По мнению экспертов Поморского центра публичной политики, в проекте городского бюджета Архангельска на 2009 год не соблюдается базисный принцип справедливого общественного перераспределения бюджетных средств.

Так, например, заявляют они, как показывают расчеты, в среднем на одного жителя островных территорий Архангельска, согласно представленному на общественные слушания проекту городского бюджета, планируется затратить на порядок меньше бюджетных средств, чем на одного жителя центральной части города. Это, считают эксперты Центра, несправедливо, так как периферийные, и в первую очередь островные территории Архангельска, на протяжении многих лет хронически недофинансировались, что вело их к социальной деградации.

"О том, по какому принципу распределяется бюджет столицы Поморья можно судить на конкретном примере. В проекте бюджета г. Архангельска на 2009 год заложено около 8 млрд. рублей. При подушевом раскладе, при населении города около 365 тысяч, на каждого архангелогородца должно приходиться чуть меньше 22 тысяч бюджетных рублей. Исходя из этого, при населении Кегострова в 2,5 тысячи человек на его развитие должно быть выделено в 2009 год около 50-60 млн. рублей. Но Кегострову в целом запланировано дать значительно меньшую сумму - лишь около 15 млн. рублей. Причем из этой суммы около 11 млн. рублей необходимо потратить на оплату ледокольной переправы. То есть получается, что островитяне, в силу периферийного положения своей территории, и без того лишенные многих городских благ (которыми исправно пользуются живущие в центре Архангельска жители), регулярно, из года в год обделяются бюджетным финансированием? Этот пример свидетельствует о том, что муниципальные власти пытаются экономить бюджетные средства за счет периферии. Но оптимизировать бюджетные расходы правильнее было бы за счет центра города, где экономия бюджетных средств достигается за счет расположенного там бизнеса, крупных учреждений, а также - за счет компактности городского масштаба. Что это за преимущества? У проживающих в центре города архангелогородцев, по сравнению с жителями островов, затраты на транспортные и другие расходы минимальны. Там компактный масштаб, в котором все рядом, в том числе: власть, медицина, магазины, дороги, связь и иные услуги, от которых отрезаны островитяне. Не случайно в соседних Норвегии и Финляндии островным территориям выделяется значительно больше бюджетных средств в расчете на человека, чем городским центрам. В Архангельске же пока все наоборот: основные деньги в первую очередь вкачиваются в центральные территории, а островам остаются крохи", - считают эксперты.

Также они отмечают, что из названных выше 15 млн. рублей, запланированных на муниципальное содержание Кегострова, около 11 млн. рублей еще необходимо отдать владельцам ледокола - единственного транспорта, который перевозит островитян период ледокольной кампании. "При этом надо понимать, в каких условиях осуществляются эти перевозки. Пассажиров на Кегостров ледокол перевозит на открытой палубе, где зимой нет никакого укрытия от пронизывающего ледяного ветра. Пассажиры, женщины, дети, пожилые люди - все едут в одинаково нечеловеческих условиях. Но почему за это город платит ежегодно крупные бюджетные суммы? Потому что альтернативные варианты транспортной связи острова с городом муниципальные чиновники не собираются рассматривать. Не секрет, что во всем мире фундаментом местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление, чьим подобием сегодня стали еще неокрепшие российские ТОСы. В Архангельске на конец 2008 года реально действует всего один орган территориального общественного самоуправления - ТОС "Кего". Почему именно там, на острове возник первый действующий ТОС? Ответ очевиден: потому что, несмотря на принадлежность к городу, это отрезанная от материковой части Архангельска и достаточно автономная территория. Во многом из-за своего островного положения территория Кего находилась в системном кризисе несколько лет. Признаки оздоровления и начала эффективного управления этой территорией появились здесь совсем недавно - с момента создания ТОСа "Кего". У ТОСа "Кего" есть немало предложений по оптимизации ежегодных расходов городского бюджета. В частности, там предлагают свое, выстраданное решение проблемы изолированности острова от большой земли. Зимой - это создание новой автомобильной переправы, которая свяжет Кегостров с поселком Зеленец и Северодвинским шоссе. А в остальное время в этом же месте нужно установить наплавной автомобильный понтонный мост, уверены члены ТОСа. Подобный опыт в Архангельске уже есть: автомобильный понтонный мост через речку Кузнечиху работает уже не первый год. Вряд ли надо объяснять, какой мощный мультипликативный эффект для территориального развития даст реализация проекта понтонного моста Зеленец-Кегостров", - заявляют эксперты, передает сайт Поморского центра публичной политики.