При Московской декларации имеется секретный протокол? Нагорный Карабах за неделю

Баку, 13 ноября 2008, 14:35 — REGNUM  

Военный вестник

Перестрелки

По сообщениям Day.Az, "со 2 по 6 ноября армянская сторона обстреливала позиции азербайджанских вооруженных сил. Согласно агентству, обстреляны позиции вблизи безымянных высот Физулинского района, сел Сейсулан и Гызыл Оба Тертерского района, села Куропаткино Ходжавендского района, сел Шурабад и Юсифджанлы Агдамского района, села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. Согласно сообщению, огонь велся из автоматов и пулеметов. Потерь нет".

"Вооруженные силы Армении 7 ноября периодически нарушали режим прекращения огня, обстреляв с 10.30 до 15.10, с 17.10 до 17.20 с безымянных высот Бердского района Армении и с позиций близ села Воскепар Ноемберянского района Армении позиции азербайджанских войск, расположенные вблизи села Коха Наби Товузского района и на безымянных высотах Газахского района Азербайджана. По сообщению Минобороны Азербайджана, во всех случаях обстрел был подавлен, потерь нет@. (ANS-PRESS).

По сообщению 1news.az, "10 ноября широкомасштабному обстрелу подверглось село Тапгарагоюнлу Геранбойского района. В результате обстрела сельская школа почти разрушена. Согласно агентству, обстрел села начался в 10.30 и продолжается до сих пор. Сельские жители спрятались в домах, находящихся в окрестностях села. В ходе обстрела нанесен колоссальный урон животноводческому хозяйству села, местному клубу, домам жителей, передает агентство".

"Сегодняшние массированные обстрелы азербайджанских сел со стороны армян - чисто российская провокация. Москва вынуждает нас поддаться на ее провокации, чтобы разобраться с нами, как с Грузией". Об этом 1news.az заявил азербайджанский политолог Вафа Гулузаде, комментируя обстрел со стороны армян сел Геранбойского района. "Сейчас Россия нас вынуждает к сдаче Карабаха армянам, вот и эти провокации, чтобы наши нервы сдали. И все это делается с целью потом обвинить нас в нарушении московской декларации. Старый российский трюк, на который мы ни в коем случае не должны попасться", отметил политолог. "Сейчас наша задача - максимально трубить на весь мир об этих армянских провокациях, чтобы не дать повода России обвинить нас в чем-то. Россия хочет, чтобы мы стали перед ней на колени и даже не заикались о своей независимой политике. Для России сейчас первоочередная задача -прибрать к рукам наши богатства, вот и будет она использовать против нас армян на полную катушку. Вот посмотрите, и время для таких провокаций выбрано удачно. В США переходная администрация, только что подписана московская декларация, и России не стоит труда обвинить нас в нарушении этих договоренностей. Так что нам нужно быть внимательнее и обо всех таких провокациях немедленно докладывать международным организациям и посольствам, чтобы не дать Москве развернуть пропагандистскую шумиху вокруг нас. Россия нацелилась на Кавказ и для того, чтобы добиться своей цели, ей нужна еще одна война здесь. Так что все эти провокации служат только этой цели", отметил Гулузаде.

В текущем году на передовой линии карабахского противостояния погибли 25 человек. Как сообщает ИА REGNUM, об этом, в ходе совместного бриффинга сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Вене сообщил личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. По его словам, такие инциденты плохо влияют на попытки восстановления мирного процесса.

Пленные

Попавший в плен к армянам военнослужащий ВС Азербайджана Рафик Гасанов подвергается нечеловеческим пыткам. Об этом, передает ANS TV, заявил пресс-секретарь Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. По словам Сабироглу, под пытками армянская сторона пытается склонить военнопленного написать письмо родителям о якобы нежелании возвращаться на родину: "В Азербайджане также имеются армянские военнопленные. То есть к военнопленным не допускается какое-либо нечеловеческое отношение. Отношение к нашим военнослужащим, находящимся в армянском плену, не вмещается ни в какие рамки".

Солдат Вооруженных сил Азербайджана, оказавшийся в армянском плену, не хочет возвращаться на Родину. Об этом сказал в субботу министр обороны Армении Сейран Оганян. Как отмечает Panorama.аm, солдат азербайджанской армии Рафик Гасанов 1989 года рождения 8 октября этого года перешел границу Армении. Ранее, 25 мая армянский военнослужащий Паруйр Симонян попал в плен на границе с Азербайджаном. "Мы сейчас ведем переговоры с военным руководством азербайджанской стороны об осуществлении обмена данного военнослужащего с армянским солдатом", сказал он. По его словам, обмен с армянским военнослужащим Паруйром Симоняном станет возможным после проведения соответствующих мероприятий.

По сообщению бакинской газеты "Зеркало", армянский солдат Паруйр Симонян, попавший в азербайджанский плен, заявил, что отказывается не только от возвращения на родину, но и от армянского гражданства. Согласно газете, Симонян заявил, что он добровольно перешел на азербайджанскую сторону в знак протеста против самоуправства и безобразий, царящих в армянской армии. Газета пишет, что в интервью ANS "он рассказал не только о бесчинствах в армянской армии, но и о нарушении прав человека в Армении, многих других негативных фактах". "Как-то раз меня сильно избили, чуть ли не до смерти, и я решил сбежать. Я проходил службу близко к границе. Рискнул и перешел границу, сдавшись правительству Азербайджана". Паруйр заявил, что социальное положение населения Армении очень тяжелое и поэтому он туда больше не вернется. "Прошу азербайджанское правительство предоставить мне статус беженца в Азербайджане или в какой-либо стране Евросоюза. Но только не в России, так как между Арменией и Россией существуют тесные связи, а возвращаться в Армению я не намерен", заключил, согласно бакинскому изданию, армянский военнослужащий.

"Опубликованное в азербайджанской газете "Зеркало" интервью пленного армянского солдата Паруйра Симоняна - очередная провокация и очевидная фальсификация действительных фактов", заявил в интервью АрмИнфо руководитель Рабочей группы Госкомиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших Армен Каприелян. "В данной дезинформации я вижу неуклюжую попытку соответствующих властей соседней страны дать свой ответ Армении касательно нашумевшего в свое время отказа азербайджанского солдата Самира Мамедова вернуться в Азербайджан. У человека сведущего, а также у определенных слоев общества подобная белиберда вызывает смех, на смену которому приходит недоумение, а затем и возмущение. Наше общество, да и мы в Госкомиссии, уже давно привыкли к "топорным" методам работы азербайджанского агитпропа. Все это было бы действительно смешно, если бы не наводило на горестные раздумья. Господа, мы же живем в 21-м веке, а не в дремучем средневековье! Неужели кто-то сомневается, что в деле Паруйра Симоняна - как это было в свое время с Амбарцумом Асатряном, которого удерживали в азербайджанских застенках 11 месяцев, и побоями, пытками, откровенным шантажом и элементарным унижением человеческого достоинства склоняли к отказу от возвращения на родину, или как это было совсем недавно в случае с четырьмя армянскими парнями, которые, заблудившись в ночной тьме, попали в Нахичеван, и которых все та же печально известная азербайджанская пропаганда пыталась представить в качестве диверсионной группы армянского военного спецназа - мы имеем дело с первобытным примитивизмом азербайджанских спецслужб и даунизмом определенных азербайджанских чиновников, которые вроде бы призваны решать гуманитарные вопросы, но на деле занимаются грязными политическими играми, калеча и попросту ломая судьбы 18-19 летних парней", заявил Каприелян. "Во-первых, почему это интервью и вообще вся эта суматоха появились только сейчас, спустя почти полгода после пленения Симоняна?! Ведь по идее любой "недовольный своей родиной" перебежчик заявляет об этом с первых же дней своего нахождения на чужой стороне, как это было в случае с Самиром Мамедовым, и как это есть в случае с Рафиком Гасановым. Во-вторых, лично мне, как и любому образованному армянину, кажутся, мягко говоря, странными "познания" Симоняна в истории Армении и Нагорного Карабаха. И дураку ясно, что Паруйр прошел принудительные курсы псевдоистории Азербайджана. Мы отлично осведомлены о методах работы извергов в азербайджанских застенках, неоднократно обращались по этому вопросу к влиятельным международным организациям, однако с сожалением могу констатировать, что на сегодняшний день подобный беспредел продолжает оставаться визитной карточкой азербайджанских спецслужб", подчеркнул Каприелян. "Для нас, как божий день, ясно одно: как и в упомянутых мной предыдущих случаях, в случае с Симоняном мы имеем дело с целевой политпропагандой азербайджанских властей, их откровенным цинизмом и дезинформированием мирового и своего собственного, азербайджанского сообщества. Но также могу однозначно отметить другое: пусть никому по ту сторону границы не кажется, что мы хоть на минуту прекратим наши действия, направленные на возвращение пленного армянского солдата домой. Нельзя бесконечно воевать тупыми до невозможности методами дезинформации и политических авантюр. Пусть это, наконец, усвоят те, кто состоит в азербайджанской Госкомиссии по вопросам пленных. Может, такое положение вещей кому-то и нравится в Азербайджане, но только не здоровым слоям общества. Вот уж точно, чья бы корова мычала: да половина цивилизованного мира знает о бесчинствах, царящих в азербайджанской армии! Так что нечего свои наболевшие проблемы приписывать другим. И вообще, могу себе с ужасом представить, через какой ад пришлось пройти Симоняну. Под нажимом и страхом смерти или бесчеловечных истязаний любого человека, а уж тем более 19-летнего парня, можно заставить говорить что угодно. Только со всей ответственностью могу заявить, особенно для тех, кто будет читать это заявление в Азербайджане: в отличие от Азербайджана, у нас бывших военнопленных не судят и не приговаривают к длительным срокам заключения, вменяя им в вину только лишь то, что они по роковой случайности оказались во вражеском плену. От этого за версту попахивает сталинскими методами "борьбы" с собственным народом".

Сопредседатели вновь едут в регион

Сопредседатели Юрий Мерзляков (Россия), Мэтью Брайза (США) и Бернар Фасье (Франция) провели в Вене встречу между собой. Во время проведенного брифинга они отметили, что проведенные с начала лета текущего года встречи между президентами Азербайджана и Армении заложили основу взаимного конструктивного этапа переговоров. Посредники переговорного процесса позитивно оценили подписанную 2 ноября в Москве декларацию президентов Азербайджана, Армении и России и подчеркнули, что возлагают надежду на продолжение в дальнейшем переговоров на высоком уровне между сторонами. По их словам, самым важным условием переговорного процесса является соблюдение всех аспектов принципов международного права. Как отметили сопредседатели МГ ОБСЕ, "мадридские предложения" включают в себя позиции обеих сторон - принципа территориальной целостности стран, которого придерживается Азербайджан, и права народов на самоопределение путем референдума, на чем настаивает армянская сторона. Посредники подчеркнули, что лишь от сторон конфликта зависит, какому варианту решения будет отдано предпочтение. (Analitika.az).

Сопредседатели Минской группы Пражского переговорного процесса по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта прибудут в третьей декаде ноября с визитом в регион.Как сообщает "Новости-Азербайджан", 24 ноября посредники посетят Азербайджан, 25 ноября - Армению.

Как сообщает газета "Жаманак-Ереван", посол Турции в Азербайджане Хулуси Келедж, в ходе своей пресс-конференции заявил, что до конца года состоится трехсторонняя встреча президентов Турции, Армении и Азербайджана. Пресс-конференция была посвящена визиту в Турцию президента Азербайджана Ильхама Алиева. Отвечая на вопрос, не воспримет ли Россия эту инициативу, как попытку Турции перехватить у нее инициативу, Келедж заметил, что позиции Москвы и Анкары в этом вопросе совпадают: "Мы хотим урегулировать этот вопрос. Кто хочет, пусть решит, мы поможем в этом".

Отзывы на Московскую декларацию

При декларации имеется секретный протокол?

По сведениям газеты "Чоррорд ишханутюн", в Москве, при официально подписанной Декларации, "родился" еще и секретный протокол, в котором отражены принципы урегулирования Карабахского конфликта. Газета сообщает, что одним из принципов является размещение войск России и Евросоюза под общим руководством. "Второе. По сообщению российских источников, в ходе разговора Серж Саргсян поднял также вопрос гарантий своего дальнейшего пребывания у власти. Третье. Было решено, что в ходе своего первого же визита в Брюссель, Серж Саргсян должен встретиться с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и уточнить роль ЕС в процессе урегулирования по упомянутым принципам. Согласно тем же источникам, достигнута предварительная договоренность о том, что в начале декабря Серж Саргсян и Ильхам Алиев отправятся в США для того, чтобы привести принципы урегулирования в окончательный вид. И уже после этой встречи и до весны будет осуществлен вывод армянских войск из приграничных Нагорному Карабаху территорий".

Азербайджан

Подписанная Ильхамом Алиевым, Дмитрием Медведевым и Сержем Саргсяном декларация является первым положительным шагом на тяжелом пути 14- летнего переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Это сказал заведующий международным отделом аппарата президента Новруз Мамедов. (ANS-PRESS).

Директор Кавказского исследовательского центра кризисных ситуаций, азербайджанский политолог Зардушт Ализаде в эксклюзивном интервью армянской газете "Аравот", говоря об эффективности состоявшейся 2 ноября в Москве по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева встречи Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева и подписанной ими Декларации, а также учитывая общую ситуацию в регионе, высказал мнение о том, что в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта возможен прорыв. Что касается роли России и ее инициативы по данному вопросу, то, по словам политолога, в первую очередь Россия хочет сохранить под своим контролем Азербайджан и Армению, используя для этого нагорно-карабахский конфликт. "Во-вторых, Россия хочет получать азербайджанский газ, а это означает, что она будет механически получать также газ из Центральной Азии. И тогда можно будет "похоронить" программу "Набукко" (программа транспортировки газа в Европу в обход России.- Н.М.). В этом случае РФ останется единственной страной, импортирующей газ в Европу. Это крупная геополитическая задача, ради которой Россия готова на все, в том числе оказывать давление на наши страны с тем, чтобы они пошли на уступки в деле урегулирования проблемы Нагорного Карабаха". По словам Ализаде, те силы в Армении, которые выступают с радикальных националистических позиций, воскликнут: "нельзя делать ни шагу назад", забывая о том, что военные успехи Армении стали возможны благодаря России. То же самое будут утверждать настроенные аналогичным образом азербайджанские силы, забывая о том, что Азербайджан - проигравшая сторона и что необходимо использовать все ресурсы для восстановления территориальной целостности. Россия может найти определенный баланс между двумя принципами - принципом самоопределения армян Нагорного Карабаха и принципом территориальной целостности Азербайджана, "тем более, что для этого есть все возможности". На вопрос, приемлемы ли для Ализаде, как гражданина Азербайджана, мадридские принципы урегулирования конфликта, политолог сказал: "На мой взгляд, приемлемо любое решение, которое положит конец конфликту, из-за которого и в Азербайджане, и в Армении у руля власти оказались анациональные, антинародные группы людей. В результате этого конфликта погибли десятки тысяч людей, столько же людей стали инвалидами. Мы потеряли перспективу нашего демократического развития. В результате этого конфликта и Азербайджан, и Армения потеряли очень многое". Он также сказал, что хочет скорейшего урегулирования конфликта, что позволит народам двух стран начать заниматься тем, чем занимаются все нормальные образованные люди - строительством, наукой, сотрудничеством, созданием для себя достойной жизни. А сегодня, по словам политолога, и Азербайджан, и Армения находятся в унизительном положении. "Как Вы думаете, может ли урегулирование проблемы НК по предлагаемому варианту, встречающему сильное сопротивление в обеих странах, обеспечить для наших стран долгосрочный мир?" - поинтересовалась газета у Ализаде. "Это уже зависит от наших обществ, - ответил азербайджанский политолог. - Если мы будем умнее, чем были до сих пор, то да. А сейчас мы всего лишь марионетки в руках иностранных государств. Не будет мира, мы, пожалуйста, будем продолжать притворяться "национальными героями" и жить в государствах, лишенных перспективы развития".

Никакая власть ни одного сантиметра азербайджанской территории армянам отдать не посмеет и не захочет, и исходить необходимо именно с этого, считает азербайджанский политолог Расим Мусабеков. "Никаких подвижек в переговорном процессе не видно. Важно не то, что президенты подписали, а то, о чем они говорят между собой", сказал он "Новости-Азербайджан", комментируя подписанную 2 ноября в Москве президентами Азербайджана, Армении и России декларацию по Карабаху. Коснувшись вопросов активизации посреднических усилий России и Турции и предложения со стороны турецкого президента Абдуллы Гюля о проведении очередной встречи глав азербайджанского и армянского государств на турецкой земле, Мусабеков отметил, "чувствуется, что Москва понимает, что односторонняя российская инициатива трудно приемлема как для азербайджанского общественного мнения, так и для всего мира". "Если они понимают и хотят сбалансировать это и турецким участием, то почему бы нет. Во всяком случае Азербайджан от этого ничего не теряет", подчеркнул политолог. Мусабеков опроверг высказываемое рядом политологов и политиков мнение о том, что активизация России связана с желанием оттеснить США от участия в политических процессах на Кавказе. "Америку никогда, никто и ниоткуда не выживет", резюмировал он.

3-го ноября состоялось очередное заседание правления Партии Единого Народного фронта Азербайджана (ПЕНФА), проанализировавшее последние переговоры по Карабахскому вопросу. В партии считают, что Карабахский конфликт невозможно решить с помощью России. "Территории Азербайджана с помощью России были переданы Армении, и оккупация земель продолжается благодаря поддержке Кремля. Заявления официальных лиц Армении свидетельствуют о том, что оккупанты не намерены возвращать Нагорный Карабах. Проведение референдума согласно Конституции Азербайджана противоречит всем основным нормам, и фактически означает потерю Карабаха". Заседание правления ПЕНФА считает, что влияние России в урегулировании Карабахского конфликта противоречит национальным и государственным принципам. Кроме того, проведение референдума не дает перспектив в решении данного конфликта на основе международных принципов. Заседание правления призывает усилить потенциал армии и приступить к военным операциям для решения Карабахского конфликта. (Day.Az).

Day.az приводит комментарии азербайджанских политологов по итогам подписанной декларации. Хикмет Гаджизаде: "Читая подписанную в Москве декларацию о мирном урегулировании карабахского конфликта, на первый взгляд, приходишь к выводу о том, что ничем новым в плане подходов к его урегулированию она не является. Естественно, может возникнуть резонный вопрос: а для чего в таком случае вообще нужна была эта встреча президентов Азербайджана и Армении под патронажем России, на которую свое согласие дали США? На мой взгляд, эта встреча была проведена по причине имеющейся американо-российской обеспокоенности августовской войной в Грузии и ее влиянием на события не только во всем регионе Южного Кавказа, но и на события в мире. И в этой связи Запад и Россию очень беспокоят все чаще звучащие в Баку заявления о возможности возвращения оккупированных Арменией территорий военным путем, о том, что Минская Группа ОБСЕ не оправдала себя. Все шло к войне. И потому вовсе не удивительно, что Россия и одобрившие эту инициативу Кремля США вызвались устроить встречу президентов Азербайджана и Армении, в ходе которой их убедительно попросили продолжать переговоры. Именно в этом и был, на мой взгляд, главный смысл встречи президентов России, Азербайджана и Армении". Ильгар Мамедов: "Подписанная президентами России, Азербайджана и Армении декларация о мирном урегулировании карабахского конфликта не несет никакой смысловой нагрузки. Второй, третий, четвертый и пятый пункты этой декларации фактически утверждают, что принципы урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта не найдены. Все этого говорит о том, что и нынешний раунд переговоров по урегулированию карабахского конфликта также завершился провалом. Однако размах этой встречи президентов Азербайджана, Армении и России и весь ажиотаж вокруг нее, умело подогреваемый Кремлем, намекает на то, что на сей раз имели место какие-то закулисные договоренности по путям урегулирования карабахского конфликта. И если такая договоренность в ходе встречи в замке "Майндорф" действительно имела место, то мы уже очень скоро о ней узнаем". Ариф Юнусов: "Подписанная в Москве декларация о мирном урегулировании карабахского конфликта носит абстрактный характер. Скорее всего, речь идет о том, что стороны подписали документ, свидетельствующий о том, что отныне стороны берут на себя юридические обязательства искать пути решения карабахского конфликта на основе Мадридских принципов. Это подразумевает, что стороны должны отказаться от воинственной риторики, налаживать контакты, направленные на увеличение доверия и атмосферы взаимного уважения между Азербайджаном и Арменией. И в этой связи мне не совсем понятно, как Азербайджан будет придерживаться этих принципов, исходя из того, что в нашей стране до сих пор часто звучат воинственные заявления о том, что необходимо продолжать давление на Армению и не признавать независимость Нагорного Карабаха, а в случае необходимости начать боевые действия по возвращению оккупированных Арменией территорий нашей страны. Но не это самое главное. Судя по всему, Азербайджан дал согласие на реализацию плана: мир и возвращение нескольких оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха в обмен на признание его независимости. В обмен на несколько возвращенных Азербайджану районов, наша страна дала согласие на референдум в Нагорном Карабахе через 10-15 лет, участие в котором примут граждане бывшего НКАО, с учетом тех пропорций, которые были на момент начала карабахского конфликта, а именно, 75% армян и 25% азербайджанцев. Несложно предположить, каковы будут итоги этого референдума. Мне кажется, что армяне Нагорного Карабаха могут дать согласие на проживание в составе Азербайджана, если наша страна станет привлекательной в плане значительного роста ее демократизации. Да, сложно предсказывать, как изменится Азербайджан через 10-15 лет, но Азербайджан в своем нынешнем состоянии не является привлекательным для армян Нагорного Карабаха".

Армения

Декларация об урегулировании карабахского конфликта, подписанная в Москве 2 ноября, в очередной раз укрепила позицию России в Кавказском регионе, но отнюдь не вытекала из логики разрешения конфликта. Об этом, передает ИА REGNUM, заявил на пресс-конференции глава Центрального офиса Ай Дата по политическим вопросам АРФД Киро Маноян, подчеркнув, что в течение последующих нескольких месяцев будут предприниматься имитационные шаги и со стороны других стран, в том числе, и Турции, направленные на создание видимости положительного сдвига в разрешении карабахского вопроса. "На самом деле эти шаги могут способствовать улучшению отношений между Арменией и Турцией, Арменией и Азербайджаном, но карабахский конфликт этим не разрешится", отметил Маноян. Комментируя подписание Декларации, член АРФД отметил, что определенные силы начали процесс урегулирования карабахского конфликта в пользу своих же интересов. "Декларация имеет свои минусы и плюсы. Самый большой минус заключается в том, что Карабах не участвует в переговорном процессе, и, фактически, в Декларации нет подписи представителя карабахской стороны", подчеркнул Маноян, отметив, что поводом для беспокойства служит также указание в декларации на мадридские принципы в рамках Минской группы ОБСЕ, в которых затрагивается вопрос о возвращении освобожденных территорий. Однако, по его мнению, декларация имеет и свои преимущества, среди которых - указание на то, что конфликт будет разрешен исключительно политическим путем, а также отсутствие указания на территориальную целостность Азербайджана. "К сожалению, это всего лишь декларация, а не договор, следовательно, не содержит в себе обязывающих механизмов. Очень важно также разрешение вопроса при участии сопредседателей МГ ОБСЕ, что не подразумевает вовлечение иных сил в переговорный процесс", отметил Маноян. По мнению представителя АРФД, если имитационные попытки "вмешаться" в разрешение конфликта будут набирать мощь, в Карабахском вопросе прогресс не будет констатирован. "Разрешить вопрос можно в случае, если стороны конфликта, в том числе, и Карабах, подпишут договор о мирном урегулировании конфликта, и используют соответствующие механизмы, обеспечивающие соблюдение пунктов, указанных в договоре", подчеркнул Маноян.

Председатель правления оппозиционной партии "Наследие" Анаит Бахшян требует раскрыть "Мадридские принципы". "Мадридские принципы, о которых нам известно из неофициальных источников, являются неприемлемыми для партии "Наследие". И ни одна власть Армении не должна принимать их за основу на переговорах". Анаит Бахшян заявила также, что "Наследие" считает неприемлемыми односторонний возврат территорий, одностороннее возвращение беженцев и откладывание решения вопроса статуса Нагорного Карабаха. Говоря об уступках, она считает, что территории должны быть обменены на территотии, например Агдам на Шаумян. Что же касается вопроса возвращения беженцев, то она считает, что армяне, бежавшие из Азербайджана, должны вернуться туда, где жили раньше, а не заселять освобожденные территории. "Пусть вернутся в свои дома, продадут их на законных основаниях, а затем опять вернутся". Пресс-секретарь партии "Наследие" Овсеп Хуршудян, принимая во внимание все те же "Мадридские принципы", заявил: "Проблема беженцев требует комплексного решения. Мы сторонники того, чтобы люди венулись в свои дома. Однако людей нельзя разделят на сорта: первый сорт - азербайджанские беженцы и второй сорт - армянские беженцы из Нахичевани, Шаумяна, Баку. Мы не понимаем, почему для обеспечения безопасности беженцев, вернувшихся из Азербайджана, должны быть размещены международные силы, а для обеспечения безопасности армянских беженцев, вернувшихся в Нахичевань - нет?". Партия "Наследие" предостерегла власти от действий, которые могут привести к необратимым последствиям с точки зрения интересов РА и НКР. "Наследие" призывает власти Армении осознать все опасности и вынести вопрос Нагорного Карабаха на широкое общественное обсуждение. В противном случае "Наследие" обещает выйти на улицы со всеми, обеспокоенными вопросом Нагорного Карабаха силами, и, в первую очередь, с народом. "Мы согласны с образом действий оппозиции - если внешние вызовы угрожают стране, то внутренние вопросы на некоторое время могут быть отложены, особенно, если это касается вопроса Нагорного Карабаха. Если власти не смогут использовать тайм-аут, предоставленный оппозицией, и противостоять внешним вызовам, а также своими действиями представят серьезную опасность национальным и государственным интересам РА и НКР, то "Наследие" выступит с самыми строгими оценками и действиями", сказал Хуршудян. ("А1+").

"Народ Нагорного Карабаха не подчинится возможному решению о сдаче Азербайджану освобожденных территорий. Если даже удастся вывести пару войсковых соединений, то остальные откажутся выполнять приказ", заявил на встрече с журналистами в Ереване бывший заместитель министра обороны Армении, представитель оппозиционной Социал-демократической партии "Гнчакян" Ваан Ширханян. По его словам, в сложившейся неблагоприятной ситуации вокруг карабахского урегулирования власти Нагорно-Карабахской Республики обязаны немедленно представить свою позицию относительно перспективы возвращения Азербайджану освобожденных территорий и других положений так называемых мадридских принципов. В.Ширханял дал негативную оценку вышеуказанным принципам карабахского урегулирования. "Как может ОБСЕ предлагать варианты решения, противоречащие положениям резолюции Генассамблеи ООН, а в марте этого года в ней была закреплена необходимость восстановления территориальной целостности Азербайджана. Так что ничего хорошего мадридские принципы армянской стороне не сулят", подчеркнул Ширханян. (АрмИнфо).

Некоторые формулировки, вошедшие в декларацию, вызывают обеспокоенность армянского Института политических, экономических и правовых исследований "Политэкономия". В этой связи организация выступила с заявлением. "В первом пункте декларации говорится, что "урегулирование конфликта будет осуществляться на основе норм и принципов международного права, а также решений и документов, принятых в этих рамках". Речь, в частности, идет о принятом 14-го марта 2008 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН решении номер 62/243 ("Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана"), которым, в частности, была признана территориальная целостность Азербайджана, а также предъявлено требование о немедленном, полном и безоговорочном выводе армянских вооруженных сил с территории Азербайджана. Фактически, данной декларацией Серж Саргсян выразил согласие на урегулирование нагорно-карабахского конфликта на основе ранее принятых международных документов. А это означает, что Азербайджан получил возможность использовать в переговорном процессе и вышеуказанное решение ООН, что не соответствует интересам Армении и Нагорного Карабаха, а также может благоприятствотовать применению принципа о территориальной целостности Азербайджана. Независимо от типа процесса, который будет инициирован Московской декларацией, вызывает беспокойство факт, что Республика Армения фактически ратифицировала документ, в подписании которого не принимала участие нагорно-карабахская сторона. Это означает, что руководство РА де-юре принял факт вытеснения нагорно-карабахской стороны из переговорного процесса. Отметим, что до этого момента не существовало ни одного документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в посписании которого не принимал бы участия официальный представитель Нагорного Карабаха. А это означает, что Нагорный Карабах является полноправным субъектом данного конфликта. Не лишним будет отметить также, что как Левон Тер-Петросян, так и Роберт Кочарян, будучи на посту президента, неизменно заявляли, что Армения не подпишет ни один документ, в котором не будет отражена также и воля карабахского народа. Добавим также, что во всех ранее принятых документах присутствуют и подписи представителей азербайджанской стороны. А это означает, что азербайджанская сторона, по крайней мере де-факто, признавала Нагорных Карабах в качестве международного правового субъекта. Сейчас же, после подписания Московской декларации, азербайджанская сторона приобрела документ, которым аннулировала все дипломатические удачи Армении и Карабаха по этому вопросу. В этой связи, призываем всех, обеспокоенных вопросом Нагорного Карабаха, объединить силы для нейтрализации угроз системе национальной безопасности". ("А1+").

Нагорный Карабах

Президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян вновь заявил о необходимости участия Нагорного Карабаха в переговорах по урегулированию конфликта. Отвечая в интервью радиостанции "Свобода" о подписанной 2 ноября в Москве Декларации, Саакян отметил: "То, что международное сообщество, региональные страны, посредники пытаются оказать влияние и достичь логического решения вопроса, можно приветствовать. Речь идет о диалоге, и мы всегда в своих заявлениях подчеркивали необходимость такого диалога. Но мы заявляем, что этого недостаточно, пока в диалоге не участвует основная сторона - Нагорно-Карабахская Республика". При этом президент напомнил, что в каждой встрече, в особенности с сопредседателями МГ ОБСЕ, карабахская сторона подчеркивает необходимость участия НКР в переговорном процессе. "Мы приветствуем продолжение переговоров в рамках МГ ОБСЕ и считаем, что МГ не исчерпала себя. Но мы также добавляем, что работа не может дать окончательного результата, поскольку НКР не участвует в переговорах", заявил Саакян.

Степанакертская газета "Азат Арцах" опубликовала комментарий московской декларации министра ИД Нагорного Карабаха Георгия Петросяна. "Принятие декларации президентами Азербайджана, Армении и России свидетельствует о готовности Российской Федерации выступить в роли эффективного посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта", - сказал министр. "Эту встречу можно расценить как попытку уточнить позиции Азербайджана и Армении относительно перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта политическими методами, в том числе с учетом изменившейся после известных событий в августе с.г. ситуации в регионе. Процесс урегулирования прошлых лет доказал, что для эффективности переговорам не хватает самого заинтересованного звена, а именно - Нагорно-Карабахской Республики, являющейся состоявшимся в полном соответствии с международным правом государством. Если бы Азербайджан был действительно заинтересован в урегулировании конфликта, то давно бы сел за стол переговоров с Нагорным Карабахом, а не пытался бы посредством различных международных инстанций и стран оказывать давление на НКР и вводить в заблуждение мировое сообщество. В любом случае свобода и независимый статус Нагорно-Карабахской Республики, чем обусловлена безопасность ее народа, являются абсолютно взаимозависимыми источниками политики НКР", заключил Георгий Петросян.

После публикации текста декларации, подписанной 2 ноября 2008 года в Москве президентами Азербайджана, Армении и России, в Карабахе стали расти тревожные и воинственные настроения. Если до сих пор эта опасность казалась отдаленной, сейчас, после заявлений армянских властей о необходимости скорого "разрешения" конфликта, люди ощутили реальную угрозу своей безопасности. В Карабахе готовятся акции протеста против решений, попирающих жизненные интересы народа. Эти акции готовятся на гражданском уровне, но не исключается, что к ним могут присоединиться и представители высшей власти. Что же больше всего беспокоит карабахцев в предложенных посредниками так называемых "Мадридских принципах"? Прежде всего, возможность сдачи территорий вокруг бывшей НКАО. Карабахцы осознают, что граница не так далеко и считают, что от признания Карабаха в пределах бывшей Нагорно Карабахской Автономной Области (НКАО) они не выиграют ничего, но потеряют безопасность и возможность жить на земле своих предков. "Мы не можем отдавать территории только взамен обещаний или открытия дорог, поскольку дорогу завтра могут закрыть, а территорию нельзя взять обратно", заявил начальник Главного управления информации аппарата президента Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян. Представитель президента НКР считает, что "у карабахской стороны также есть территории, которые находятся под контролем Азербайджана, и о них тоже надо говорить во время переговоров". "Если мы допустим даже слегка неверный подход в карабахском конфликте, последствия будут непредсказуемы. А война невыгодна никому, поскольку ни одна из сторон не знает, чем она закончится и кто победит", заявил он. По словам директора Степанакертского ресурсного центра НПО Ирина Григорян, в Карабахе был проведен опрос на тему "цена конфликта и статуса-кво". Большинство экспертов склоняются к мнению, что в нынешней ситуации сохранение статус-кво является единственным путем сохранения региональной безопасности и стабильности. По ее словам, при всех своих отрицательных сторонах - угрозе возобновления военных действий, отсутствии инвестиций, многосторонних связей, статус-кво обеспечивает проживающему в Карабахе народу право на жизнь и безопасность. "Территории являются важнейшим элементом безопасности народа. Вопрос территорий может обсуждаться только между Азербайджанской Республикой и НКР, а это возможно только после признания Карабаха (независимости НКР) со стороны Армении", сказал бывший замминистра иностранных дел НКР Масис Маилян. "Я не исключаю, что однажды мы можем проснуться и увидеть международных миротворцев на наших границах. Надо всем дать понять, что карабахцы не потерпят решений, которые будут угрожать нашей безопасности. Мы слишком многое видели и знаем, что такое безопасность", сказал военнослужащий Самвел Осипян. (ArmeniaNow).

Взгляд со стороны

На вопросы Day.Az отвечает директор Института политических исследований России Сергей Марков

На Ваш взгляд, что даст Армении и Азербайджану, в том числе России подписание Декларации по Нагорному Карабаху?

Ситуация, сложившаяся вокруг нагорно-карабахского конфликта сползала к возможному военному противостоянию. Есть несколько причин "сползания". Первое - это сам конфликт на Южном Кавказе, в частности югоосетинский. Во-вторых, - конфликт с Соединенными Штатами Америки, которые являются мощной дестабилизирующей силой в регионе. И, в-третьих, это стремительное изменение баланса сил в пользу Азербайджана, что могло его подтолкнуть на силовое решение конфликта. Наконец, в четвертых - это признание Россией независимости - Абхазии и Южной Осетии. Декларация по Нагорному Карабаху позволила заморозить сползание к силовому решению конфликта. Еще одну важную вещь необходимо подчеркнуть. Россия продемонстрировала волю к тому, чтобы не быть односторонней силой, которая занималась бы признанием "сепаратистских режимов". Москва выступает фактором стабильности на Кавказе. И в этом смысле Кремль демонстрирует активную роль на Южном Кавказе, подчеркивая серьезность и солидность своих намерений.

Вы согласны с мнением, что после югоосетинского конфликта Москва всерьез задумалась над урегулированием нагорно-карабахского конфликта, дабы полностью не потерять своего влияния на Азербайджан. Ведь потеряв Тбилиси, а вслед и Баку, Кремль потеряет и Южный Кавказ...

Думаю, что Россия давно задумалась над этим вопросом. С каждым днем реально усиливается западное и американское влияния на Азербайджан. А США - это дестабилизирующий фактор на Южном Кавказе. Ведь именно с их "благословения" и началась война в Южной Осетии. У Москвы нет такой самоцели стать влиятельной державой на Южном Кавказе. Стабильность на Кавказе - вот, что отвечает национальным интересам России. И для этого, Москва должна оказывать влияние на Южный Кавказ.

Действительно ли ключ урегулирования нагорно-карабахского конфликта находится в Кремле? Насколько сильна сегодня позиция Баку в нагорно-карабахской проблеме?

Во-первых, ключа к разрешению данного конфликта нет ни у одной внешней силы. Он есть лишь у Армении и Азербайджана. Во-вторых, конфликты ни в коем случае нельзя размораживать. Не буди лихо, пока оно тихо. В-третьих, любые решения в таких вопросах всегда являются временными. Необходимо мирно размораживать экономическо-гуманитарное сотрудничество. Пусть люди ездят друг к другу, торгуют, неправительственные организации совершают взаимные поездки и т.д. Голодные и злые будут воевать, а богатые и сытые будут стараться решать эту проблему. Благополучно сейчас решить этот вопрос мы не можем. Будем создавать условия для дальнейшего какого-нибудь решения. Окончательного разрешения нагорно-карабахского конфликта не будет никогда. Все формы разрешения будут временными. (Day.Az)

Подписание 2 ноября в Москве президентами Армении, Азербайджана и России декларации по карабахскому вопросу США рассматривают как шаг в деле мирного урегулирования конфликта. Как сказала Чрезвычайный и Полномочный посол США в Армении Мари Йованович на приеме в связи с состоявшимися в Соединенных Штатах президентскими выборами, в процессе карабахского урегулирования намечаются позитивные сдвиги. По ее словам, важно, чтобы прогресс был достигнут посредством переговоров, путем мирного решения проблемы в рамках Минской группы ОБСЕ. "Сопредседатели Минской группы по-прежнему привержены своему посредническому формату и содействуют достижению согласия между сторонами. Мы надеемся, что это согласие будет достигнуто в ближайшем будущем", сказала Йованович. ("Арменпресс").

Как сообщает газета "Азг", турецкие СМИ положительно отреагировали на подписание декларации. Третьего ноября сайт "Аbhaber.com", освещая подписание декларации в статье под названием "Источник света для Нагорного Карабаха", коснулся заверений сторон решить Карабахский конфликт политическим путем, в соответствии с международными нормами и принципами. В статье подчеркивается, что декларация является первым, подписанным руководителями Армении и Азербайджана за последние 15 лет, документом. "Заман" коснулась декларации в статье "Анкара довольна вмешательством Москвы в карабахский процесс". "Хюрриет" подписание Майендорфской декларации обуславливает предложением премьер-министра Эрдогана о "Платформе стабильности и сотрудничества на Кавказе", выдвинутым в дни грузинского кризиса и считает его продолжением процесса, который начался с ереванского визита президента Гюля. "Миллиет" пишет: "И даже если на официальном уровне не заявляют, однако предполагается, что (в Нагорном Карабахе) Турцией и Россией сообща реализовываются усилия по мирному урегулированию".

На вопросы Day.Az отвечает исполнительный директор британской неправительственной организации LINKS Деннис Саммут

Президенты России, Азербайджана и Армении подписали в субботу декларацию по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В документе главы государств "заявляют, что будут способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования конфликта на основе принципов и норм международного права". Между тем, в декларации нет ни слова насчет прогресса в урегулировании карабахского конфликта. В чем же, на Ваш взгляд, ценность подписанного документа?

Подписание декларации - это важное развитие ситуации, которое, будем надеяться, открывает путь к последующим шагам в решении карабахского конфликта. Это хороший документ, поскольку он прагматичен. В нем подчеркивается, что конфликт нужно решать мирным путем на основе международного права. В документе признается необходимость предпринять меры для экономического и социального развития, а также заявляется о необходимости укреплять доверие как предпосылку для полного решения проблемы.

Может ли этот документ считаться попыткой России заставить Азербайджан отказаться от возможного силового решения конфликта?

Декларация говорит о мирном решении конфликта. Это означает, что обе стороны сейчас признают, что это лучший путь решения проблемы. Причем этот принцип поддерживается не только Россией, но практически всем мировым сообществом. Надеюсь, документ означает, что все стороны в настоящее время намерены предпринять все усилия для мирного решения конфликта более энергично, чем это было прежде.

Некоторые наблюдатели считают, что приглашение президентом Медведевым глав двух конфликтующих стран в Москву после событий в Грузии является свидетельством желания России играть основную роль в урегулировании конфликта. Что Вы думаете по этому поводу?

Легко расценить эту инициативу как попытку России заместить усилия международного сообщества. Я же смотрю на это иначе. Я считаю это четким месажем России о том, что эта страна желает быть конструктивным игроком на Южном Кавказе наряду с международным сообществом. Декларация одобряет работу Минской группы ОБСЕ и определяет дальнейшее развитие процесса в этих рамках. Россия сама не может решить этот конфликт. С другой стороны, этого не могут сделать и одни США. Обе эти страны должны работать с Европой и двумя сторонами конфликта.

Могут ли нынешние противоречия между Россией и Штатами негативно сказаться на карабахском урегулировании?

Я думаю, что Минский процесс столкнулся с тяжелым периодом сразу же после конфликта в Грузии. Но я полагаю, что все стороны осознают необходимость совместной работы. США и Россия должны продемонстрировать, что они проявляют заботу о регионе и проживающих тут людях, и по этой причине они должны устранить все проблемы между собой и сконцентрировать внимание на установлении мира в регионе.

Есть ли реальные предпосылки для достижения прогресса в процессе урегулирования в предстоящие годы?

Московская декларация может быть полезной только в случае, если после нее последуют быстрые и реальные изменения. Если в течение предстоящих 12 месяцев будет наблюдаться развитие, такое как возвращение земель Азербайджану, возвращение беженцев и вынужденных переселенцев и налаживание отношений в регионе, тогда можно будет говорить, что Московская декларация стала началом процесса. Если же спустя год ничего не произойдет, эта декларация станет лишь очередным куском бумаги. На столе уже есть идеи, порой преподносимые как мадридские принципы. Возможно, они еще нуждаются в дальнейших обсуждениях, но они являются хорошей основой, с которой две стороны могут начать. Сопредседателям Минской группы ОБСЕ нужно будет теперь активизировать свою работу. Однако я также придаю большую важность работе гражданского общества в целом как в Армении, так и Азербайджане. Мы уже слышим шумную реакцию тех, кто не хочет видеть мира в регионе. Нельзя позволить им управлять дебатами. Все организации и люди, кто заботится о будущем региона, должен открыто приветствовать Московскую декларацию и продолжение Минского процесса для обеспечения прогресса так скоро, как это возможно. Но правительствам Азербайджана и Армении нужно быть уверенными в том, что они создали соответствующие условия. Московская декларация открывает окно возможностей. Однако без незамедлительных действий оно закроется очень быстро. (Day.Az).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.