Через год с небольшим после того, как Аслана Джаримова на посту президента РА сменил Хазрет Совмен, Адыгея - уже постджаримовская, но еще далеко не совменовская. Экономические преобразования, обещанные Совменом, во многом связываются с подписанием договора с компанией "Делойт и Туш". С самого начала работу с компанией ведет министр экономического развития и торговли Аслан Хашир, поэтому к нему и обращены вопросы корреспондента ИА REGNUM.

В самом начале, когда была дана информация СМИ о подписании договора с "Делойт и Туш", говорилось о том, что в конкурсе на разработку программы экономического развития Адыгеи участвовало две фирмы. По каким параметрам выиграла компания "Делойт и Туш"?

Аслан Хашир: По параметрам цен, по документам, которые представили фирмы. Учитывался деловой имидж в России и за рубежом, баланс предприятия. По многим параметрам. В январе этого года, выполняя поручение президента РА, мы, работники министерства, первым делом обратились в Министерство экономики РФ. Однако там сказали, что они не готовы дать нам серьезного разработчика. И пояснили - для Ставропольского края такая программа сделана. Необходимо подождать, посмотреть, как она будет реализована. Но нам ведь ждать некогда. Поэтому мы начали знакомиться с представителями фирм, начали изучать опыт работы таких компаний. Их было очень много, цены назывались самые разные, но выбрали мы две. Из них, в свою очередь - одну, которую и пригласили.

А вторая фирма, которая не выиграла конкурса, на чем она специализировалась? Ей тоже было бы впервые разрабатывать подобную программу?

Вы поймите, что нет в России компаний, которые специализировались бы на разработках программ социально-экономического развития субъектов федерации. Подобными фирмами, в том числе и "Делойт и Туш", разрабатывались программы развития в каком-либо регионе, скажем, лесной отрасли, туризма, транспортной сети и т. д. В данном случае впервые получилось так, что такая компания приступила к разработке комплексной программы. Но сами комплексные программы - тоже не новь для субъектов федерации. В Адыгее, например, за 10 предыдущих лет подобных программ было разработано две или три. Но ни одна из них не выполнена и на 10%. Зададимся вопросом - почему? Все просто - нет инвесторов, нет финансирования этих программ. Нахождение не только разработчика программы, но и инвесторов - основная цель, которая ставилась при заключении договора с "Делойт и Туш".

Будет ли иметь эта программа какие-то промежуточные этапы?

Нет. До 2007 года. Начиная с этого года, ровно до того времени, когда в Адыгее будут новые президентские выборы.

Политический аспект проблемы...

Я не занимаюсь политикой, только экономикой.

Думаю, мы в России рановато списали в архив политэкономию. В этом смысле я посоветовал бы вам убрать конечную, гайдаровскую приписку к названию министерства - "и торговли". Лучше напишите - "и политики", потому что любая экономика - прежде всего политика. Но это к слову. Так вот, не смущает ли то, что фирма "Делойт и Туш" - американская?

Нет. Не смущает. Во-первых, они занимаются бизнесом, а не политикой. Во-вторых, Россия не воюет с Соединенными Штатами. В-третьих, на мой взгляд, это несерьезный вопрос. Не надо задавать таких вопросов.

Что понимать под нахождением инвесторов? Как это будет осуществляться на практике? Что конкретно будет делать "Делойт и Туш" в этом направлении?

К примеру, АО "Картонтара" необходимо 200 млн. рублей кредита. Банки заводу не дают эту сумму. Компания "Делойт и Туш" вместе с нами и "Картонтарой" выберет круг инвесторов - российских и иностранных, банки, которые они знают. С ними и будут вестись переговоры. Компания обоснует свое предложение проведенным анализом в РА, подтверждением соответствия всех законов республики, в том числе и по инвестиционной политике, российским и международным нормам, тем, что в Адыгее бизнесу уделяется должное внимание, что предприятие "Картонтара" управляется современными менеджерами и т. д.

То есть компания выступит в качестве гаранта перед фирмами-инвесторами. А что Адыгея вносит в качестве залога перед компанией "Делойт и Туш"? Ведь не исключено, что с этими инвестициями случится то же, что и со 100-миллионным президентским кредитом сельскому хозяйству, половина из которого так и не возвращена. Какую мы, а с нами и "Делойт и Туш", должны будем нести ответственность?

Какую? Моральную.

То есть как это? Во времена Джаримова, как мы знаем, в таких случаях выступал гарантом бюджет республики. Например, по "Адыгхлебопродукту.

Ну, и что хорошего из этого получилось? Там люди - хозяева предприятия, конкретные собственники - акционеры. Ни я, ни вы, ни правительство, ни президент РА. Да, и нет у нас таких возможностей - гарантировать. Республика доведена до полного обнищания. Вот в чем вся трагедия происходящего. Можно воздух нарисовать на бумажках и затем раздавать его. Но и в бумажки веры сейчас уже не будет.

Не в защиту той, прежней практики, но объясните, за счет чего вы собираетесь уговаривать инвесторов?

Только работа на имидж Адыгеи, только честное сотрудничество. Поэтому-то нам такие компании, как "Делойт и Туш", и нужны. У них имидж, необходимый нам, уже есть.

Вообще-то у Адыгеи есть потенциальный инвестор. Это адыги-промышленники зарубежной диаспоры, которые не могли найти общего языка с прежним руководством. Мы, если помните, делали с вами интервью об одном из них - Музафаре Дзыба, крупнейшем предпринимателе Турции. Он тогда прислал мне информацию о своих новейших технологических разработках. Как я слышал, сейчас премьер-министр РА Геннадий Микичура выслал ему приглашение. В связи с этим вопрос: как такие промышленники "впишутся" в уже готовую программу?

Очень естественно "впишутся". Такие люди как раз нам и нужны. А для чего же тогда создавать инвестиционный климат?

Какова общая цена программы, сколько Адыгее нужно денег, чтобы подняться с колен?

Если вы спрашиваете о том, сколько мы должны заплатить компании "Делойт и Туш" за программу, то это 6,6 млн. рублей. Если о том, сколько нужно Адыгее инвестиций, то я уже об этом писал: минимум 1,5 млрд. рублей в год. Но это оценка нашего министерства. Во что будет оценено это компанией "Делойт и Туш", станет ясно в июле, когда работа над составлением программы закончится.