17 апреля в Конституционном суде Татарстана прошло слушание дела по запросу депутатов Госсовета республики о толковании положений статей 5, 21 и 91 Конституции РТ. В статье 5 прописано, что территория республики едина и неприкосновенна, статья 21 содержит норму о гражданстве Татарстана, статья 91 регламентирует избрание и деятельность Президента РТ. Запрос от 29 депутатов парламента республики поступил в Конституционный суд 5 сентября 2002 года. Необходимость толкования положений Конституции РТ вызвана тем, что Генеральная прокуратура России оспаривает в суде нормы Основного закона Татарстана.

Как сообщалось ранее, Конституционный суд республики уже вынес свое решение по делу о толковании положений статьи 1 Конституции РТ в части суверенитета Татарстана. Запрос в суд также был направлен депутатами Госсовета РТ. Конституционный суд решил, что Татарстан может обладать суверенитетом, и что суверенитет республики не нарушает суверенитета России. Решение суда вступило в силу 7 февраля, сразу же после оглашения.

17 апреля на процессе присутствовали представители Аппарата Президента РТ, Госсовета республики, Кабинета министров Татарстана, прокуратуры РТ, Верховного суда республики, ученые-эксперты и Уполномоченный по правам человека в Татарстане.

В своем выступлении депутат Госсовета РТ Марат Галеев отметил, что республики в соответствии с Конституцией России признаются государствами. Следовательно, республика должна иметь единую и неприкосновенную территорию. Депутат сослался на статью 9 Конституции РФ, где сказано, что земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из другой статьи Конституции РФ - 67-ой - следует, что границы между субъектами России могут быть изменены с их взаимного согласия. Марат Галеев также обратил внимание на постановление Конституционного суда России по республике Удмуртия от 24 января 1997 года. В нем отмечено, что в ведении России находится федеративное устройство, а в ведении российских республик - их территориальное устройство. Он подчеркнул, что статья 5 Конституции РТ соответствует и международным пактам, ратифицированным Россией. Говоря о гражданстве республики, депутат отметил, что оно не наносит ущерба гражданству России. Татарстан может иметь свое гражданство опять-таки на том основании, что Конституция РФ признает республики государствами. Гражданство в данном случае дает народам право самим решать свою судьбу. "23 марта наступил переломный момент в связи с референдумом в Чечне, - сказал Марат Галеев. - Республике дали право самой решать свою судьбу. Такой же референдум был проведен в Татарстане в 1992 году, тогда республика была определена как государство. Гражданство Татарстана признано и Договором между Россией и республикой, который был заключен в 1994 году".

Статью об избрании и деятельности главы Татарстана депутаты Госсовета просили растолковать в части положения, предписывающего, что кандидат в Президенты РТ должен владеть двумя государственными языками республики. Генпрокуратура РФ считает, что это ущемляет права граждан быть избранными в Президенты республики. "Нужно рассматривать не права кандидатов, а права избирателей, потому что президент существует для них, а не наоборот", - заявил Марат Галеев. Он отметил, что данная норма является следствием равенства двух государственных языков республики.

По мнению доцента кафедры конституционного и международного права казанского государственного университета Гульнары Хабибуллиной, в Конституции России вопрос регулирования территорий субъектов полностью не раскрыт. Касаемо гражданства, ученый отметила, что до 2001 года оно являлось неизменным атрибутом республик. Относительно нормы о языках Гульнара Хабибуллина заявила, что Татарстан - не просто государство, а государство национальное, поэтому Президент должен знать его языки.

Слушание дела было закончено. Председатель Конституционного суда РТ Сайфихан Нафиев объявил, что о дате оглашения решения по делу будет сообщено дополнительно.