Юрий Шевцов: Белорусско-литовские отношения: Игналинский ключ

Минск, 11 Ноября 2008, 01:40 — REGNUM  

Белорусско-литовские отношения неожиданно оказались ключевым элементом всего происходящего "примирения" Запада и "Режима". Именно от них сейчас зависит направление развития всего региона между Балтийским и Черным морями. Основной проблемой, способной уже в 2009 году дестабилизировать Восточную Европу, является проблема Игналинской АЭС. "Примирение" Запада и Беларуси призвано обеспечить, прежде всего, решение проблемы дефицита электроэнергии в Литве и в меньшей степени - в Латвии, Калининградской области России, северной части Беларуси.

Игналинская АЭС должна быть закрыта к концу 2009 года. Это требование ЕС к Литве, на которое Литва согласилась, вступая в Европейский Союз. Полученные от ЕС при вступлении бонусы Литвой потреблены. ЕС отказывается рассматривать возможности сохранения АЭС после 2009 года. Максимум, чего пока смогла добиться Литва в этом направлении - согласия ЕС на строительство новой атомной электростанции на площадке Игналинской АЭС на базе реактора французской AREVA.

По непонятным причинам Литва оказалась не готова к закрытию Игналинской АЭС. Первоначально предполагалось строительство энергомоста из Польши в Литву для компенсации потерь от закрытия АЭС. Однако в силу разных причин это сделано не было. Также не были в достаточной степени развиты мощности на иных источниках энергии в этой стране. В результате на Литву надвинулась угроза энергетического коллапса. Сейчас Игналинская АЭС дает около 70% всей потребляемой в Литве энергии. Часть энергии экспортируется в Латвию. Временами в Беларусь, а также - в Калининградскую область России. После закрытия АЭС и задействования имеющихся резервных мощностей на иных электростанциях Литвы дефицит энергии в этой стране составит около половины ее нынешнего потребления. Значительные трудности со снабжением энергией испытает также Латвия.

Фактически речь идет даже не о крахе в конце 2009 года остатков промышленности Литвы, сохранившихся после распада СССР. Речь идет об угрозе всей транспортной системе Литвы и потреблению энергии самими гражданами Литвы. Угроза энергетического краха накладывается на угрозу экономического спада в странах Прибалтики, обозначившуюся уже в прошлом году. Всемирный банк и МВФ предупреждали об этой угрозе публично. А ныне к этим двум угрозам прибавилась угроза особо сильного удара именно по странам Прибалтики мирового экономического кризиса. Если в регион не поступит в заметных объемах энергия извне, а Игналинская АЭС действительно будет закрыта, Литва не просто потеряет нынешние высокие темпы экономического роста, произойдет не просто экономический спад. Скорее всего, произойдет очень глубокий политический кризис. Это кризис обязательно выйдет за рамки Литвы и станет региональным в силу особой сложности всей системы межэтнических и международных отношений вокруг Виленского края Литвы. В этом смысле отказ Польши построить энергомост в Литву - это форма программирования глубокого регионального кризиса, независимо от того был ли этот отказ случайным или спланированным.

Если закрывать Игналинскую АЭС, тогда наиболее простым техническим решением надвигающегося на регион кризиса является переброска энергии в Литву от украинских АЭС - Хмельницкой и Ровенской АЭС. Это возможно только если будет обеспечен транзит этой энергии через Беларусь. Также важно, что решение о такой переброске должно приниматься очень быстро, ибо необходимо время для разрешения некоторых технических проблем, связанных с переброской такого большого объема энергии. В основном на белорусско-украинской границе. Литва довела дело с энергопроблемой до дедлайна, до красной черты. Не совсем понятно, почему это произошло, но сейчас Литва должна быстро достигнуть соглашений с Беларусью по энерговопросам.

Литовский дедлайн совпал с началом "примирения" Запада с Лукашенко. Еще до парламентских выборов в Беларуси, которые в ЕС и США были объявлены критерием нормализации отношений, литовский премьер-министр встретился с белорусским премьером в Друскининкяе. Это было нарушением многолетней дипломатической блокады Беларуси со стороны ЕС. Впрочем, еще до него на такую же встречу на границе пошел его латвийский коллега. В Друскининкяе была согласована целая стратегическая программа белорусско-литовского сотрудничества. Она была опубликована в СМИ с подачи пресс-служб премьеров обеих стран, хотя в целом почти никакой утечки информации о достигнутых соглашениях в СМИ не произошло. Удивительно, но только в Литве на тему этих переговоров было опубликовано свыше 2.600 (!) сообщений в СМИ и интернет-ресурсах, но все они практически пересказывают одну страничку официоза.

О чем предварительно договорились в Друскенинкяе?

1. Беларусь обеспечит транзит украинской энергии в Литву уже в 2009 году в необходимых для Литвы объемах. Это не было голословно. Почти сразу после встречи в Друскининкяе состоялся визит в Киев белорусского вице-премьера, ответственного за ТЭК и энергетический сектор, - Семашко. Семашко договорился на Украине о поставках энергии, начиная с 2009 года, не только в Литву через территорию Беларуси, но и в Латвию и в саму Беларусь по приемлемым ценам. Транзит украинской энергии в Прибалтику через Беларусь лидеры прибалтийских стран давно обсуждали с Ющенко. Украина к такой договоренности была полностью готова. Весь вопрос уже не менее двух лет был в позиции Беларуси.

2. Белорусский премьер в Друскининкяе получил предложение резко расширить транзит белорусских грузов через порт Клайпеды. Речь идет в основном о двух видах грузов - калийных удобрениях и нефти \ нефтепродуктах. По калию Беларусь уже два года использовала возможности Клайпеды по нарастающей, переориентируя туда свои грузы с латвийского Вентспилса. В Друскининкяе Беларуси было предложено закрепиться в Клайпеде калийным транзитом еще обширнее. Но главной новостью было обсуждение возможности резкого роста транзита через Клайпеду белорусских нефтепродуктов и обеспечить возможность приема Новополоцким НПЗ через Клайпеду (и, возможно, близлежащий литовский нефтетерминал в Бутинге) заметных объемов нефти. Временами фигурирует цифра в 6 млн тонн нефтяного транзита Беларуси через Клайпеду в год. Но в общем дело не совсем в точной цифре.

Дело в том, что над Новополоцким НПЗ нависает угроза оказаться в скором времени без российской нефти, поступающей ныне по северной ветке нефтепровода "Дружба". Точно также Мажейкяйский НПЗ уже оказался без этой нефти и получает необходимое сырье через Бутинге и Клайпеду. В случае строительства Россией обходного нефтепроповода БТС-2 на Петербург, угроза остановки Новополоцкого НПЗ выглядит реальной. И белорусское руководство давно обсуждало возможность получения нефти через литовские порты. Новополоцкому НПЗ для сохранения нынешнего уровня загрузки необходима гарантия получения примерно 10-12 миллионов тонн нефти в год. Чтобы получать нефть в таких объемах через Клайпеду, необходимо модернизировать участок одного из нефтепроводов между Новополоцком и литовскими терминалами. А также провести некоторые технологические работы в портах и, возможно, на самом заводе. Если нефть будет российская через Балтику - это одно. Но если, например, венесуэльская, тогда технологическая модернизация под нее должна быть существенной.

Во время споров между РФ и РБ по ценам на газ несколько лет тому назад вопрос о получении нефти через Клайпеду в Беларуси уже стоял. А.Лукашенко объявлял, что танкера с нефтью уже выходили в Клайпеду. Также объявлялось, что сама технология получения нефти танкерами тестируется.

У проблемы получения нефти в Новополоцк через Клайпеду есть еще одна важная деталь. На том же ответвлении системы нефтепроводов "Дружба" от Новополоцка к Вентспилсу, на котором находится Новополоцкий НПЗ, расположен единственный в Прибалтике НПЗ в литовском Мажейкяе, а трубопроводы идут к Вентспилсу через Литву. Мажейкяйский НПЗ ныне находится в собственности преимущественно польской корпорации. Новополоцкий НПЗ - безусловно конкурент Мажейкяйского завода. Ему в Балтику надо пробиваться через Литву, преодолевая эту конкуренцию. Однако в случае, если нефть в Новополоцк пойдет, например, из Венесуэлы из белорусских нефтяных месторождений в этой стране в заметных количествах, ситуация изменяется. Мажейкяйский НПЗ теоретически при каких-то обстоятельствах становится заинтересован в получении этой же нефти. Возникает предпосылка к объединению усилий двух заводов и нефтяных портов. Это может по-разному сказаться на польском участии в Мажейкяе - как усилить, так и ослабить это присутствие. Однако для Литвы и Беларуси такая связка - это безусловно сильный фактор межгосударственных отношений, если она возникнет.

Договоренность о росте, например, до 6 миллионов тонн в год транзита нефти через Клайпеду в Беларусь означает такую модернизацию трубопроводов и т.п. элементов инфраструктуры и такие дипломатические подвижки, которые позволят далее наращивать этот транзит в гораздо больших объемах.

Такая договоренность в Друскининкяе в целом была согласована. Это произошло до удара мирового кризиса, буквально за несколько дней до ожидавшегося решения "Транснефти" о строительстве БТС-2. Судьба БТС-2 сейчас непонятна. От нее в конечном счете и зависит судьба белорусско-литовских соглашений. Но в целом шаг к взаимному сближению Литвы и Беларуси ради решения таким образом стратегических проблем друг друга был сделан очень серьезный.

3. В ходе обсуждения клайпедского вопроса РБ поняла вопрос о цене на транзит своих грузов и о гарантиях дешевого транзита через Литву. Это важный вопрос. Именно транзитные платежи часто влияют на исход конкуренции за белорусские грузы между прибалтийскими странами. И наоборот, РБ определяет - в какой порт отправлять свои грузы, как правило, оглядываясь не столько на сам порт, сколько на транзитные платежи на коммуникациях к нему. Глубокое втягивание в Клайпедский порт требует гарантий низких транзитных платежей.

Теоретически такие гарантии Литва предоставила. Они являются частью пакета: украинская энергия в Литву, нефтяной транзит РБ через Клайпеду \ Бутинге. Однако белорусский премьер поставил еще один вопрос: гарантий дешевого транзита белорусских грузов в Калининградскую область России. Этот вопрос для Литвы больной. Именно Литва своими транзитными платежами не дает развиться портам Калининграда и Балтийска. Если Беларусь в рамках общего пакета пробьет дешевый транзит для своих грузов через Литву в Калининград, это превратит РБ в Калининградской области в очень заметного "игрока". Это важно в преддверие неизбежной борьбы за эту область и вокруг нее при первом же ослаблении России.

Желание дешевого транзита в Калининград в рамках общего пакета "спасения Литвы" от энергетического коллапса - это стратегическая заявка Беларуси на участие в Калининградской политике через механизм не только Союзного Государства РБ и РФ. Но и через механизм "примирения" с Западом и в целом - через механизм ЕС и, при каких-то обстоятельствах, - НАТО. Такая заявка Беларусью сделана. Это в принципе усиливает Россию. Но требует теперь к РБ большего, чем ранее, внимания.

4. В ходе переговоров в Друскининкяе и затем - в ходе дальнейших разнообразных белорусско-литовских контактов определилась еще одна, просто грандиозная тема двусторонних отношений. В Друскининкяе было объявлено, что Литва построит свою новую АЭС в Игналине на 2-3 года позднее срока, когда предполагает построить свою АЭС Беларусь. Беларусь ожидает завершения своей стройки примерно в 2016-2018 гг. Литва соответственно, как обсуждалось, будет покупателем белорусской ядерной энергии в эти годы. Это - заметный по объемам рынок. Уже после парламентских выборов в Беларуси в Минске состоялся Латвийский инвестиционный форум. Там было заявлено, что и Латвия станет покупать энергию будущей Белорусской АЭС. Это меняет весь расклад интриги вокруг Белорусской АЭС. Эта АЭС перестает быть собственно "белорусской", становится "региональной".

В Друскининкяе этот момент прозвучал впервые. Во всяком случае, на таком высоком уровне. После встречи премьеров в Друскининкяе в Беларуси было заявлено большее: из трех выбранных для строительства Белорусской АЭС площадок наиболее предпочтительной является Островецкая, расположенная близ границы с Литвой. Ранее предполагалось, что скорее всего АЭС будут строить в Могилевской области.

Это значит, что будущая Белорусская АЭС теперь рассматривается как станция, призванная по крайней мере поначалу заменить в регионе Игналинскую АЭС. Ее рынком мыслится не только Беларусь, но и Литва, Латвия, может быть, часть Калининградской области.

У идеи перенести АЭС к Литве есть одна своего рода хитрость: консорциум для строительства новой Игналинской АЭС (Литва, Латвия, Эстония, Польша) должен строить АЭС на базе западных технологий, обычно речь идет о реакторе французской AREVA. Однако сами местные электросети рассчитаны на советский стандарт. Реактор AREVA мощнее, чем обычный "советский" и т.д. Французская АЭС также дороже. Под нее необходимо всерьез переучивать персонал Игналинской АЭС и всю систему его подготовки. Фактически надо создавать новый коллектив. Белорусская АЭС возле Литвы, введенная раньше, чем будет построена новая Игналина, должна быть построена, скорее всего, на базе российских технологий. Судя по недавнему визиту белорусского премьера в Балаково Саратовской области - так и будет.

БелАЭС должна вписаться в существующую инфраструктуру Литвы и Латвии. Т.е. даже в последние два года перед ожидаемым вводом новой Игналинской АЭС перестройкой инфраструктуры всерьез никто в Прибалтике заниматься не собирается. БелАЭС, наверняка, заберет к себе значительную часть персонала нынешней Игналинской АЭС.

Наконец, не исключено, что в Калиниградской области примерно к тому времени будет построена собственная АЭС на той же "советской" технологической основе, которой тоже будет нужен рынок шире, чем одна небольшая российская область. Впрочем, если действительно будет строиться Белорусская АЭС близ Вильнюса под рынок Литвы и Латвии, то российская АЭС в Калиниградской области будет для этого региона излишней. На фоне мирового кризиса денег на нее может и не найтись.

В общем, похоже, в Друскининкяе белорусский и литовский премьеры согласовали строительство Белорусской АЭС в технологической нише нынешней Игналинской АЭС. А новую станцию в Игналине Литва строить, видимо, или не собирается или не надеется построить. Но, если так, тогда примерно ясна и мощность предполагаемой белорусской АЭС и роль Литвы в этом проекте. Нынешняя Игналинская АЭС - это два стандартных "советских" блока. Беларуси необходимо для своих нужд - два. АЭС на Островецкой площадке должна насчитывать в идеале четыре блока, но они могут вводиться в строй постепенно, имея в виду, что недостающую часть энергии Беларусь будет получать с Украины.

Белорусская АЭС близ Вильнюса очень заметно изменит внутреннюю геополитику региона. Литва, Латвия, возможно Калининградская область энергетически будут базироваться на ней. А Украина станет важным поставщиком энергии своих АЭС для Беларуси. Хотя у Украины будет конкурент - российская энергия Смоленской АЭС.

В ближайшем будущем мы поймем, насколько далеко и в каком направлении достигнуто взаимопонимание между Литвой и Беларусью. Однако уже понятно, что речь идет о столь важном региональном сотрудничестве, которое может изменить всю внутреннюю экономическую и политическую структуру региона между Полесьем и Балтийским морем, а то и между Черным морем и Балтикой. Неясно, как впишется в эту новую структуру Польша, упустившая свой шанс на доминирование в Прибалтике, не создав энергомост в Литву. Неясно, каково будет место в этой новой структуре России: будет ли усиливаться влияние России в регионе через усиление позиций Беларуси или наоборот - ослабляться. Еще может произойти откат от этого взаимопонимания, если, например, например, ЕС согласится под влиянием мирового кризиса на сохранение Игналинской АЭС, а РФ не станет строить БТС-2 и усилит интеграцию с Беларусью, например, через Конституционный Акт Союзного Государства. Но уже сейчас белорусско-литовские взаимоотношения "играют" в пользу "примирения" Запада с "Режимом".

Даже в момент важных для этого примирения парламентских выборов в Беларуси литовский президент вновь, как уже бывало, находился с визитом в США и встречался с президентом США, где обсуждал и "белорусский вопрос", достаточно эффективно "выступая адвокатом Беларуси". Ведь проблема-то действительно есть: что будет с Литвой в 2009 году, если в плюс к экономическому кризису и росту цен на российский газ придется уже в следующем году закрыть Игналину.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
Убийство и самоубийство: Как развалили нашу страну
NB!
08.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк IV
NB!
08.12.16
«Серые банкиры» обналичили в Крыму 2,6 млрд рублей
NB!
08.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 8 декабря
NB!
08.12.16
Кадыров опроверг сообщения СМИ: «В Чечне нет батальонов «Восток» и «Запад»»
NB!
08.12.16
Путин: Волосы дыбом встают от несуразиц в правоохранительной сфере
NB!
08.12.16
Владимир Путин поручил защитить детей от тюремной субкультуры
NB!
08.12.16
Севастополь продаст госсобственность, чтобы выровнять доходы бюджета
NB!
08.12.16
Известен потенциальный оператор миллиардного «мусорного» рынка Ленобласти
NB!
08.12.16
ГД регулирует применение спецсредств в отношении осужденных — изменения
NB!
08.12.16
Госдума не намерена запрещать госслужащим владеть недвижимостью за рубежом
NB!
08.12.16
«Приватизация «Роснефти» — личный триумф Путина» — Financial Times
NB!
08.12.16
Реакция на ледяной коллапс: наказание виновных и покупка спецмашин
NB!
08.12.16
Хитрая приватизация «Роснефти»: что задумал Сечин?
NB!
08.12.16
Сделка по продаже пакета акций «Роснефти» законна: ФАС
NB!
08.12.16
Украинские политики при помощи Белоруссии распродают леса Украины
NB!
08.12.16
Ростовская область: в Новочеркасске могут исчезнуть трамваи
NB!
08.12.16
Памфилова назвала сроки проведения президентских выборов в РФ
NB!
08.12.16
Котлеты или мандат: «Мы просто прогоняем быстрее законы»
NB!
08.12.16
Капремонт домов в Саратове, или Стихийное бедствие
NB!
08.12.16
Расследование ДТП в Югре: искали крайних для отчета Бастрыкину?
NB!
08.12.16
EAF: Визит Путина станет разочарованием для Токио