Блок законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией, приняла в первом чтении Государственная дума РФ 7 ноября, сообщает корреспондент ИА REGNUM. В пакет входят четыре законопроекта - базовый закон "О противодействии коррупции", в котором содержится определение коррупции и коррупционного правонарушения, прописан порядок уголовного преследования за него, также в пакете законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 действующих федеральных законов, касающихся работы милиции, судов, госорганов и так далее.

В ходе обсуждения депутат Госдумы Виктор Илюхин (КПРФ) заявил, что антикоррупционные законопроекты "не содержат последовательных и эффективных предложений". По мнению коммуниста, необходима великая кадровая революция. Кроме того, для преодоления коррупции Совет Федерации должен формироваться путем прямых тайных выборов, как и Госдума. Федеральные округа выполнили свою задачу и их необходимо распустить за исключением находящихся в них межрегиональных подразделений прокуратуры и МВД России, сказал депутат. Судебная власть, по словам Илюхина, должна формироваться исключительно Федеральным Собранием и законодательными органами регионов. "Мы считаем нужным создать в стране общественный комитет народного контроля за поведением чиновников с наделением его определенными государственными полномочиями", - сказал Илюхин.

Он также выразил возмущение тем, что в конституционный закон о правительстве РФ предлагается "лишь одна поправка на полстранички", "хотя правительственная власть утонула в кумовстве, формируется по принципу землячества и личной преданности, а не по деловым качествам и профессионализму". "Засилье питерских в высших эшелонах власти оборачивается для России большой бедой, в том числе и коррупционированностью", - уверен депутат.

В свою очередь, выступая в Госдуме вице-спикер нижней палаты парламента Владимир Жириновский (ЛДПР) заявил, что для борьбы с коррупцией необходимо ограничить монополию на власть через закон. По мнению вице-спикера, для того чтобы снизить коррупцию в органах власти, необходимо сократить контакт гражданина с чиновником. "Не имеешь права вступать в контакт с гражданином, чиновник. Принимаешь решение только на основании документов", - сказал он. Причем, по мнению Жириновского, необходимо четко ограничить сроки прохождения документов. "Убрать поле для коррупции и убрать монополию на власть", - заявил лидер ЛДПР. По его мнению, необходимо прекратить все революции и бороться только с монополией "в любом ее проявлении - в демократии, в политике, в экономике, в Госдуме, в любом сельском союзе". "Уберем монополистов - добьемся успехов", - заявил Жириновский.

"Друзья мои, мы знаем примеры стран, где рубят руки, голову, расстреливают за коррупционные преступления, но не всегда почему-то это дает должный эффект", - сказал первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов ("Единая Россия"). По его словам, совсем наоборот, сегодня лидерами в антикоррупционной деятельности являются такие страны как Сингапур, Швеция, Португалия.

По мнению депутата Госдумы Геннадия Гудкова ("справедливая Россия"), сомнительно само определение понятия "коррупция". "Полностью отсутствует механизм посредника. Вот этих самых жучков, которые там, боковичков, и так далее, через которые все эти взятки поступают в карманы чиновников. Они полностью выпадают из уголовной ответственности", - заявил Гудков, подчеркнув, что "мы можем привлекать должностное лицо, но не тех, кто носит взятки". Гудков также заявил о необходимости расширить круг родственников чиновников, которые подают декларацию о доходах. "Здесь сидят люди, которые лучше меня знают - на тестя, на тещу, на свата, на зятя", - сказал Гудков. Он напомнил случай, когда мэр подмосковного города все имущество переписал на своего тестя рядового пенсионера, ежемесячно откладывающего на книжку от 6 до 50 млн. рублей. Депутат Госдумы также посетовал на то, что расследование Счетной палаты РФ носит рекомендательный характер. Он выступили за увеличение ее полномочий, отметив, что это прообраз парламентского контроля.

В ходе обсуждения блока законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией депутат Госдумы Любовь Шубина ("Единая Россия") обратила внимание на то, что сомнение вызывает норма о "стукачестве". Поясняя механизм реализации законопроекта председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин ("Единая Россия") отметил, что "мы не можем создавать систему необоснованных заявлений. Мы не можем создавать систему конъюнктурной информации". "В известной степени те предложения, которые сделаны в данной статье отражают существующую практику в ряде зарубежных стран, они иногда в закон вносят элементы внутрикорпоративной этики", - заявил он.

Комментируя принятие блока поправок, депутат Госдумы Кира Лукьянова ("Справедливая Россия"), отметила, что было бы разумным обратить внимание не столько на доходы, сколько на расходы данных должностных лиц и членов их семьи. "Доходы можно скрыть, а вот человека, живущего не посредствам, видно сразу. Может, покажется анекдотичной ситуация, когда сотрудник органов берет в банке крупный кредит при зарплате в 15 000 рублей. Для банка является достаточным заявления о месте работы такого заемщика и устного подтверждения неофициальных доходов. Это было бы смешно, когда бы не было так грустно", - сказала депутат Госдумы.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, в базовом законопроекте особое место отводится мерам по профилактике коррупции. Формирование в обществе "нетерпимости к коррупционному поведению, в том числе путем антикоррупционной пропаганды" провозглашается первой мерой в борьбе с коррупцией. Также предлагается проводить антикоррупционные экспертизы законодательства, предъявлять специальные квалификационные требования к тем людям, которые претендуют на место чиновника. Чиновник за добросовестную работу, в соответствии с предлагаемым законопроектом, будет поощряться. В практику кадровой работы предлагается ввести традицию, в соответствии с которой "длительное, безупречное и эффективное" исполнение чиновником своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, при присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга. Законопроект предлагает сократить категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Для борьбы с коррупцией законопроектом сокращается численность чиновников с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов. Кроме того, в документе отмечается, что одной из мер в борьбе с коррупцией станет повышение уровня зарплат чиновников. Ответственность федеральных и региональных властей, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц за "непринятие мер по устранению причин коррупции" предлагается повысить. Полномочия чиновников оптимизируют, конкретизируют и предлагают описать их в административных и должностных регламентах. Поправками определяется, что чиновник обязан предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме этого он должен будет предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи. Причем членами семьи государственного и муниципального служащего является супруг (супруга) и несовершеннолетние дети. Законопроектом конфиденциальность таких сведений гарантируется. Документом устанавливается ответственность за непредоставление или предоставление ложных сведений о доходах. Достоверность предоставленной информации будет проверяться. Провозглашается, что борьба с коррупцией будет вестись, в том числе при помощи самих чиновников. Как следует из законопроекта, чиновник "обязан уведомлять в письменной форме" своего работодателя, органы прокуратуры и другие органы власти о ставших ему известными случаях коррупции другими государственными служащими или о непредоставлении сведений другими чиновниками о своих доходах. Также чиновник обязан уведомлять обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных или иных правонарушений. Если чиновник не докладывает о ставших ему известными случаях коррупции, то это считается правонарушением, которое может привести к увольнению. В одобренных в первом чтении законопроектах определяется, что в течение двух лет, после своего увольнения с государственной службы, бывший чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии "по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов". За коррупционные правонарушения законопроектом устанавливается ответственность юридических лиц. При этом применение мер ответственности к юрлицу не освобождает от ответственности за коррупционные правонарушения виновное физическое лицо, равно как привлечение физического лица не освобождает от ответственности и причастное юридическое лицо.