"Россия может нас не защитить или немного "запоздать"": Армения за неделю

Ереван, 10 ноября 2008, 14:24 — REGNUM  

Реакция на Московскую декларацию

Газета "Айоц ашхар" опубликовала декларацию Республики Армения, Азербайджанской Республики и Российской Федерации. В соответствии с Декларацияй, президенты трех республик, "встретившись по приглашению президента Российской Федерации 2 ноября 2008 г. в Москве и проведя в конструктивной атмосфере предметное и содержательное обсуждение состояния и перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта политическими средствами, путем продолжения прямых переговоров между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России, США и Франции как сопредседателей Минской группы ОБСЕ:

1. заявляют, что будут способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению стабильности и безопасности в регионе путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых на их базе решений и документов, что создаст благоприятные условия для экономического развития и всестороннего сотрудничества в регионе;

2. подтверждают важное значение продолжения сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учетом их встречи со сторонами 29 ноября 2007 г. в Мадриде и последующих дискуссий в целях дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования;

3. соглашаются, что достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов;

4. отмечают, что президенты Азербайджана и Армении договорились продолжать работу, в том числе в ходе дальнейших контактов на высшем уровне, над согласованием политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта и поручили своим министрам иностранных дел активизировать дальнейшие шаги в переговорном процессе во взаимодействии с сопредседателями Минской группы ОБСЕ;

5. считают важным поощрять создание условий для реализации мер по укреплению доверия в контексте усилий по урегулированию". Газета "168 Жам" пишет: "Таким образом, 2 ноября Россия, хотя бы на этом этапе смогла "нейтрализовать" Западную инициативу урегулирования Карабахского конфликта, которая в настоящее время выражается в "турецком посредничестве". Какие на самом деле последствия будет иметь для Армении такой поворот - трудно сказать. Однако все это вовсе не означает, что Турция откажется от своего намерения быть посредником или, как называет это армянская сторона, "помогать". Не случайно, что, практически одновременно с сообщением Кремля, турецкие власти заявили о предстоящей в Хельсинки встрече министров ИД Армении и Азербайджана".

Лидер Марксистской партии, член Армянского Национального конгресса Давид Акопян заявил, что Россия, которую он воспринимает как стратегического союзника Армении, "вынудив президентов Армении и Азербайджана подписать 2 ноября декларацию, показала, что она так же взбесилась, как Запад, и тоже ведет политику двойных стандартов". Акопян отметил, что президент России находится под влиянием нефтяных интересов своей свиты и растаптывает интересы России. По мнению Акопяна, если Россия желает оказать воздействие на Азербайджан, то она может сделать это, используя Гюлистанский договор, провозгласив Карабах своим субъектом, против чего армянский народ выступать не станет. А соблазнять Азербайджан семью районами, как считает Акопян, - совершеннейший идиотизм. Комментируя факт переименования в площадь России площади Мясникяна, где произошли события 1-2 марта, Акопян отметил, что это попытка властей Армении поскулить перед Россией, которая выносит Армению как жертву на свой дипломатический алтарь. ("Лрагир").

Широкий международный резонанс, который вызвала подписанная 2 ноября трехсторонняя декларация, свидетельствует о том, что Карабахская проблема стала предметом глобального противостояния. Реакция представителей российских и американских дипломатических кругов показывает, что у них, по сути дела, нет каких-либо разногласий в вопросе выбора принципов урегулирования проблемы. Просто в российском МИД считают, что дело не в самом конфликте, а в его урегулировании при посредничестве Москвы. В остальных вопросах державы сходятся во мнении: Карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе трех принципов - "неприменения силы, территориальной целостности и права наций на самоопределение". Причем интересно то, что в последнем заявлении американского посла в Армении право наций на самоопределение стоит на первом месте. Выходит, что сегодня, как и раньше, с точки зрения международного права для сильных мира сего никаких "табу" нет. ("Айоц ашхар").

"Состоявшуюся 2 ноября в Москве трехстороннюю встречу и процесс урегулирования карабахской проблемы следует рассматривать в контексте региональных развитий, заявил бывший консул, руководитель аналитического центра "Анунк" Рубен Акопян. Он подчеркнул, что Россия намерена развивать свой "грузинский" успех в Карабахе. По словам Акопяна, Армения так и не сделала соответствующих выводов из этого столкновения, поскольку главным уроком грузинских событий является не то, что вопросы не решаются силовым путем, а то, что Россия продемонстрировала готовность достигать своих целей любой ценой. Акопян отметил, что если интересы России будут требовать ее молчаливого согласия на какой-то конфликт, то Москва не преминет это сделать. Московская встреча была инициативой исключительно Москвы. По словам политолога, тем самым Россия начинает новый этап карабахского урегулирования, в ходе которого она шаг за шагом попытается восстановить свое прежнее влияние в регионе. По словам Акопяна, Россия пытается соблазнить Азербайджан, который по своим энергетическим ресурсам является важнейшим государством, и соблазнить Карабахом. Он считает, что власти Армении вступили в игру в ожидании выгод, однако, в моменты, когда интересы Турции и России совпадают, Армении, по мнению Акопяна, искать нечего. По его словам, в истории было немало случаев, когда после подписания договора о мире начиналась война. "Так что, Армении пора прекратить, прячась за спину России, угрожать Азербайджану пальчиком", отметил Акопян. По словам политолога, не стоит забывать, что Россия может руководствоваться не вековой дружбой с Арменией, а своими извечными интересами. "Россия может нас и не защитить, или немного "запоздать"".

По мнению газеты "Айоц ашхар", российская дипломатия, вдохновитель и главный инициатор подписания декларации, пришла к следующим предварительным выводам:

а) как бы этого ни хотелось, на данном этапе окончательное урегулирование Карабахской проблемы невозможно;

б) если оставить урегулирование конфликта сопредседателям Минской группы ОБСЕ, то Москва может утратить тактическое преимущество, которого добилась после последних событий в регионе;

в) поэтому пока нужно сохранить формат Минской группы, но при этом играть в ней роль "первой скрипки";

г) благодаря этому Россия станет гарантом политического решения Карабахской проблемы и тем самым лишит Запад возможности выполнять миротворческие функции. В контексте глобальных и региональных процессов и обусловленных ими стратегических и тактических приоритетов Московская декларация является переходным документом как для непосредственных сторон конфликта, так и для посредников. Трехсторонняя декларация, считает газета, открывает перед Москвой новые "стартовые возможности". "В ближайшие месяцы она продолжит работу по укреплению своих военно-политических позиций в регионе путем ускорения процесса карабахского урегулирования. Причем активные действия Москвы имеют строгие "временные рамки", поскольку перспектива победы демократов на выборах в США и смены власти в этой стране позволит российской стороне месяца три-четыре действовать свободно".

По мнению главы армянской делегации в ПАСЕ Давида Арутюняна, в трехсторонней декларации, подписанной 2 ноября в Москве, зафиксировано стремление урегулировать конфликт мирным путем. Как отметил Арутюнян, после осетинских событий все поняли, что война не является лучшим методом урегулирования конфликтов и может завести в тупик, выбраться из которого будет еще сложнее. Подписанная декларация свидетельствует, что мы вступаем в логический этап, при котором обе стороны готовы уступить и выиграть одновременно. При этом, Давид Арутюнян отметил, что без согласия Карабаха решение невозможно. ("Лрагир").

Газета "Аравот" пишет: "В настоящий момент отсутствие норм для нас означает следующее: если в карабахском вопросе в роли посредника продолжают оставаться сопредседатели Минской группы ОБСЕ (в которой есть разнополярные интерпретаторы "международного права"), то этот вопрос вновь удастся "заморозить" на неопределенное время. Если же вопросом будет заниматься только Россия (точнее - Медведев), то вопрос может разрешиться в ближайшее время - наподобие "Дейтона", когда США разделили Югославию по своему усмотрению. То есть, "хозяин" (в данном случае - Россия) скажет: "Молчать! Смирно! Вас никто не спрашивает!" Думается, именно это сказал президент России Сержу Саргсяну и Ильхаму Алиеву. Почему Медведев получил такую возможность, ясно всем: американцы заняты президентскими выборами и финансовым кризисом, и, независимо от исхода выборов, они как минимум пол года не в состоянии будут заниматься вопросом Карабаха. Так что, теоретически, есть возможность поставить их перед свершившимся фактом".

Газета "Еркир": "После подписания Московской декларации Ильхам Алиев немедленно отправился в Анкару, рассказать о том, чего хотели русские, что не отражено ни в одном из пунктов Декларации. Серж Саргсян отправился в Париж, затем - в Брюссель. Не с той же ли целью?". По мнению газеты - скорее всего, да. "Чего хочет Россия?.. Хочет восстановить свое поколебленное влияние в Закавказье. И поскольку из Армении Россия не отлучалась ни в прямом смысле слова, ни в смысле рычагов влияния, то речь идет, в основном, об Азербайджане".

Газета "Чоррорд ишханутюн": "Чисто по-человечески, сегодняшнюю растерянность Сержа Саргсяна можно понять. За что бы он ни взялся, на него со всех сторон нападают и бьют по голове. Пытается подписать документ по урегулированию Карабахского конфликта, и получает удары и со стороны Кочаряна, и со стороны дашнаков, и властей Карабаха, и оппозиции. Причина, действительно, в недостаточной легитимности Саргсяна. И не важно, какие переговоры он ведет вокруг урегулирования проблемы Карабаха. Не важно, какие мероприятия он осуществляет в рамках борьбы с коррупцией, какие абсурдные шаги предпринимает для использования потенциала диаспоры и прочее. Дело в том, что Серж Саргсян не имеет на все это права".

"Кризис дипломатического этапа в процессе урегулирования проблемы Арцаха, который мы ожидаем в январе-феврале, даст оппозиции новый шанс поднять на ноги общественность. А кризис, я думаю, обязательно назреет после московских событий, и мы даже будем иметь дело с импичментом президента и новыми президентскими выборами. Вот почему я считаю, что объявленный Левоном Тер-Петросяном временный тайм-аут в тактическом плане был правильным шагом", сказал в беседе с газетой "Аравот" председатель Марксистской партии Давид Акопян.

На вопросы "А1+" отвечает первый президент Армении Левон Тер-Петросян

Господин президент, в Вашем выступлении 17-го октября Вы обещали, что будете информировать общественность о ходе переговорного процесса по урегулированию Карабахского конфликта. Можно ли считать декларацию, подписанную президентами России, Армении и Азербайджана 2-го ноября, очередным этапом этого процесса?

Во-первых, я не забыл своего обещания. Более того, чтобы не быть голословным, считаю не лишним напомнить соответствующий отрывок из своего выступления: "В ближайшие месяцы нас ожидают важнейшие события, связанные с судьбой Карабаха и армянской государственности, которые, на данном этапе, отводят внутриполитические вопросы на второй план. Мы внимательнейшим образом будем следить за развитием событий, оценивать адекватность действий властей Армении требованиям ситуации, будем все время информировать общественность о состоянии хода Карабахского урегулирования и будем стараться либо предотвратить, либо свести к минимуму угрозы интересам армянской стороны". Что касается Вашего вопроса, то несомненно, что московскую декларацию следует рассматривать как один из важнейших этапов переговорного процесса.

Есть мнение, что эта декларация носит формальный характер и лишена конкретного содержания...

Подобное ошибочное впечатление может сложиться лишь у тех, кто не знаком с нюансами процесса урегулирования Карабахского конфликта. Однако для экспертов декларация очень красноречива, поскольку в ней уточнены ряд принципиальных и конкретных положений. Надо учесть, что этот документ является всего лишь верхушкой айсберга, и под ним находится значительно более подробный протокол, о содержании которого нетрудно догадаться.

Какие именно принципиальные моменты Вы имеете в виду?

Во-первых, первый же пункт декларации содержит тревожную формулировку, согласно которой "Карабахский конфликт будет урегулирован на основе принципов и норм международного права, а также принятых в их рамках решений и документов". Беспокоит не столько дипломатическая тонкость, касающаяся "принципов и норм международного права", сколько упоминание о "принятых в их рамках решениях и документах". Под последними, безусловно, по требованию Азербайджана, подразумеваются резолюция 62/243 Генеральной ассамблеи ООН и резолюция 1614 ПАСЕ, в которых признается территориальная целостность Азербайджана и требуется безусловный вывод армянских войск из приграничных Карабаху азербайджанских территорий. Во 2-м пункте московской декларации четко указано, что в основе процесса урегулирования лежит предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сделанное в Мадриде 29 ноября 2007 года. Поскольку я подробно представил содержание этого предложения в своем выступлении 17-го октября, то не считаю нужным вновь затрагивать эту тему. Напомню только, что идея Мадридского предложения заключается в сочетании двух принципов международного права - принципа территориальной целостности и принципа самоопределения наций. В-третьих, предисловие и четвертый пункт декларации, в которых говорится о необходимости решения Карабахской проблемы путем прямых переговоров между Азербайджаном и Арменией, фактически определяют новый формат сторон конфликта. Таким образом, декларация окончательно хоронит решение Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года, которым Нагорно-Карабахская Республика была признана третьей и полноправной стороной конфликта. А это означает, что Карабах не будет играть никакой роли в процессе дальнейших, определяющих его собственную судьбу переговоров. В-четвертых, самым важным итогом московской декларации следует считать то, что определенные новым форматом две конфликтующие стороны - Армения и Азербайджан, - подписав этот документ, официально дали согласие на Мадридское предложение, что является беспрецедентным событием для всего процесса урегулирования Карабахского конфликта. Дело в том, что три предыдущие официальные предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ, т.е. варианты "Пакетный", "Поэтапный" и "Единое государство" не удостоились единодушного одобрения конфликтующих сторон и потому были сняты с повестки. "Пакетный" и "Поэтапный" отверг Карабах, а "Единое государство" - Азербайджан. Подписанная же Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым Московская декларация ознаменовала начало заключительного этапа урегулирования Карабахского конфликта.

Вы, случайно, не упустили ки-уэстский вариант?

Ки-уэстский вариант не был официальным предложением сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Во всех случаях, этот вариант также не был принят одной из сторон, в данном случае - Азербайджаном.

Как Вы считает, не противоречит ли инициатива России высказанной Вами мысли о том, что в урегулировании Карабахского конфликта решающую роль сыграет Запад?

Никоим образом. Московская встреча хоть и является поворотной, тем не менее, она - лишь начало процесса урегулирования. Сейчас этот процесс продолжается в Европе, а закончится, по всей вероятности, в декабре, в Соединенных Штатах Америки. То есть, несмотря на то, что честь инициировать урегулирование, на первый взгляд, выпала России, тем не менее, заключительную точку в нем поставит Запад. Как Саргсян, так и Алиев приняли участие в московской встрече, если и не принудительно, то с нескрываемым неудовольствием, и они, все равно, хоть и из различных соображений, но в конце концов предпочтут посредничество Запада.

В таком случае какая же роль отведена Минской группе ОБСЕ, необходимость продолжения деятельности которой подчеркнута в декларации?

Чем больше подчеркивается необходимость продолжения деятельности Минской группе ОБСЕ, чем больше комплиментов звучит в ее адрес, тем сильнее становятся подозрения о разногласиях внутри группы. Минская группа, в целом, будучи полезным инструментом, является всего лишь ширмой, обеспечивающей дипломатическое приличие целям, преследуемым странами-посредниками. ("А1+").

Армения-Турция

Документы архивов Османской империи ясно свидетельствуют о намерении правительства Турции полностью уничтожить христианское население Анатолии. Такое мнение выразил АрмИнфо турецкий историк, профессор университета "Кларк" Танер Акчам. "Недавно я издал в Турции еще одну книгу под названием "Армянский вопрос решен: политика по отношению к армянам в годы Первой Мировой войны", материалы этого труда основаны на документах Османской империи", сообщил он. По словам историка, главный тезис книги - доступные для изучения документы Османской империи, хранящиеся в Османском архиве и Стамбуле, ясно свидетельствуют о том, что в ходе Первой Мировой войны, партия Единения и Прогресса развивала и применяла планы, ставившие целью полное уничтожение армянского народа. "Рассказывая об этом, я опровергаю распространенные в научном мире утверждения о том, что материалы из архива Османской империи противоречат архивам Германии, Австро-Венгрии, Америки и других стран, и что материалы архивов этих стран представляют разноречивую информацию. Такое представление неверно - по сути, никакого противоречия между этими материалами нет. Данные архивов этих стран дополняют друг друга и объясняют одно и то же историческое явление с разных точек зрения. В то время главной целью Османского правительства было уничтожение христианского населения в Анатолии, и документы архивов Османской империи ясно свидетельствуют об этом", резюмировал Акчам.

Как сообщает газета "Азг", 28 октября турецкая служба Би-Би-Си на своем официальном сайте разместила интервью министра ИД Армении Эдварда Налбандяна, главной темой которого были армяно-турецкие отношения. Центральные турецкие газеты, во главе с "Заман", также коснулись интервью, подчеркнув проявленный министром ИД РА по этому поводу оптимизм. Оценки в общей сложности положительные. Однако это не помешало некоторым турецким газетам, в частности, - провластной "Ени шафаг", указать: "Однако Налбандян не сказал, что они отказываются от утверждений о геноциде". Отреагировал на интервью министра ИД РА и главный советник премьер-министра Турции по внешнеполитическим вопросам Ахмед Давутоглу. Согласно нью-йоркскому сайту "Turkishny.com", Давутоглу сказал: "Мы стремимся максимально улучшить отношения с Арменией. Мы хотим, чтобы хорошие отношения сложились с армянской диаспорой - будь она в Париже или другой точке мира. У нас есть общее культурное наследие. Мы должны быть готовы рассматривать и нелегкие проблемы. Визит в Армению президента Турции Абдуллы Гюля - благоприятный повод, и его надо использовать". Давутоглу выразил надежду, что армянская диаспора окажет поддержку в деле улучшения армяно-турецких отношений.

Парадоксально, что в 21 веке можно столкнуться с ситуацией, подобно той, что между Арменией и Турцией до сих пор нет дипломатических отношений. Об этом заявил в беседе с АрмИнфо посол Франции в Армении Серж Смессов. По его словам, Франция, председательствующая ныне в ЕС, поощряет диалог между Арменией и Турцией и инициативы, связанные с налаживанием контактов между сторонами. "Франция присоединилась к другим странам, выразившим свое удовлетворение тем, что президент Армении принял решение пригласить своего турецкого коллегу в Ереван, а также тем, что Абдулла Гюль принял это приглашение. Сейчас мы надеемся, что начавшийся диалог будет иметь продолжение", отметил Смессов. Он отметил, что считает "ненормальной" ситуацию, при которой до сих пор не установлены дипломатические отношения между Арменией и Турцией. По его мнению, Армения делает все, что может, для налаживания отношений с Турцией. Оценивая усилия Турции в данном вопросе, французский дипломат нашел, что для Турции было политически непросто решиться на такой шаг и согласиться, чтоб ее президент приехал в Армению. "Тем не менее, если Гюль пошел на этот шаг, это значит, что для этого у него были серьезные причины. Посмотрим, как будет развиваться ситуация в будущем, и мы, несомненно, будем поддерживать этот диалог", резюмировал Смессов.

По мнению директора Института востоковедения Национальной академии наук РА, турколога Рубена Сафрастяна, Турция делает крупные политические ставки и, согласившись на диалог с Арменией, стремится получить большие возможности быть вовлеченной в переговорный процесс по карабахскому вопросу. С другой стороны, Турция старается усилить свое влияние в южнокавказском регионе, где с августа существенно укрепилась роль России. По словам турколога, Турция проявила активность в карабахском вопросе после того, как переговорный процесс попыталась форсировать Россия. "Интересно, что Турция довольно холодно и в то же время с ревностью относится к продвижению России в регионе", отметил Сафрастян. ("Ноян Тапан").

Во время встречи с армянской диаспорой Москвы, официальный Ереван, в лице Сержа Саргсяна, пригласив президента Турции в Ереван посмотреть вместе игру сборных двуг стран по футболу, заложил первый камень в фундамент размещения Турции на Южном Кавказе. И, несмотря на то, что инициатива была проявлена армянской стороной, турецкая сторона прибыла в Ереван со своей политической повесткой - ситуация на Южном Кавказе и его дальнейшая судьба, урегулирование Карабахского конфликта, обсуждение "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе". Такая политическая инициатива Турции не только смяла факт армянской инициативы, но и растоптала первые ростки геополитических амбиций Еревана. ("Азг").

По мнению газеты "Айоц ашхар", после русско-грузинского военного столкновения Армения и ее руководство практически не имели возможности избежать большой региональной игры и начала двусторонних армяно-турецких контактов. "Не присоединившись к шагам своего союзника против Грузии и, одновременно, очутившись в сложной геополитической ситуации, Армения не могла отклонить призывы начать диалог с Турцией". Следовательно, вся проблема в том, что наша дипломатия оказалась недостаточно готовой к тому, чтобы воспротивиться "добрососедскому спектаклю" Турции, заключает газета.

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что в статье "Турецкое равновесие", размещенной в российском издании "ГазетаСНГ", сообщается, что в конце октября или начале ноября президент Турции Абдулла Гюль отправится в Москву, где вместе с российским руководством обсудит вопрос создания "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе". В связи с этим, передает "Айкакан жаманак", российское издание отмечает, что позиции возможных членов создающейся структуры - Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России - не совпадают. Так, пишет газета, об Азербайджане говорится, что "Баку небезосновательно рассматривает эту структуру как возможность решить в свою пользу Карабахский конфликт". Касательно позиции Армении - что "официальный Ереван имеет свои рассчеты, которые связаны с укреплением своих позиций во внешнем мире и в своей стране". И потому, пребывая в неопределенности, Армения пока не отказывается и скрупулезно подсчитывает плюсы и минусы, пишет "ГазетаСНГ".

Посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыдж заявил, что "Турция откроет границу с Арменией после того, как та выведет свои войска из оккупированных территорий Азербайджана". Комментируя заявление президента РА Сержа Саргсяна о том, что открытие турецко-армянской границы может оказать позитивное воздействие на процесс урегулирования Карабахской проблемы, Кылыдж подчеркнул: "Армения не имеет права выдвигать какие-либо требования в этом вопросе. Турция поддерживала и будет поддерживать территориальную целостность Азербайджана". Вместе с тем турецкий дипломат отметил, что "если Армения намерена установить нормальные отношения с соседними странами, она в первую очередь должна пересмотреть свою захватническую политику и вывести войска из оккупированных территорий Азербайджана". ("Айоц ашхар").

9-летие теракта 27 октября

27 октября исполнилось 9 лет со дня теракта в парламенте Армении. 27 октября 1999 года группа террористов, ворвавшись в парламент, расстреляла премьер-министра Армении Вазгена Саркисяна, спикера НС РА Карена Демирчяна, вице-спикеров Юрия Бахшяна и Рубена Мирояна, министра по оперативным вопросам Леонарда Петросяна и депутатов Арменака Арменакяна, Микаэла Котаняна и Генрика Абраамяна. В состав террористической группы входили бывший журналист Наири Унанян, некоторое время работавший на телевидении Армении, его брат Карен Унанян, их дядя Врам Галстян, а также Дереник Беджанян, Эдик Григорян, Гамлет Степанян и Ашот Князян. Судебный процесс над ними начался 15 февраля 2001 года. 2 декабря 2003 года суд первой инстанции общин Кентрон и Норк-Мараш приговорил братьев Наири и Карена Унанянов, Эдика Григоряна, Врама Галстяна, Дереника Беджаняна и Ашота Князяна к пожизненному заключению. Гамлет Степанян был приговорен к 14 годам лишения свободы. Все семеро были признаны виновными в измене родине и терроризме. Кассационный суд РА оставил приговор в силе. (PanARMENIAN.Net).

Совершенное 9 лет назад преступление продолжает оказывать воздействие на внутриполитическую жизнь Армении: нынешнее жестокое противостояние между кланами многими рассматривается как прямое следствие самого кровавого в современной истории государства акта. 27 октября 1999 года группа вооруженных людей ворвалась в зал заседаний парламента и расстреляла руководство страны, в том числе спикера Национального Собрания Карена Демирчяна, премьер-министра Вазгена Саркисяна и еще шесть должностных лиц. Суд вынес решение о том, что банда под руководством Наири Унаняна действовала самостоятельно и не контролировалась со стороны. Тем не менее официальный вердикт не содержал доказательств, достаточных для исключения версии о преступном заговоре, и с тех пор это обстоятельство накладывает мрачный отпечаток на армянскую политику. На ежегодной церемонии поминовения жертв трагедии нынешний спикер парламента призвал к единству во имя "строительства более достойной и процветающей Армении". "Каждый год в этот день... мы говорим наше решительное "нет" терроризму, нетерпимости и вражде. И хотя со дня преступления прошло уже 9 лет, все мы до конца жизни будет ощущать боль и страдание, которые причинил нам тот день девятилетней давности, - сказал Овик Абрамян, обращаясь к коллегам у мемориального камня во дворе Национального собрания. - Спустя 9 лет мы вновь говорим, что такие преступления не имеют срока давности и мы должны сделать все, чтобы предотвратить повторение подобных преступлений". Террористическое нападение, унесшее жизни спикера Демирчяна и премьера Саркисяна - политического тандема, сформированного в Армении в конце прошлого столетия, - едва не расшатало устои суверенной армянской государственности. Но оно определенно обозначило совершенно новые векторы развития внутриполитической жизни в стране. В очевидной попытке сохранить сплоченность властной элиты на место убитого премьер-министра был временно назначен его младший брат Арам Саркисян. Однако его премьерство продлилось недолго и вместе со Степаном Демирчяном - сыном убитого спикера - они сформировали оппозиционный альянс, который противостоял президенту Роберту Кочаряну как на парламентских, так и президентских выборах. ("ArmeniaNow").

27 октября 1999 года один из лидеров партии АРФ Дашнакцутюн Ваан Ованнесян, отвечая на вопрос о том, почему после расстрела депутатов Наири Унанян звонил представителю Бюро АРФ Дашнакцутюн Гранту Маргаряну, сказал. "Им казалось, что они совершили доброе дело и избавили нацию и родину от зла. Закончив, они начали искать партии, звонили, обращались напрямую: мы, дескать, занимаемся только чисткой, а вы, политические силы, распорядитесь этой ситуацией и располагайте нами". 27 октября 2008 года руководитель парламентской фракции АРФД Ваан Ованнесян вместе с другими депутатами возложил цветы к мемориалу памяти жертв теракта 27 октября, установленного в парке перед зданием Национального Собрания. Газета "Аравот", воспользовавшись возможностью поинтересовалась Ованнесяна: продолжает ли он, спустя 9 лет считать, что Унанян и его подельники были уверены, что "делают доброе дело"? "Это была одна из версий, - сказал Ованнесян. - Мы также говорили, что, возможно, это преступление было совершено с подачи внешних сил. Я и сейчас могу утверждать, что ни один из этих вариантов нельзя исключать. Это могло быть осуществлено в соответствии с замыслом внешних сил. А внешние силы, естественно, должны были опираться на людей, страдавших необоснованным и, возможно, даже болезненным романтизмом. Но все это в конце концов всего лишь предположения". "К сожалению, государство не обратило внимание ни на судебный процесс, ни на то, чтобы он проходил в рамках закона", отметила председатель правления партии "Наследие", вдова убитого вице-спикера Юрия Бахшяна Анаит Бахшян. "Вспомните, с каким усердием наши власти (незадолго до того, как был начат судебный процесс над террористами. - ред.) убеждали общество в небходимости принять решение об отмене смертной казни, что было необходимым условием членства Армении в Совете Европы. Я хочу провести параллель с событиями 1 марта, поскольку обе эти трагедии очень похожи. 1 марта - тоже было терактом со стороны государства против собственного народа, который решил встать на защиту своих прав. Почему сейчас с таким же усердием не выполняются требования СЕ? И не только не выполняются, но даже звучат следующие заявления: "Совсем необязательно, чтобы мы это выполняли. Сделаем так, как нам выгодно". Я хочу, чтобы наше общество помнило об этой разнице", сказала вдова экс-спикера. В заключение Анаит Бахшян отметила: "В результате этой чудовищной трагедии Роберт Кочарян получил самые высокие дивиденды. Он наилучшим образом использовал для себя этот теракт, чтобы единолично править страной. Он пришел на крови, на крови и ушел".

По мнению первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, раскрыть теракт 27 октября властям Армении мешает "сопричастность". Об этом он заявил 27 октября, отвечая, после посещения могил жертв теракта, на вопрос газеты "Айкакан жаманак". "Даже если они скрыли, помешали следствию, не обеспечили беспристрастный приговор - это уже сопричастность, и для этого должен быть мотив, в этом должна быть заинтересованность", сказал первый президент.

1 Марта

Согласно информации, размещенной на сайте Генпрокуратуры РА, "1 марта от осколков взрывных устройств были повреждены 1 каска, 6 бронежилетов и два наколенника, которые подверглись судебно-баллистической, судебно-взрывотехнической и судебно-дактилоскопической комплексной экспертизе. Согласно заключению, указанные повреждения появились в результате разрыва взрывного устройства, содержащего тротил, а также ручной гранаты "РГД-5" заводского производства". ("Аравот").

Сегодня, когда, спустя 8 месяцев со дня бойни 1 марта, вновь обращаешься к официальным сообщениям тех дней, замечаешь любопытные факты. Власти не брезговали публиковать лживые сведения даже в отношении жертв 1 марта. В дальнейшем, чиновники всех мастей и калибров обещали опубликовать многочисленные видеозаписи, якобы свидетельствующие о преступных действиях митингующих. А сегодня пытаются вменить политическим деятелям абсурдные обвинения, обосновывая их лишь искаженным представлением выступлений на митингах. И это в том случае, когда, по нашим сведениям, на руках властей имеются более чем 50-часовые видеозаписи событий 1 марта. ("Айкакан жаманак").

Как отмечает газета "Аравот", если несколько месяцев назад, в дни формирования временной парламентской комиссии по изучению событий 1 марта, еще выражалась надежда, что ее деятельность, худо-бедно, но все же прольет свет на обстоятельства мартовской трагедии, то сейчас, после того, как деятельность комиссии продлили еще на четыре долгих месяца, даже самые неисправимые оптимисты убедились в том, что вопрос зашел в тупик, вернее, был в тупике изначально. "Комиссия на протяжении нескольких месяцев пыталась (или делала вид, что пытается) раскрыть преступление, которое, используя лексикон Роберта Кочаряна, "мог бы раскрыть даже участковый", однако, до сегодняшнего дня не сумела найти ответы на несколько примитивных вопросов. А именно:

1) Поступал или не поступал приказ открыть огонь по митингующим?

2) Если поступал, то кто отдал такой приказ?

3) Если не поступал, то почему был открыт огонь?

4) Кто непосредственно стрелял в народ?

5) "Достойны" ли были митингующие "чести" оказаться под огнем?

6) Кому принадлежат найденные на месте событий осколки костей - человеку или животному? Прошло более 7 месяцев, но до сих пор ни один из этих вопросов ответа нет".

Кто же, в конце концов, являются виновниками событий 1 марта? - спрашивает газета "Чоррорд ишханутюн". "И дело не только в событиях этого дня. Тут как раз все ясно: конкретным виновником является Роберт Кочарян, конкретными виновниками являются высокопоставленные силовики, исполнившие этот преступный приказ, конкретным виновником является Серж Саргсян. Но есть и другие, невидимые виновники. Начнем с того, чтго причинами февральских народных волнений были массовые фальсификации президентских выборов. Чем все эти месяцы занимались политические "клиенты" властей и телекомпании? По сути, они фальсифицировали выборы. Не результаты выборов, а именно выборы. Месяцами все, без исключения, телекомпании занимались безобразным односторонним "черным PR-ом". Месяцами они делали все для того, чтобы деформировать избирательный процесс. То есть, подготаливали почву для 19 февраля. В итоге выборы были сфальсифицированы, народ вынужден был выйти на улицы и произошло 1 марта".

Газета "Лрагир" пишет: "1 Марта был единственным способом удержать власть, который могли выбрать для себя Роберт Кочарян и Серж Саргсян, поскольку у них, фактически, не было больше ресурсов для того, чтобы пресечь развернутое Левоном Тер-Петросяном движение. И это стало для них очевидным 26 февраля, когда люди, доставленные на митинг Сержа Саргсяна в считанные минуты оказались на Площади Свободы. Им оставалось лишь силой задавить мирный протест. 1-го марта выиграла власть, власть 1-го марта выиграла, вернее, выбила свое существование, отобрав у народа выигравший билет. Остальное должна была выяснить временная парламентская комиссия по изучению событий 1 марта, однако ясно, что комиссия этого не сделает, тем более, что новый председатель Национального собрания сказал членам комиссии, чтобы не искали организаторов в коридорах власти".

Как сообщает газета "Айоц ашхар", 23 октября президент Серж Саргсян подписал распоряжение о создании экспертной группы по сбору фактов и порядке организации ее деятельности. Руководитель фракции "Оринац еркир" Эгине Бишарян подчеркнула: "В структуре группы по сбору фактов сохранен политический баланс, а включение в ее состав представителя Защитника прав человека только повысит доверие к созданной распоряжением президента структуре. Тем более что все пять членов группы должны быть опытными беспартийными юристами. Это явится серьезной гарантией того, что группа проведет эффективную работу по сбору фактов, способствуя тому, чтобы событиям 1 марта была дана точная оценка. Коалиционные силы проведут обсуждение с тем, чтобы определить двух своих специалистов". Секретарь фракции АРФД Арташес Шахбазян, являющийся также членом временной комиссии по расследованию событий 1-2 марта, с удовлетворением отметил факт создания подобной группы. "В отличие от комиссии, группа будет выполнять профессиональную работу, перед ней не стоят политические задачи. Ее деятельность не будет публичной. Кроме того, она не будет выносить заключений. В группе по сбору фактов должны работать специалисты, и лично для меня не столь важно, какая политическая сила выдвинет их кандидатуры", отметил Шахбазян. Член фракции "Процветающая Армения" и временной комиссии НС Наира Зограбян, отметив, что в работе группы по сбору фактов будут участвовать правящая коалиция, внепарламентская оппозиция и "Жарангутюн", а также представитель Защитника прав человека, выразила уверенность, что группа в таком составе действительно поможет комиссии. Группа по сбору фактов будет создана на паритетных началах, как это предлагала политическая оппозиция, так что у нее не должно быть никаких оговорок". Секретарь фракции РПА и руководитель временной комиссии Самвел Никоян уверенно заявил, что хоть общественность и не доверяет той или иной структуре на все сто процентов, "формат группы по сбору фактов будет во многом способствовать сокращению числа маловеров и недовольных". "Думаю, нет никаких препятствий для создания группы в установленные сроки. Не вижу и причин, по которым она не смогла бы выполнить свою задачу. Она окажет немалую помощь комиссии в эффективном выполнении поручений парламента", сказал Никоян. По его мнению, если бы группа была создана не распоряжением президента, а решением парламента, то выявленные ею факты носили бы обязательный характер. В данном же случае она будет просто помогать парламентской комиссии.

Некоторые пункты подписанного президентом Армении распоряжения о формировании экспертной группы по сбору фактов, касающихся событий 1 марта в Ереване, уже дали повод оппозиции и СМИ высказать некоторые опасения, пишет газета "Аравот". Наибольшие оговорки вызвало фактическое ограничение гласности в работе группы. По словам заместителя председателя общественной организации "Демократия", юриста Грайра Товмасяна, было бы желательно, чтобы группа работала более прозрачно, однако деятельность в закрытом режиме, по его словам, тоже следует считать естественной. "Теоретически возможно, что в процессе работы могут всплыть новые факты и обстоятельства, которые будут представлены правоохранительным органам. Понятно, что могут возникнуть вопросы, связанные с тайной предварительного следствия. Однако окончательный доклад обязательно будет гласным", подчеркнул Товмасян.

Как сообщает газета "Лрагир", 1 ноября Армянский национальный конгресс и партия "Наследие" выступили с совместным заявлением по поводу создания группы по сбору фактов, связанных с событиями 1 марта. "Наследие" и АНК заявили, что примут участие в работе группы, но в течение первого месяца. Вопрос дальнейшего участия будет обсужден дополнительно, поскольку обе политические силы согласились принимать участие в работе группы с оговорками. "Наследие" и АНК считают, что порядок работы Группы не соответствует требованиям транспарентности и непредвзятости. Независимость группы может быть оспорена уже потому, что группа подчинена соответствующей парламентской комиссии. Кроме того, группа лишена ряда необходимых полномочий, говорится в заявлении. Тем не менее, исходя из важности вопроса, АНК и "Наследие" решили принять участие в работе Группы. От АНК в группу назначается Андраник Кочарян - экс-помощник премьер-министра Армении, от "Наследия" - адвокат Седа Сафарян. При этом, АНК и "Наследие" предлагают пересмотреть правовые основы деятельности группы - вплоть до оспаривания их в Конституционном суде. Защитник прав человека Армен Арутюнян предложил кандидатуру руководителя аппарата Омбудсмена Ваге Степаняна в качестве своего представителя в группе по сбору фактов. "Мне было очень трудно выбрать своего представителя в группе по сбору фактов. Политические силы могут делегировать своих экспертов. А вот представитель омбудсмена должен быть человеком порядочным, пользующимся авторитетом в области юриспруденции, имеющим прочный запас доверия и приемлемым для всех политических сил. Я остановил свой выбор на руководителе аппарата ЗПЧ, докторе юридических наук, профессоре, беспартийном Ваге Степаняне", сообщил Арутюнян. Газета "Айоц ашхар" напоминает, что в годы правления Левона Тер-Петросяна Ваге Степанян занимал пост министра юстиции Армении (1990-96 гг.).

И вновь "Миацум"

30 октября ряд представителей оппозиции и деятелей науки и искусства на встрече с журналистами заявили о создании национальной инициативы "Миацум" ("Воссоединение"), которая выступает за присоединение Нагорно-Карабахской Республики к Армении и считает недопустимыми какие-либо территориальные уступки Азербайджану. В распространенном заявлении движения подчеркивается, что контролируемые армянской стороной на сегодняшний день территории, в том числе и зона безопасности вокруг НКР, являются минимальным залогом безопасности Армении и гарантией не возобновления военных действий со стороны Азербайджана. Выступившие на пресс-конференции герой карабахской войны, руководитель организации "Защита освобожденных территорий" Жирайр Сефилян, депутат Национального Собрания от оппозиционной партии "Наследие" Заруи Постанджян, кинорежиссер Тигран Хзмалян и другие члены нового движения настаивают на том, что до армянской общественности необходимо донести недопустимость каких-либо территориальных уступок Азербайджану. Независимость же НКР они назвали лишь промежуточным этапом и средством объединения с Арменией. Отвечая на вопрос "АрмИнфо" о том, нет ли противоречия между позицией партии "Наследие", выступающей за немедленное признание Арменией независимости Нагорно-Карабахской Республики и представившей еще в прошлом году соответствующий законопроект на рассмотрение парламента, с участием ее представителя в движении за присоединение НКР к РА, Заруи Постанджян заявила: "Никакого противоречия нет. В программе нашей партии в качестве конечной цели зафиксировано объединение Армении и Нагорного Карабаха, а независимость НКР является лишь промежуточным средством для ее достижения".

Новосозданная национальная инициатива "Миацум" выступила с заявлением, в котором "с чувством глубокого возмущения осуждает имевшее место 2 ноября в Москве подписание совместной декларации президентов Армении, Азербайджана и России, считая это "опасной инициативой, угрожающей национальной безопасности Армении и направленной на нарушение хрупкой стабильности в регионе, достигнутой подписанием в 1994 году договора о режиме прекращения огня". "Миацум" требует немедленно прекратить политику, направленную на угрожающие государственности Армении уступки в отношении освобожденных территорий Армении, предпринять быстрые и решительные шаги по заселению освобожденных территорий, а также в направлении восстановления суверенитета Республики Армения на всей, принадлежащей в соответствии с международным правом Армении, конституционной территории Нагорно-Карабахской Республики. ("А1+"). Политические преследования

По сообщению газеты "Жаманак-Ереван", суд общей юрисдикции столичных общин Кентрон и Норк-Мараш продлил сроки заключения арестованных, в связи с событиями 1 марта, оппозиционеров. Решением суда на 2 месяца продлены сроки заключения экс-мера города Абовяна Григора Воскерчяна, депутатов Национального собрания Миасника Малхасяна, Сасуна Микаеляна и Акопа Акопяна, экс-министра иностранных дел Армении Александра Арзуманяна.

Службой национальной безопасности Армении возбуждено уголовное дело на основании опубликованного в армянской газете "Айкакан жаманак" материала о возможном покушении на президента страны Сержа Саргсяна. Как сообщил ИА REGNUM начальник пресс-службы СНБ Арцвин Баграмян, на основании опубликованной статьи возбуждено уголовное дело по статье 35-305 УК Армении (подготовка покушения на государственного деятеля). Как отмечает агентство, в интервью газете "Айкакан жаманак", от 4 ноября, основатель организации "Сардарапат" Саргис Ацпанян сделал заявление, что на президента Саргсяна готовится покушение. В подтверждение он отметил, у нескольких лиц во Франции, Джавахке, Армении, Карабахе имеются распространенные в нескольких экземплярах записи. По словам Ацпаняна, информацию о возможном покушении ему передал некий знакомый соотечественник, преподающий ныне в военной академии одной европейской страны. Процитировав слова "друга", Ацпанян отметил, что разработано несколько сценариев покушения. " Это может быть авиакатастрофа из-за неисправности самолета во время зарубежного турне", - отметил он, заметив, что в покушении заинтересованы две силы. По словам Ацпаняна, в покушении могут быть заинтересованы экс-президент Роберт Кочарян, партия Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн" и фонд "Сивилитас", который создал экс-глава МИД Армении Вардан Осканян. Ацпанян отметил как вторую силу не "классическую оппозицию", а приверженцев идеологии "ни пяди земли врагу".

Службой нацбезопасности Армении задержан армянин из Франции, ветеран карабахской войны Саргис Ацпанян. По сообщению газеты "Айкакан жаманак", он был вызван на допрос по уголовному делу, возбужденному по статье 35-305 Уголовного кодекса Армении "Подготовка убийства государственного деятеля", однако после короткого допроса был арестован по 333-й статье Уголовного кодекса Армении (ложный донос). Газета считает, что решение об аресте Ацпаняна было принято раньше, после публикации в "Айкакан жаманак" его интервью, в котором он сообщал о готовящемся покушении на жизнь президента Армении Сержа Саргсяна. Вместе с тем, отмечает газета, власти начали преследование Ацпаняна еще тогда, когда он участвовал в февральских митингах Левона Тер-Петросяна. После событий 1-ого марта в Ереване ветеран карабахской войны находился в подполье вплоть до 7 октября нынешнего года. В этот день, когда он вернулся в свою ереванскую квартиру из Франции, его чуть не схватили полицейские для депортации из страны, поскольку власти до сих пор ему не предоставили гражданство Армении. Однако из-за поднявшегося шума вопрос депортации был отложен.

Как сообщает "Ноян Тапан", Генеральная прокуратура Армении распространила сообщение, согласно которому, следствие по данному делу "выяснило и обосновало, что после очевидного поражения на президентских выборах 19 февраля 2008 года Левона Тер-Петросяна, Миасник Малхасян, Сасун Микаелян, Акоп Акопян, Александр Арзуманян, Шант Арутюнян, Григор Воскерчян, Сурен Сирунян, Никол Пашинян, Хачатур Сукиасян, Гамлет Ованнисян, Вираб Манукян и другие, убедившись, что по установленной Конституцией РА процедуре невозможно придти к власти, с прямым намерением узурпации государственной власти в Республике Армения, достигнув соглашения, каждый по своей части, организовали и непосредственно осуществили преднамеренные действия, направленные на насильственное свержение конституционного порядка и насильственную узурпацию государственной власти посредством дестабилизации внутриполитической ситуации в государстве и развала государственной системы". В тот же день, передает агентство, группа сторонников Тер-Петросяна выступила с совместным заявлением, требуя предъявить обвинения за действия, приписываемые вышеуказанным лицам "и другим", также им. По словам авторов заявления, этими "другими" являются они, и все указанные проступки в равной мере выполнялись и ими. И если правоохранительные органы выявили состав преступления в действиях указанных 11 граждан, то в этом случае, они требуют равного применения закона. Заявление подписали Гагик Джаангирян, Смбат Айвазян, Кристофор Элазян, Петрос Макеян, Вардан Малхасян, Мкртич Сапеян, Жора Сапеян, Усик Багдасарян, Давид Матевосян, Левон Зурабян, Арарат Зурабян, Аршак Банучян, Карапет Рубинян, Сурен Суренянц и другие.

Как сообщает радио "Свобода", сотрудники завода минеральных вод "Бжни" направили письмо президенту РА, премьер-министру, председателю комитета по государственным доходам, Омбудсмену РА и действующим в Армении посольствам, в котором обращают внимание вышеуказанных лиц и организаций на сложившуюся вокруг компании ситуацию и надеются на защиту. "Ни для кого не секрет, что завод "Бжни" стал жертвой политической мести, и даже самый наивный человек может засвидетельствовать, что за вылитую в реку минеральную воду нельзя предъявлять требования компании, причем в виде штрафов и санкций. Правильно ли одним ударом ставить под угрозу судьбы 483 семей? Правильно ли уничтожать товарные марки "Бжни" и "Ной", признания которых мы добились в поте лица", говорится в письме, подписанном 483 сотрудниками компании. По словам авторов письма, "Служба принудительного исполнения судебных актов пытается распространить слухи о том, что, якобы, работу прекратили мы сами, и что она прекращена не вследствие их действий". Сотрудники компании "Бжни" просят проявить политическую волю и не допустить ликвидации компании "Бжни", а также провести объективное правосудие по этому делу". "Свобода" напоминает, что проверки на заводе "Бжни", принадлежащем концерну "Сил" (компания объявленного в розыск после событий 1 марта депутата НС Хачатура Сукиасяна - ИА REGNUM), начались еще в ноябре 2007 года. 10 октября этого года администартивный суд вынес вердикт о конфискации в компании минеральных вод "Бжни" более 4 млрд драмов (около $13,5 млн), а 23 октября сотрудники Службы принудительного исполнения судебных актов Министерства юстиции РА произвели на заводе "Бжни" конфискацию. По утверждению представителей концерна "Сил", особое внимание к принадлежащим семье Сукиасянов или к сотрудничающим с ними компаниям и, по их словам, незаконные проверки, начались после 21-го сентября прошлого года, когда братья Сукиасяны заявили о своей поддержке первого президента РА Левона Тер-Петросяна.

Развязанные в последние дни властями новые карательные акции в отношении завода минеральных вод "Бжни", принадлежащего депутату Национального Собрания РА, оппозиционно настроенному предпринимателю Хачатуру Сукиасяну и его семье, некоторые деятели расценивают как попытку заставить бизнесмена выйти из подполья, где он скрывается после событий 1 марта в Ереване. Однако по мнению пресс-секретаря Армянского национального конгресса Армана Мусиняна, "это просто личная месть, проявление провинциального мышления, результат материальной заинтересованности", что имеет целью "попытаться отнять, присвоить имущетво предпринимателя, а в политическом плане - запугать тех людей, которые проявляют решимость к защите своих принципов и идей". ("Аравот").

Можно по-разному относиться к семье предпринимателей Сукиасянов, но закрывать принадлежащий им крупный завод по розливу минеральной воды "Бжни" - значит нанести вред экономике Армении. Такое мнение, передает АрмИнфо, выразил руководитель исследовательского центра "Политэкономия" Андраник Теванян. Борьба с олигархами и теневой экономикой, подчеркнул он, не должна подразумевать карательных мер, иначе капиталы этих людей попросту уйдут из Армении за границу. По его словам, государство, ставящее целью высокие темпы экономического роста, не должно идти на такой шаг, как закрытие одного из крупных предприятий страны. "Каких бы политических убеждений ни придерживался Сукиасян, он уж точно не самый худший хозяйственник в стране. Теперь он просто перенесет бизнес в другую страну. Выгодно ли это для Армении?" - спрашивает Теванян. Местные производители, добавил он, и так оказались в стесненном положении из-за повышения курса драма, после которого иностранные товары стали успешно конкурировать с армянскими, а зачастую и выигрывать эту конкуренцию.

В связи с деятельностью компании "Бжни" поступают отклики от зарубежных партнеров фирмы. В частности, 1 ноября откликнулся президент фирмы HARWAL Group Арут Оганесян, письмо которого распространила пресс-служба компании "Сил групп". "Уважаемый господин Сукиасян, не могу поверить, что армянские власти могут по политическим мотивам уничтожить такое успешное предприятие, коим является завод по розливу минеральной воды "Бжни". Уничтожение этого национального бренда, который приносит стране признание, может привести к огромным потерям. Это станет потерей не только для семьи Сукиасянов, но и для Армении и ее народа. Представьте себе, что случилось бы, если б правительство Франции решило закрыть Эвиан или Перие, или если бы американские власти закрыли Кока-Колу или Пепси-Колу. Здравомыслящие люди должны высказать свое осуждение в адрес правящего в Армении режима за его реваншистские шаги", говорится в письме. Президент компании считает, что по политическим мотивам уничтожается ценный ресурс. "К сожалению, Армения далека от демократии", говорится в письме Оганесяна. ("Лрагир"). По мнению газеты "Чоррорд ишханутюн", "террором, начатым в отношении семьи Сукиасянов, режим показал, что "у предпринимателей собственности нет". "Совершенное подчеркивает, что все, без исключения, предприниматели Армении держат в своих сейфах не свидетельства о собственности, а всего-навсего клочок бумажки... Зять Сержа Саргсяна давно облизывается на бизнес Сукиасянов".

Криминальная Армения

Как сообщает газета "Аравот", с 24 по 26 октября, то есть всего за три дня, в Армении было убито по меньшей мере 5 и ранено 6 человек. Два случая произошли в Ереване - около ресторана "Цхотнер" и в одном из дворов на проспекте Комитаса, два случая - в городах Степанаван и Спитак в Лорийской области. 25 октября около двух часов ночи у ресторана "Цхотнер" вспыхнул спор, за которым последовали выстрелы. Прибывшая на место инцидента оперативная группа установила, что получивший огнестрельные ранения 53-летний Валерий П. доставлен в медцентр "Эребуни". На месте преступления обнаружены гильзы и патрон от пистолета "ТТ". По словам врачей, потерпевший не в состоянии давать показания.

Четверо убитых в Спитаке

Согласно официальной информации, 24 октбря в 20.50 в вагончике на улице Спандаряна неизвестными лицами были расстреляны жители Спитака Степа Дилбарян, Варужан Мартиросян, Ншан Даниелян и житель города Ванадзора Карапет Мискарян. От полученных огнестрельных ранений Дилбарян и Мискарян скончались на месте, а Мартиросян и Даниелян - по дороге в больницу. Находившийся в вагончике еще один человек, Гаруш Марутян, с тяжелыми ранениями был доставлен в больницу. В ходе осмотра места происшествия были найдены и конфискованы 6 гильз от пистолета "Макаров", одна пуля 9-миллиметрового калибра и 4 пули от автомата. Как передают источники газеты, убийца был в маске, а убийство, судя по всему, является заказным. По нашим "Аравот", убитый Варужан Мартиросян был в Спитаке известным уголовным авторитетом. В городе ходят слухи о том, что убитые были людьми из окружения беспартийного депутата Национального Собрания РА, главы компании "Держава" Аркадия Амбарцумяна.

Результат безнаказанности

24 октября Арцрун Акопян, Артур Агаджанян и Армен Григорян находились в ресторане "Драхт" ("Рай"), который расположен в селе Амракиц Лорийской области. Около 22.30 между ними и мэром Степанавана Саркисом Каракешишяном по кличке "Кото" вспыхнула ссора, во время которой градоначальник получил режуще-колотые раны в области левого плеча и левой щеки, остальные трое - огнестрельные ранения. На месте происшествия были обнаружены и конфискованы 4 гильзы. По инциденту проводится предварительное расследование, подробности дела выясняются. Несмотря на это, 25 октября Генпрокуратура РА поспешила выдвинуть версию, в соответствии с которой мэр Степанавана Каракешишян с целью защиты "выстрелил из закрепленного за ним пистолета "Викинг" в направлении вышеупомянутых трех лиц". Понятно, почему Генпрокуратура решила взять мэра под свою защиту: Каракешишян - член правящей Республиканской партии и имеет очень близкие отношения как с местными правоохранительными органами, так и с прокурорм Лорийской области. Но здесь есть одна тонкость. Дело в том, что еще 26 мая 2006 г. мэр с использованием этого же оружия совершил еще одно преступление. В указанный день Каракешишян, находясь в том же ресторане "Драхт", рукояткой пистолета "Викинг" (кстати, подаренного ему покойным премьер-министром Андраником Маргаряном) нанес семь ударов по голове жителя Степанавана Варужана Мовисяна, после чего выстрелил ему в ногу. Во время этого инцидента в ресторане находился Роберт Наварсардян, который взял на себя преступление, совершенное мэром. Навасардян был осужден, но вскоре был условно освобожден. Примечательно, что благодаря своим высокопоставленным покровителям мэр не проходил ни по одному эпизоду этого дела. Тенденция не привлекать к ответственности градоначальника Степанавана и сокрыть совершенное им преступление, проявляется и сегодня. Это вытекает из пресс-релиза Генпрокуратуры. Между тем в Степанаване газете представили другую версию произошедшего в ресторане "Драхт", который, кстати, принадлежит тому же Каракешишяну. Оказывается, преступление имеет свою предысторию. 19 октября в Степанаване проходили выборы главы городской администрации, на которых соперником действующего мэра был беспартийный Сережа Аракелян. Все участники инцидента, произошедшего 24 октября в ресторане "Драхт", в том числе трое лиц, получившие огнестрельные ранения, были сторонниками Аракеляна. После выборов переизбранный мэр устроил пирушку, во время которой заявил, что все, кто его не поддерживал, являются его личными врагами и что он еще им покажет. После выборов Каракешишян частично выполнил свое "обещание" - он уволил с работы поддержавших на выборах Аракеляна директора степанаванского Дома культуры Лиану Агаджанян, жену Артура Агаджаняна и нескольких учителей. 24 октября, когда сторонники того же кандидата Акопян, Агаджанян и Григорян пришли обедать в ресторан "Драхт", сотрудник ресторана заявил им, что "шеф", то есть Каракешишян, распорядился не выполнять их заказ. Тогда все трое подошли к находившемуся в тот момент в ресторане Каракешишяну, чтобы выяснить, что означает его "поручение". Началась перепалка, во время которой мэр достал пистолет и выстрелил в Арцруна Акопяна. Находившийся рядом с ним Григорян, увидев, что друг упал на пол, побежал в сторону буфета и вернулся уже с ножом, которым ударил мэра в плечо и щеку. Мэр произвел еще два выстрела, ранив Акопяна и Григоряна. В тот же день в степанаванскую больницу, куда были доставлены потерпевшие, приехал брат мэра, он же начальник отдела соцобеспечения мэрии, и, размахивая оружием, начал угрожать убить обидчиков. Его "обезвредил" буфетчик ресторана "Драхт" Самвел Меликсетян. По сведениям газерты, Армен Григорян, ранивший ножом мэра, задержан.

Вендетта

По заявлению генпрокурора Агвана Овсепяна, убийство, совершенное 26 октября во дворе дома номер 48 по улице Комитаса в Ереване является результатом вендетты и имеет непосредственное отношение к совершенному в том же районе 8 ноября прошлого года убийству председателя Союза охотников Армении, члена Республиканской партии Саята Давтяна. По данным полиции, перед убийством между Давтяном и убийцей произошел конфликт. Известен номер машины "BMW", в котором находились трое преступников. 12 ноября в ереванское управление Полиции РА с повинной явился некий Валерий Бабаян. Остальные преступники до сих пор не найдены. В минувшее воскренье в 14.35 в том же Арабкирском районе Еревана неизвестные лица расстреляли машину "ВАЗ-2121", в результате чего был убит 43-летний Грачья Матевосян. Затем один из преступников вышел из машины и произвел контрольный выстрел. Огнестрельное ранение получил и находившийся за рулем машины 22-летний Арутюн. На месте преступления полиция обнаружила 33 гильзы и одну пулю от автомата калибра 5,45 мм, а также 6 гильз и две пули 9-миллиметрового калибра. Любопытно, пишет "Аравот", что генпрокурор Овсепян объяснил совершенную, как он выразился, "вентеду" "менталилетом нашего народа", но никак не с тем обстоятельством, что убийства не раскрываются, а преступников покрывают именно правоохранительные органы. ("Аравот").

На прошлой неделе в дискотеке "Точка" в центре Еревана произошел инцидент. В результате драки один человек с повреждением глаза доставлен в больницу. По сведениям газеты "Айкакан жаманак", зачинщиком драки был племянник Сержа Саргсяна, сын депутата НС Сашика Саргсяна. Прибывшие на место происшествия полицейские никого не нашли, однако час спустя в полицию из Республиканской глазной больницы поступило сообщение о поступившем туда с повреждением глаза Артуре Конджуляне. По сведениям газеты, пострадавший лишился глаза.

"Недавние криминальные разборки в Спитаке, Степанаване и Ереване, вследствие которых погибли пять и получили ранения шесть человек, лишний раз показали, как изменилось наше общество. Причем изменилось в худшую сторону. А одна из главных причин трансформации общественного сознания, по нашему глубокому убеждению, является утрата веры в справедливость", считает газета "Айоц ашхар".

Газета "Аравот", отмечая, что генпрокурор Армении Агван Овсепян выразил уверенность, что последняя "вспышка" криминала в Армении обусловлена отменой смертной казни, пишет: "Проблема не в отсутствии сурового наказания, а в абсолютной безнаказанности. Сын мэра Гюмри устроил на улице перестрелку (по слухам, пострадали люди), но понес символическое наказание. Нынешний мэр Абовяна избил человека, но так и не был привлечен к ответственности. Сыновья депутата армянского парламента Сашика Саргсяна как минимум раз в месяц устраивают драки в дискотеках и ночных клубах (этим они занимались даже тогда, когда якобы служили в армии), но не несут за это наказание. Депутат Национального Собрания Левон Саркисян распорядился избить человек, который позже скончался, однако очевидно, что правоохранительные органы постараются сокрыть вину "Левы с мукомольного". К отсутствию или наличию смертной казни эти преступления никакого отношения не имеют. Наше общество не настолько "кровожадно", чтобы по каждому преступлению требовать смертной казни. Граждане всего лишь хотят, чтобы люди, так или иначе связанные с властными структурами, понесли соответствующее наказание, которое будет для них ощутимым, но необязательно самым суровым из предусмотренных мер наказания. Но полное отсутствие наказания дает "зеленый свет" для совершения последующих преступлений. Результат у всех перед глазами - сегодня в Армении нет ни одного мэра, сельского старосты или главы общины, который не был бы вовлечен в криминально-мафиозные отношения. Все эти чиновники имеют бизнес, окружение из представителей криминального мира и правоохранительных органов, вооруженных сторонников и различные счеты с кланами-соперниками. Поэтому естественно, что время от времени эти конфликты дают о себе знать в виде перестрелок и поножовщины. Но тесно связанные с вышеупомянутыми кланами правоохранительные органы не дают соответствующих оценок. В лучшем случае они заявляют о необходимости восстановления смертной казни.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.