Югорский политолог: Послание Медведева существенно отличается от посланий Путина

Ханты-Мансийск, 5 ноября 2008, 20:22 — REGNUM  Политолог Алексей Шипилов считает, что в сравнении с посланиями президента Владимира Путина, где большая роль традиционно отводилась обязательствам государства перед гражданами и внутренней ситуации в России, Дмитрий Медведев в своем послании сосредоточился в большей степени на внешних вызовах и внешней политике. На фоне внешних стратегически-амбициозных конкретных заявлений, предлагаемые внутренние изменения носят характер логической незаконченности в виде полумер. Об этом Шипилов заявил сегодня, 5 ноября, корреспонденту ИА REGNUM.

Большой блок внимания Дмитрия Медведева уделен изменениям в политической системе страны. По словам политолога, предоставление мест партиям, не преодолевшим 7% барьер - это полумера, которая реального результата в плане отстаивания своих интересов в стенах в Государственной Думе этим партиям не даст. "1-2 человека в Думе - это ничто. Это мнение подтвердил председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин, в комментарии для газеты "Коммерсант". Тем не менее, такая полумера интересна, прежде всего, в стратегическом плане. Инициатива нового президента - это его первый шаг к выражению собственного взгляда на внутреннюю политику и "послабления" должны будут развиваться. К примеру, никто не мешает в будущем пойти по пути расширения прав таким "представителям одиночек" или предоставления им определенных льгот. Например, пока непонятно будут ли эти партии пользоваться всеми преференциями наравне с другими партиями, преодолевшими 7% барьер. Если будут, то это реальный шанс усилить свои позиции на местных уровнях власти, так как, например один из множества механизмов "отсева" неугодных кандидатов работает как раз в период выдвижения и регистрации кандидатов, соответственно получение партиями возможности выдвигать своих кандидатов без залогов и подписей, усилит их шансы на прохождение", - уверен Шипилов.

"Полумерой" он также назвал поэтапное снижение количества подписей избирателей для участия в выборах в Госдуму. "Это такая же "полумера", призванная пока только заявить о будущих преобразованиях Медведева. Существующая сегодня система сбора подписей на федеральных выборах действительно практически исключает регистрацию партии по подписям избирателей, - считает Шипилов. - Причина в высокой планке, установленной ЦИК и слишком трудоемкой работе по сбору подписей, а также огромном количестве законодательных "мин-ловушек". В 1993 году партиям требовалось собрать всего 10000 подписей, в 1995 году, на выборах в ГД планку сбора подняли до 200 тыс. подписей. В 1996 году на президентских выборах планка взлетела до 1 млн., полностью трудовые подписи смог осилить только Зюганов. С 2004 года уже двухмиллионный подписной барьер. С 2003-2004 году сбор подписей на федеральном уровне стал превращаться, а с 2006-2007гг окончательно превратился в чисто ритуальную процедуру, выполняющую роль демократической декорации. Помимо двухмиллионного барьера, в законе еще куча законодательных "мин", которые никогда не позволят зарегистрироваться по подписям. Единственно возможная регистрация по подписям существует у фоновой оппозиции, да и то, протекает такая подписная компания явно не в домах избирателей, а попросту допускается рисовка".

Самым отважным шагом нового президента и вместе с тем наиболее серьезным изменением, югорский политолог назвал предложение по продлению сроков полномочий президента России и Государственной думы (шесть и пять лет соответственно). "Инициатива не нова опять-таки, еще перед выборами, Сергей Миронов предлагал продлить сроки президентства до 7 лет, правда, тогда еще партия "Единая Россия" "стояла на страже конституции" и всячески противостояла этому предложению. Теперь инициатива реализуется в урезанном варианте. Реализуется она по нескольким причинам. Во-первых, реальная гарантия того, что Конституция не будет пересматриваться - это личная точка зрения предыдущего президента Владимира Путина. Его уход, а возможно и смена точки зрения, сигнализировал о начале процесса пересмотра Конституции. Сигнала, посланного новым президентом, вполне будет достаточно, чтобы весь этот процесс был запущен в полном объеме. Насколько процесс будет запущен пока этот вопрос остается открытым, видимо изменения будут следовать по ходу развития ситуации во вне", - завил Шипилов.

Политолог уверен, что поправки все будут приняты. "Об этом уже заявил лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов, - отмечает Шипилов. - Предпосылки для принятия подобных изменений также имеются. Ранее на региональном уровне уже эта система была обкатана, когда отменялась норма двух сроков подряд и о количестве лет находящихся у власти губернаторов. Все эти шаги говорят о том, что нет какой-то фундаментальной правовой основы под таким положением. Следовательно, поправки в Конституцию, если просто увеличат срок одного президентского правления, то будут формально законны при соблюдении всех процедур". При этом, по его словам, есть одно правило в цивилизованных государствах: под действующих руководителей, под действующую власть Конституция не меняется. "Иначе говоря, легитимность изменения Конституции под конкретного человека просто ничтожна. То есть если вводить шестилетний срок, то это надо делать только для будущих президентов, но не для нынешнего. Отсюда можно сделать несколько выводов. Либо, постоянно усиливающие "внешние враги" мобилизуют наш народ к соблазну президентской монархии, либо эти нововведения делаются по правилам цивилизованной страны и делаются под нового будущего президента", - подытожил Шипилов.

Напомним, что в послании к Федеральному Собранию президент заявил о необходимости внесения поправок в закон о партиях, предусматривающий ротацию в партийном руководстве. Кроме того, Медведев предложил обсудить возможность поэтапного снижения количества подписей избирателей для участия в выборах в Госдуму, а также гарантировать депутатские места (1-2 мест) партиям, набравшим на выборах от 5% до 7% голосов. Устройство Совета федерации, по мнению президента, также необходимо изменить. "Совет федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных представительными органами власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Так называемый ценз оседлости, предписывающий членам Совета федерации проживать в ранее определенном регионе определенное количество лет, должен быть отменен", - заявил Медведев. Одно из наиболее серьезных изменений, предложенных президентом, касается продления сроков полномочий президента России и Государственной Думы (шесть и пять лет соответственно). "Речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все-таки уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов", - подчеркнул глава государства.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail