15 апреля в Москве состоялась пресс-конференция соучредителя СП "Маритал" господина Джанфранко Боджино "Можно ли доверять России? Хроника умышленного банкротства". Предлагаем вашему вниманию два отчета о пресс-конференции: информационно-аналитического управления администрации Президента РМЭ и итальянских организаторов мероприятия.

Марийская сторона

15 апреля в гостинице "Мариотт-Гранд" (г.Москва) состоялась пресс-конференция итальянского предпринимателя, соучредителя СП "Маритал" Джанфранко Боджино. В качестве темы пресс-конференции было заявлено: "Можно ли доверять России? Хроника умышленного банкротства".

В очередной раз без предъявления конкретных фактов республика была обвинена в ухудшении показателей СП "Маритал". Возможным поводом для этой публичной акции послужил тот факт, что территориальный орган федеральной службы финансового оздоровления, несостоятельности и банкротства 19 марта 2003 года обнародовал свое заключение по данному предприятию. В заключении указаны действия итальянского предпринимателя, в которых ФСФО РФ в РМЭ усматривает признаки преднамеренного банкротства СП "Маритал". Об истинном положении дел на предприятии участники пресс-конференции могли узнать у министра государственного имущества РМЭ Дмитрия Турчина и депутата Госдумы Сергея Житинкина, которые приняли в ней участие и ответили на интересующие вопросы.

Итальянская сторона

15 апреля в Москве состоялась пресс-конференция на тему "Хроника умышленного банкротства" или "Как разоряют инвесторов", которую провел итальянский предприниматель г-н Джанфранко Боджино.

В январе 1990 г. итальянский предприниматель г-н Боджино представлял на выставке "Консумэкспо" в Москве изделия своей фирмы "Bogino Gianfranco" - дубленки и изделия из кожи. Там ему поступило предложение от представителей Марийской Автономной Советской Социалистической Республики: создать совместное предприятие по выделке овчины и пошиву одежды из нее на базе шубной фабрики экспериментально-промышленного комплекса "Марийский" (ЭПК). Г-н Боджино посетил шубную фабрику в г. Йошкар-Ола для ознакомления с производством. Как выяснилось, ЭПК "Марийский" на тот момент был абсолютно не конкурентоспособным из-за устаревшего оборудования, отсутствия хорошего сырья и современных технологий выделки шкур, недостаточной квалификации специалистов в этой области.

5 апреля 1990 г. было подписано первое соглашение о создании пробного советско-итальянского совместного предприятия "Маритал" с равными долями: 50% у фирмы "Боджино Джанфранко" и 50% у ЭПК "Марийский".

Г-н Боджино во время переговоров поставил условия, необходимые для начала успешной работы совместного предприятия, однако советская сторона не выполнила достигнутых договоренностей по реализации проекта. В связи с этим осенью 1990 года г-н Боджино был вынужден отказаться от сотрудничества и вернуться в Италию.

В декабре 1990 года директор ЭПК Евгений Юферев вместе с главным инженером приехали в Италию просить г-на Боджино вернуться в СССР, пообещав ему выполнить все достигнутые ранее соглашения и договоренности, на что г-н Боджино согласился и, вернувшись, приступил к работе. Но уже в начале 1992 г. он был вынужден обратиться в Прокуратуру Республики Марий Эл и Высший арбитражный суд РСФСР с заявлениями о признании недействительными учредительных документов и решения о создании совместного предприятия "Маритал", а также и ликвидации предприятия.

Дело в том, что члены трудового коллектива ЭПК "Марийский" (около 500 человек) неожиданно заявили о своих притязаниях на это предприятие, которое они хотели взять в аренду еще в 1989 году. На самом деле арендное предприятие трудовым коллективом создано не было. Из-за правовой неразберихи Министерство финансов СССР в 1990 году отказало в регистрации учредительных документов совместного предприятия "Маритал". Сомнению подверглась правомочность подписания документов от имени советской стороны директором ЭПК "Марийский" Евгением Юферевым. В результате возникли запутанные юридические проблемы с регистрацией и деятельностью совместного предприятия, в которое уже было вложено много времени, сил и средств.

Наконец, 3 июля 1991 года Министерство финансов РСФСР зарегистрировало совместное предприятие "Маритал", а 22 мая 1992 года Арбитражный суд Республики Марий Эл признал сделку по выкупу ЭПК "Марийский" трудовым коллективом недействительной. Высший арбитражный суд РСФСР, подтвердив это решение, признал Госкомимущество Республики Марий Эл партнером фирмы "Bogino Gianfranco" с российской стороны. Совместное предприятие из-за бюрократических проволочек и юридических коллизий начало свою производственную деятельность лишь в марте 1991 года.

Г-н Боджино привез в Йошкар-Олу шесть специалистов своей фирмы по выделке легкого велюра и пошиву современных моделей из него; специалисты обучили персонал фабрики технологиям. Начало работы было удачным, и вскоре было принято решение о расширении его деятельности за счет включения в совместное советско-итальянское предприятие "Маритал" ЭПК "Марийский" в полном объеме. В соглашение от 5 апреля 1990 года и устав советско-итальянского совместного предприятия "Маритал" были внесены изменения. Доли в уставном фонде фабрики распределились так: 33% у итальянской стороны и 67% у российского партнера в лице Госкомимущества Республики Марий Эл. В марте 1993 года, в связи с решениями судов и изменениями в действующем законодательстве, были внесены очередные коррективы в учредительные документы Фабрики, которую перерегистрировали в товарищество с ограниченной ответственностью "Маритал" (ТОО "Маритал").

Таким образом, за полтора года работы в России г-н Боджино систематически сталкивался с большими проблемами, возникающими по вине российской стороны. Впоследствии Джанфранко Боджино понял, что директор ЭПК "Марийский" Евгений Юферев с самого начала стремился получив импортные технологии, освоить их, а затем избавиться от иностранного партнера; со своей же стороны г-н Боджино сдержал данные им обещания. Модели с этикеткой СП "Маритал" успешно завоевывали российский рынок.

В условиях жесткой конкуренции, для дальнейшего развития предприятия и выхода на мировой рынок фабрике потребовались новые, весьма дорогостоящие технологии, внедрение которых не было предусмотрено договорами о создании совместного предприятия. В связи с отсутствием у СП "Маритал" свободных средств для приобретения этих технологий, г-н Боджино предложил поставить и запустить их за свой счет, а также постоянно совершенствовать внедренные технологии. Российская сторона согласилась с предложением г-на Боджино и компенсировала расходы партнера, засчитав стоимость внедрения технологий и новых моделей продукции в счет увеличения доли итальянской стороны. В результате достигнутых договоренностей 20 октября 1993 года был подписан протокол о внесении изменений в статьи соглашения от 5 апреля 1990 года и устава по распределению долей участников ТОО "Маритал", согласно которому доли участников стали равными - по 50 %. Эти изменения были внесены в учредительные документы и в Государственный реестр.

После успешного начала работы государство как бизнес-партнер практически самоустранилось от участия в судьбе предприятия. За эти годы в правлении совместного предприятия "Маритал" от Госкомимущества Республики Марий Эл сменилось шесть человек, представлявших различные министерства и ведомства, и в течение 11 лет г-н Боджино управлял совместным проектом фактически в одиночку. Документально подтверждено, что его инвестиции в бизнес в виде оборудования, денежных средств и технологий были оценены в 11 млн. долларов США. Внедренные новые технологии позволили совместному предприятию совершить рывок и удачно вписаться в рынок. Все эти годы СП "Маритал" выигрывало тендеры на государственные заказы фирменной спецодежды Государственного таможенного комитета РФ (ГТК). Российско-итальянское предприятие получило статус "Лидер российской экономики".

В 1999 году изделия фабрики вошли в список "100 лучших товаров России". Благодаря постоянному поиску г-ном Боджино потенциальных заказов за границей, "Маритал" получил и успешно выполнил первые заказы от ведущих фирм и домов моды, таких как "ROBERTO CAVALLI", "GIORGIO ARMANI", "DAINESE". Фабрика обеспечивала стабильной работой более 600 жителей Республики Марий Эл. За эти годы сменилось три руководителя республики (Владислав Зотин, Вячеслав Кислицын и ныне действующий Леонид Маркелов), которые использовали успехи фабрики для поднятия своего имиджа. В 1996 году за постоянные закупки некачественного сырья и другие нарушения, нанесшие серьезный экономический ущерб совместному предприятию, директор Е. Юферев был уволен по статье 234 КЗОТ РСФСР. Несмотря на многочисленные трудности и экономические потрясения, включая дефолт августа 1998 года, фабрика устояла и постепенно снова начала набирать обороты; оправившись от дефолта уже в 2000 году, она сумела заплатить в бюджет все начисленные налоги на сумму 5 350 000 рублей. Для обеспечения круглогодичной загрузки мощностей фабрики необходимо было развивать новые направления деятельности и привлекать дополнительные инвестиции. Весной 2001 года Джанфранко Боджино под личные гарантии удалось найти потенциальных инвесторов, которые согласились вложить в совместное предприятие необходимые средства для внедрения новых проекты, обеспечивающих предприятие заказами круглый год.

Однако в июле 2001 года руководитель Территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению в Республике Марий Эл Сергей Зефиров неожиданно начал процедуру банкротства СП "Маритал". Основанием послужили формальные признаки, указанные в Законе о банкротстве - просрочка на три месяца недоимки на сумму 3,2 млн. рублей. Реальных причин для начала "оздоровления" фабрики не было никаких. Готовой продукции на складе к этому времени было запасено на общую сумму около 12 млн. рублей. Тем не менее, Сергей Зефиров, в нарушение положений Закона о банкротстве, не пожелал обратить на них взыскание.

Достаточно было продать один из филиалов совместного предприятия или магазин в престижном районе, чтобы снять вопрос о недоимке. Со своим партнером - Министерством по управлению государственным имуществом Республики Марий Эл (руководитель Дмитрий Турчин) - для срочного решения возникших вопросов г-н Боджино искал встречи почти 2 месяца. Требовались совместные действия и решения учредителей, но представители государства от встречи с г-ном Боджино сознательно уклонялись. 29 августа 2001 года Арбитражный суд Республики Марий Эл в лице судьи Людмилы Скочиловой, проигнорировав то, что заявление о банкротстве подал не простой кредитор, а государственный орган и против предприятия, в котором доля Республики - 50%, неправомерно ввел процедуру банкротства предприятия.

Во втором полугодии 2001 года Джанфранко Боджино, для того чтобы исправить ситуацию и не допустить банкротства Фабрики, в экстренном порядке пригласил частного инвестора из России. Инвестор погасил большую часть недоимки, причём все действия были тщательно согласованы с временным управляющим от ФСФО и с налоговыми службами Республики. В результате согласия всех сторон принять в бюджет Марий Эл платеж по такой схеме, за фабрику было внесено 2 млн. рублей. Платеж подтвержден банковскими документами и налоговыми органами. В перспективе ожидалось погашение оставшейся части недоимки, поскольку инвестор был готов внести за фабрику до 3 млн. рублей. Таким образом, были созданы объективные предпосылки для выхода фабрики из процедуры банкротства и начала нормальной работы. Но власти, в частности ТО ФСФО по Марий Эл, сознательно проигнорировали возможность вывода СП "Маритал" из процедуры банкротства. Инвестор, став кредитором СП "Маритал", получил право голоса на собрании кредиторов и, оценив перспективы предприятия, резко выступил против банкротства и кандидатуры внешнего управляющего представленного ТО ФСФО по Марий Эл. Им была поддержана кандидатура, предложенная Государственным таможенным комитетом РФ. Менеджмент ФСФО и налоговая инспекция, поняв, что создана ситуация способствующая выходу фабрики из процедуры банкротства, изменили свою позицию. Без обращения в суд управляющий вычеркивает инвестора из числа кредиторов. Налоговая инспекция сообщает, что она не признает платеж в 2 млн. руб., который уже был зачислен во все бюджетные и внебюджетные фонды, и фабрика по-прежнему должна эти деньги в бюджет. Пени и штрафы возросли, но внесенные деньги не были возвращены инвестору.

В прошлом году г-н Боджино совместно с другими конкурсными кредиторами продолжили бороться за свои права и сохранение предприятия. Они принияли участие более чем в 40 заседаниях судов в Республике Марий Эл и собраниях кредиторов. Противники банкротства обошли все возможные инстанции, включая Генеральную Прокуратуру, Правительство, Администрацию Президента России, Государственную Думу РФ. С момента начала процедуры "оздоровления" прошло уже около двух лет. За это время сменилось 5 арбитражных управляющих, каждый из которых назначался по рекомендации руководства ФСФО по РМЭ и лично Сергеем Зефировым. При этом ни один из управляющих не имел ни реального бизнес-плана, ни предложений по инвестициям.

Последствия такой политики очевидны: утеряны все связи с поставщиками сырья, оборвались контакты с ГТК РФ, с известными ведущими европейскими фирмами, сотрудничество с которыми могло вывести СП "Маритал" на международный уровень. Дорогостоящее кожевенное оборудование приходит в негодность. Лучшие специалисты, обучение которых стоило денег и времени, остались без работы или перешли к конкурентам. Недоимка по состоянию на апрель 2003 года составила 15 млн. руб., общая задолженность - более 23 млн. руб., а начинали процедуру "оздоровления" с 3,2 млн. руб. недоимки.

Изучив состояние предприятия, аудиторы констатировали его крах. Их обоснования таковы: предприятие на момент введения процедуры банкротства относилось ко второй группе инвестиционной привлекательности, что отмечено в отчете аудиторской проверки за 1995-2001 год от 19 апреля 2002 года фирмы ООО "Илло-Аудит". У предприятия второй группы платежеспособность и финансовая устойчивость в целом находится на приемлемом уровне. Предприятие имеет удовлетворительный уровень доходности.

На конец 2002 года предприятие относится к четвертой группе инвестиционной привлекательности. Предприятие 4 группы находится в глубоком финансовом кризисе, размер кредиторской задолженности велик, и оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение и рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на лучшее. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения ситуации, даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности, невысока.

Признано, что все арбитражные управляющие работали крайне неэффективно. В результате на 1 января 2003 года предприятие уже не способно самостоятельно, без финансовых вложений, налаженных поставок сырья и постоянных потребителей готовой продукции, вести производственный процесс без опытных кадров. Таким образом, поднять на сегодняшний день фабрику, которая за полтора года в условиях жесткой конкуренции отстала на несколько лет и задолжала огромные суммы, для итальянского бизнесмена практически нереально: для этого требуются лишком большие капиталовложения, время и силы.

Но в России существует "Закон об иностранных инвестициях", предусматривающий защиту иностранных предпринимателей; кроме того, есть международные суды в Страсбурге по правам человека и Высший Арбитражный суд в Стокгольме. Итальянский бизнесмен, приехавший в Марий Эл по приглашению российской стороны и вложивший 11 лет жизни и инвестиции в становление предприятия, которое все эти годы находилось и платило налоги на территории России, намерен довести это дело до конца. В связи со всем вышесказанным возникает вопрос, кто же будет оплачивать итальянскому совладельцу понесенный ущерб: Правительство Марий Эл или федеральные власти. Возмещать же ущерб придётся, так как дело уже получило международный резонанс. Итальянские предприниматели в России объединились в защиту Джанфранко Боджино, так как справедливое решение этого вопроса и наказание виновных в разрушении бизнеса и причинении убытков их соотечественнику послужит реальной гарантией защиты инвестиций каждого из них в России. По этой проблеме ими готовятся обращения к Президенту России Владимиру Путину, Президенту Совета Министров Италии Сильвио Берлускони и Председателю Европейского Совета Романо Проди.