"Немцов дал красноярцам рецепт процветания".

(Независимая газета 17.04.03. Ю.Чувашев)

Лидер СПС уверен, что развитию богатейшего в России региона мешает бюрократия

Лидер "Союза правых сил" Борис Немцов, рассказывая вчера на пресс-конференции об итогах своего визита в Красноярский край, не отрицал, что главной целью было укрепить в крае позиции правых. Но уточнял, что в конечном итоге поездка эта все же деловая. Во время полуторачасовой встречи с губернатором Александром Хлопониным, подчеркнул Борис Немцов, обсуждались наиболее важные для региона проблемы: реформа жилищно-коммунального хозяйства, бедность населения, его нарастающая наркотизация, хронический вывод финансовых потоков и центров образования прибыли из региона в Москву.

Немцов также отметил важность проведенной в Красноярске конференции, направленной на повышение инвестиционной привлекательности региона, и конференции по молодежной политике, состоявшейся в Красноярском государственном университете. Лидер СПС не преминул напомнить, что красноярский губернатор занимается молодежной политикой и на федеральном уровне, на уровне Госсовета страны. Вдобавок Немцов заявил, что в крае решено начать масштабный молодежный проект, Немцов детально объяснил, чем именно Красноярский край обратил на себя особое внимание СПС.

В перечне главных "конкурентных" преимуществ региона первым он назвал самого губернатора Александра Хлопонина - "нового прогрессивного и амбиционного человека, действительно желающего сделать для региона максимум полезного". Кроме того, по мнению Немцова, важен образовательный и интеллектуальный потенциал Красноярска, так как край входит в первую пятерку страны по уровню образованности жителей и насыщенности вузами и научными школами. И естественно, важен экспортный потенциал края, связанный с огромными природными ресурсами. Вдобавок к этому - концентрация высоких технологий, прежде всего в сфере атомной энергетики и космических исследований.

По мнению Немцова, ни один другой регион страны не имеет сочетания таких конкурентных преимуществ и дело теперь за тем, чтобы их эффективно использовать, чтобы получить деньги для создания новых рабочих мест, пополнения бюджета и развития региона, не дожидаясь раскачки Центра.

Что же касается отрицательных моментов, то Немцов выделил проблему "алчной и абсолютно эгоистичной бюрократии как на краевом, так и на федеральных уровнях". И эта тема тоже обсуждалась с Хлопониным. Но как будет идти реформирование бюрократии на краевом уровне (о федеральном на берегах Енисея загадывать не приходится), покажет время, а его до выборов в Госдуму остается все меньше. Не обошлось в ходе визита без оценки межбюджетных отношений. Защиту финансовых интересов региона Немцов назвал базовой задачей губернатора и всех ответственных людей, живущих в Красноярске. А то, мол, в прежние времена выстраивание вертикали власти обернулось для края финансовой катастрофой, из-за которой в Москву ушло около 7 млрд. руб. Поэтому сейчас прежде всего необходим капитальный ремонт всей краевой государственной машины. Это, по убеждению Немцова, ключевая тема. Кроме того, необходимо создание привлекательных условий для инвестиций.

Во время интервью на местном "Авторадио" Немцову напомнили его прежнее высказывание: "Москва не должна быть метрополией, а страна - колонией". И Немцов согласился с собственной формулой.

"Борис Немцов обнаружил главное преимущество Красноярского края".

(Коммерсант 17.04.03. Б.Ельшин)

Это губернатор Александр Хлопонин

Вчера закончился двухдневный визит Бориса Немцова в Красноярск. Лидер фракции СПС не скрывал, что его поездка носит предвыборный характер. Официальным поводом для прибытия Бориса Немцова в Красноярск стала организованная СПС международная конференция "Имидж Красноярского края. Будущее региона". Международный статус мероприятию должны были обеспечить две представительницы из США и Канады, со скучающим видом сидевшие в зале, а слушателями стали студенты Красноярского университета.

Открыл конференцию губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, который сразу же заявил, что никаких политических симпатий к партиям не питает, но должен сотрудничать со всеми (при этом он почему-то ничего не сказал о том, что в конце марта был избран в высший совет партии "Единая Россия"). "Надеюсь, состоится живой диалог и предложения, высказанные сегодня, могут стать основой стратегии развития нашего региона", - закончил краткое выступление губернатор края.

Позже Александр Хлопонин объяснил, что его появление на конференции носило "потребительский характер": "Из грядущих выборов мы должны извлечь максимальную пользу. Хотя бы для того, чтобы бюджет следующего года получился лучше, чтобы остановить принятие невыгодных для регионов законов".

Выступление на конференции Бориса Немцова имело весьма опосредованное отношение к Красноярскому краю. В нескольких фразах лидер СПС отметил, что на территории региона находятся богатейшие природные ресурсы, делающие его инвестиционно привлекательным, у Красноярского края низкая себестоимость электро- и теплоэнергии, высокий научный потенциал.

"Самое же главное конкурентоспособное преимущество Красноярского края - губернатор Александр Хлопонин", - заявил Борис Немцов. Все эти составляющие, по словам политика, обеспечивают краю "позитивные перспективы".После чего Борис Немцов плавно перешел к проблемам общероссийского масштаба и роли СПС в решении этих проблем. Основной задачей правых сил, по словам Немцова, является реформа бюрократии: "Реформа должна держаться на трех "К" - контракт, конкурс и конфликт интересов". Управляя "локомотивом антикоррупционной деятельности", СПС планирует качественно изменить уровень российской жизни.

В докладе, похожем на предвыборную платформу партии, нашлось место и президенту Путину. "Молодой подтянутый мужчина на сломанной лодке, подкрасили немного - вот и все", - охарактеризовал президента господин Немцов. Он заявил, что не питает теплых чувств и к президентской партии "Единая Россия". Видимо, его симпатия к члену высшего совета этой организации Александру Хлопонину явилась исключением.

Еще одна агитационная встреча со студентами прошла у Бориса Немцова как заседание "круглого стола" "Проблемы и перспективы молодежной политики". Перед началом заседания лидер СПС торжественно вручил партийное удостоверение красноярскому физику Валентину Данилову, обвиняемому в шпионаже в пользу Китая. Как выяснилось, ученый написал заявление о вступлении в партию около месяца назад. После слов благодарности Валентин Данилов пообещал подарить СПС "парочку тех разработок, которые у нас есть". После этого студентам раздали агитационные брошюрки, а Борис Немцов начал излагать инициативы СПС. Небольшой казус случился, когда перешли к оглашению записок из зала: в одной из них Борису Немцову было предложено уйти в отставку.

"Вячеслав Новиков: "Пока нынешняя администрация гасит пожары по мере их возникновения".

("Сегодняшняя газета", 17.04.03, Максим Глазунов)

Несомненно, одно из главных политических событий минувшей недели - это приезд в край нашего энергетического светоча Анатолия Борисовича Чубайса. Среди внимавших ему гранд-персон красноярской политики был замечен и сенатор Вячеслав НОВИКОВ. Думается, присутствовал он там вовсе не случайно. Дело в том, что Вячеслав Александрович весь последний год занимался в Совете Федерации как раз реформированием естественных монополий, и в первую очередь - РАО ЕЭС. Мы попросили сенатора поделиться своими впечатлениями от прошедшего в Красноярске всероссийского совещания энергетиков.

Кто заплатит за смену лампочки?

- Вячеслав Александрович, проблему реформирования энергетики вы знаете достаточно хорошо. Что-нибудь новое для себя услышали на том совещании?

- Безусловно. Дело в том, что хотя реформы проводит и несет ответственность за них Правительство РФ, все материалы для них готовит РАО ЕЭС, поскольку они в своей области наиболее профессионально подготовлены. Поэтому чрезвычайно интересно было слышать, как понимает РАО дальнейшие этапы и шаги реформы. Под которые, к слову, нужно подготовить и принять еще более 40 нормативных актов, чтобы все двигалось. И самое главное - как они ставят задачи перед энергетическими системами регионов, как настраивают директоров, какие цели ставят и так далее.

- И каков настрой?

- Настрой по-прежнему таков: осуществить реформу в кратчайшие сроки. Невзирая на потери.

- Что есть хорошо или плохо?

- Что есть очень плохо. Потому что сейчас планировать все этапы реформы вместе с их точными результатами, с моей точки зрения, невозможно. Правильнее будет двигаться последовательно: вначале реализовать один этап, посмотреть, что получилось, а затем уже, учитывая сделанные ошибки, приступать к следующему. А сказать, что к 2006-му году у нас уже будет рынок и будет расформировано РАО ЕЭС, на мой взгляд, не очень дальновидно.

Кстати, в первом экземпляре пакета документов рынок планировался уже с 1 июля 2004-го года, затем в результате определенных усилий, в том числе и Совета Федерации, дату перенесли на 1 июля 2005-го года, сейчас же Анатолий Борисович ставит задачу уже на лето 2006-го. И я надеюсь, что эта цифра тоже будет отредактирована. И это не потому, что я такой ретроград и противник реформирования. Просто если проанализировать, что нам предстоит сделать, то это сильно жесткие сроки, и хорошо сделать все в такие сроки просто невозможно.

- Есть очень простой вопрос, который любят задавать коммунисты. За счет кого на самом деле должна происходить реформа энергетики? И за счет кого она будет происходить в реальности?

- Вопрос вы, конечно, задаете философский. Строго говоря, реформа РАО происходит за счет средств РАО. Ведь что такое реформирование энергетики? Это разделение нынешнего монополиста на три составляющие: генерацию электроэнергии, ее передачу и сбыт. И все они должны быть независимы друг от друга. Возникнет конкуренция, все будут снижать издержки... При этом передача останется у государства, диспетчеры останутся у государства, а все остальное - как получится. Захочет государство продать - продаст, не захочет - оставит у себя... Это совершенно нормальный процесс. Таким образом мы постепенно придем ко второму этапу реформы: электроэнергия должна продаваться за столько, сколько она стоит.

Так должно быть. Но дальше начинаются особенности чисто российские. Все же захотят получать сверхприбыли! И, пользуясь неразберихой, начнут выкручивать руки. Так вот, самое страшно в реформах по-российски - это как раз момент неразберихи. Никакого рынка, никакого спроса, который определяет предложение, поначалу, конечно же, не будет. А будет некая установленная цена, причем, установленная монопольно. Потому что осколки нынешней системы останутся, а значит, будут ценовые сговоры, картельные соглашения и все остальные "прелести" со всеми вытекающими отсюда последствиями. На кого это все упадет? Понятно, на кого - на того, кто будет платить за электроэнергию, - на население и на хозяйствующие субъекты.

Именно поэтому мы в Совете Федерации и бились долго и упорно за то, чтобы реформа была не скоропостижной, а поэтапной - это позволило бы свести к минимуму, а кое-где и исключить, ту самую неразбериху. К сожалению, не все нам удалось. Но кое-чего мы все же добились. Сроки реформирования, во всяком случае, с нашей подачи значительно увеличены.

- Чем все это грозит нам, Красноярскому краю?

- Краевая специфика заключается в том, что у нас достаточно развита энергетика, пожалуй, самая дешевая по себестоимости электроэнергия, и есть в наличии серьезный ущерб, который нанесен окружающей среде. У нас много энергоемких предприятий, которые ориентированы на дешевую электроэнергию. Именно поэтому мы можем пострадать сильнее, чем все другие регионы. Дело в том, что первый вариант законопроекта предполагал введение единого оптового рынка и, соответственно, единой цены по всей России.

- То бишь, КрАЗ можно было бы закрывать, а рабочих отправлять на биржу труда?

- Строго говоря, да. В результате очень серьезной борьбы нам удалось отстоять введение по России ценовых зон, внутри которых будет одна цена, но между собой они могут не совпадать. Порядок определения ценовых зон отдан на откуп правительству. Поэтому задача номер один - это предпринять все возможные усилия, чтобы была образована ценовая зона в составе Красноярского края, Иркутской области и Хакасии - регионов, где избыток ГЭС, а потому самая дешевая электроэнергия.

- Вы где-то говорили, что администрация края пока не делает ничего в этом направлении...

- Уже делает. Я разговаривал с Соколом, они сейчас предпринимают определенные шаги, чтобы в этот процесс войти.

Бросок Чубайса на канализацию

- Я с удивлением узнал, что Чубайс вкупе с "Газпромом" теперь собираются заниматься еще и ЖКХ. Что вы об этом думаете?

- Давайте вначале все-таки четко определим, а что же это такое. За что берется Чубайс? Он создает некую Российскую коммунальную систему, в которую, кроме РАО ЕЭС, войдет еще и "Газпром" и некоторые наши олигархи вроде Интерроса или банка "Еврофинансы". РКС эта займется проблемами жилищно-коммунального хозяйства на некоторых территориях и в городах РФ. Под это подтягиваются порядка 500 млн. долларов. Цель заключается в следующем: показать, что навести порядок в этой сфере возможно. Делать это предполагается, привлекая достаточно серьезные ресурсы и демонстрируя, что это является выгодным. Почему именно РАО ЕЭС? Потому что самые главные неплательщики для РАО ЕЭС - это ЖКХ. Поэтому они естественно заинтересованы в том, чтобы навести там порядок, и чтобы они платили. Тоже самое и для "Газпрома" - есть целые области, где основной продукт потребления жилищно-коммунального хозяйства - это газ. На самом деле, идея вообще здравая. Хорошо, когда в ЖКХ идут люди заинтересованные, да еще и у которых есть деньги.

- А лично вы, Вячеслав Александрович Новиков, верите, что у них получится решить многочисленные проблемы ЖКХ в отдельно взятых регионах?

- Безусловно, да. Да у кого угодно получится, кто придет с деньгами.

- А почему раньше-то ни у кого не получалось?

- Давайте рассмотрим такой простой пример. Нужно ли городу заниматься жилищно-коммунальным хозяйством? На мой взгляд, безусловно, нет! Потому что, чем хуже там будут обстоять дела, тем больше денег можно будет получить от вышестоящего бюджета. Поэтому у нас и завышенные тарифы - потому что это выгодно. МУПы приносят в администрацию свои задранные сметы расходов, те кивают головой, просят под это дело трансферты, потом платят МУПам по их реальным потребностям, а излишки перераспределяют на другие нужды. И так будет всегда, пока муниципалитеты этим занимаются.

- Хорошо, а кто должен заняться ЖКХ?

- Этим должен заняться кто-то, у кого есть деньги, и кто готов их вкладывать с учетом того, что быстрой отдачи получить не удастся. И если сейчас крупный частный бизнес туда пойдет, там будет все нормально.

- Так что же делать краю в этой ситуации? Бежать и записываться к Чубайсу в очередь, дабы он нас "отреформировал"? Надо ли нам бороться, чтобы попасть в ту самую десятку регионов?

- Мне в этом отношении нравится нынешняя позиция краевой администрации, которую озвучил Сергей Сокол. Он говорит: хотите прийти к нам и заниматься реформой ЖКХ? Пожалуйста! Но - вместе с нами. На паритетных началах. А отдавать вам все на откуп - это значит менять одного монополиста на другого. Это нам не интересно.

Когда рванем?

- Не могу не спросить. Вячеслав Александрович, а где обещанный губернатором "мощный экономический рывок"? На ваш взгляд, почему он не происходит?

- Здесь все обстоит достаточно грустно. И грусть, с моей точки зрения, заключается в том, что пока не видно, чтобы администрация системно занималась краем в целом. Не решала бы какие-то узкие проблемы, вроде ГУПов в птицепроме, проблем цементного завода или "Енисейского меридиана"; или даже отдельных отраслей - лесной, сельскохозяйственной. А рассматривала бы все это в системе и ставила бы задачи, решением которых достигался бы общий макроэкономический результат, который должен быть внятно и четко сформулирован. Пока, к сожалению, я такой ясной и четкой программы действий не вижу. Пока нынешняя администрация только гасит пожары по мере их возникновения.

- Но пожарные-то они нормальные?

- Великолепные! Здесь вопросов нет. Но вот обещанного рывка, к сожалению, пока не случается. И, самое главное, - перспектив никаких нет. Пока губернатор лично не начнет этим заниматься, ничего подобного не произойдет...

- Так почему наш замечательный перспективный губернатор не занимается такой программой?

- Я думаю, что это проблема скорее психологическая. Просто надо в какой-то момент внутренне понять, что край - это система. Что в этой системе присутствуют субъекты, которые обладают свободой воли. Что это не корпорация, где ты можешь отдать приказ, и этот приказ будет выполнен, а если нет, то этот человек может быть уволен. И когда это будет понято, основная задача, которая будет стоять на определенном этапе перед губернатором, это как раз разработка системы мероприятий по развитию края в целом. Ну а дальше нужна будет определенная политическая воля, чтобы эту программу успешно реализовать.

"Минусинцев "согревает" не только водка".

("Красноярский рабочий", 17.04.03, Владимир Несяев)

Заместитель губернатора Сергей Сокол, побывав 4 апреля в Минусинске на ликероводочном производстве акционерного общества "Минал", заявил журналистам, что он и сопровождавшие его чиновники "серьезно отнеслись к вопросу дегустации продукции Знаменского спиртзавода и лично убедились, что качество спирта соответствует высокой планке, заявленной производителем".

Разумеется, Сергей Михайлович утрировал - никакой дегустации миналовской водки и уж тем более заурядной пьянки на самом деле не случилось. Сокола провели по цехам, показали современное оборудование и разливочные линии, продемонстрировали сертификаты, многочисленные медали и дипломы, подтверждающие, что минусинский алкоголь не просто соответствует существующим ГОСТам, но и заметно их превосходит. Проблема же состоит в том, что мощности Знаменского спиртзавода используются всего на 50 процентов, а головное предприятие, ОАО "Минал", загружено лишь на треть. Причина одна - нет сбыта продукции.

Возможно, кому-то из ярых трезвенников данный вопрос покажется несущественным, дескать, затоварились виноделы, и пусть себе, нечего народ спаивать. Это если не принимать во внимание, что производство и реализация алкоголя остаются одной из доходнейших статей бюджетов всех уровней, от местных до российского. В 2002 году край в целом потерял из-за миналовской "затоварки" более 60 миллионов рублей, из них Минусинск не досчитался в своей казне 35 миллионов целковых, что для провинциального городка весьма существенно, поскольку завод является его крупнейшим налогоплательщиком. И не АО "Минал" тривиально спаивает население, а многочисленные конкуренты, наводнившие краевой рынок дешевыми суррогатами и зачастую откровенно фальсифицированной водкой, текущей в наш регион со всех концов страны. По законам массового производства минусинские виноделы, дабы вконец не разориться, вынуждены повышать розничные цены на свою продукцию, что также не способствует росту объемов продаж.

Сокол пообещал, что краевая администрация попытается разрубить сей гордиев узел и не даст захиреть мощному ликероводочному предприятию. Причем действовать власти станут в полном соответствии с принятым месяц назад краевым парламентом законом об обороте алкогольной продукции. Сергей Михайлович выразил надежду, что "Минал" вернет утраченные на рынке позиции и по традиции будет достойно представлять во всех городах и весях красноярскую марку. Ведь, как ни крути, водка для российских граждан продолжает оставаться одним из самых востребованных потребительских товаров. Не учитывать этот нюанс было бы просто недальновидно - прежде всего с экономической точки зрения.

Впрочем, замгубернатора посетил Минусинск не только в связи с трудностями, переживаемыми тамошними виноделами. Была еще одна проблема, которую Соколу, похоже, удалось решить совместно с генеральным директором ОАО "Красноярскэнерго" Михаилом Кузичевым и главой города Анатолием Кекиным. Заключается она в том, что минусинские тарифы на теплоснабжение втрое выше, чем в среднем по краю. Стоимость одной гигакалории здесь порой доходит до 900 рублей - запредельная для потребителей цена. А все потому, что Минусинск отапливают более десятка небольших низкорентабельных котельных, из которых четыре муниципальных. Кстати, одна из таких кочегарок, о чем не-однократно писал "Красноярский рабочий", находится в историческом центре города рядом с драмтеатром, мартьяновским музеем и Спасским православным собором, нещадно загаживая своими выбросами архитектурные памятники.

Между тем в семи километрах от населенного пункта расположена мощная ТЭЦ, собственно, когда-то и строившаяся для того, чтобы обеспечивать теплом весь Минусинск. И она вполне готова его обеспечивать при снижении тарифов на 15-25 процентов. Для этого необходимо протянуть от станции две теплотрассы: одну в поселок Зеленый Бор (длиной 3,8 километра), другую в старинный центр города (длиной 1,7 километра). Если это получится, можно будет закрыть сразу 11 кочегарок, обогревающих нередко лишь пару жилых домов и наносящих жуткий экологический ущерб окружающей среде. О совместном долевом строительстве теплотрасс и подписал соглашение мэр Кекин с главным краевым энергетиком Кузичевым. На это потребуется около 40 миллионов рублей, причем свою половину суммы городской бюджет готов выделить уже в текущем году. Данное обстоятельство не мог не отметить вице-губернатор Сокол, похваливший минусинского градоначальника и подчеркнувший при этом, что такому рачительному хозяину краевая администрация всегда окажет любую поддержку. А гендиректор "Красноярскэнерго" Михаил Кузичев заметил, что Минусинск - один из немногих городов края, неизменно выполняющих свои обязательства в части текущих платежей за энергоносители.

"Сообщение о формировании избирательной комиссии красноярского края".

("Красноярский рабочий", 17.04.03)

В связи с проведением сессии Законодательного Собрания 25 апреля 2003 года Законодательное Собрание края доводит до сведения политических партий и избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Красноярского края, представительных органов местного самоуправления, общественных объединений, что предложения Законодательному Собранию края по кандидатурам в состав Избирательной комиссии Красноярского края будут приниматься до 14 часов 25 апреля 2003 года по адресу: пр. Мира, 110, Законодательное Собрание края, тел. 49-31-50.

Председатель Законодательного Собрания края А. В. УСС.

"Такая корова нужна самому".

(Дарья Марьялова "Известия - Красноярск" 17.04.03)

НА НАШЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПОКУШАЮТСЯ СРАЗУ ДВЕ КРУПНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СТРУКТУРЫ

Самое интересное, как известно, остается за кадром. Наивно полагать, что Анатолий Чубайс приезжал в Красноярск только для того, чтобы разрешить администрации Красноярскою края гасить долги в рассрочку. Как показывает практика, к встречам подобного рода готовится сразу несколько соглашений. Как нам сообщили источники из властных структур, документ действительно был не один. Вот только остальные Александр Геннадиевич не подписал. Среди них и соглашение, касающееся ЖКХ края. Ни один из городов нашего края не будет участвовать в пилотном проекте, согласно которому реформой жилищно-коммунального хозяйства займется холдинг "Российские коммунальные системы" - детище РАО "ЕЭС России".

994 километра тепловых сетей, 1 060 километров водопроводных труб, 992 километра канализации, 65 котельных... Все это коммунальное хозяйство Красноярска принято оценивать дешево: ветхо, убыточно - одним словом, дыра для денег. Однако, по некоторым данным, это самое ЖКХ вдруг оказалось вполне неплохим бизнесом. Только наш коммунальный рынок оценен в 100 миллионов долларов (!) в год. Российский - в два миллиарда.

Практически сразу после озвучивания этих сумм начали появляться претенденты на "сопровождение реформы ЖКХ", а фактически на организацию своего крупного бизнеса на жилищно-коммунальных сетях.

Первыми свой "альтруистический" интерес к коммунальному хозяйству обозначили крупные промышленные структуры - РАО "ЕЭС России", "Газпром" и еще пять групп, учредивших холдинг "Российские Коммунальные системы" (РКС). Во время своего визита в Красноярск Анатолий Чубайс презентовал красноярской деловой и политической элите этот новый проект. РКС займется оказанием услуг ЖКХ, забрав функции у ныне действующих организаций. Уже отобраны 11 пилотных регионов, в которых в этом году РКС приступит к работе: из сибирских регионов в проекте согласилась участвовать Омская область. Стоит отметить, что в этих субъектах состояние финансовой и технической сферы ЖКХ вполне приемлемое для получения прибыли.

В этом году РКС собирается получить активы жилищно-коммунальной системы на 20,5 млрд. руб. Сначала на правах аренды или траса, затем, скорее всего, они будут выкуплены. И, что более всего вероятно, - просто за долги. Как заявил Чубайс на совещании в Красноярске, жилищно-коммунальные хозяйства по всей стране должны энергетикам около 40 млрд. руб. По имеющимся у нас данным, энергетики подготовили соответствующее предложение губернатору Красноярского края. Однако Александр Хлопонин от участия в коммунальном проекте энергетиков отказался. Среди нескольких возможных причин логично выделяются две. Первая - политическая. Александр Геннадиевич, став одной из крупных фигур "Единой России" (при этом похоже, что эта партия наметила себе если не врага, то оппонента в лице энергетиков), не может позволить, чтобы о нем говорили, как о руководителе, якобы "продавшем народное хозяйство энергетикам". Вторая причина - экономическая. Хлопонин уже не раз заявлял, что в ЖКХ должен прийти малый и средний бизнес. Приход же подобной структуры наоборот приведет к очередной монополизации рынка.

Не успел еще холдинг РКС заработать, как у него уже начинают появляться конкуренты. Концерн Росэнергоатом заявил "Ведомостям" о создании энергосбытовых компаний в 13 регионах. Атомщики претендуют на те же распределительные сети, что и РКС. Пока в Красноярский край, несмотря на то, что у нас два города Росатома (Зеленогорск и Железногорск), насколько нам известно, предложений от атомщиков не поступало. Зато во властных структурах лежит предложение от финансово-промышленной группы "Альфа".

Консорциум "Альфа-групп" уже получил контроль над коммунальным хозяйством нескольких городов. Так, например, губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков отдал "Альфе" коммунальный сектор столицы области, а РКС - 100-тысячного города Балашова. Эксперты RBC были несколько удивлены интересом, проявленным "Альфой" к ЖКХ: "Для них это не очень выгодный объект для вложения, скорее всего, в компании хотят за работать на перепродаже бизнеса".

Суть предложения ФПГ "Альфа" для Красноярска состоит в следующем: встать между энергетиками и потребителями. Все тресты и ПЖРЭТы будут направлять свои финансовые потоки через "Альфу". Таким образом, эта группа станет вторым потребителем энергии после КрАЗа. И вроде как тарифы для такого крупного потребителя должны снизиться. Соответственно и население будет платить меньше. Местным властям такая своеобразная инициатива замыкания финансовых потоков ЖКХ на группе "Альфа", мягко говоря, показалась дранной и совсем не заманчивой. Вот как отреагировал на нее Петр Пимашков на коллегии по ЖКХ: "Меня настораживает то, что представители московских фирм берутся навести порядок в нашем жилищно-коммунальном хозяйстве, в то время как руководство Красноярска только разводит руками". Красноярские руководители, как городские, так и краевые, всерьез начали заниматься этим вопросом. На этой неделе во многих городах края прошли профильные совещания с участием заместителей губернатора, где началось активное обсуждение возможности самостоятельно реформировать жилищно-коммунальную систему края.

КСТАТИ

Во время визита руководителя РАО между ним и властями шел торг из-за теплоэлектроцентралей Красноярска. Чиновники просили Чубайса передать или продать (в зависимости от условий) все три ТЭЦ в муниципальное владение, а взамен были готовы пустить краевой центр хоть первым номером в реформе. Чубайс, не так давно действительно подписавший запрет на передачу профильных предприятий в муниципальную собственность, в достаточно резкой форме потребовал денег, и, как говорят, немалых - до годового дохода каждой станции, а такая сумма исчисляется миллиардами рублей! Стороны переругались и, разъехавшись, уже занялись более привычным делом: публичным выяснением отношений.