Еще несколько лет назад центр Пскова можно было назвать районом контрастов. Небольшие островки благосостояния - дома относительно недавней постройки, претендовавшие на роль элитного жилья, и полуразрушенные здания, в том числе дореволюционной постройки. Отметим, что Псков - далеко не единственный город, столкнувшийся с этой проблемой. Оптимальным, с точки зрения мирового опыта, ее решением является продажа таких объектов на аукционах инвесторам с условием восстановления исторического облика зданий.

О том, как к реализации этого подхода приступили в Псковской области, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с первым заместителем председателя Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Сергеем Калинкиным.

ИА REGNUM: Сергей Денисович, какие объекты будут выставлены на продажу в первую очередь? Не секрет, что полуразвалившихся зданий в Пскове не так уж мало. Каковы критерии их отбора на аукцион?

Из большого числа руиниированных объектов мы выбрали три, к которым инвестор проявляет наибольший интерес. Дело в том, что подготовка объектов к аукциону дело не дешевое и отнимает также большое количество времени. Поэтому взять все объекты и начинать их восстанавливать - менее эффективно и рационально, чем работать по наиболее интересным для инвестора объектам. Те объекты, которые мы планируем выставить на аукцион - это три первых ласточки, на примере которых хотим "обкатать" и понять работу системы согласований и разработки документации, чтобы в ближайшем будущем у нас не было проволочек, связанных с бездействием городских властей, как раз то, что наблюдается сегодня. Отработать процедуру подготовки и проведения торгов с минимальными людскими и денежными затратами - это сейчас основная цель.

Один из этих трех объектов находится в районе Финского парка на берегу реки Псковы. Объект достаточно известный в истории Пскова. И есть заинтересованные лица, которые хотели бы его купить и восстановить в том обличии, в котором он когда-то был. Речь идет о Мельнице Кука (Мельница Гроссвальда). Если спуститься по улице Гоголя в Финский парк, то мы выходим к реке Пскове почти напротив Гремячей башни, и если посмотреть направо, мы увидим фундамент с высокой печной трубой - это и есть Мельница Кука, а точнее то, что от нее осталось. Также видны следы плотины на берегу. Трудно сказать, имеет ли смысл восстанавливать плотину. Но само здание инвесторы выражают желание восстановить и именно в том виде, в котором оно было изначально. При этом у разных инвесторов различные цели использования восстановленного объекта. Нам по большому счету это не принципиально, потому что, прежде всего, восстанавливается руиниированный объект. Во-вторых, это мы пополняем областной бюджет, что также немаловажно. И, в-третьих, мы привлекаем инвестора и создаем новые рабочие места, потому что это будет нежилое помещение, в котором будут работать люди.

Два других объекта - это дом Светланова по улице Леона Поземского и дом по адресу улица Воровского, 9. По отношению к ним также наблюдается интерес со стороны инвесторов. Единственная проблема, чтобы выставить на продажу - объект он должен быть сопряжен с земельным участком. Для восстановления этой связи мы обратились в научно-исследовательский институт "Спецпроектреставрация". Ведь важно сохранить историческую справедливость. Институт провел изыскания, и на сегодняшний день дело на этом остановилось. Связано это с тем, что в пакете документов, который они должны предоставить нам по условиям заключенного с организацией госконтракта, есть утвержденное городскими властями землеустроительное дело. К большому сожалению, хотя мы с весны бьемся над решением этого вопроса, дело не сдвинулось с мертвой точки. Город не утверждает проект границ. По каким причинам, неизвестно, с городскими властями по этой части общается исполнитель госконтракта. Думаю, вскоре исполнитель обратится в арбитражный суд либо в прокуратуру в связи с бездействием городских властей. Мы со своей стороны подготовили письмо в прокуратуру.

ИА REGNUM: Уже прошел один аукцион по продаже руиниированного объекта. Скептики высказывали опасения, мол, никому он будет не нужен. Особенно потому, что сам объект можно назвать почти полностью разрушенным, да и расположен он не в самом лучшем месте. Что показал аукцион? Удалось развеять скептические настроения?

Началось все с того, что в Пскове, особенно в центральной его части, есть ряд руиниированных объектов, которые находятся в достаточно неприглядном виде. Изменить его способен инвестор, правда, для этого объект должен пройти процедуру приватизации.

У нас есть рыночная оценка объектов, представленная в актах независимой оценки по данным объектам, и мы понимает ту минимальную цену, за которую тот или иной объект может быть продан. Исходя из практики продажи объектов, цена на аукционе существенно выше, чем оценочная. При продаже первого руиниированного объекта по адресу улица Ижорского батальона, 11 мы практически в два раза превысили рыночную стоимость согласно независимой оценке.

Это говорит о реальной конкуренции. Интересно, что объект выставлялся на аукцион дважды, и в первый раз не вызвал адекватного интереса со стороны инвестора, возможно, в силу того, что это был первый опыт аукциона по руиниированному объекту в Псковской области. И само здание было сгоревшим. Фактически человек покупал участок, не более того. Да и сам район расположения участка не входит в число наиболее привлекательных. Тем не менее, в конечном итоге объект был продан с выгодой для бюджета и, полагаем, так же для инвестора.

Те же три объекта, что мы готовим сейчас, расположены в центре города. К примеру, один из инвесторов рассматривает Мельницу Кука как перспективное место для ресторана. Стоит согласиться, что лучше места для кафе или ресторана не придумаешь: вид на реку Пскову и Гремячую башню, шикарная территория, особенно если ее облагородить и содержать в надлежащем порядке. И для инвестора восстановление памятника не только обязанность, но и конкурентное преимущество. Ведь туристу интересно прийти в ресторан, расположенный в историческом месте с воссозданным обликом XVIII века.

ИА REGNUM: Мы интересны инвесторам федерального уровня, я имею в виду их отношение к восстановлению исторических зданий? Или это слишком небольшие для них объекты, а потому их интерес стоит ожидать преимущественно по отношению к проектам комплексной застройки на больших участках?

Инвесторов федерального уровня в основном интересует комплексная жилая застройка. Пока руиниированные объекты им неинтересны. Возможно, в процессе масштабного строительства они обратят на них внимание.

ИА REGNUM: Не секрет, что на рынке строительства и недвижимости Эстонии сейчас кризис. Было бы логично предположить их интерес к строительству, особенно к восстановлению руиниированных объектов в Пскове...

Со стороны стран Прибалтики виден большой интерес к объектам, выставляемым на аукцион. К примеру, по объекту на Кузнецкой, 2 основная часть из интересантов была именно с прибалтийской стороны. Экономическое положение Псковской области, на мой взгляд, намного привлекательнее чем, скажем, соседней Новгородской, с которой нас любят сравнивать.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что постепенно сам процесс аукционов по руиниированным объектам будет поставлен на поток? Объектов ведь очень много, и с каждым годом они все больше разрушаются.

Как только нам утвердят границы участков по тем трем объектам, о которых я рассказывал, мы сразу начнем готовить аукционы по ним и одновременно будем начинать подготовку по другим руиниированным объектам. То есть мы этот процесс поставим на постоянную основу.