Белоруссия заинтересована в приобретении контрольного пакета латвийской компании АО Kalija parks, владеющей одноимённым терминалом насыпных грузов в Вентспилсском порту (Латвия). Об этом, как пишет российская железнодорожная газета "Гудок", заявил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко на очередном латвийско-белорусском инвестиционном форуме, состоявшемся в Минске. Детали возможной сделки он обсудил с министром экономики Латвии Каспарсом Герхардсом.

На встрече с министром Владимир Семашко выразил обеспокоенность тем, что сокращается транзит через Латвию белорусских калийных удобрений. "Ещё три года назад мы переваливали через порт Вентспилса около 3,8 млн тонн в год, а за девять месяцев текущего года объём перевалки составил всего около 900 тыс. тонн. По итогам года в лучшем случае мы выйдем на 1,2 - 1,3 млн тонн", - сказал он. По мнению Семашко, "основной причиной значительного снижения перевозок является не очень правильная тарифная политика Латвийской железной дороги, а также дороговизна услуг стивидорских компаний на территории Латвии". "И тем не менее у нас есть большие виды на терминал сыпучих грузов стивидорной компании Kalija parks, - отметил он. - Мы готовы даже выкупить определённую долю предприятия". Этот шаг гарантирует бесперебойную и выгодную перевалку белорусских грузов. Для латвийской же стороны это даст возможность увеличить транзит и его перевалку в разы. Тем более что в Белоруссии продолжается наращивание мощностей по производству калийных и азотных удобрений.

В свою очередь Каспарс Герхардс подчеркнул, что белорусские грузы в целом занимают около трети в общем объёме продукции, перегружаемой в портах Латвии. Рижский и Вентспилсский порты сейчас загружены не полностью, и латвийская сторона заинтересована в увеличении объёмов перевалки не только белорусских удобрений, но и нефтепродуктов, а также других видов грузов. Министр экономики Латвии констатировал, что латвийские порты перерабатывают около 60 млн тонн грузов в год, из них 20 млн тонн - белорусские. Однако если анализировать динамику перевалки по годам, то были куда более успешные времена.

Заведующий кафедрой "Управление грузовой и коммерческой работой" Белорусского государственного университета транспорта Иван Еловой сообщил "Гудку", что Белоруссии нецелесообразно закупать морские терминалы для транспортировки калийных удобрений. "Сейчас ведётся много споров о том, покупать нам или нет зарубежную портовую инфраструктуру. Наши расчёты подтверждают, что это нецелесообразно", - отметил он.