Письмо Прокурору Самарской области Ефремову А. Ф.

25 сентября 2001 г. состоялось очередное заседание Самарской Губернской Думы (СГД), на котором рассматривался проект Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г.".

Указанный законопроект поступил в СГД с нарушением требований действующего законодательства. В соответствии со ст. 21 Регламента СГД Председатель Думы представляет депутатам документы и материалы к заседанию не позднее, чем за 5 дней до начала голосования. Однако приложение № 9 к проекту Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г." (расходы целевого бюджетного дорожного фонда), являющееся его неотъемлемой частью в соответствии со ст. 18 законопроекта, в день голосования предоставлено депутатам не было. Кроме того, в нарушение требования п.2 ст.34 Закона Самарской области №57-ГД от 30.07.01 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области", в соответствии с которой одновременно с проектом Закона Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год Губернатор Самарской области вносит на рассмотрение СГД проекты законов Самарской области о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, проект Закона Самарской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2002 г." в СГД внесен не был.

Рассмотрение проекта Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г." на заседании СГД также было проведено с нарушением ряда норм действующего законодательства.

В процессе обсуждения проекта Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г." сформировалось два предложения по порядку дальнейшей работы:

предложение комитетов СГД - рекомендовать Думе принять проект Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г." в первом чтении и создать для его доработки согласительную комиссию;

предложение депутата Лиманского Г. С. - доклад руководителя Департамента финансов Администрации Самарской области Иванова П. А. по проекту бюджета Самарской области на 2002 г. принять к сведению, проект Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г." в первом чтении не принимать. Данное предложение с уточненной формулировкой было поддержано депутатом Казаковым Н. Ю.

Председательствующий в соответствии с Регламентом СГД объявил голосование по вопросу о принятии в первом чтении Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г.". Результаты проведенного голосования были следующими: присутствуют - 20, за - 11, против - 7, воздержалось - 0, не голосовало - 2.

В соответствии с п.2 ст.21 Закона Самарской области №38-ГД от 12.10.00 "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области" и п.2 ст. 39 Регламента СГД Законы Самарской области принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов (13 голосов). Таким образом, Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г." в первом чтении был не принят, о чем и объявил Председательствующий.

Решение об отмене, также как и решение об одобрении Закона Самарской у области принимается Думой большинством голосов от числа избранных депутатов (п.2 ст.21 Закона Самарской области №38-ГД от 12.10.00 "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области", п.2 ст.39 Регламента СГД). Следовательно, инициированная депутатом Дьяченко О. Б. отмена результатов первоначального голосования, а фактически отмена принятого СГД решения об отклонении проекта Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г.", по результатам голосования (присутствуют - 18, за - 11, против - 6, воздержалось - 1, не голосовало - 0) не произошла. Данный факт был подтвержден Председательствующим.

Однако по инициативе заместителя Председателя СГД Дуровой Л. И. вопрос об отмене результатов первоначального голосования был неправомерно отнесен в разряд процедурных, решение по которым (п.З ст.39 Регламента СГД) принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (11 голосов). Необходимо отметить, что отмена ранее принятого решения, либо отмена результатов голосования не относятся к процедурным вопросам, исчерпывающий перечень которых приведен в п.З ст. 39 Регламента СГД. В данном случае была нарушена также ст.40 Регламента СГД, в соответствии с которой Председательствующий перед началом голосования должен сообщить, каким большинством голосов может быть принято решение по данному вопросу.

Законных оснований для удовлетворения предложения депутата Дьяченко О. Б. о проведении открытого голосования не было, тем не менее, данный возрос был поставлен на голосование.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Регламента СГД вопрос об изменении способа голосования является процедурным, соответственно для его принятия необходимо большинство голосов от числа присутствующих депутатов (11 голосов).

Результаты голосования по изменению способа голосования были следующими: присутствуют - 19, за - 10, против - 7, воздержалось - 1, не голосовало - 1.

Председательствующий заявил о том, что решение не проходит. Однако, в связи с тем, что количество присутствующих фактически (20) и количество проголосовавших (19) не совпало, руководитель Аппарата Администрации Самарской области Савельев С. Н. объявил о неисправности аппаратуры для голосования, а депутат Дьяченко О. Б. поддержал данное заявление. Председательствующий в нарушение Регламента СГД (п. 3 ст. 39) предложил проголосовать "руками в открытую". В ходе процесса голосования Председательствующим было объявлено, что решение прошло и за него проголосовало 14 депутатов. Количество депутатов, проголосовавших "против", воздержавшихся от голосования или не проголосовавших в нарушение п.2 ст. 41 Регламента СГД Председательствующим объявлено не было.

В соответствии со ст. 7 Закона Самарской области №28-ГД от 07.07.00 "О нормативных правовых актах Самарской области" Закон Самарской области - это нормативный правовой акт, принятый в соответствии с установленной процедурой Самарской Губернской Думой. Порядок принятия Закона Самарской области установлен Регламентом Самарской Губернской Думы, требования которого при принятии в первом чтении проекта Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г." были неоднократно нарушены.

Из вышеизложенного следует, что Самарская Губернская Дума отклонила в первом чтении проект Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002г." в соответствии с установленной процедурой. Данное решение СГД не было ни отменено, ни изменено в установленном законом порядке (в соответствии с п.2 ст.21 Закона Самарской области №38-ГД от 12.10.00 "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области" и п.2 ст. 39 Регламента СГД Законы Самарской области принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов (13 голосов). Проведенное переголосование, повлекшее принятие в первом чтении проекта Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002 г.", было незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1, 9, ч.З ст. 22 ФЗ №2202-1 от 17.01.92 г. "О прокуратуре Российской Федерации",

ПРОШУ:

Опротестовать Постановление Самарской Губернской Думы №234 от25.09.01 г. о принятии проекта Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2002г." в первом чтении, как незаконное.

Депутаты Самарской Губернской Думы

Н. А. Боброва, В. В. Козленков, Г. С. Лиманский.