Молдавский эксперт: Бэсеску озвучивает стремление Запада упразднить ОБСЕ как отжившую структуру

Гагра, 24 октября 2008, 17:03 — REGNUM  "Траян Бэсеску - это хитроумный политик-популист, а его заявления могут быть рассмотрены с нескольких точек зрения", - заявил 23 октября молдавский политолог, руководитель Социал-демократического института Молдавии Богда Цырдя, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM последние заявления президента Румынии по приднестровской проблематике.

По мнению эксперта, относиться к словам Бэсеску можно двояко. "С одной стороны, Румынию охватила предвыборная лихорадка, и любые инициативы по отношению к Молдавии (Бессарабии) дают Бэсеску очевидные преимущества перед конкурентами. Поэтому неудивительно, что в его речах и заявлениях очень много нереальных, а иногда и просто противоречивых элементов, которые вызывают как минимум недоумение. К примеру, инициатива о федерализации Молдавии изначально исходила от США и ОБСЕ, при согласии ЕС. Или, например, мысль Бэсеску о том, что участие России и ОБСЕ недостаточно для поддержания мира в регионе и пришло время для ЕС включиться в процесс приднестровского урегулирования, что звучит странно даже для обывателя. А что ЕС разве не участвует в роли наблюдателя в переговорном формате? А разве ОБСЕ, которая является посредником в переговорах, не выражает интересы США и ЕС одновременно? Ведь председателем миссии ОБСЕ никогда не был россиянин или армянин, а только представители США. Разве есть у ЕС положительный опыт разрешения замороженных конфликтов? Косово является ярким примером, доказывающим как раз обратное. К тому же вся Европа сама кровоточит язвами конфликтов: Север Италии, Страна Басков, Шотландия, Северный Кипр, Корсика, Бельгия, Трансильвания и так далее. И разве непонятно что Совбез ООН уже не в состоянии отменить или повлиять на факт признания независимости Косово и Южной Осетии и Абхазии? Не означает ли это что ОБСЕ нужно упразднить как отжившую структуру?", - задается вопросами Цырдя.

"И тут появляется вторая составляющая декларации - интересы США и ЕС, - продолжает политолог. - Как мы предполагали ранее, Бэсеску является "рупором" Белого Дома в регионе. То есть, роль Бэсеску состоит в зондировании общественного мнения, а также вбросе определенных идеологических установок в регионе".

По словам Цырди, после 1991 года, с развалом СССР, международное положение в мире и баланс сил резко изменился. "Запад уверен, что в его пользу. При этом ОБСЕ является структурой, которая с 1975 года закрепляла две вещи: верховенство прав человека и незыблемость существующих в Европе границ. Но ведь после 1991 границы изменились. Югославию "поделили", Германию объединили, чуть было не разделили Румынию. Передел границ начался и в пространстве бывшего СССР. Поэтому, ОБСЕ невыгодна Западу, так как она поневоле, формально, но все же является гарантом определенной нерушимости границ, территориальной целостности государств. И это лишает действия многих западных стран (и не только) легитимности. ОБСЕ мешает, так как выражает, по мнению ястребов, "интересы России" и способна лишь "замораживать" конфликты. А их пора "разморозить", как это произошло на Кавказе. Это позволит Западу в кризисных ситуациях "признавать" некоторые государства, к примеру, из состава Российской Федерации или Китая, лишить Россию механизмов влияния через ОБСЕ, делегитимизировать присутствие российского военного контингента как выразителя воли Совбеза, и так далее. Если проще, критикуя ОБСЕ и ООН, мы критикуем Россию как миротворца, требуем других структур, в которых Россия уже не будет представлена", - отметил эксперт.

"Следовательно, некоторые акторы Запада желают играть на пространстве СНГ по новым правилам, и значительно жестче. Примером служит пограничная миссия EUBAM, провозглашенная со стороны ЕС без учета мнения России, "блокада" Приднестровья, попытки изменения формата миротворческих сил в Молдавии и попытки ЕС навязаться в качестве миротворца в зоне грузино-осетинского конфликта. Негатив, однако, в другом. Участники "большой игры" увы, все больше обеспокоены своими интересами, и все меньше интересами Молдавии и Приднестровья", - подвел итог Богдан Цырдя.

Как сообщало ИА REGNUM, 23 октября на конференции представителей региональных отделений Фонда Конрада Аденауэра на тему "Безопасность в регионе Черного моря" в румынском городе Констанца румынский президент Траян Бэсеску заявил, что федерализация Молдавии не может быть решением приднестровской проблемы. "Федерализация Молдавии, предлагавшаяся отвергнутым Кишиневом в 2003 году Меморандумом Козака и реанимированная ныне некоторыми русофильскими СМИ - это не решение. Несмотря на целый ряд проблем, с которыми сталкивается Молдавия при решении приднестровского вопроса, федерализация - не решение, и этот вариант не может быть принят, в первую очередь, Евросоюзом", - считает Бэсеску. Румынский лидер также заявил, что ЕС может предоставить альтернативу вывозу российских боеприпасов из Приднестровья, о невозможности которого заявляют российские власти - это уничтожение этих боеприпасов на месте. "Это предложение также может быть фактором давления на Российскую Федерацию, чтобы вынудить ее вывезти вооружения из Приднестровья. Это не враждебность по отношению к Российской Федерации, а всего лишь прагматический подход", - полагает Бэсеску. Кроме того, он высказался за изменение состава миротворческих сил в зоне конфликта. "Россия, несомненно, сыграла определенную роль в этом процессе, но ясно, что ее участия недостаточно для поддержания мира в регионе. Если международные механизмы, такие как ОБСЕ, не могут контролировать ситуацию должным образом, значит пришло время для других международных и региональных организаций включиться в процесс приднестровского урегулирования, например, ЕС", - заявил глава румынского государства.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail