям литовских СМИ, премьер Киркилас.

Последние успехи Литвы как лидера роста производства?

Согласно данным статистического бюро ЕС Eurostat, Литва в сентябре была первой в ЕС по приросту промышленного производства. Однако похоже, что еще действует инерция сравнительно быстрого роста экономики, который в ближайшие месяцы, согласно прогнозам, должен перейти в стремительное падение (что уже произошло в двух других прибалтийских государствах, ушедших в минус). Согласно прогнозам Еврокомиссии в ближайший год-два Литву ждет почти нулевой прирост ВВП, а в 2010 г., когда другие страны уже выйдут из рецессии, Литва будет единственной страной ЕС с минусовым ВВП. В сентябре крупнейший прирост промышленного производства в Евросоюзе зарегистрирован в Литве - 7,3%, в Словакии - 5,4% и в Ирландии - 3,9%. В Эстонии спад в промышленности в сентябре составил 3,8%.

Выпуск промышленной продукции в Латвии в сентябре этого года по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года сократился на 5,4%, и это третий по величине спад среди стран Евросоюза, свидетельствуют данные статистического бюро ЕС Eurostat. Два предыдущих месяца Латвия лидировала по темпам спада промышленного производства в ЕС.

Наиболее резкое снижение выпуска промышленной продукции наблюдалось в сентября в Испании - на 8,8% и Италии - на 5,7%. В среднем выпуск промышленной продукции в странах ЕС в сентябре сократился на 2,1%, а в странах еврозоны - на 2,4%. По сравнению с предыдущим месяцем сезонно выровненный объем производства во всех 27 странах ЕС уменьшился на 1,1%, а в 15 странах еврозоны - на 1,6%. Месяцем ранее в странах ЕС и еврозоны наблюдался рост, соответственно на 0,3% и 0,8%.

Наибольший прирост производства промышленной продукции по сравнению с предыдущим месяцем зарегистрирован в сентябре в Словакии - на 5,7%, в Литве - на 3,1% и в Польше - на 3%. Наибольшее сокращение объемов зафиксировано в Германии - на 3,7%, Греции - на 2,9% и Португалии - на 2,8% (LETA).

Проезд в Вильнюсе дорожает больше, чем на 60%

Как пишет газета Vilniaus diena,12 ноября Вильнюсский городской совет установил новые цены на троллейбусные и автобусные билеты. Эти цены будут действовать уже с декабря текущего года. Совет постановил, что одноразовый билет будет стоить 1,80 литов, а месячный проездной билет - 100 литов (порядка 40 долларов). Сейчас талончик стоит 1,10 литов, а проездной билет - 60 литов. Таким образом, цена одноразового проездного билета вырастает более, чем на 60%. Кроме того, планируют ввести билеты, которые будут действовать 1, 3 или 10 дней, их цена соответственно - 10, 20 и 40 литов. Старые талончики будут действовать до 1 января 2009 года, а до 1 февраля 2009 года их можно будет обменять на новые. Все проездные месячные билеты в Вильнюсе электронные.

Будущий премьер - непопулярен (рейтинги политиков Литвы)?

Согласно опросу, проведенному 21-31 октября компанией Baltijos tyrimai, самый высокий рейтинг остается у еврокомиссара от Литвы Дали Грибаускайте - ее положительно оценивают 74% литовцев. На втором месте президент Валдас Адамкус - 63%. На третьем - министр социальной защиты и труда Вилия Блинкявичюте - 55%. Четвертой политической фигурой в рейтинге стал шоумен, лидер Партии народного возрождения, сумевшей попасть в Сейм и войти в правящее большинство, Арунас Валинскас: у него 50% положительных оценок.

Между тем другие представители нового правящего большинства пока что не завоевали симпатий литовцев. У лидера либералов Эгидиюса Масюлиса только 36% одобрительных оценок, а будущего премьера Андрюса Кубилюса положительно оценивает только 35% (54% отрицательно). Впрочем, политологи давно говорят об отсутствии у председателя СО-ХДЛ "харизмы". Другой лидер консерваторов, почетный председатель партии Витаутас Ландсбергис имеет всего 25% симпатизирующих и 63% оценивающих его отрицательно. Недалеко от него отстает и лидер второй либеральной партии, вошедшей в правящее большинство, Союза либералов и центра, обвинявшийся в коррупции экс-мэр столицы Артурас Зуокас - у него 29% положительных и 59% отрицательных отзывов. Правда, лидер ныне правящих социал-демократов Гядиминас Киркилас вообще упал на дно рейтингов и с 24% положительных и 66% отрицательных оценками занимает последнее 24-е место (ELTA).