Крупные туроператоры готовы консолидироваться и объединять свои туристические программы в условиях падения спроса на путевки. Об этом сообщила заместитель генерального директора по продажам ООО "Капитал тур" Алевтина Философова 11 ноября в Москве в ходе дискуссии на тему: "Финансовый кризис оставит туристов дома?". Как передает корреспондент ИА REGNUM, по словам Философовой, в текущем году из-за летнего повышения цен на топливо произошло некоторое снижение спроса, но крупным компаниям проще корректировать свои программы в связи с изменением спроса, поэтому им проще выживать в условиях кризиса.

По словам Философовой, кризис снял порядка 30% спроса, поскольку люди в условиях кризиса боятся тратить деньги на поездки. Вместе с тем, сейчас может произойти "диверсификация рынка", турбизнес может расширить свои возможности, в частности, предлагать индивидуальные туры, считает она.

По ее словам, здоровое снижение цен - это снижение, связанное с удешевлением топлива и стоимости проживания в отелях принимающих стран. Если отели снизят цены, то возможно незначительное снижение стоимости путевок. Вместе с тем, топливо подешевело незначительно. Роста спроса, который снижает цены, также не происходит. Компании иногда снижают цены на путевки по мере приближения даты поездки, но не ниже определенного уровня, чтобы не дискредитировать продукт, сказала Философова. Она отметила, что после кризиса 1998 года туроператоры стали более осторожны в планировании, не делят рынок и не строят амбициозных планов, за которыми стоят низкие цены на путевки.

Философова отметила также, что в Европе из-за кризиса приток туристов с лета текущего года снизился на 10%, а в России напротив - вырос на 13%.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила о том, что ряд туристических компаний проводит ежегодные акции по снижению стоимости путевок перед новым годом. Так, скидки на поездки в Египет составили 49%, по другим направлениям 20-30%. При поездках в Болгарию компании предлагают бесплатные визы. Но все эти скидки вводятся вне зависимости от кризиса.

Тюрина сообщила, что спрос на туристические путевки снизился в целом на 10-40%. Наблюдается отсутствие "глубины продаж", люди покупают путевки практически в последний момент. Это не дает возможности прогнозировать изменение спроса.

Вместе с тем, по ее словам, организаторы автобусных туров не испытывают спада спроса. Спрос на горнолыжные туры упал с 2007 года на 10-20%, причем поездки в Европу, на Альпы продаются лучше, чем на дальние направления - Бали, Таиланд, Мальдивы. Отмечается сокращение спроса на поездки в Израиль, отметила Тюрина. Экскурсии по Европе продаются сейчас хорошо, сказала она, но люди покупают путевки в последний момент. Спрос на чартерные поезда на Скандинавию вырос в 3-4 раза, что связано с перебоями в авиаперевозках, сообщила Тюрина.

Председатель правления РОО "Клуб защиты прав туриста", исполнительный директор национального гражданского совета по международным делам Дмитрий Давыденко сообщил, что ряд крупных некоммерческих организаций учреждают партнерство с тремя крупными туроператорами для организации дешевых так называемых "социальных" путевок.

Президент Российского союза туриндустрии, председатель комиссии по туризму, индустрии гостеприимства и развлечений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Шпилько считает, что спрос будет вести себя в целом как спрос на дорогие потребительские блага. Намечается тенденция колебания спроса в сторону более дешевого продукта и ориентира туристических компаний на высокодоходного потребителя.