В рамках сотрудничества с Информационным порталом Туркменистана, ИА REGNUM публикует статью военного эксперта этого ресурса "Узбекистан - Туркменистан. Вызовы нового времени".

Нарастающий мировой финансовый кризис все более ощутимо проникает во все без исключения сферы общественной жизни населения и таким образом оказывает существенное влияние на социально-политическую и экономическую стабильность большинства государств.

Основную роль в решении вопросов нормализации и стабилизации усугубляющейся кризисной ситуации взяли на себя ведущие мировые державы. Так, 15 ноября 2008 года в Вашингтоне состоится саммит так называемой "20-ки", куда вошли помимо государств-членов экономической "восьмерки" G8 [1] еще 12 стран, включая все страны БРИК [2], а также Аргентину, Австралию, Индонезию, Мексику, Саудовскую Аравию, Турцию, ЮАР и Южную Корею. В самые кратчайшие сроки им предстоит выработать комплекс конкретных безотлагательных мер по спасению мировой экономической системы.

Безусловно, данные мировые процессы не могут не затрагивать и государства Центрально-Азиатского региона. Однако степень влияния экономического кризиса, а также его последствий в немалой степени зависит от политики и конфигурации системы социальной и экономической безопасности, реализуемой руководством каждого из государств в отдельности.

В этой связи следует отметить, что своевременно начавшиеся в Туркменистане по инициативе Президента Г.Бердымухаммедова глубокие структурные преобразования как нельзя кстати приносят свои положительные плоды. Причем это касается как политической, экономической, так и социальной сферы. В стране на 14 декабря назначены первые со времени провозглашения суверенитета в 1991 году действительно демократические парламентские выборы, куда приглашено большое количество международных наблюдателей, как из стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Обращает на себя внимание и то, что в Туркменистане не снижаются темпы жилищного строительства. Более того, различные министерства и ведомства республики финансируют строительство, в том числе и элитного жилья предназначенного для своих сотрудников. Не прекращается программа реконструкции центральной части города Ашхабада, в рамках которой жители устаревшего жилого фонда получают новые благоустроенные квартиры за счет государства. По всей стране открываются новые школы, детские сады.

Активно ведется строительство инфраструктурных объектов. Важными компонентами международной сети транспортных коммуникаций станут скоростная автомобильная магистраль Туркменбаши-Ашхабад-Фараб и железная дорога Ералиево-Туркменбаши-Берекет-Горган, которая обеспечит европейским и азиатским странам выход к портам Персидского залива по кратчайшему маршруту.

Без преувеличения можно сказать, что западные инвесторы имеют огромное желание участвовать в самых разнообразных инвестиционных проектах. Так, в частности, проект создания национальной туристической зоны "АВАЗА" на берегу Каспийского моря и инициатива Президента Г.Бердымухаммедова в рамках этого проекта по созданию свободной экономической зоны привлекли крупнейших международных инвесторов, заинтересованных в миллиардных инвестициях, направленных на строительство суперсовременных гостиниц, детских здравниц, пансионатов и других объектов сферы рекреации и туризма.

В то же время, Туркменистан не может быть не вовлечен в геополитические процессы сопредельных государств и Центрально-Азиатского региона в частности.

Особое внимание в данном контексте необходимо уделить социально-экономическим и политическим процессам, происходящим в Республике Узбекистан, с которой у Туркменистана существует общая граница протяженностью 1800 км. на севере и востоке страны. Более того, эти республики связывают длительные добрососедские отношения и взаимовыгодное сотрудничество, особенно усилившееся в последнее время. Только в ходе последнего визита президента Туркмении Г.Бердымухаммедова в Республику Узбекистан в марте 2008 года были подписаны Соглашение о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса, Соглашение о сотрудничестве в области эксплуатации и проведения ремонтно-восстановительных работ на хозяйственных объектах, расположенных на приграничных территориях государств, Протокол о сотрудничестве между Министерством иностранных дел Туркмении и Министерством иностранных дел Республики Узбекистан, Соглашение о сотрудничестве в области правительственной связи.

Однако настораживает тот факт, что Узбекистан, в некоторой степени, оказался не готов к столь стремительно развивающейся кризисной ситуации. Во многом это обусловлено как внутренним экономическим кризисом, в значительной степени усугубляющем ситуацию, так и неумением договориться с соседними государствами, в частности, в вопросах водно-энергетической безопасности, а также и весьма специфичной политикой Президента И.Каримова относительно стратегии взаимодействия в рамках изменившейся геополитической ситуации.

Политика, проводимая президентом Узбекистана И.Каримовым, в частности, привела к некоторым проблемам в экономической сфере и в первую очередь в сельском хозяйстве.

Особое место в экономике Узбекистана традиционно занимает хлопковая отрасль. Сегодня засевается менее трети от всех земель сельскохозяйственного назначения республики, этот показатель приблизительно соответствует середине 90-х годов, когда под хлопок выделяли только 1,5 миллиона гектаров поливных земель, тогда как десятилетием ранее - 2,2 миллиона. С 1992 года Узбекистан резко сократил посевные площади, отводимые под хлопчатник. Естественно, что сократились и собираемые урожаи. В Узбекистане на выращивании хлопка специализируются 142 района, 278 ширкатных и 88,8 тысяч фермерских хозяйств. По выработке хлопка-волокна Узбекистан занимает 5-6 место в мире. В этом смысле он существенно уступает мировым лидерам - Китаю, перерабатывающему 6,3 миллиона тонн, Индии с 4,6 миллионами тонн и США с 4,5 миллионами тонн.

В сезоне 2007/2008 показатель производства хлопка-сырца в Узбекистане был наивысшим после урожая 1995/1996 года и составлял около 3,7 миллионов тонн, а производство хлопкового волокна достигло 1,2 миллионов тонн. Однако в 2008/2009 году, в связи с неблагоприятными погодными условиями и некоторыми другими обстоятельствами, прогнозируется сокращение урожайности.

Внутренне потребление хлопкового волокна республикой постепенно растет и в настоящее время достигает 260 тысяч тонн в год. На экспорт, предположительно, будет отправлено около 900 тысяч тонн волокна. Так же немаловажно отметить постоянные проблемы с использованием водных ресурсов Узбекистаном, например Китай на выращивание тонны хлопка тратит в шесть раз меньше воды, чем Узбекистан.

Усугубляет данную ситуацию и тот факт, что в связи с использованием детского труда в хлопковом секторе страны некоторые компании отказались от своих контрактов. Так, в апреле - мае 2008 года, несмотря на постоянные обвинения со стороны международной общественности в использовании детского труда в хлопковом секторе страны и категорическое отрицание этого факта со стороны официальных властей, Узбекистан все же ратифицировал Конвенцию Международной Организации Труда 38 (1973 г.) о минимальном возрасте для приема на работу и 182 (1999 г.) о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, и таким образом закрепил собственные обязательства перед международным сообществом, как норму права.

В результате, 30 сентября 2008 года достижения узбекского руководства в реализации прав детей получили "достойное" международное признание. Крупнейшая торговая сеть мира Wal-Mart попросила своих поставщиков не использовать хлопок, поступающий из Узбекистана, до тех пор, пока власти республики не прекратят сгонять детей на уборку хлопка, нарушая тем самым как собственное, так и международное законодательство.

Еще одной немаловажной проблемой сельскохозяйственного сектора республики явились нерешенные вопросы с использованием ресурсов трансграничных рек, что привело к недопоставкам поливной воды этим летом и значительной гибели урожая, в том числе в частных приусадебных хозяйствах, особенно в южных регионах республики.

Вследствие тех или иных причин, резкое обнищание населения, наряду с объективными проблемами развития гражданских прав и свобод, не позволяющих Узбекистану в должной мере интегрироваться с развитыми мировыми державами, а также усиливающиеся радикально-исламистские настроения на юге и возрастающая на этом фоне роль теневой экономики, в первую очередь наркотрафика, способны взорвать социальную стабильность государства. Так, усложняющаяся экономическая ситуация в Узбекистане грозит стремительно перейти в системный кризис, ведущий к серьезным социальным последствиям, и в первую очередь к эскалации напряженности в конфликтогенных регионах республики. Еще свежи воспоминания андижанской трагедии, когда в результате массовых беспорядков в мае 2005 погибло по разным оценкам от 200 до 700 митингующих граждан. Особую проблему в данной связи могут создать традиционно присутствующие в республике радикальные исламистские организации, значимость которых будет возрастать пропорционально усугубляющемуся социально-экономическому и политическому кризису в стране.

В Узбекистане существуют две ключевые потенциально опасные радикально-исламистские экстремистские организации: "Хизб-ут-Тахрир" [3] - суннитская религиозно-политическая организация ("Исламская партия освобождения") - и Исламское движение Узбекистана (ИДУ) [4].

"Хизб-ут-Тахрир" является экстремистской организацией и давно запрещена во всех странах Ближнего Востока, а с 2003 года в России и Германии. Основной целью "хизбуты" провозглашают объединение всех мусульман в едином государстве-халифате и уничтожение государства Израиль. Проповедуя политизированный ислам, они призывают к гражданскому неповиновению, разжиганию религиозного фанатизма. Группировка имеет тесные контакты с экстремистскими группировками "Братья-мусульмане" и "Хезбаллах", а также движением ИДУ. Численность вооруженных формирований, по некоторым оценкам, только в Центральной Азии составляет около 7000 человек. Большинство представителей организации - этнические узбеки, однако постепенно увеличивается количество лиц кыргызской национальности. Особую известность организация приобрела в 1999 году после того, как ее активисты совершили покушение на президента Узбекистана И.Каримова. В настоящее время "Хизб-ут-Тахрир" имеет региональные отделения в Андижанской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областях.

Не менее серьезную угрозу представляет основанная в 1996 году радикально-исламистская организация Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Госдепартамент США относит ИДУ к одной из наиболее опасных международных террористических организаций. Ее основной целью является свержение светских режимов в государствах Центральной Азии и создание исламского халифата, который должен включать населенные мусульманами государства этого региона. Ядром будущего халифата, по мнению руководителей движения, должна стать Ферганская долина, в которой исламисты имеют наиболее сильные позиции. Вооруженная деятельность ИДУ направлена против светского режима Узбекистана, а также против соседнего Кыргызстана. В августе 1999 г. ИДУ объявила джихад правительству Узбекистана, развернув партизанские боевые действия на узбекской и сопредельной кыргызской территории. Боевиками ИДУ проведен ряд терактов в Ташкенте в 1999 году, в 2004 году, а также организованы две партизанские кампании: осенью 1999 и осенью 2000 года. По разным оценкам организация насчитывает от 2000 до 5500 вооруженных боевиков. Этнический состав - узбеки (в основном уроженцы Ферганской долины), таджики, киргизы, уйгуры, татары, башкиры, представители народов Северного Кавказа. Часть боевиков прошла боевую подготовку в УЦ ВФ Хаттаба в Чечне и принимала участие в боевых действиях в составе отряда "Узбекский фронт", другие группы (до 1,500 чел.) подготовлены в УЦ Badr-2 (Кандагар, Мазари-Шариф), Сейидабад, Кундуз, Кандагар, Гури-Мар, Алиабад, Горгана, Бандари-Чархоб на территории Афганистана.

Узбекистан является стратегической целью деятельности ИДУ, на территории которого исламисты намереваются создать государство исламского типа.

Все это не может не настораживать ближайших соседей Узбекистана, а также все мировое сообщество. Однако, остается надеяться, что восточная мудрость руководства республики Узбекистан поможет предотвратить нарастающие угрозы и выйти достойно из сложившейся ситуации.

Список ссылок:

[1] В G8 входят США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Италия, Канада и Россия

[2] БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай

[3] Точное полное название "Хизб ат-Тахрир аль-Ислами"

[4] Другие наименования - Исламское движение освобождения Узбекистана, Партия исламского возрождения / освобождения Узбекистана (Hezbi Tahrir Islami).