"Большой Томск": Население поддерживает инициативу создания агломерации, хотя и считает, что в первую очередь она нужна власти
Томская область, 11 ноября, 2008, 15:15 — ИА Регнум. В Томской области впервые тема создания агломерации, объединяющей Томск, Северск и Томский район, была поднята на одном из собраний облдумы в 2004 году. Тогда руководители муниципальных образований отвергли эту идею. Вновь тема агломерации была поднята три года спустя, в конце 2007 года, когда аналогичные вопросы обсуждались во многих регионах России. 12 декабря 2007 года спикер томской облдумы
Главный идеолог создания агломерации, спикер томской облдумы Борис Мальцев, комментируя предпосылки создания агломерации, особо отметил маятниковую миграцию населения Северска и Томского района области в Томск - их ежедневные поездки на работу и учебу в областной центр.
В марте 2008 года депутатами областной думы и думы города Томска была поднята проблема "правового бессилия" в вопросе создания агломерации. Суть проблемы состояла в том, что ни в одном из областных законов слово "агломерация" не упомянуто. Устав области позволяет создать агломерацию в форме административно-территориальной единицы, объединяющей несколько муниципальных образований второго уровня. Томская областная дума подтвердила, что при таком подходе агломерация "Большой Томск" получит юридический статус и соответствующие границы без вмешательства в территориальную компетенцию органов местного самоуправления. В это же время специально созданная рабочая группа по разработке проекта соглашения между Томском, Северском начала работу над единым градостроительным документом - схемой территориального планирования агломерации.
Исходя из того, что главной предпосылкой создания агломерации являются постоянные перемещения жителей Томского района и Северска в Томск, первым документом, официально поддерживающим идею создания агломерации, в регионе стала стратегия развития транспортной системы до 2025 года. В документе было особо отмечены изменения в транспортном взаимодействии трех муниципальных образований.
Проект создания агломерации власти региона и Томска начали активно обсуждать со своими коллегами. В частности, в мае в Томск с презентацией агломерации "Иркутск - Ангарск - Шелехов" приезжал президент фонда регионального развития, депутат законодательного собрания Иркутской области
Согласно опросам общественного мнения, 59% населения будущей агломерации поддерживают идею ее создания. В опросе приняло участие 10 тыс. человек. Однако, несмотря на поддержку идеи агломерации, больше половины участников опроса посчитали, что агломерация нужна не народу, а власти. Опрошенные утверждают, что "подобные проекты составляются элитой, которая не может справиться с территориями в их нынешнем состоянии". Среди плюсов создания агломерации "Большой Томск" опрошенные называют улучшение инвестиционной привлекательности региона (72%), повышение уровня торговли и потребительских услуг (59%), конкурентоспособности и самостоятельности региона (55%). Одним из возможных негативных последствий создания агломерации респонденты называют ухудшение экологической обстановки (63%).
Стоит отметить, что в опубликованном ИА REGNUM опросе о перспективах объединения регионов, мегаполисов, межрегиональных агломераций эксперты не упомянули проект создания "Большого Томска". Эксперты сочли, что в Сибири для наиболее эффективного территориального развития можно сформировать несколько агломераций и объединенных регионов. В их числе объединение Красноярского края с Хакасией (превращение в Красноярский край), Алтайского края с Республикой Алтай (Алтайский край), создание мегаполисов из городов Иркутск - Ангарск - Шелехов (Иркутская область), Новокузнецк - Прокопьевск - Киселёвск (Кемеровская область).