30 октября в правительстве Республики Алтай состоялось заседание комиссии по организации государственного природного заповедника федерального значения на территории Кош-Агачского района. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе республиканского правительства, в заседании приняли участие руководитель Федерального ведомства по охране природы (BfN) Германии Беате Ессель, представители министерства природных ресурсов России во главе с заместителем директора департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды Амирхана Амирханова, а также представители научного сообщества и представители общественных организаций, в том числе Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Представители Германии, с которой у России существует соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, прибыли на Алтай для того, чтобы изучить ход реализации проекта создания трансграничной биосферной территории "Алтай" на стыке Казахстана, Монголии, Китая и России. Инициатором создания такой трансграничной территории еще в 1992 году выступило BfN.

Беате Ессель, выступая на заседании в Горно-Алтайске, "отметила красоту пейзажей Горного Алтая" и подчеркнула, что в Германии заинтересованы в реализации проекта по созданию трансграничной биосферной территории на стыке границ четырех государств. "Если пилотный проект создания на Алтае биосферного резервата осуществится, он станет примером гармоничного сосуществования людей и природы, гармоничного развития культуры, станет полезным опытом как в плане охраны уникальной территории, так и в плане изучения адаптации к климату", - сказала она.

Одним из мероприятий, направленных на реализацию этого экологического проекта, ранее называлось создание Сайлюгемского заповедника. Однако, как сообщил на заседании замминистра природных ресурсов Республики Алтай Василий Манышев, изучение общественного мнения жителей Кош-Агачского района, где должен был располагаться новый заповедник, показало, что местные жители высказались против создания на территории района государственного природного заповедника.

Такая позиция местного населения связана с тем, что строгий режим заповедника может создать проблемы для традиционного животноводства, которым занимается большинство здешних жителей. Кроме того, практически 45% предполагаемой площади заповедника приходится на земли сельхозназначения, являющиеся паевой собственностью местных жителей. Вместе с тем участники обсуждения единогласно высказались и поддержали идею создания на территории района национального парка, поскольку его режим позволит решать не только природоохранные, научные и эколого-просветительские задачи, но и будет способствовать социально-экономическому развитию района через создание дополнительных рабочих мест, развитие традиционных форм хозяйственной деятельности и организованного туризма.

Природный парк предполагается разместить на двух участках. Общая площадь предполагаемой особо охраняемой природной территории составит около 90-100 тыс. га, из них на кластер "Аргут" на территории Шавлинского заказника будет приходиться около 80 тыс. га, на кластер "Сайлюгем" (на Сайлюгемском хребте на границе с Монголией) - около 19 тыс. га. Ранее речь шла о предполагаемой площади около 117 тыс. га.

Представители республиканских властей на совещании подчеркнули, что Сайлюгемский природный парк станет на территории республики последней созданной особо охраняемой природной территорией, поскольку различные ООПТ и так занимают более 25% всей площади региона. WWF выразил готовность поддержать создание природного парка на Сайлюгеме финансово. После завершения законодательного оформления ООПТ будут выделены финансовые средства для создания необходимой инфраструктуры и решения организационных вопросов. На эти цели может быть выделено до 3 млн евро.

Впрочем, как стало понятно на заседании, незначительные размеры площадей (всего 19 тыс. га), которые планируется отдать под территорию парка непосредственно на государственной границе, гостей все же разочаровали. Представитель Геблеровского экологического общества (общественная организация из Алтайского края), в частности, в своем выступлении призвал пересмотреть границы парка с привлечением специалистов. Недовольными размерами площадей и их расположением остались и представители BfN.

Стоит отметить, что планы экологов встречают в соседнем Алтайском крае неизменную поддержку и одобрение. Так, сегодня, 31 октября, Беате Ессель и другие члены немецкой делегации, уже в Барнауле проведут семинар на той же проблематике - создания приграничных ООПТ на Алтае. Как сообщает "Банкфакс", на семинаре планируется обсудить результаты проведенных исследований трансграничных территорий Алтая, особенности реализации идеологии устойчивого развития и применения методологии ландшафтного планирования в современных условиях Казахстана, Китая, Монголии и России. "Основное внимание будет уделено возможностям применения методов ландшафтного планирования при реализации крупных хозяйственных проектов в горных регионах с высоким экологическим статусом", - говорится в сообщении.

Необходимо отметить, что формально концепция трансграничной биосферной территории на территории Алтайской горной системы, куда вошли бы территории Республики Алтай (Россия), Баян-Ульгийского аймака (Монголия), Алтайского округа Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай), Катон-Карагайского и Маркакольского районов (Казахстан), была одобрена на совещании представителей названных стран и регионов в Урумчи в 2004 году. Разработка концепции велась при финансовой поддержке правительства Германии.

Однако на деле власти, например, Республики Алтай, не проявляют энтузиазма по вопросу создания очередной особо охраняемой природной территории в регионе. Так, в начале февраля этого года вице-спикер Госсобрания Республики Алтай Николай Тайтаков заявил, что власти Горного Алтая против создания Сайлюгемского заповедника. За хозяйственной риторикой - дескать, местные жители негативно воспримут изменение форм хозяйствования на землях предполагаемого заповедника - скрываются, видимо, и более глубокие мотивы. Власти поняли, что природоохранные игры уже привели и еще могут привести к ограничению реализации государственной политики России. В данном случае речь идет о реализации одного из геополитических и энергетических проектов страны - строительства газопровода "Алтай", по которому газ с месторождений Западной Сибири планируется поставлять в северо-западный Китай.

Суть этих "природоохранных игр", имеющих серьезные геополитические последствия, в свое время описывал начальник охотуправления Республики Алтай Виктор Каймин. Он утверждал, что проекты, реализуемые международными природоохранными фондами, могут быть использованы спецслужбами иностранных государств в ущерб интересам России, а в перспективе будут одним из основных препятствий в выполнении Стратегии развития Сибири. "С начала 90-х годов под флагом международных природоохранных фондов велась работа по постепенному тотальному закрытию наших границ с Казахстаном, Монголией и особенно с Китаем путем создания сети особо охраняемых природных территорий, - писал Каймин в 2006 году в алтайской газете "Постскриптум". - Новоявленные "любители природы" пользовались тем, что население Горного Алтая всегда относилось очень благосклонно к сохранению природы. Почему фонды стремились к тому, чтобы создавать заповедники? Почему они настаивали на передаче значительной части наших земель под эгиду ЮНЕСКО? По закону заповедники - это территории, где запрещена всякая хозяйственная деятельность; это, кроме того, территории, где нельзя находиться даже местному населению. Зарубежные "друзья природы" дают деньги только на организацию особо охраняемых природных территорий, а после этого все расходы ложатся дополнительным бременем на российский бюджет. С участием иностранцев из социально-экономического оборота в России выводится огромная территория, которую мы охраняем сами от себя. Несмотря на кажущееся различие, такие организации как ЮНЕСКО, WWF, фонд "Алтай - XXI век" и ПРООН единодушны в том, чтобы создать заповедную зону на границе с Китаем, чтобы не допустить возможного строительства газопровода. По их планам, надо создать на территории Алтая в приграничной зоне еще один заповедник - Сайлюгемский - вдоль границы с Монголией и Китаем. О развитии республики после этого можно будет забыть. Реальных программ по развитию биоразнообразия в ООПТ все эти фонды не предложили, в лучшем случае выделяются мизерные суммы на исследования туристско-экскурсионного характера. Цель такого рода организаций - провести мониторинг на всех приграничных территориях, а потом действовать в интересах стран, которые создают и финансируют их. Не допустить Россию с ее мощнейшими запасами нефти и газа на Восток, задержать развитие гидроэнергетики, освоение месторождений природных ископаемых - вот основная цель западных стран, финансирующих природоохранные фонды".

Нельзя не отметить, что в конце 90-х "друзьям природы" отчасти удалось удовлетворить свои интересы: в 1998 году плоскогорье Укок, расположенное в Республике Алтай на стыке границ России, Монголии, Китая и Казахстана (здесь проходит самый западный участок российско-китайской границы протяженностью 55 км), было внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Тогда внимание этой международной организации очень польстило и местному населению, и местным властям, которые, в числе прочего, надеялись и на получение финансовой помощи на решение локальных проблем (денег, конечно же, регион не получил). На территории Укока по инициативе природоохранных организаций был создан природный парк.

Последствия этого шага дали вскоре о себе знать. Когда в 2000 году власти республики поддержали инициативу строительства прямой автомагистрали из Новосибирска в китайский Урумчи, их сразу же стали "тыкать носом" в особый статус плато Укок. Экологи развернули масштабную кампанию против хозяйственного освоения западного участка российско-китайской границы: в ход шли публикации в местной и центральной печати, организация сбора подписей, проведение пикетов в разных регионах страны. Бывший в то время главой Республики Алтай Семен Зубакин отмечал, что действия экологов четко скоординированы, что говорит о едином центре руководства, казалось бы, разобщенными группами протестантов. Однажды Зубакин заявил, что за действиями экологов стоят спецслужбы Германии. "Есть политические интересы Германии, Японии, США, которые выражаются в том, чтобы строительство дороги в Китай у нас не состоялось", - говорил Зубакин в 2001 году. О том, что западные державы не заинтересованы в развитии российско-китайских отношений и препятствуют в том числе реализации российско-китайских проектов на Алтае, заявлял и нынешний глава региона Александр Бердников, и полпред президента в Сибири Анатолий Квашнин, и многие другие политики.

Видимо, экологи понимали, что развитие политической конъюнктуры в России может пойти по невыгодному для них тренду - а именно по пути активного экономического и индустриального развития, в период которого государство предпочтет экономическую целесообразность проектов, а не их экологическую составляющую (ярким примером такого подхода сегодня является Китай). В этом случае наличие объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и природного парка вряд ли послужит для властей основанием для отказа от каких-либо экономических проектов. В этой связи было необходимо создать более мощный заслон на пути в Китай - заповедник. Собственно, в связи с этим и возникла инициатива создания Сайлюгемского заповедника.

Еще в советские годы Горный Алтай имел достаточно важное военно-стратегическое значение для СССР, поскольку граничил с северо-западными районами Монголии и Китая. Алтай служил перевалочной базой для доставки в Монголию военной техники, которая использовалась для укрепления рубежей МНР с КНР. Некоторые аналитики считают, что Монголия рассматривалась СССР как некая "буферная зона" между Советским Союзом и Китаем, отношения которых были длительное время достаточно напряженными.

В советскую эпоху основная инфраструктура приграничных отношений с северо-западным Китаем находилась в Казахской, Киргизской и Таджикской ССР, которые имели более 2 тыс. километров границы с китайским Синьцзяном. В те времена это был самый западный участок советско-китайской границы. В этих масштабах 54 км границы, которые проходили в Горно-Алтайской автономной области, не имели существенного значения. Здесь располагались лишь военные пограничные объекты, о развитии другой инфраструктуры речи не шло. Это было обусловлено не только сложным рельефом, но и тем обстоятельством, что в 260 километрах юго-западнее в Казахстане были более удобные в ландшафтном плане и традиционные коммуникации. Например, там заканчивается дорога M38 "Омск - Павлодар - Семипалатинск - Майкапчигай", а со стороны Китая начиналась дорога из поселка Чимунай вглубь Синьцзяна. Чуть дальше, в районе так называемых Джунгарских ворот, располагается железнодорожный переход Дружба (Достык) - Алашанькоу. Железная дорога до Дружбы была долгое время основным железнодорожным путем из СССР в Китай.

После распада СССР у правопреемницы этой страны - России - в качестве самого западного отрезка российско-китайской границы остался лишь только участок протяженностью 54,57 км в Республике Алтай (далее на восток следует 3 484,9 км российско-монгольской границы, и лишь затем - на Дальнем Востоке - самый протяженный (4 195,22 км) участок границы с Китаем).

В первые годы существования Российской Федерации этому, в силу обилия других неотложных задач, не придавалось особенного значения. В то же время государства, замеченные в осуществлении "гуманитарной интервенции", осознали возросшую геополитическую роль Горного Алтая практически сразу. Позже, тем более учитывая все более возрастающий уровень взаимодействиях РФ и КНР, российские власти также обратили внимание на Горный Алтай как возможный и естественный коридор налаживания сотрудничества с Китаем. В условиях конкурентной борьбы между среднеазиатскими и европейские государствами за доступ на стремительно растущий китайский рынок Россия сочла нецелесообразным держать "алтайские ворота" закрытыми.

Сначала появился проект строительства здесь автомобильной дороги в Китай, от которого российские власти вскоре из-за давления экологов отказались (при этом нужно отметить, что Китай до сих пор настаивает на строительстве дороги). В 2006 году президент России Владимир Путин поддержал обсуждавшуюся ранее инициативу строительства через западный участок российско-китайской границы газопровода в КНР. В Пекине было подписано соглашение о строительстве газопровода "Алтай". Это событие вызвало волну протестов со стороны экологов, однако на этот раз российские власти не пошли у них на поводу. Несмотря на сложности в переговорах по цене газа, стороны до сих пор заявляют о намерении построить газопровод.