"Майендорфский прорыв" остудит пыл "воинственных апшеронских политиков": мнение

Баку, 4 ноября 2008, 01:32 — REGNUM  2 ноября 2008 года в подмосковной резиденции президента России Дмитрия Медведева - замке Майендорф - состоялось подписание Декларации Азербайджана, Армении и России по Нагорному Карабаху. "Ознакомившись с текстом Декларации можно констатировать непреложный факт: после прекращения боевых действий в зоне конфликта за последние 14 лет впервые подписан документ президентами Армении и Азербайджана. Вчитываясь в каждый пункт Декларации, невольно приходит на память известное высказывание классика: краткость - сестра таланта", - заявил в интервью ИА REGNUM председатель партии "Национальное Единение" Арташес Гегамян.

"В течение последних месяцев армянская общественность начиталась разного рода заклинаний на тему "продажи Арцаха", сумасбродных высказываний о выталкивании России на обочину переговорного процесса по вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, о предстоящей главенствующей посреднической миссии Турции и пр. Настораживающе звучали и публичные сомнения аккредитованных в Армении высокопоставленных дипломатических чинов, как ни странно из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ, на счет чуть ли несостоятельности формата МГ ОБСЕ... Словом, пессимистических прогнозов - полон рот", - продолжил политик.

Говоря о сути принятого документа, Гегамян отметил несколько пунктов:

"Первое. Россия, в лице президента Дмитрия Медведева, вновь подтвердила свою решимость добиваться урегулирования любого конфликта в регионе Южного Кавказа исключительно политическими мирными путями на основе принципов международного права. Думается, что этот основополагающий принцип, заложенный в принятой Декларации, остудит пыл воинственных апшеронских политиков, которые в последние годы не перестают в разы наращивать свой военный бюджет, и внесет существенные коррективы в идеологическую основу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, сводящуюся к воинствующей риторике.

Второе. Урегулирование конфликта на основе принципов международного права, безусловно, предполагает, что главенствующая роль будет отводиться основополагающему праву: праву человека на жизнь. Напомним, что право на жизнь - это фундаментальный принцип, заложенный в основу Декларации ООН 1970 года о принципах международного права, в дальнейшем закрепленный в Хельсинском заключительном акте СБСЕ 1975 года. Здесь стоит упомянуть, что в отношении принципа территориальной целостности в Декларации 1970 года подчеркивается, что государство (в нашем случае Азербайджан) обладает территориальной целостностью, если оно соблюдает права народов, проживающих на этой территории, не предпринимает действий, нарушающих эти права. Руководители же Азербайджана неоднократно предпринимали попытки вооруженным путем подчинить себе Нагорный Карабах, всячески ограничивали и дискриминировали армянское население, вплоть до массовых убийств - будь то в Карабахе или в Азербайджане (Сумгаитская, Бакинская, Кировобадская погромы).

Третье. Участие сопредседателей Минской группы ОБСЕ на церемонии подписания Декларации поставило жирную точку над разного рода конъюнктурными спекуляциями о скорой "кончине" Минской группы. Теперь стало ясно, что муссируемые слухи "о ее смерти", сильно преувеличены. Немаловажным и символическим одновременно явилось проявление доброй воли со стороны России, которая стала не только инициатором саммита глав Армении и Азербайджана, но и привлекла в завершающей стадии, подписании итогового документа, переговорного процесса сопредседателей Франции и США, подтвердив тем самым свою приверженность к выстраиванию новой архитектуры международных отношений, принципиальные подходы которой были заложены в выступлении президента РФ на Конференции по мировой политике в г. Эвиане 8 октября т.г. В частности, выполнение Декларации по Нагорному Карабаху основывается на гарантии недопустимости применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях, обеспечении гарантии равной безопасности. Подход, заявленный Дмитрием Медведевым в Эвиане. Пригласив же французских и американских сопредседателей в Москву, президент России на практике подтвердил свою приверженность им же озвученной в Эвиане другой идее о том, что: "Ни одно государство и ни одна международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе. В полной мере это относится и к России".

Четвертое. Принятие Декларации, думается, успокоит притязания на право быть носителем истины в последней инстанции тех из доморощенных политиков, которые последние два месяца пугали наших сограждан страшилками о якобы непосредственном вовлечении Турции в посредническую миссию по урегулированию конфликта со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями, вплоть до возобновления военных действий. Минская группа ОБСЕ, как было заявлено в Майендорфе, продолжает оставаться главным легитимным посредником в переговорном процессе.

Пятое. Для армянской дипломатии пятый пункт Декларации (Поощрение создания условий для реализации мер по укреплению доверия) открывает широкое поле для деятельности. Бесспорно, что укрепление мер доверия предполагает во-первых, сведение к минимуму информационной войны, развязанной Азербайджаном против Армении, во-вторых, разблокирование границ Армении как с Турцией, так и с Азербайджаном. И неслучайно, что, представляя Декларацию, президент России Дмитрий Медведев зачитал: "Президенты Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации заявляют, пункт первый, что будут способствовать оздоровлению ситуации в Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых в этих рамках решений и документов, что создаст благоприятные условия для экономического развития и всестороннего сотрудничества в регионе". И теперь, когда Декларация подписана президентами, думается, что и странам Евросоюза и той же Турции, естественно, и США (как сопредседателю Минской группы ОБСЕ), открываются широкие возможности для тщательного мониторинга за выполнением сторонами конфликта данного обязательства.

Шестое. Второй пункт принятой Декларации (Дальнейшая разработка основных принципов политического урегулирования) со всей очевидностью показывает, что никаких муссируемых в аодовской прессе (АОД - Армянское общенациональное движение - экс-правящая партия Армении - ред.) трех, разных вариантов (американского, евросоюзовского и российского) урегулирования нагорно-карабахского конфликта не было, а был всего лишь переговорный процесс, который после Майендорфской Декларации вывел переговаривающиеся стороны на более высокий уровень сотрудничества, открывающий путь для окончательного урегулирования этой одной из самых сложных геополитических проблем, образовавшихся в результате распада СССР".

"Осмысливая итоги "Майендорфского прорыва", невольно вспоминается прекрасный фильм нашей молодости: "Верьте мне люди". То ли блистательная игра Кирилла Лаврова, то ли затаенное в нас желание в наш век двойных стандартов и большой, разжиженной в нефти, лжи поверить, что 2 ноября 2008 года в Майендорфском замке был заложен надежный фундамент процветания для народов многострадального региона Южного Кавказа. Теперь, когда Декларация уже получила путевку в жизнь, на память приходят выступления последних лет президентов России, Азербайджана и Армении. Россия, со дня установления перемирия в регионе, осталась верна своей принципиальной позиции, вновь подтвержденной и 2 ноября, а именно: позиция России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, заключается в ненавязывании участникам каких-либо рецептов извне. При этом принципиальный подход России, который исходит из того, что главная ответственность за окончательный выбор должна лежать на самих азербайджанцах и армянах, неизменен. Это, конечно, обнадеживает. Вспомним также, что азербайджанский лидер с первого же дня отправления своих президентских полномочий придерживался исключительно воинственной риторики, при этом всячески умалял роль Минской группы ОБСЕ, и в своих заявлениях уповал лишь на военный путь решения конфликта. К нашему удовлетворению подобный дух, присущий руководству Азербайджана, напрочь отсутствует в принятой Декларации. Президент Армении также остался верен своим подходам к нагорно-карабахскому мирному урегулированию, которые базировались на принципах и нормах международного права. При внимательном ознакомлении можно заметить, что предложения президента Армении, озвученные недавно, на 63-ей Генеральной Ассамблее ООН, нашли свое отражение в Декларации Азербайджана, Армении и России по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Констатация этого факта может и мелочь, а все-таки приятно", - отмечает в своем комментарии Арташес Гегамян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.